Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
30 июня 2004 г. Дело N А51-5205/2004-33-147
Арбитражный суд Приморского края установил:
Общество с ограниченной ответственностью "В." (далее по тексту - "заявитель", "налогоплательщик") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока N 11/811-ДСП от 30.03.2004 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам выездной налоговой проверки полностью.
На удовлетворении требований заявитель настаивал в полном объеме, полагая, что у заявителя в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 не возникает обязанность восстановить к уплате в бюджет за 4 квартал 2002 г. НДС в сумме 410366 руб., предъявленный к вычету из бюджета ранее, в периодах приобретения ТМЦ, не реализованных по состоянию на 01.01.2003.
Представители налогового органа против требований заявителя возражали, сославшись на п. 2 ст. 346.11, п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 170 НК РФ и пояснив, что заявитель обязан восстановить НДС к уплате в бюджет, так как при переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения и уплату единого налога он не является плательщиком НДС, в связи с чем реализованные после 01.01.2003 товарно-материальные ценности, числившиеся на остатках, не будут участвовать в осуществлении операций, подлежащих обложению НДС.
Резолютивная часть решения была изготовлена и оглашена судом в судебном заседании 31.05.2004, изготовление решения в полном объеме откладывалось судом на основании ст. 176 АПК РФ.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
В течение 2001 - 2002 гг. заявителем были приобретены, оприходованы и оплачены товарно-материальные ценности - материалы, запчасти и т.д. (далее по тексту - "ТМЦ"), с учетом реализации части которых по состоянию на 01.01.2003 у заявителя числились на остатках ТМЦ на общую сумму 2167730,38 руб. (без НДС), что соответствует сведениям Главной книги за 2002 г. по счетам 10.4 и 41.
При этом в 4 квартале 2002 г. заявителем были приобретены ТМЦ, операции о приобретении которых в полном объеме подтверждены представленными в материалы дела счетами-фактурами и платежными документами об их оплате, и полностью нашли свое отражение в Книге покупок за 2002 г. Сумма НДС по приобретенным ТМЦ, предъявленная заявителю его поставщиками и полностью оплаченная им в составе стоимости товаров, заявлена налогоплательщиком в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2002 г., представленной в ИМНС 16.01.2003.
С 01.01.2003 заявитель перешел на уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, что подтверждается уведомлением ИМНС от 31.12.2002 б/н "О возможности применения упрощенной системы налогообложения" и налоговой декларацией по единому налогу за 1 квартал 2003 г., представленными заявителем.
Налоговый орган, проведя в период с 22.01.04 по 17.02.04 выездную налоговую проверку по вопросу восстановления сумм НДС, включенных ранее в налоговые вычеты, по остаткам товарно-материальных ценностей на 01.01.2003, установил, что заявитель, перейдя с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС, в связи с чем неправомерно, в нарушение п. 2 ст. 171 НК РФ, по строке 11 декларации по НДС за 4 кв. 2002 г. занизил (не отразил) налог в сумме 410366 руб., включенный ранее в налоговые вычеты, но подлежащий восстановлению по ТМЦ, приобретенным и оприходованным до 01.01.2003, но подлежащим реализации и использованию после 01.01.2003, то есть при осуществлении деятельности, не подлежащей обложению НДС.
Данные обстоятельства отражены ИМНС в акте проверки N 11/618 от 15.03.2004, рассмотрев который, а также акт возражений, представленный налогоплательщиком, налоговый орган 30 марта 2004 г. принял решение N 11/811-ДСП о доначислении сумм НДС в размере 410366 руб. и пени в размере 98238 руб., а также о привлечении заявителя к налоговой ответственности за неуплату НДС по основаниям п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 82073 руб.
Не согласившись с указанным решением ИМНС, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.
Рассмотрев требования заявителя, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Как установлено судом, сумма НДС за 4 квартал 2002 г. была исчислена инспекцией в ходе проверки как произведение ставки налога на стоимость товарных остатков на конец 2002 г.
Суд не может согласиться с выводом налогового органа о необходимости восстановления к уплате в бюджет тех сумм НДС, которые были предъявлены налогоплательщику его поставщиками при приобретении ТМЦ в 2001 - 2002 гг. и включены им в состав налоговых вычетов ранее, до перехода на упрощенную систему налогообложения, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в установленном порядке.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Как установлено судом, заявитель применяет упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003.
В силу п. 1 ст. 173 части 2 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ. Пункт 1 ст. 166 НК РФ предусматривает, что общая сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, которая в силу п. 1 ст. 154 НК РФ определяется как стоимость товаров (работ, услуг) с учетом акцизов и без включения НДС и налога с продаж.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо при ввозе товаров на таможенную территорию, в отношении товаров, приобретаемых для осуществления деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога; вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств и (или) нематериальных активов, указанные в пункте 2 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов (абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ).
Следовательно, законодательство об НДС для использования права на вычеты предусматривает следующие условия:
- НДС предъявлен налогоплательщику покупателем при приобретении товаров (работ, услуг) либо основных средств (нематериальных активов),
- НДС уплачен налогоплательщиком покупателю в составе стоимости товара (работы, услуги) либо основных средств (нематериальных активов) независимо от учетной политики налогоплательщика,
- материальные ресурсы (товары, работы, услуги, основные средства, нематериальные активы) должны быть приобретены для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, либо для перепродажи, а основные средства (нематериальные активы) должны быть введены в эксплуатацию,
- наличие соответствующих первичных расчетных (счетов-фактур) и платежных (банковских, кассовых) документов, в которых НДС выделен отдельной строкой.
При этом глава 21 Налогового кодекса РФ для использования налогоплательщиком права на вычеты не предусматривают такое условие, как использование товаров (основных средств) для осуществления деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, только в том отчетном периоде, в котором они были приобретены, оприходованы и введены в эксплуатацию, и в котором НДС по ним был включен в состав налоговых вычетов.
Учитывая изложенное, суд полагает, что заявитель правомерно в 2001 г. и в 2002 г., в том числе и в 4 квартале 2002 г., воспользовался правом на налоговые вычеты по НДС в виде сумм налога, предъявленных ему поставщиками при приобретении товара (основных средств), используемого заявителем при осуществлении деятельности, поскольку заявителем соблюдены все необходимые условия:
- - заявитель в 2001 - 2002 гг. являлся плательщиком НДС, осуществлял операции облагаемые НДС, исчислял общие суммы налога и представлял в налоговый орган налоговые декларации по НДС, что подтверждается материалами дела и не опровергается сторонами;
- - при приобретении ТМЦ НДС предъявлялся заявителю продавцами и оплачивался им в установленном порядке, расчетные и платежные документы оформлены надлежащим образом, НДС выделен отдельной строкой, что также подтверждается материалами проверки, имевшимися в деле, претензий у налогового органа к заявителю в данной части нет;
- - приобретенные ТМЦ оприходованы заявителем в бухгалтерском учете, о чем свидетельствуют выкопировки из Главной книги за 2001 г. и 2002 г., Журналы-ордеры N 6 за 2001 г. и 2002 г., имеющиеся в материалах дела;
- - данные ТМЦ использовались заявителем в производственной деятельности.
Как установлено судом путем систематического толкования норм пп. 1 п. 2 и п. 3 ст. 170 НК РФ, в случае принятия к вычету (возмещению) сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им поставщикам по операциям, не подлежащим налогообложению (освобожденным от налогообложения) по основаниям п. п. 1 - 3 ст. 149 НК РФ, которые подлежат учету в стоимости соответствующих товаров, такие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
Однако ссылку налогового органа на эти нормы суд не принимает как необоснованную, поскольку товары приобретались заявителем и НДС по ним предъявлялся к вычету в 2001 г. и в 2002 г., в том числе в 4 кв. 2002 г., то есть в тех периодах, когда заявитель являлся плательщиком НДС и не осуществлял операции, освобожденные от НДС, а с 01.01.2003, когда заявитель перестал, по мнению налогового органа, быть плательщиком НДС, налоговые вычеты по НДС им к вычету из бюджета не предъявлялись.
Иной порядок исчисления и уплаты НДС (восстановления к уплате в бюджет НДС, ранее предъявленного к возмещению из бюджета) в случае перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения законодательством об НДС, действующим в 2001 - 2002 гг. (глава 21 НК РФ), не предусмотрен.
При этом ссылка налогового органа на пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ не принимается судом и по тем основаниям, что данный пункт устанавливает обязанность налогоплательщиков учесть в составе стоимости соответствующих товаров тот НДС, который был предъявлен поставщиками и уплачен им по ТМЦ, используемым в производстве или реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению либо освобождены от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ.
Как установлено судом, услуги, оказываемые заявителем, облагаются НДС и не были освобождены от обложения НДС по основаниями ст. 149 НК РФ.
Пунктом 8 ст. 145 НК РФ суд также не вправе руководствоваться в настоящем деле, поскольку данный пункт регламентирует обязанности налогоплательщиков при освобождении их от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС, а не при переходе на упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, суд не может согласиться с мнением налогового органа о том, что с 01.01.2003 при переходе заявителя на упрощенную систему налогообложения операции по производству и реализации товаров, работ, услуг, осуществляемые заявителем с использованием спорных ТМЦ, не подлежат обложению (освобождены от обложения) налогом на добавленную стоимость.
Как указано выше, в силу п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения и уплата организацией единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, предусматривает замену уплаты совокупности налогов за тот же период: налога на прибыль организаций, НДС, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Таким образом, заявитель по-прежнему является плательщиком НДС, но в составе сумм единого налога, и "упрощение" налогообложения сводится к тому, что налогоплательщик не исчисляет отдельно и не уплачивает поименованные налоги, а также не представляет налоговым органам отдельные налоговые декларации по тем же налогам (налогу на прибыль, НДС, налогу с продаж, налогу на имущество и ЕСН).
В связи с этим НДС, предъявленный заявителю продавцами ТМЦ и возмещенный им из бюджета ранее, до перехода на уплату единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не должен восстанавливаться налогоплательщиком к уплате в бюджет, и в стоимости ТМЦ учитываться также не должен.
Поскольку заявитель в принципе правомерно предъявил в 2001 - 2002 гг., в том числе в 4 квартале 2002 г., НДС по приобретенным ценностям к вычету из общих сумм налога, действия налогового органа по доначислению НДС в сумме 410366 руб. за 4 квартал 2002 г. неправомерны.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о неправомерности решения N 11/811-ДСП как в части доначисления НДС в размере 410366 руб., так и в части соответствующих ему и производных от него пени в сумме 98238 руб. и санкций в сумме 82073руб.
Сумма госпошлины подлежит возврату из бюджета заявителю в соответствии со ст. ст. 104, 110 АПК РФ, пп. 6 п. 4 ст. 6 Закона РФ "О государственной пошлине".
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201, 110 АПК РФ, суд
Признать недействительным решение ИМНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока N 11811-ДСП от 30 марта 2004 г. "О привлечении налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" как не соответствующее Налоговому кодексу РФ.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Возвратить ООО "В." из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, уплаченную по платежному поручению N 65 от 26.03.2004 через ОАО "Дальневосточный банк" г. Владивостока.
Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 30.06.2004, 31.05.2004 ПО ДЕЛУ N А51-5205/2004-33-147
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
30 июня 2004 г. Дело N А51-5205/2004-33-147
Арбитражный суд Приморского края установил:
Общество с ограниченной ответственностью "В." (далее по тексту - "заявитель", "налогоплательщик") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения ИМНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока N 11/811-ДСП от 30.03.2004 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам выездной налоговой проверки полностью.
На удовлетворении требований заявитель настаивал в полном объеме, полагая, что у заявителя в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 не возникает обязанность восстановить к уплате в бюджет за 4 квартал 2002 г. НДС в сумме 410366 руб., предъявленный к вычету из бюджета ранее, в периодах приобретения ТМЦ, не реализованных по состоянию на 01.01.2003.
Представители налогового органа против требований заявителя возражали, сославшись на п. 2 ст. 346.11, п. 2 ст. 171, п. 3 ст. 170 НК РФ и пояснив, что заявитель обязан восстановить НДС к уплате в бюджет, так как при переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения и уплату единого налога он не является плательщиком НДС, в связи с чем реализованные после 01.01.2003 товарно-материальные ценности, числившиеся на остатках, не будут участвовать в осуществлении операций, подлежащих обложению НДС.
Резолютивная часть решения была изготовлена и оглашена судом в судебном заседании 31.05.2004, изготовление решения в полном объеме откладывалось судом на основании ст. 176 АПК РФ.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.
В течение 2001 - 2002 гг. заявителем были приобретены, оприходованы и оплачены товарно-материальные ценности - материалы, запчасти и т.д. (далее по тексту - "ТМЦ"), с учетом реализации части которых по состоянию на 01.01.2003 у заявителя числились на остатках ТМЦ на общую сумму 2167730,38 руб. (без НДС), что соответствует сведениям Главной книги за 2002 г. по счетам 10.4 и 41.
При этом в 4 квартале 2002 г. заявителем были приобретены ТМЦ, операции о приобретении которых в полном объеме подтверждены представленными в материалы дела счетами-фактурами и платежными документами об их оплате, и полностью нашли свое отражение в Книге покупок за 2002 г. Сумма НДС по приобретенным ТМЦ, предъявленная заявителю его поставщиками и полностью оплаченная им в составе стоимости товаров, заявлена налогоплательщиком в налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2002 г., представленной в ИМНС 16.01.2003.
С 01.01.2003 заявитель перешел на уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, что подтверждается уведомлением ИМНС от 31.12.2002 б/н "О возможности применения упрощенной системы налогообложения" и налоговой декларацией по единому налогу за 1 квартал 2003 г., представленными заявителем.
Налоговый орган, проведя в период с 22.01.04 по 17.02.04 выездную налоговую проверку по вопросу восстановления сумм НДС, включенных ранее в налоговые вычеты, по остаткам товарно-материальных ценностей на 01.01.2003, установил, что заявитель, перейдя с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС, в связи с чем неправомерно, в нарушение п. 2 ст. 171 НК РФ, по строке 11 декларации по НДС за 4 кв. 2002 г. занизил (не отразил) налог в сумме 410366 руб., включенный ранее в налоговые вычеты, но подлежащий восстановлению по ТМЦ, приобретенным и оприходованным до 01.01.2003, но подлежащим реализации и использованию после 01.01.2003, то есть при осуществлении деятельности, не подлежащей обложению НДС.
Данные обстоятельства отражены ИМНС в акте проверки N 11/618 от 15.03.2004, рассмотрев который, а также акт возражений, представленный налогоплательщиком, налоговый орган 30 марта 2004 г. принял решение N 11/811-ДСП о доначислении сумм НДС в размере 410366 руб. и пени в размере 98238 руб., а также о привлечении заявителя к налоговой ответственности за неуплату НДС по основаниям п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 82073 руб.
Не согласившись с указанным решением ИМНС, заявитель обратился в суд с заявлением о признании его недействительным.
Рассмотрев требования заявителя, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Как установлено судом, сумма НДС за 4 квартал 2002 г. была исчислена инспекцией в ходе проверки как произведение ставки налога на стоимость товарных остатков на конец 2002 г.
Суд не может согласиться с выводом налогового органа о необходимости восстановления к уплате в бюджет тех сумм НДС, которые были предъявлены налогоплательщику его поставщиками при приобретении ТМЦ в 2001 - 2002 гг. и включены им в состав налоговых вычетов ранее, до перехода на упрощенную систему налогообложения, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в установленном порядке.
Применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
Как установлено судом, заявитель применяет упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003.
В силу п. 1 ст. 173 части 2 НК РФ сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со ст. 166 НК РФ. Пункт 1 ст. 166 НК РФ предусматривает, что общая сумма налога при определении налоговой базы исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, которая в силу п. 1 ст. 154 НК РФ определяется как стоимость товаров (работ, услуг) с учетом акцизов и без включения НДС и налога с продаж.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога на суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо при ввозе товаров на таможенную территорию, в отношении товаров, приобретаемых для осуществления деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога; вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, после принятия на учет указанных товаров и при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств и (или) нематериальных активов, указанные в пункте 2 статьи 171 НК РФ, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов (абз. 3 п. 1 ст. 172 НК РФ).
Следовательно, законодательство об НДС для использования права на вычеты предусматривает следующие условия:
- НДС предъявлен налогоплательщику покупателем при приобретении товаров (работ, услуг) либо основных средств (нематериальных активов),
- НДС уплачен налогоплательщиком покупателю в составе стоимости товара (работы, услуги) либо основных средств (нематериальных активов) независимо от учетной политики налогоплательщика,
- материальные ресурсы (товары, работы, услуги, основные средства, нематериальные активы) должны быть приобретены для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, либо для перепродажи, а основные средства (нематериальные активы) должны быть введены в эксплуатацию,
- наличие соответствующих первичных расчетных (счетов-фактур) и платежных (банковских, кассовых) документов, в которых НДС выделен отдельной строкой.
При этом глава 21 Налогового кодекса РФ для использования налогоплательщиком права на вычеты не предусматривают такое условие, как использование товаров (основных средств) для осуществления деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, только в том отчетном периоде, в котором они были приобретены, оприходованы и введены в эксплуатацию, и в котором НДС по ним был включен в состав налоговых вычетов.
Учитывая изложенное, суд полагает, что заявитель правомерно в 2001 г. и в 2002 г., в том числе и в 4 квартале 2002 г., воспользовался правом на налоговые вычеты по НДС в виде сумм налога, предъявленных ему поставщиками при приобретении товара (основных средств), используемого заявителем при осуществлении деятельности, поскольку заявителем соблюдены все необходимые условия:
- - заявитель в 2001 - 2002 гг. являлся плательщиком НДС, осуществлял операции облагаемые НДС, исчислял общие суммы налога и представлял в налоговый орган налоговые декларации по НДС, что подтверждается материалами дела и не опровергается сторонами;
- - при приобретении ТМЦ НДС предъявлялся заявителю продавцами и оплачивался им в установленном порядке, расчетные и платежные документы оформлены надлежащим образом, НДС выделен отдельной строкой, что также подтверждается материалами проверки, имевшимися в деле, претензий у налогового органа к заявителю в данной части нет;
- - приобретенные ТМЦ оприходованы заявителем в бухгалтерском учете, о чем свидетельствуют выкопировки из Главной книги за 2001 г. и 2002 г., Журналы-ордеры N 6 за 2001 г. и 2002 г., имеющиеся в материалах дела;
- - данные ТМЦ использовались заявителем в производственной деятельности.
Как установлено судом путем систематического толкования норм пп. 1 п. 2 и п. 3 ст. 170 НК РФ, в случае принятия к вычету (возмещению) сумм налога, предъявленных налогоплательщику и уплаченных им поставщикам по операциям, не подлежащим налогообложению (освобожденным от налогообложения) по основаниям п. п. 1 - 3 ст. 149 НК РФ, которые подлежат учету в стоимости соответствующих товаров, такие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
Однако ссылку налогового органа на эти нормы суд не принимает как необоснованную, поскольку товары приобретались заявителем и НДС по ним предъявлялся к вычету в 2001 г. и в 2002 г., в том числе в 4 кв. 2002 г., то есть в тех периодах, когда заявитель являлся плательщиком НДС и не осуществлял операции, освобожденные от НДС, а с 01.01.2003, когда заявитель перестал, по мнению налогового органа, быть плательщиком НДС, налоговые вычеты по НДС им к вычету из бюджета не предъявлялись.
Иной порядок исчисления и уплаты НДС (восстановления к уплате в бюджет НДС, ранее предъявленного к возмещению из бюджета) в случае перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения законодательством об НДС, действующим в 2001 - 2002 гг. (глава 21 НК РФ), не предусмотрен.
При этом ссылка налогового органа на пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ не принимается судом и по тем основаниям, что данный пункт устанавливает обязанность налогоплательщиков учесть в составе стоимости соответствующих товаров тот НДС, который был предъявлен поставщиками и уплачен им по ТМЦ, используемым в производстве или реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению либо освобождены от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ.
Как установлено судом, услуги, оказываемые заявителем, облагаются НДС и не были освобождены от обложения НДС по основаниями ст. 149 НК РФ.
Пунктом 8 ст. 145 НК РФ суд также не вправе руководствоваться в настоящем деле, поскольку данный пункт регламентирует обязанности налогоплательщиков при освобождении их от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС, а не при переходе на упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, суд не может согласиться с мнением налогового органа о том, что с 01.01.2003 при переходе заявителя на упрощенную систему налогообложения операции по производству и реализации товаров, работ, услуг, осуществляемые заявителем с использованием спорных ТМЦ, не подлежат обложению (освобождены от обложения) налогом на добавленную стоимость.
Как указано выше, в силу п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения и уплата организацией единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, предусматривает замену уплаты совокупности налогов за тот же период: налога на прибыль организаций, НДС, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога.
Таким образом, заявитель по-прежнему является плательщиком НДС, но в составе сумм единого налога, и "упрощение" налогообложения сводится к тому, что налогоплательщик не исчисляет отдельно и не уплачивает поименованные налоги, а также не представляет налоговым органам отдельные налоговые декларации по тем же налогам (налогу на прибыль, НДС, налогу с продаж, налогу на имущество и ЕСН).
В связи с этим НДС, предъявленный заявителю продавцами ТМЦ и возмещенный им из бюджета ранее, до перехода на уплату единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения, не должен восстанавливаться налогоплательщиком к уплате в бюджет, и в стоимости ТМЦ учитываться также не должен.
Поскольку заявитель в принципе правомерно предъявил в 2001 - 2002 гг., в том числе в 4 квартале 2002 г., НДС по приобретенным ценностям к вычету из общих сумм налога, действия налогового органа по доначислению НДС в сумме 410366 руб. за 4 квартал 2002 г. неправомерны.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о неправомерности решения N 11/811-ДСП как в части доначисления НДС в размере 410366 руб., так и в части соответствующих ему и производных от него пени в сумме 98238 руб. и санкций в сумме 82073руб.
Сумма госпошлины подлежит возврату из бюджета заявителю в соответствии со ст. ст. 104, 110 АПК РФ, пп. 6 п. 4 ст. 6 Закона РФ "О государственной пошлине".
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 201, 110 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение ИМНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока N 11811-ДСП от 30 марта 2004 г. "О привлечении налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" как не соответствующее Налоговому кодексу РФ.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Возвратить ООО "В." из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 (одна тысяча) рублей, уплаченную по платежному поручению N 65 от 26.03.2004 через ОАО "Дальневосточный банк" г. Владивостока.
Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)