Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Д.И. Дедов, судей С.В. Сарбаша, С.Б. Никифорова рассмотрела в судебном заседании открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" (далее - корпорация) (Уланский переулок, 22, стр. 1, г. Москва, 101000) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2010 по делу N А40-79121/10-144-441, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.05.2011 по тому же делу, принятых по заявлению корпорации о признании недействительным предписания Федеральной службы Российской Федерации по финансовым рынкам (далее - ФСФР России) от 12.02.2010 N 10-БХ-04/2641.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен гражданин Панасюк Д.В.
Суд
установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2010, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.05.2011, в удовлетворении заявленных корпорацией требований отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора корпорация просит отменить оспариваемые судебные акты, считая, что ими нарушено единообразие в применении и толковании норм материального и процессуального права выразившееся в неправильном применении законодательства об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг.
Изучив содержание заявления и оспариваемых судебных актов, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в ФСФР России поступило обращение гражданина Панасюк Д.В. с заявлением о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации со стороны корпорации при приобретении более 30% акций открытого акционерного общества "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" (далее - общество).
При рассмотрении указанного обращения было установлено, что согласно приходной записи по лицевому счету корпорации с 19.02.2007 ее доля в уставном капитале общества составляет 38 процентов.
Согласно сообщению общества о существенном факте от 03.11.2009 доля обыкновенных акций общества, принадлежащих корпорации, составила 63,81 процентов от уставного капитала общества, включая 85,08 процентов от размещенных обыкновенных акций и 4,46 процентов привилегированных акций общества.
При данных обстоятельствах ФСФР России установила, что корпорации не направила акционерам общества обязательное предложение о выкупе акций в нарушение пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), в связи с чем ФСФР России вынесло корпорации предписание от 12.02.2010 N 10-БХ-04/2641 об устранении допущенных нарушений и предоставлении соответствующих документов в ФСФР России.
Из объяснений корпорации, представленных ФСФР России следует, что корпорация создана Указом Президента Российской Федерации от 20.02.2006 N 140 "Об открытом акционерном обществе "Объединенная авиастроительная корпорация" (далее - Указ) путем внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал корпорации находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ включая общество, а также об обеспечении доли Российской Федерации в уставном капитале учреждаемого акционерного общества в размере не менее 75 процентов акций. Положения Указа реализованы Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2006 N 224.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 03.02.2007 N 122 корпорация включена в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, доля Российской Федерации в уставном капитале корпорации составляет 90,01 процента.
Корпорацией в 2008 и 2009 годах проведена дополнительная эмиссия акций, что подтверждается изменениями в уставе корпорации, связанными с увеличением уставного капитала и регистрацией дополнительных выпусков акций приказами ФСФР России от 18.09.2008 N 08-2212/пз-и, от 18.08.2009 N 09-2523/пз-и и от 19.11.2009 N 09-3710/пз-и. Дополнительные акции корпорации направлены на приобретение акций общества и поддержание соответствующей доли Российской Федерации в уставном капитале корпорации в соответствии с требованиями Указа.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в качестве основания для выдачи предписания установил неисполнение обязанности корпорации по направлению обязательного предложения акционерам общества.
Доводы заявителя об отсутствии компетенции у Федеральной службы по финансовым рынкам проверены судом апелляционной инстанции и отклонены со ссылкой на соответствующие нормативные акты.
Доводы заявителя об отсутствии указанной обязанности в силу передачи акций общества между аффилированными лицами отклонены судами апелляционной и кассационной инстанций, исходя из того, что Российская Федерация как публичное образование не может быть отнесена к аффилированным лицам. В данном случае суды поддержали позицию ФСФР России о том, что в силу статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, однако Российская Федерация не относится к физическим и юридическим лицам.
Между тем судами апелляционной и кассационной инстанций не учтен правовой статус публичных образований в частноправовых отношениях, а также основания для направления обязательного предложения акционерам общества.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация и другие публичные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К данным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Пунктом 1 статьи 84.2 Закона о АО предусмотрена обязанность приобретателя более 30 процентов общего количества акций открытого общества направить акционерам - владельцам остальных акций публичную оферту о приобретении у них таких акций (далее - обязательное предложение).
Цель данной нормы заключается в предоставлении миноритарным акционерам правовой защиты в связи с передачей другому независимому лицу контроля над принятием решений уполномоченными органами акционерного общества. Защита интересов миноритарных акционеров заключается в правовой неопределенности, которую влечет за собой смена контроля над обществом, в виде возможного изменения стратегии и основных направлений в деятельности общества.
В том случае, если контроль над обществом передается зависимому аффилированному лицу в рамках группы лиц вероятность существенного изменения стратегии отсутствует в связи с сохранением косвенного контроля прежнего контролирующего лица.
В силу статьи 4 Закона о конкуренции аффилированными лицами юридического лица являются лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющих уставный капитал данного юридического лица, а также юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющих уставный капитал данного юридического лица.
Применительно к обстоятельствам данного дела установлено, что Российская Федерация владеет обыкновенными акциями корпорации в размере 90,01 процентов уставного капитала. Передача корпорации обыкновенных именных акций общества осуществлена при создании корпорации Российской Федерацией путем внесения акций общества в уставный капитал корпорации. Из этого следует, что Российская Федерация и корпорация являются аффилированными лицами.
Применительно к указанным обстоятельствам пунктом 8 статьи 84.2 Закона о АО установлено, что требования об обязательном предложении не применяются при передаче акций лицом его аффилированным лицам.
Аналогичные положения о защите интересов владельцев акций в случае смены контроля над компанией содержатся в пунктах 9, 10 Преамбулы и в статье 3 Директивы Парламента и Совета Европейского Сообщества от 21.04.2004 N 2004/25/EC о поглощениях.
Кроме этого, судами не учтено, что Федеральным законом от 03.11.2010 N 292-ФЗ пункт 8 статьи 84.2 Закона об АО дополнен случаями, на которые не распространяется требование об обязательном предложении:
- - при приобретении акций в результате их внесения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, владельцем более 50 процентов обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование;
- - при приобретении акций, вносимых в оплату размещаемых путем закрытой подписки дополнительных акций открытого акционерного общества, включенного в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации.
Указанные случаи полностью соответствуют обстоятельствам приобретения корпорацией акций общества и делают невозможным исполнение предписания ФСФР России, сделанного в адрес корпорации, по направлению обязательного предложения акционерам общества по выкупу акций.
Учитывая отсутствие в судебной практике единообразия при решении вопроса об отнесении публичных образований к аффилированным лицам и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
1. Передать дело N А40-79121/2010-144-441 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2010, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.05.2011 по тому же делу.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 01 ноября 2011 года.
Председательствующий судья
Д.И.ДЕДОВ
Судья
С.В.САРБАШ
Судья
С.Б.НИКИФОРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 28.09.2011 N ВАС-11523/11 ПО ДЕЛУ N А40-79121/10-144-441
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2011 г. N ВАС-11523/11
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Д.И. Дедов, судей С.В. Сарбаша, С.Б. Никифорова рассмотрела в судебном заседании открытого акционерного общества "Объединенная авиастроительная корпорация" (далее - корпорация) (Уланский переулок, 22, стр. 1, г. Москва, 101000) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2010 по делу N А40-79121/10-144-441, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.05.2011 по тому же делу, принятых по заявлению корпорации о признании недействительным предписания Федеральной службы Российской Федерации по финансовым рынкам (далее - ФСФР России) от 12.02.2010 N 10-БХ-04/2641.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен гражданин Панасюк Д.В.
Суд
установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2010, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.05.2011, в удовлетворении заявленных корпорацией требований отказано.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора корпорация просит отменить оспариваемые судебные акты, считая, что ими нарушено единообразие в применении и толковании норм материального и процессуального права выразившееся в неправильном применении законодательства об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг.
Изучив содержание заявления и оспариваемых судебных актов, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в ФСФР России поступило обращение гражданина Панасюк Д.В. с заявлением о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации со стороны корпорации при приобретении более 30% акций открытого акционерного общества "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол" (далее - общество).
При рассмотрении указанного обращения было установлено, что согласно приходной записи по лицевому счету корпорации с 19.02.2007 ее доля в уставном капитале общества составляет 38 процентов.
Согласно сообщению общества о существенном факте от 03.11.2009 доля обыкновенных акций общества, принадлежащих корпорации, составила 63,81 процентов от уставного капитала общества, включая 85,08 процентов от размещенных обыкновенных акций и 4,46 процентов привилегированных акций общества.
При данных обстоятельствах ФСФР России установила, что корпорации не направила акционерам общества обязательное предложение о выкупе акций в нарушение пункта 1 статьи 84.2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об АО), в связи с чем ФСФР России вынесло корпорации предписание от 12.02.2010 N 10-БХ-04/2641 об устранении допущенных нарушений и предоставлении соответствующих документов в ФСФР России.
Из объяснений корпорации, представленных ФСФР России следует, что корпорация создана Указом Президента Российской Федерации от 20.02.2006 N 140 "Об открытом акционерном обществе "Объединенная авиастроительная корпорация" (далее - Указ) путем внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал корпорации находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ включая общество, а также об обеспечении доли Российской Федерации в уставном капитале учреждаемого акционерного общества в размере не менее 75 процентов акций. Положения Указа реализованы Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2006 N 224.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 03.02.2007 N 122 корпорация включена в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, доля Российской Федерации в уставном капитале корпорации составляет 90,01 процента.
Корпорацией в 2008 и 2009 годах проведена дополнительная эмиссия акций, что подтверждается изменениями в уставе корпорации, связанными с увеличением уставного капитала и регистрацией дополнительных выпусков акций приказами ФСФР России от 18.09.2008 N 08-2212/пз-и, от 18.08.2009 N 09-2523/пз-и и от 19.11.2009 N 09-3710/пз-и. Дополнительные акции корпорации направлены на приобретение акций общества и поддержание соответствующей доли Российской Федерации в уставном капитале корпорации в соответствии с требованиями Указа.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции в качестве основания для выдачи предписания установил неисполнение обязанности корпорации по направлению обязательного предложения акционерам общества.
Доводы заявителя об отсутствии компетенции у Федеральной службы по финансовым рынкам проверены судом апелляционной инстанции и отклонены со ссылкой на соответствующие нормативные акты.
Доводы заявителя об отсутствии указанной обязанности в силу передачи акций общества между аффилированными лицами отклонены судами апелляционной и кассационной инстанций, исходя из того, что Российская Федерация как публичное образование не может быть отнесена к аффилированным лицам. В данном случае суды поддержали позицию ФСФР России о том, что в силу статьи 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон о конкуренции) аффилированными лицами являются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, однако Российская Федерация не относится к физическим и юридическим лицам.
Между тем судами апелляционной и кассационной инстанций не учтен правовой статус публичных образований в частноправовых отношениях, а также основания для направления обязательного предложения акционерам общества.
Согласно статье 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация и другие публичные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К данным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Пунктом 1 статьи 84.2 Закона о АО предусмотрена обязанность приобретателя более 30 процентов общего количества акций открытого общества направить акционерам - владельцам остальных акций публичную оферту о приобретении у них таких акций (далее - обязательное предложение).
Цель данной нормы заключается в предоставлении миноритарным акционерам правовой защиты в связи с передачей другому независимому лицу контроля над принятием решений уполномоченными органами акционерного общества. Защита интересов миноритарных акционеров заключается в правовой неопределенности, которую влечет за собой смена контроля над обществом, в виде возможного изменения стратегии и основных направлений в деятельности общества.
В том случае, если контроль над обществом передается зависимому аффилированному лицу в рамках группы лиц вероятность существенного изменения стратегии отсутствует в связи с сохранением косвенного контроля прежнего контролирующего лица.
В силу статьи 4 Закона о конкуренции аффилированными лицами юридического лица являются лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющих уставный капитал данного юридического лица, а также юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющих уставный капитал данного юридического лица.
Применительно к обстоятельствам данного дела установлено, что Российская Федерация владеет обыкновенными акциями корпорации в размере 90,01 процентов уставного капитала. Передача корпорации обыкновенных именных акций общества осуществлена при создании корпорации Российской Федерацией путем внесения акций общества в уставный капитал корпорации. Из этого следует, что Российская Федерация и корпорация являются аффилированными лицами.
Применительно к указанным обстоятельствам пунктом 8 статьи 84.2 Закона о АО установлено, что требования об обязательном предложении не применяются при передаче акций лицом его аффилированным лицам.
Аналогичные положения о защите интересов владельцев акций в случае смены контроля над компанией содержатся в пунктах 9, 10 Преамбулы и в статье 3 Директивы Парламента и Совета Европейского Сообщества от 21.04.2004 N 2004/25/EC о поглощениях.
Кроме этого, судами не учтено, что Федеральным законом от 03.11.2010 N 292-ФЗ пункт 8 статьи 84.2 Закона об АО дополнен случаями, на которые не распространяется требование об обязательном предложении:
- - при приобретении акций в результате их внесения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, владельцем более 50 процентов обыкновенных акций которого является или становится в результате внесения такого вклада Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование;
- - при приобретении акций, вносимых в оплату размещаемых путем закрытой подписки дополнительных акций открытого акционерного общества, включенного в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Президентом Российской Федерации.
Указанные случаи полностью соответствуют обстоятельствам приобретения корпорацией акций общества и делают невозможным исполнение предписания ФСФР России, сделанного в адрес корпорации, по направлению обязательного предложения акционерам общества по выкупу акций.
Учитывая отсутствие в судебной практике единообразия при решении вопроса об отнесении публичных образований к аффилированным лицам и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
1. Передать дело N А40-79121/2010-144-441 Арбитражного суда города Москвы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2010, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.05.2011 по тому же делу.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 01 ноября 2011 года.
Председательствующий судья
Д.И.ДЕДОВ
Судья
С.В.САРБАШ
Судья
С.Б.НИКИФОРОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)