Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 30 июля 2004 года Дело N А44-968/04-С14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А., при участии в судебном заседании от федерального государственного унитарного предприятия "123 Авиационный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации консультанта Фомина В.Е. (доверенность от 11.02.2004), юрисконсульта Дмитриева С.А. (доверенность от 20.01.2003 N 1/77), рассмотрев 27.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.04.2004 по делу N А44-968/04-С14 (судья Янчикова Н.В.),
Федеральное государственное унитарное предприятие "123 Авиационный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Завод) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 20.01.2004 N 2.7-09/64.
Решением суда от 13.04.2004 заявление Завода удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, Завод неправомерно снизил на 0,61 процента ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, так как в проверенный Инспекцией период 100 процентов налога на прибыль, начисленного по ставке 16 процентов, передавались в местный бюджет города и района Старая Русса.
Представители Инспекции, в установленном порядке извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представители Завода отклонили доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Заводом декларации по налогу на прибыль организаций за девять месяцев 2003 года. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 19.12.2003 N 2.7-09/1111 и принято решение от 20.01.2004 N 2.7-09/64 об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Названным решением Заводу предложено уплатить 723117 руб. налога на прибыль организаций за девять месяцев 2003 года и 9188 руб. пеней за его несвоевременную уплату.
В ходе проверки установлено, что в декларации по налогу на прибыль организаций за девять месяцев 2003 года сумма названного налога, зачисляемая в бюджет субъекта Российской Федерации, исчислена Заводом по ставке 15,39 процента вместо 16 процентов, предусмотренных пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), то есть снижена на 0,61 процента. При этом налоговая ставка налога на прибыль, в части сумм этого налога, направляемого в областной бюджет (16 процентов), снижена налогоплательщиком в соответствии со статьей 3 Областного закона от 19.12.2002 N 95-ОЗ "О налоговых льготах физическим лицам и организациям, расположенным на территории Новгородской области, на 2003 год" в связи с направлением Заводом денежных средств на благотворительные цели и с учетом фактически произведенных затрат на эти цели.
Завод не согласился с решением Инспекции от 20.01.2004 N 2.7-09/64 и обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, сделал вывод о том, что налогоплательщик правомерно снизил на 0,61 процента ставку налога на прибыль, так как налог на прибыль, начисленный по налоговой ставке 16 процентов, являлся доходом бюджета субъекта Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод суда правильным и не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ в редакции, действовавшей в проверенный период, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 24 процентов. При этом:
- - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;
- - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 16 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.
Законами субъектов Российской Федерации предусмотренная этим же пунктом ставка налога может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная ставка не может быть ниже 12 процентов.
Пунктом 2.19 статьи 1 Закона Новгородской области от 22.11.2002 N 88-ОЗ "О налоговых ставках на территории Новгородской области" установлено, что налоговая ставка налога на прибыль организаций снижена на 4 процента в части сумм налога, зачисляемого в областной бюджет, организациям, направляющим денежные средства на благотворительные цели, некоммерческим организациям, учреждениям здравоохранения, образования, социального обеспечения, спорта, культуры и искусства, но не более фактически произведенных затрат на благотворительные цели.
Аналогичные положения о снижении налоговой ставки налога на прибыль в части сумм налога, зачисляемого в областной бюджет, предусмотрены и в Законе Новгородской области от 19.12.2002 N 96-ОЗ "О налоговых льготах физическим лицам и организациям, расположенным на территории Новгородской области, на 2003 год".
Статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ предусмотрено, что собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет.
В соответствии со статьей 8 Закона Новгородской области от 19.12.2002 N 93-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год" в бюджеты городов и районов области в 2003 году зачисляются суммы налога на прибыль организаций, исчисленного по налоговой ставке 16 процентов, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации: по городу Великий Новгород - 25 процентов, Чудовскому району - 20 процентов, городу Боровичи и Боровичскому району - 72,5 процента, остальным городам и районам - 100 процентов.
Таким образом, названным Законом Новгородской области в порядке, предусмотренном статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установлены нормативы отчислений от налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, которые передаются местным бюджетам.
В силу пункта 1 статьи 284 НК РФ субъект Российской Федерации вправе понижать ставку налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Несмотря на то что 100 процентов суммы налога на прибыль организаций, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, переданы местным бюджетам, законами субъекта Российской Федерации могут быть понижены ставки названного налога.
При этом положения бюджетного законодательства (статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и Закона Новгородской области от 19.12.2002 N 93-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год" по вопросам перераспределения доходов областного бюджета в пользу местных бюджетов не изменяют для налогоплательщика порядка и сроков уплаты федеральных налогов, а также порядка их перечисления по уровням бюджетов, определенного статьей 284 НК РФ.
В данном случае Законами Новгородской области от 22.11.2002 N 88-ОЗ "О налоговых ставках на территории Новгородской области" и от 19.12.2002 N 96-ОЗ "О налоговых льготах физическим лицам и организациям, расположенным на территории Новгородской области, на 2003 год" установлена льгота по налогу на прибыль организаций в виде снижения для определенных категорий налогоплательщиков налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Поэтому предоставленная законами Новгородской области льгота по налогу на прибыль в виде понижения для отдельных категорий налогоплательщиков ставки названного налога, зачисляемого в бюджет Новгородской области, распространяется и на нижестоящие местные бюджеты.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что налог на прибыль организаций уплачивался заявителем в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" в бюджет субъекта Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждается платежными поручениями на перечисление налога на прибыль, в которых в графе "Получатель" указан код бюджетной классификации - 1010102 (листы дела 11 - 15).
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.04.2004 по делу N А44-968/04-С14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Новгородской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 30.07.2004 N А44-968/04-С14
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июля 2004 года Дело N А44-968/04-С14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А., при участии в судебном заседании от федерального государственного унитарного предприятия "123 Авиационный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации консультанта Фомина В.Е. (доверенность от 11.02.2004), юрисконсульта Дмитриева С.А. (доверенность от 20.01.2003 N 1/77), рассмотрев 27.07.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.04.2004 по делу N А44-968/04-С14 (судья Янчикова Н.В.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "123 Авиационный ремонтный завод" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Завод) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Новгородской области (далее - Инспекция) от 20.01.2004 N 2.7-09/64.
Решением суда от 13.04.2004 заявление Завода удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, Завод неправомерно снизил на 0,61 процента ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации, так как в проверенный Инспекцией период 100 процентов налога на прибыль, начисленного по ставке 16 процентов, передавались в местный бюджет города и района Старая Русса.
Представители Инспекции, в установленном порядке извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В судебном заседании представители Завода отклонили доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной Заводом декларации по налогу на прибыль организаций за девять месяцев 2003 года. По результатам проверки налоговым органом составлен акт от 19.12.2003 N 2.7-09/1111 и принято решение от 20.01.2004 N 2.7-09/64 об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Названным решением Заводу предложено уплатить 723117 руб. налога на прибыль организаций за девять месяцев 2003 года и 9188 руб. пеней за его несвоевременную уплату.
В ходе проверки установлено, что в декларации по налогу на прибыль организаций за девять месяцев 2003 года сумма названного налога, зачисляемая в бюджет субъекта Российской Федерации, исчислена Заводом по ставке 15,39 процента вместо 16 процентов, предусмотренных пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), то есть снижена на 0,61 процента. При этом налоговая ставка налога на прибыль, в части сумм этого налога, направляемого в областной бюджет (16 процентов), снижена налогоплательщиком в соответствии со статьей 3 Областного закона от 19.12.2002 N 95-ОЗ "О налоговых льготах физическим лицам и организациям, расположенным на территории Новгородской области, на 2003 год" в связи с направлением Заводом денежных средств на благотворительные цели и с учетом фактически произведенных затрат на эти цели.
Завод не согласился с решением Инспекции от 20.01.2004 N 2.7-09/64 и обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, сделал вывод о том, что налогоплательщик правомерно снизил на 0,61 процента ставку налога на прибыль, так как налог на прибыль, начисленный по налоговой ставке 16 процентов, являлся доходом бюджета субъекта Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод суда правильным и не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ в редакции, действовавшей в проверенный период, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 24 процентов. При этом:
- - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;
- - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 16 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации;
- - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в местные бюджеты.
Законами субъектов Российской Федерации предусмотренная этим же пунктом ставка налога может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная ставка не может быть ниже 12 процентов.
Пунктом 2.19 статьи 1 Закона Новгородской области от 22.11.2002 N 88-ОЗ "О налоговых ставках на территории Новгородской области" установлено, что налоговая ставка налога на прибыль организаций снижена на 4 процента в части сумм налога, зачисляемого в областной бюджет, организациям, направляющим денежные средства на благотворительные цели, некоммерческим организациям, учреждениям здравоохранения, образования, социального обеспечения, спорта, культуры и искусства, но не более фактически произведенных затрат на благотворительные цели.
Аналогичные положения о снижении налоговой ставки налога на прибыль в части сумм налога, зачисляемого в областной бюджет, предусмотрены и в Законе Новгородской области от 19.12.2002 N 96-ОЗ "О налоговых льготах физическим лицам и организациям, расположенным на территории Новгородской области, на 2003 год".
Статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ предусмотрено, что собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Российской Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично - в процентной доле, утверждаемой законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет.
В соответствии со статьей 8 Закона Новгородской области от 19.12.2002 N 93-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год" в бюджеты городов и районов области в 2003 году зачисляются суммы налога на прибыль организаций, исчисленного по налоговой ставке 16 процентов, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации: по городу Великий Новгород - 25 процентов, Чудовскому району - 20 процентов, городу Боровичи и Боровичскому району - 72,5 процента, остальным городам и районам - 100 процентов.
Таким образом, названным Законом Новгородской области в порядке, предусмотренном статьей 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации, установлены нормативы отчислений от налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, которые передаются местным бюджетам.
В силу пункта 1 статьи 284 НК РФ субъект Российской Федерации вправе понижать ставку налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налога, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Несмотря на то что 100 процентов суммы налога на прибыль организаций, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, переданы местным бюджетам, законами субъекта Российской Федерации могут быть понижены ставки названного налога.
При этом положения бюджетного законодательства (статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и Закона Новгородской области от 19.12.2002 N 93-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год" по вопросам перераспределения доходов областного бюджета в пользу местных бюджетов не изменяют для налогоплательщика порядка и сроков уплаты федеральных налогов, а также порядка их перечисления по уровням бюджетов, определенного статьей 284 НК РФ.
В данном случае Законами Новгородской области от 22.11.2002 N 88-ОЗ "О налоговых ставках на территории Новгородской области" и от 19.12.2002 N 96-ОЗ "О налоговых льготах физическим лицам и организациям, расположенным на территории Новгородской области, на 2003 год" установлена льгота по налогу на прибыль организаций в виде снижения для определенных категорий налогоплательщиков налоговой ставки налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Поэтому предоставленная законами Новгородской области льгота по налогу на прибыль в виде понижения для отдельных категорий налогоплательщиков ставки названного налога, зачисляемого в бюджет Новгородской области, распространяется и на нижестоящие местные бюджеты.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что налог на прибыль организаций уплачивался заявителем в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" в бюджет субъекта Российской Федерации. Данное обстоятельство подтверждается платежными поручениями на перечисление налога на прибыль, в которых в графе "Получатель" указан код бюджетной классификации - 1010102 (листы дела 11 - 15).
При таких обстоятельствах следует признать, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 13.04.2004 по делу N А44-968/04-С14 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ПАСТУХОВА М.В.
Судьи
КОРАБУХИНА Л.И.
МОРОЗОВА Н.А.
ПАСТУХОВА М.В.
Судьи
КОРАБУХИНА Л.И.
МОРОЗОВА Н.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)