Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.07.2009 ПО ДЕЛУ N А60-15019/2009-С10

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2009 г. по делу N А60-15019/2009-С10


Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 17 июля 2009 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.М. Классен, при ведении протокола судебного заседания судьей Н.М. Классен, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО "Золотой Джокер" (ИНН 6674140358, ОГРН 1046605205701)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Екатеринбурга,
о признании незаконными действий по не возврату налога,
при участии в судебном заседании
- от заявителя: А.В. Борисенко, представитель по доверенности N 1 от 12.01.2009;
- от инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Екатеринбурга - А.А. Якупов, специалист, доверенность N 03-08/2 от 11.01.2009; Е.В. Анненкова, государственный налоговый инспектор, доверенность N 03-08/14 от 11.01.2009.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Золотой Джокер" (далее - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 377/09 от 09.04.2009, признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Екатеринбурга (далее - налоговый орган, инспекция) по не возврату излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период ноябрь - декабрь 2005 года, январь - декабрь 2006 года, январь - май 2007 года в общей сумме 578375 руб. 00 коп.
В обоснование требований заявитель ссылается на статью 9 Федерального закона от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", в соответствии с которой субъекты малого предпринимательства в течение первых четырех лет своей деятельности подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. Таким образом, по мнению общества, в уточненных налоговых декларациях им правомерно применена ставка налога на игорный бизнес за каждый игровой автомат, действовавшая на момент государственной регистрации в качестве юридического лица, как субъектом малого предпринимательства.
Инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Екатеринбурга, Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области требования заявителя отклонили, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых решения, действий при этом полагая, что налогоплательщик в спорные налоговые периоды должен был исчислять налог на игорный бизнес, исходя из ставок, действовавших на момент регистрации игровых автоматов.
До рассмотрения спора по существу в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ООО "Золотой Джокер" заявил отказ от требований к Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области о признании недействительным решения N 377/09 от 09.04.2009 N 306/09.
В отношении требований к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Екатеринбурга просит их рассматривать по первоначально изложенному в иске виде, с уточнением об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченный налог в сумме 578375 руб. 00 коп.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом принят отказ от иска заявителя к Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области, в данной части дело подлежит прекращению.
Представитель ООО "Золотой Джокер" заявил ходатайство о приобщении к материалам дела письма ЗАО "Производственная фирма "СКБ Контур" N 6363/ЦПП от 08.06.2009 в подтверждение факта направления в адрес налогового органа заявления на возврат налога посредством электронной связи.
Ходатайство заявителя судом удовлетворено. Письмо ЗАО "Производственная фирма "СКБ Контур" N 6363/ЦПП от 08.06.2009 приобщено к материалам дела.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

налоговым органом проведена камеральная проверка представленных налогоплательщиком 17 ноября 2008 года уточненных налоговых деклараций по налогу на игорный бизнес за ноябрь - декабрь 2005 года, январь - декабрь 2006 года, январь - май 2007 года.
В отмеченных выше уточненных налоговых декларациях общество на основании Закона Свердловской области от 27.11.2003 г. N 36-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на игорный бизнес" применило ставку налога в размере 3000 рублей за один игровой автомат.
19 ноября 2008 года налогоплательщик посредством электронной почты через оператора "СКБ-Контур" в связи с образовавшейся у ООО "Золотой Джокер" переплатой по налогу на игорный бизнес направил в адрес заинтересованного лица заявление на возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 593375 руб. 00 коп.
По результатам камеральных проверок отмеченных выше деклараций инспекцией составлены акты камеральной налоговой проверки от 23.12.2008 N 15673411/6632, от 25.12.2008 NN 15685503/6667, 156861148/6673, 15686722/6674, 15686844/6675, 15687098/6677, 156877195/6678, 15687565/6679, 15687670/6680, 15687734/6681, от 26.12.2008 NN 15691693/6682, 15692179/6694, 15692603/6695, 15692825/6697, от 29.12.2008 NN 15696888/6705, 15698502/6706, 15698701/6707, 15698800/6708, 1568853/6709, 15699042/6710 и вынесены решения от 11.02.2009 NN 16039830/2980, 16040722/2981, 16044089/2983, 16044388/2984, 16044591/2987, 16055836/2988, 16045049/2989, 2990, 2991, 2992, 16045995/2993, 16046747/2994, 16046868/2995, 16046995/2996, 2997, 16047198/2998, 2999, 16052824/3000, 1605301/3001, 16053479/3002 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которыми обществу доначислен налог на игорный бизнес в общей сумме 593375 руб. 00 коп.
Не согласившись с указанными решениями инспекции, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по Свердловской области.
Решением Управления ФНС России по Свердловской области N 377/09 от 09.04.2009 решения инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбург оставлены без изменения и утверждены.
Считая незаконным решения налогового органа, которыми обществу доначислен налог на игорный бизнес, налогоплательщик полагает незаконным и действия инспекции по не возврату налога в сумме 578375 руб. на основании его заявления по окончании проведения камеральной налоговой проверки.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 21, подп. 7 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных налогов в порядке, предусмотренном Кодексом.
Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа предусмотрен ст. 78 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
В соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Факт направления обществом по электронной почте через оператора связи "СКБ-Контур" заявления о возврате излишне уплаченного налога и получение его инспекцией подтверждается отчетом оператора связи, а также письмом "СКБ-Контур" N 6363/ЦПП от 08.06.2009 о направления в адрес инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Екатеринбурга уточненных налоговых деклараций с вложенным файлом. В указанном подтверждении указаны дата и точное время переданного файла, в связи с чем, путем сопоставления данных с подтверждением переданного файла, представленного заявителем, следует, что указанным файлом является заявление о возврате налога.
Довод инспекции о ненадлежащем оформлении представленного обществом заявления о возврате налога на игорный бизнес, судом отклоняется, поскольку требования налогового органа к заявлению о возврате излишне уплаченного налога, перечисленные выше, не основаны на нормах налогового законодательства. Согласно п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Таким образом, единственным требованием к заявлению о возврате излишне уплаченного налога является его письменная форма, которая была соблюдена обществом. Изложенное подтверждается сложившейся правоприменительной практикой (например, постановлением ФАС Уральского округа от 04.05.2008 N Ф09-2936/08-С3).
При принятии решений от 11.02.2009 NN 16039830/2980, 16040722/2981, 16044089/2983, 16044388/2984, 16044591/2987, 16055836/2988, 16045049/2989, 2990, 2991, 2992, 16045995/2993, 16046747/2994, 16046868/2995, 16046995/2996, 2997, 16047198/2998, 2999, 16052824/3000, 1605301/3001, 16053479/3002 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" налоговый орган исходил из неверного применения налогоплательщиком налоговой ставки в размере 3000 рублей, действовавшей на дату государственной регистрации общества. По мнению инспекции, применению подлежали ставки налога, установленные Законом Свердловской области от 27.11.2003 г. N 36-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на игорный бизнес", в редакциях, вносящих изменения в данный закон, а именно:
от 25.11.2004 г. - ставка налога на 2005 г. установлена в размере 3750 руб.,
от 21.11.2005 г. - ставка налога с января по август 2006 г. в размере 6250 руб.,
от 21.07.2006 г. - ставка налога с сентября 2006 г. по настоящее время установлена в размере 7500 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12, подпунктом 2 статьи 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) налог на игорный бизнес является региональным налогом, установленным Налоговым кодексом Российской Федерацией и вводимым в действие на соответствующей территории законом субъекта Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 10.07.2003 г. N 342-О, установление налога субъектом Российской Федерации всегда носит производный характер и является выражением его права самостоятельно решать, вводить или не вводить на своей территории соответствующий налог, а также конкретизировать общие правовые положения федеральных законов, в том числе детально определять субъекты и объекты налогообложения, ставки налога, способы исчисления конкретных ставок и т.д.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (пункт 3 статьи 12 Кодекса).
В соответствии со статьями 364, 365, 366, 369 НК РФ налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса; к объектам налогообложения налогом на игорный бизнес относятся игровые автоматы - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей игорного заведения; объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта и считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации объекта налогообложения; выбывшим - с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения.
Пунктом 1 статьи 370 НК РФ предусмотрено, что сумма налога на игорный бизнес исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.
В силу статей 367, 368 Кодекса по каждому из объектов налогообложения налоговая база определяется отдельно как общее количество соответствующих объектов; налоговым периодом признается календарный месяц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 369 НК РФ при исчислении налога применяются налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, при этом за один игровой автомат установлены пределы налоговой ставки от 1500 до 7500 рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 14.06.1995 года N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 88-ФЗ) под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;
- в оптовой торговле - 50 человек;
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 9 названного Федерального закона в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из положений указанной нормы следует, что льготный порядок налогообложения распространяется на субъекты предпринимательской деятельности, которые были зарегистрированы в период действия Федерального закона N 88-ФЗ и не связан с постановкой на учет объектов налогообложения.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении на них дополнительного налогового бремени, в том числе в увеличении ставки налога, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового закона.
Из материалов дела следует, что ООО "Золотой Джокер" зарегистрировано в качестве юридического лица 22 июля 2004 года и являлось субъектом малого предпринимательства, что подтверждается представленными заявителем документами и признается налоговым органом. Общество осуществляет деятельность на основании лицензии на право организации и содержания тотализаторов и игорных заведений N 005198 со сроком действия с 11.08.2004 г. по 11.08.2009 г.
На момент его государственной регистрации действовала ставка 3000 руб. за каждый игровой автомат, установленная статьей 2 Закона Свердловской области от 27.11.2003 г. N 36-ОЗ "О ставках налога на игорный бизнес в Свердловской области".
Поскольку ставка налога, в силу статьи 17 НК РФ является одним из элементов налогообложения, ее изменение в сторону повышения в течение первых 4 лет деятельности юридического лица ухудшает положение налогоплательщика, создает менее благоприятные условия для предпринимательской деятельности, в связи с чем общество вправе уплачивать налог на игорный бизнес с применением ставки, действовавшей на момент его государственной регистрации.
Учитывая, что налогоплательщиком по уточненным налоговым декларациям по налогу на игорный бизнес правомерно применена ставка налога за каждый игровой автомат в размере 3000 руб., действовавшая на момент государственной регистрации общества, у налогового органа отсутствовали основания для начисления налога на игорный бизнес по ставкам, изменяемым в сторону увеличения в течение четырех лет после государственной регистрации.
По состоянию на май 2007 года (последний налоговый период, за который подана уточненная налоговая декларация) не истекли четыре года с даты регистрации общества в качестве юридического лица.
Довод налогового органа о том, что общество имело право на применение налоговой ставки в размере 3000 руб., действовавшей на момент его государственной регистрации только в отношении тех объектов налогообложения, которые установлены до вступления в действие Главы 29 НК РФ, не принимается судом во внимание, поскольку, как было указано выше, из смысла положений статьи 9 Федерального закона N 88-ФЗ следует, что льгота распространяется именно на субъекты малого предпринимательства, а не на объекты налогообложения.
Ссылка инспекции на обстоятельство утраты силы статьи Федерального закона N 88-ФЗ с 01.01.2005 года не принимается судом во внимание, поскольку указанное не влияет на право субъекта малого предпринимательства, возникшее до отмены данной нормы, использовать предоставленные ему гарантии до истечения четырехлетнего срока с момента его государственной регистрации.
С учетом изложенного налоговый орган по окончании камеральной налоговой проверки уточненных налоговых деклараций заявителя по налогу на игорный бизнес, не осуществляя возврат излишне уплаченного налога в сумме 578375 руб. 00 коп. действует неправомерно.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в частности указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом изложенного в порядке устранения допущенных нарушений прав налогоплательщика суд возлагает на налоговый орган обязанность осуществить возврат излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 578375 руб. 00 коп. в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Золотой Джокер" (ИНН 6674140358, ОГРН 1046605205701) требования удовлетворить.
2. Признать незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Екатеринбурга по не возврату обществу с ограниченной ответственностью "Золотой Джокер" излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 578375 руб. 00 коп.
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району города Екатеринбурга осуществить возврат обществу с ограниченной ответственностью "Золотой Джокер" излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 578375 руб. 00 коп. в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
3. В части требований общества с ограниченной ответственностью "Золотой Джокер" к Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области о признании недействительным решения N 377/09 от 09.04.2009 производство по делу прекратить.
4. В порядке распределения судебных расходов взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Золотой Джокер" (ИНН 6674140358, ОГРН 1046605205701) 2000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
5. Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Золотой Джокер" (ИНН 6674140358, ОГРН 1046605205701) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 140 от 24.03.2009.
6. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
7. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
КЛАССЕН Н.М.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)