Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 05.12.2006 ПО ДЕЛУ N А40-48876/06-112-255

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 декабря 2006 г. по делу N А40-48876/06-112-255


Резолютивная часть объявлена 12.10.2006 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе:
Судьи: З.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению:
ОАО "Минал"
к МИФНС РФ по КН N 3
о признании недействительным в части требования N 719 от 24.04.06
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: А. по дов. N 45 от 31.07.06, Р. по дов. от 20.09.06 N 58
установил:

ОАО "МИНАЛ" заявлено требование к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 о признании недействительным требования об уплате налога по состоянию на 24.04.2006 г. N 719 в части начисления налогов и пеней на сумму 105 171 824,36 руб., в том числе налогов - 96 204 055,87 руб., пеней - 8 967 768,49 руб. (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Заявитель обосновывает требования тем, что по ряду пунктов оспариваемого требования налоговым органом пропущены сроки для взыскания налога, часть сумм налогов предъявлена излишне, у инспекции отсутствовали основания для начисления пеней.
Ответчик против удовлетворения требований заявителя возражал по доводам, изложенным в отзыве на заявление, ссылаясь на то, что заявитель обосновывает требования нормами права не подлежащими применению при рассмотрении данного спора, основанием для выставления требования является наличие недоимки по налогам, пени заявителю начислены правомерно, требование выставлено с соблюдением требований налогового законодательства.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает предъявленные требования подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.
Судом установлено, что ответчиком в адрес заявителя выставлено требование N 719 об уплате налогов в сумме 96 556 856,87 руб. и пени в сумме 8 967 768,49 руб. сроком уплаты - до 04.05.2006 г.
Согласно п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок эту неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Согласно ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении N 25 от 22.06.2006 г. указывает, что процедура выставления требования об уплате налога является мерой принудительного взыскания налога.
Следовательно, срок для принудительного взыскания налога и пеней, путем выставления требования, должен рассчитываться в порядке статей 46, 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть данный срок не должен превышать временной интервал, включающий в себя: три месяца с установленного срока уплаты налога для выставления требования + 10 дней (срок для исполнения, оспариваемого требования) + 60 дней (срок для бесспорного взыскания недоимки, пени).
Таким образом, инспекцией пропущен срок для принудительного взыскания налога по пунктам N 1 - 17, 30 - 32, 38 - 44, 46 - 51, 53 - 59, 61 - 72, 81 - 84, 86 - 87, 95 - 96 требования N 719 от 24.04.2006 г. Общая сумма налогов по названным пунктам составляет 47 466 199,87 руб., сумма пени - 158 666,29 руб.
Кроме того, оспариваемое требование суд находит недействительным в силу следующих обстоятельств.
1. По пунктам 7, 14 требования предъявлены пени по акцизам на спирт этиловый на сумму 15 410,85 руб. и 12 464,16 руб. по сроку 15.06.2005 г. и 15.09.2005 г. В соответствии с актом сверки N 15418 от 08.02.2006 г. данная сумма начислена налогоплательщику как проценты за пользование бюджетными средствами.
Данные начисления суд находит неправомерными, поскольку из материалов дела следует, что Решением Комиссии Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по реструктуризации задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом N 10-4-5/177-2000 от 27.07.2000 г. ОАО "МИНАЛ" предоставлено право реструктуризации задолженности в федеральный бюджет на сумму 40 564 тыс. рублей, в том числе:
- по налогам и сборам - 22 868 тыс. рублей.
- по начисленным пеням и штрафам - 17 696 тыс. руб.
Решением Межведомственной комиссии Администрации Красноярского края по вопросам реструктуризации задолженности по обязательным платежам в Краевой бюджет N 14-11/818 от 17.03.2000 г. ОАО "МИНАЛ" предоставлено право реструктуризации задолженности в Краевой бюджет на сумму 11 988 тыс. руб., в том числе:
- по налогам и сборам - 7 227 тыс. руб.
- по начисленным пеням и штрафам - 4 761 тыс. руб.
Решением Межведомственной комиссии Администрации г. Минусинска по вопросам реструктуризации задолженности по обязательным платежам в городской бюджет от 22.03.2000 г. ОАО "МИНАЛ" предоставлено право реструктуризации задолженности перед городским бюджетом на сумму 10 795 тыс. рублей, в том числе:
- по налогам и сборам - 6 994 тыс. руб.,
- по начисленным пеням и штрафам - 3 801 тыс. руб.
Как указывает заявитель, не опровергнуто налоговым органом, решением комиссии инспекции России по г. Минусинску и Минусинскому району по реструктуризации задолженности юридических лиц по налогам и сборам в бюджет N 12 от 17.10.2001 г. на основании дополнительного заявления ОАО "МИНАЛ" предоставлено право реструктуризации задолженности по начисленным пеням в сумме 6 479,8 руб.
На 01.07.2004 г. задолженность по налогам и сборам, с учетом дополнительных платежей в бюджет по налогу на прибыль в сумме 238,1 тыс. рублей, реструктуризированных в группе пеней и штрафов, ОАО "МИНАЛ" досрочно погашена в полном объеме.
В соответствии с пунктом 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1999 года N 1002, при условии погашения реструктуризированной задолженности в течение 4 лет и при полном и своевременном внесении текущих платежей в течение 4 лет, производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 было принято решение N 215 от 19 июля 2004 года о списании задолженности в федеральный бюджет по пеням и штрафам на сумму 23933 тыс. руб.
16 декабря 2004 года ГФУ Администрации края и УМНС по Красноярскому краю, Таймырскому и Эвенкийский автономным округам подписано соглашение "О списании сумм задолженности по пеням и штрафам с организаций, в отношении которых приняты решения о реструктуризации на основании решений, выданных Межведомственной комиссией Администрации края и ходатайств ГФУ Администрации края" которое предусматривает порядок списания задолженности налоговым органом по местонахождению предприятия (месту учета). ГФУ Администрации края направлено в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 письмо N 03-27/7 от 11.01.2005 г. с предложением принять решение о списании с ОАО "МИНАЛ" задолженности по пеням и штрафам.
Межведомственной комиссией Администрации г. Минусинска по вопросам реструктуризации задолженности по обязательным платежам в городской бюджет принято решение от 14 апреля 2005 года о списании пени и штрафов по сумме реструктуризированной задолженности по налогам и сборам, подлежащим зачислению в бюджет г. Минусинска, и направлено ходатайство о проведении списания задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3 действия по списанию реструктуризированной задолженности по пени и штрафам перед бюджетом Красноярского края и бюджетом г. Минусинска не проведены, вследствие чего, неописанная реструктуризированная задолженность неправомерно предъявляется заявителю.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.09.2006 г. по делу N А40-48869/06-109-152 бездействие Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 3, выразившееся в не проведении действий по списанию реструктуризированной пени признано незаконным.
2. Судом установлено неправомерное начисление заявителю сумм пени по следующим пунктам требования:
- - пунктом 30 требования предъявлены пени по акцизам на ЛВП по сроку 15.06.2005 г. в сумме 10 331,23 руб., в соответствии с актом сверки N 15409 от 08.02.2006 г. данная сумма начислена налогоплательщику как проценты за пользование бюджетными средствами;
- - пунктом 31 требования предъявлены пени по акцизам на ЛВП по сроку 15.09.2005 г. в сумме 8 355,44 руб., в соответствии с актом сверки N 15409 от 08.02.2006 г. данная сумма начислена налогоплательщику как проценты за пользование бюджетными средствами;
- - пунктами 66 и 70 требования предъявлены пени по НДС по сроку 15.06.2005 г. в сумме 39 425,75 руб., по сроку 15.09.2005 г. в сумме 31 887,20 руб., в соответствии с актом сверки N 15393 от 08.02.2006 г. данные суммы начислены налогоплательщику как проценты за пользование бюджетными средствами;
- - пунктами 21, 26 требования предъявлены пени по акцизам на спирт этиловый по сроку 15.12.2005 г. в сумме 9 246,51 руб., по сроку 15.03.2006 г. - в сумме 6 164,34 руб. В соответствии с актом сверки N 15418 от 08.02.2006 г. суммы начислены налогоплательщику как проценты за пользование бюджетными средствами;
- - пунктом 32 требования предъявлены пени по акцизам на ЛВП по сроку 15.12.2005 г. в сумме 6 198,92 руб., в соответствии с актом сверки N 15409 от 08.02.2006 г. данная сумма начислена налогоплательщику как проценты за пользование бюджетными средствами;
- - пунктом 33 требования предъявлены пени по акцизам на ЛВП по сроку 15.03.2006 г. в сумме 4 132,31 руб., в соответствии с актом сверки N 15409 от 08.02.2006 г. данная сумма начислена налогоплательщику как проценты за пользование бюджетными средствами;
- - пунктами 74 и 78 требования предъявлены пени по НДС по сроку 15.12.2005 г. в сумме 23 655,45 руб., по сроку 15.03.2006 г. в сумме 15 770,30 руб. В соответствии с актом сверки N 15393 от 08.02.2006 г. данная сумма начислена налогоплательщику как проценты за пользование бюджетными средствами.
Данные начисления суд находит неправомерными в силу того, что на дату составления указанных актов сверки, у заявителя отсутствовала реструктуризированная задолженность, а сумма реструктуризированной пени должна была быть списана с лицевого счета налогоплательщика в соответствии с Порядком реструктуризации кредиторской задолженности N 1002 от 3 сентября 1999 г.
3. В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размеру пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
О необходимости указания налоговым органом в направленном налогоплательщику требовании размера недоимки, даты с которой начинают начисляться пени и ставки пени указано также в пункте 19 Постановления от 28 февраля 2001 года N 5 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
В оспариваемом требовании указанные сведения отсутствуют, что не позволяет фактически установить достоверность предъявленной суммы пени и правомерность расчета.
Так, обозначенные сведения отсутствуют в следующих пунктах требования:
- - п. 28 требования, согласно которому начислены пени по акцизам на спирт этиловый по сроку 01.04.2006 г. в сумме 3 726 487,70 руб.;
- - п. 36 и 37, пени предъявлены в сумме 48,54 руб. и 479,75 руб.;
- - п. 45 предъявлены пени по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет по сроку 01.02.2006 г. в сумме 407 356,87 руб., п. 52 требования предъявлены пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования по сроку 01.04.2006 г. в сумме 17 427,13 руб., п. 60 требования предъявлены пени по единому социальному налогу, зачисляемому в территориальные фонды обязательного медицинского страхования по сроку 01.04.2006 г. в сумме 57 712,92 руб.;
- - п. 79, 80 предъявлены пени по НДС по сроку 01.04.2006 г. в сумме - 1 310 998,02 руб. и 8798,45 руб.;
- - п. 85 требования предъявлены пени по транспортному налогу по сроку 01.04.2006 года на сумму 47 645,71 руб.;
- - п. 88 предъявлены пени по налогу на имущество организаций по сроку 01.04.2006 г. на сумму 56 027,59 руб.;
- - п. 94 требования предъявлены пени по акцизам на пиво по сроку 01.04.2006 г. на сумму 4 850,39 руб.;
- - п. 101, 106 требования предъявлены пени по акцизам на алкогольную продукцию с долей спирта свыше 25% по сроку 01.01.2006 года на сумму 2 147 668,45 руб. и по сроку 01.04.2006 г. на сумму 897 228,86 руб.;
- - п. 110, 115 предъявлены пени по акцизам на алкогольную продукцию с долей этилового спирта до 25% по сроку 01.01.2006 г. на сумму 6 040,14 руб., по сроку 01.04.2006 г. на сумму 7 712,59 руб.;
- - п. 34 требования предъявлены пени по налогу на рекламу по сроку 01.06.2005 г. в сумме 10 413,24 руб.
Кроме того, по данному пункту суд отмечает, что налог на рекламу отменен с 01.01.2005 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.07.2004 г. N 95-ФЗ. В связи с отсутствием суммы задолженности по налогу на рекламу, которая подтверждается актом сверки N 15405 от 08.02.2006 г., пеня начислена быть не может.
4. Пунктом 64 оспариваемого требования заявителю предъявлен налог на добавленную стоимость за март 2005 года по сроку уплаты 20.04.2005 г. на сумму 2 043 718,00 руб.
Поскольку платежным поручением N 617 от 31.05.2005 г. по данному сроку заявителем погашена задолженность по НДС в сумме 1 000 000 руб., предъявление налога на сумму 1 000 000 руб. суд находит неправомерным.
5. Пунктом 65 требования предъявлен налог на добавленную стоимость за апрель 2005 года по сроку 20.05.2005 г. на сумму 2 710 738 руб. Из материалов дела следует, что по данному сроку за апрель 2005 года ОАО "МИНАЛ" представлена налоговая декларация от 19.05.2005 г. на сумму 1 346 958 руб. 07.06.2005 года заявителем представлена уточненная налоговая декларация на сумму 1 363 780 руб.
Налоговым органом неправомерно начислен налог по двум декларациям, то есть излишне начислено и предъявлено 1 346 958 руб. Кроме того, платежным поручением N 154 от 20.05.2005 г. по сроку 20.05.2005 г. уплачен НДС в сумме 1 346 958 руб.
6. Пунктом 35 требования заявителю предъявлена к уплате сумма пени по прочим местным налогам и сборам по сроку 01.04.2006 г. в сумме 7 944,99 руб.
Данный пункт требования является неправомерным в силу следующего.
- - Решением МРИ МНС РФ N от 31.03.2004 г. N 63 произведен зачет излишне уплаченного налога на прибыль в местный бюджет (КБК 1010110 - 2004 г. и КБК 18210901000031000110 - 2005 г.) в сумме 121 544 руб. в счет уплаты сбора на уборку территории (КБК 1400540 - 2004 г. и КБК 18210907050031000110 - 2005 г.);
- - Решением МРИ МНС РФ N 3 от 24 июня 2004 года N 183 повторно произведен зачет излишне уплаченной суммы налога на прибыль в счет уплаты сбора на уборку территории в размере - 121 544 руб.
Указанные решения не были отражены в лицевой карточке налогоплательщика.
7. Пунктом 89 требования предъявлен акциз на пиво по сроку 25.11.2005 г. на сумму 12 788 руб.
Платежным поручением N 1318 от 25.11.05 года данная сумма оплачена полностью, в связи с чем, указанный пункт требования является незаконным.
8. Пунктом 99 оспариваемого требования предъявлен акциз на алкогольную продукцию за октябрь 2005 года по сроку 25.11.2005 года на сумму 5 858 717 руб.
Платежным поручением N 1317 от 25.11.2005 г. акциз оплачен в сумме 5 511 397 руб., то есть заявителю излишне предъявлено 5 511 397 руб.
9. Пунктом 100 требования предъявлен акциз на алкогольную продукцию за октябрь 2005 года по сроку 15.12.2005 г. на сумму 5 858 717 руб. Платежным поручением N 1354 от 12.12.2005 г. оплачено в сумме 1 144 828,41 руб., следовательно, инспекцией излишне предъявлена сумма налога в размере 1 144 828,41 руб.
10. Пунктом 109 требования предъявлен акциз на алкогольную продукцию с долей этилового спирта до 25% за октябрь 2005 года по сроку на 15.12.2005 г. на сумму 71 399 руб.
Платежным поручением N 1319 от 23.11.2005 года оплачено 68 515 руб., то есть заявителю излишне предъявлено 68 515 руб.
11. Пунктом 117 оспариваемого требования предъявлена пеня по сбору за выдачу лицензии на осуществление деятельности, связанной с производством и оборотом алкоголя по сроку 01.01.2006 года на сумму 39 480 руб.
В материалы дела представлен акт сверки от 08.02.2006 г. N 15391, согласно которому задолженность по данному сбору у заявителя отсутствует, соответственно сумма пени начислена неправомерно.
Таким образом, суд приходит к выводу о неправомерности предъявления налогоплательщику следующих сумм налогов и пени:

N/NНаименование налога (сбора)Сумма налога (сбора)Сумма пени
1.НДС22 860 4171 430 535, 17
2.Акцизы на спирт19 989 7363 769 773,56
3.Акцизы на алкогольную продукцию6 724 740,413 087 667,98
4.Акцизы на пиво12 7884 850,39
5.Налог на имущество801 37756 027,59
6.Транспортный налог633 65378 024,13
7.Единый социальный налог3 180 668,87482 496,92
8.Единый налог на вмененный доход348-
9.Налог на рекламу-10 413,24
10.Сбор за выдачу лицензии-39 480
11.Прочие налоги и сборы-8 473,28
 Итого54 203 748,288 967 768,49

Соответственно требование об уплате налога по состоянию на 24.04.2006 г. N 719 является незаконным в части начисления налогов на сумму 54 203 748, 28 руб. и пеней на сумму 8 967 768,49 руб.
В остальной части заявленные налогоплательщиком требования удовлетворению не подлежат в силу следующего.
Из материалов дела следует, что определением Арбитражного суда Красноярского края от 27.02.2006 г. по делу N А33-5180/2006 в отношении заявителя возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
На основании требования ФНС России о включении в реестр требований кредиторов задолженности в рамках рассмотрения названного дела Арбитражным судом Красноярского края вынесено определение от 30.08.2006 г.
Из текста указанного определения арбитражного суда следует, что должник (ОАО "МИНАЛ") частично признал заявленные налоговой службой требования по обязательным платежам, в том числе, по требованию от 24.04.2006 г. N 719 заявителем признана сумма налогов в размере 42 353 108,59 руб. Данная сумма включена арбитражным судом в реестр требований кредиторов на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Таким образом, у суда отсутствуют основания для признания оспариваемого требования незаконным в данной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:

признать недействительным как не соответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации требование МИФНС РФ по КН N 3 об уплате налога от 24.04.2006 г. N 719 в части начисленной суммы 63 171 516, 77 руб., в том числе: налога - 54 203 748, 28 руб.; пени - 8 967 768, 49 руб.
В остальной части требования заявителя оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)