Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 28 января 2005 г. Дело N А14-4484-2004/136/28
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромсервис" на Решение от 27.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.10.2004 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-4484-2004/136/28,
ООО "Агропромсервис" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области (далее - Инспекция) N 22 от 12.02.2004 (с учетом уточнения).
Решением арбитражного суда от 27.08.2004 заявленные требования Общества удовлетворены частично. Признано недействительным Решение Инспекции N 22 от 12.02.2004 в части привлечения к налоговой ответственности, в остальном Обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты по мотивам неправильного применения норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что в ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2003 года, представленной Обществом, Инспекцией сделан вывод, что Общество не является налогоплательщиком по НДС, т.к. с 01.01.2003 оно переведено на упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ. Установив, что Общество исчисляло НДС с денежных средств, поступивших в 4 квартале 2003 году по счетам-фактурам, и применяло налоговый вычет по оплаченным счетам-фактурам в 4 квартале 2003 года, налоговый орган принял Решение N 22 от 12.02.2004. Данным решением налоговый орган доначислил Обществу НДС в сумме 57130 руб. (п. 1 решения), пени в сумме 541 руб. (п. 2 решения), привлек Общество к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 9401 руб. (п. 3 решения).
Мотивируя свое решение, налоговый орган указал, что в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ организация обязана уплатить НДС в бюджет при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре. Учитывая, что Общество с 01.01.2003 не является налогоплательщиком по НДС, Инспекция пришла к выводу, что оно не имело права на налоговые вычеты при исчислении НДС в соответствии со ст. ст. 170, 171, 172 НК РФ. И признала незаконным заявление налогового вычета в налоговой декларации по НДС за 4 квартал по ТМЦ, приобретенным до перехода на упрощенную систему налогообложения, а оплаченным после перехода.
Рассматривая спор по существу, суд согласился с выводами налогового органа и указал, что в соответствии с гл. 26.2 НК РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты (в числе прочих) НДС уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период.
Согласно п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
На основе анализа приведенных норм суд сделал вывод, что при переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2003 году, считаются прекращенными.
Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Данные выводы суда поддержал суд апелляционной инстанции.
Однако суд кассационной инстанции полагает, что судами применены нормы материального права, не подлежащие применению в спорных правоотношениях, и не применены нормы, подлежащие применению.
Согласно доводам налогоплательщика в 2001 - 2002 годах он выполнял ремонтно-строительные работы и приобретал для этих целей товарно-материальные ценности.
Все выполненные работы в 2001 - 2002 годах были приняты заказчиками и оформлены надлежащим образом, по ним были выписаны счета-фактуры на дату реализации этих работ. Товарно-материальные ценности также израсходованы на выполненные работы и приобретались на основании счетов-фактур, выписанных продавцами на дату приобретения.
Согласно учетной политике в момент реализации работ и приобретения ТМЦ налогообложение по налогу на добавленную стоимость у Общества производилось кассовым методом (по оплате).
Общество, полагая, что объект налогообложения возник в период, когда оно являлось плательщиком НДС, исчислило и уплатило налог с поступивших денежных средств от реализации работ в момент их получения - 2003 году. При этом оно применило вычеты по оплаченным ТМЦ в 2003 году, но приобретенным и использованным до 01.01.2003.
Налогоплательщик в подтверждение правомерности своих действий представил письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 02.06.2004 N 03-03-11/88, в котором на запрос Общества руководитель департамента разъяснил, что в соответствии с п. 2 ст. 171 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам. В связи с этим суммы налога, уплаченные после перехода организации на упрощенную систему налогообложения поставщикам товаров (работ, услуг), использованных до перехода на упрощенную систему налогообложения при осуществлении операций, по которым налог на добавленную стоимость уплачен в бюджет, подлежат возмещению.
Данные выводы руководителя департамента Минфина РФ согласуются с разъяснениями МПС РФ, изложенными в письме N 22-1-15/1265-У188 от 26.05.2003. В этом письме разъяснена уплата НДС при поступлении денежных средств за работы, выполненные до перехода на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, на безвозмездной основе.
Согласно доводам Общества объект налогообложения (реализация ремонтно-строительных работ) возник в период, когда оно являлось плательщиком НДС.
Нормами ст. 168 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Пунктом 3 ст. 169 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Получение выручки для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, является лишь моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
Следовательно, если реализация товаров (работ, услуг) была произведена в период до перехода организации на упрощенную систему налогообложения, а выручка за эти товары (работы, услуги) получена в период, когда организация перешла на упрощенную систему налогообложения, НДС уплачивается в общеустановленном порядке, т.к. обязанности налогоплательщика по уплате налога прекращаются с уплатой этого налога.
Применяя в спорных правоотношениях п. 5 ст. 173 НК РФ, судом не учтено, что эти нормы распространяются только на лиц, не являющихся налогоплательщиками, и на налогоплательщиков, реализующих товары (работы, услуги), не подлежащие налогообложению.
В данной ситуации обязанности налогоплательщика по НДС возникли в период нахождения на общей системе налогообложения и прекращаются в момент уплаты НДС.
Учитывая, что обязанности налогоплательщика неразрывно связаны с его правами, право на налоговый вычет, предусмотренное ст. 171 НК РФ, также должно применяться.
Нормами ст. 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ.
Как объект налогообложения возникает с момента реализации, так и право на вычет возникает с момента приобретения для определенных целей товаров (работ, услуг).
Общество в своих доводах указывает, что все ТМЦ были приобретены и использованы для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС, в период, когда оно являлось плательщиком налога на добавленную стоимость. Фактическая оплата в ином периоде этих ТМЦ не лишает его права на применение налогового вычета при выполнении ремонтно-строительных работ, по которым налог на добавленную стоимость уплачен в бюджет.
В соответствии со ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
Фактическая оплата товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, утвердившими в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, является лишь моментом применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость.
Указанный порядок согласуется с моментом определения налоговой базы.
В материалах дела имеются налоговые декларации Общества по НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2003 года. В данных декларациях определена налоговая база по НДС и применены налоговые вычеты, а также указана сумма, подлежащая уплате в бюджет, хотя с 01.01.2003 Общество переведено на упрощенную систему налогообложения.
Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Представляя в Инспекцию налоговые декларации по НДС за соответствующие периоды 2003 года, Общество исходило из того, что оно является налогоплательщиком по НДС по задекларированным суммам. Принимая и проверяя в порядке ст. 88 НК РФ налоговые декларации, Инспекция также исходила из того, что Общество является налогоплательщиком по НДС.
Выводы суда о том, что Общество по задекларированным суммам не является налогоплательщиком, не основаны на нормах права.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и на основании представленных в подтверждение своей позиции доказательств сторон установить фактические обстоятельства и правильно применить нормы права.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 27.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.10.2004 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-4484-2004/136/28 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
от 28 января 2005 г. Дело N А14-4484-2004/136/28
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромсервис" на Решение от 27.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.10.2004 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-4484-2004/136/28,
ООО "Агропромсервис" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области (далее - Инспекция) N 22 от 12.02.2004 (с учетом уточнения).
Решением арбитражного суда от 27.08.2004 заявленные требования Общества удовлетворены частично. Признано недействительным Решение Инспекции N 22 от 12.02.2004 в части привлечения к налоговой ответственности, в остальном Обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты по мотивам неправильного применения норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что в ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2003 года, представленной Обществом, Инспекцией сделан вывод, что Общество не является налогоплательщиком по НДС, т.к. с 01.01.2003 оно переведено на упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ. Установив, что Общество исчисляло НДС с денежных средств, поступивших в 4 квартале 2003 году по счетам-фактурам, и применяло налоговый вычет по оплаченным счетам-фактурам в 4 квартале 2003 года, налоговый орган принял Решение N 22 от 12.02.2004. Данным решением налоговый орган доначислил Обществу НДС в сумме 57130 руб. (п. 1 решения), пени в сумме 541 руб. (п. 2 решения), привлек Общество к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 9401 руб. (п. 3 решения).
Мотивируя свое решение, налоговый орган указал, что в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ организация обязана уплатить НДС в бюджет при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре. Учитывая, что Общество с 01.01.2003 не является налогоплательщиком по НДС, Инспекция пришла к выводу, что оно не имело права на налоговые вычеты при исчислении НДС в соответствии со ст. ст. 170, 171, 172 НК РФ. И признала незаконным заявление налогового вычета в налоговой декларации по НДС за 4 квартал по ТМЦ, приобретенным до перехода на упрощенную систему налогообложения, а оплаченным после перехода.
Рассматривая спор по существу, суд согласился с выводами налогового органа и указал, что в соответствии с гл. 26.2 НК РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты (в числе прочих) НДС уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период.
Согласно п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
На основе анализа приведенных норм суд сделал вывод, что при переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2003 году, считаются прекращенными.
Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Данные выводы суда поддержал суд апелляционной инстанции.
Однако суд кассационной инстанции полагает, что судами применены нормы материального права, не подлежащие применению в спорных правоотношениях, и не применены нормы, подлежащие применению.
Согласно доводам налогоплательщика в 2001 - 2002 годах он выполнял ремонтно-строительные работы и приобретал для этих целей товарно-материальные ценности.
Все выполненные работы в 2001 - 2002 годах были приняты заказчиками и оформлены надлежащим образом, по ним были выписаны счета-фактуры на дату реализации этих работ. Товарно-материальные ценности также израсходованы на выполненные работы и приобретались на основании счетов-фактур, выписанных продавцами на дату приобретения.
Согласно учетной политике в момент реализации работ и приобретения ТМЦ налогообложение по налогу на добавленную стоимость у Общества производилось кассовым методом (по оплате).
Общество, полагая, что объект налогообложения возник в период, когда оно являлось плательщиком НДС, исчислило и уплатило налог с поступивших денежных средств от реализации работ в момент их получения - 2003 году. При этом оно применило вычеты по оплаченным ТМЦ в 2003 году, но приобретенным и использованным до 01.01.2003.
Налогоплательщик в подтверждение правомерности своих действий представил письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 02.06.2004 N 03-03-11/88, в котором на запрос Общества руководитель департамента разъяснил, что в соответствии с п. 2 ст. 171 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам. В связи с этим суммы налога, уплаченные после перехода организации на упрощенную систему налогообложения поставщикам товаров (работ, услуг), использованных до перехода на упрощенную систему налогообложения при осуществлении операций, по которым налог на добавленную стоимость уплачен в бюджет, подлежат возмещению.
Данные выводы руководителя департамента Минфина РФ согласуются с разъяснениями МПС РФ, изложенными в письме N 22-1-15/1265-У188 от 26.05.2003. В этом письме разъяснена уплата НДС при поступлении денежных средств за работы, выполненные до перехода на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, на безвозмездной основе.
Согласно доводам Общества объект налогообложения (реализация ремонтно-строительных работ) возник в период, когда оно являлось плательщиком НДС.
Нормами ст. 168 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Пунктом 3 ст. 169 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Получение выручки для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, является лишь моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
Следовательно, если реализация товаров (работ, услуг) была произведена в период до перехода организации на упрощенную систему налогообложения, а выручка за эти товары (работы, услуги) получена в период, когда организация перешла на упрощенную систему налогообложения, НДС уплачивается в общеустановленном порядке, т.к. обязанности налогоплательщика по уплате налога прекращаются с уплатой этого налога.
Применяя в спорных правоотношениях п. 5 ст. 173 НК РФ, судом не учтено, что эти нормы распространяются только на лиц, не являющихся налогоплательщиками, и на налогоплательщиков, реализующих товары (работы, услуги), не подлежащие налогообложению.
В данной ситуации обязанности налогоплательщика по НДС возникли в период нахождения на общей системе налогообложения и прекращаются в момент уплаты НДС.
Учитывая, что обязанности налогоплательщика неразрывно связаны с его правами, право на налоговый вычет, предусмотренное ст. 171 НК РФ, также должно применяться.
Нормами ст. 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ.
Как объект налогообложения возникает с момента реализации, так и право на вычет возникает с момента приобретения для определенных целей товаров (работ, услуг).
Общество в своих доводах указывает, что все ТМЦ были приобретены и использованы для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС, в период, когда оно являлось плательщиком налога на добавленную стоимость. Фактическая оплата в ином периоде этих ТМЦ не лишает его права на применение налогового вычета при выполнении ремонтно-строительных работ, по которым налог на добавленную стоимость уплачен в бюджет.
В соответствии со ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
Фактическая оплата товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, утвердившими в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, является лишь моментом применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость.
Указанный порядок согласуется с моментом определения налоговой базы.
В материалах дела имеются налоговые декларации Общества по НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2003 года. В данных декларациях определена налоговая база по НДС и применены налоговые вычеты, а также указана сумма, подлежащая уплате в бюджет, хотя с 01.01.2003 Общество переведено на упрощенную систему налогообложения.
Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Представляя в Инспекцию налоговые декларации по НДС за соответствующие периоды 2003 года, Общество исходило из того, что оно является налогоплательщиком по НДС по задекларированным суммам. Принимая и проверяя в порядке ст. 88 НК РФ налоговые декларации, Инспекция также исходила из того, что Общество является налогоплательщиком по НДС.
Выводы суда о том, что Общество по задекларированным суммам не является налогоплательщиком, не основаны на нормах права.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и на основании представленных в подтверждение своей позиции доказательств сторон установить фактические обстоятельства и правильно применить нормы права.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 27.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.10.2004 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-4484-2004/136/28 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 28.01.2005 N А14-4484-2004/136/28
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 28 января 2005 г. Дело N А14-4484-2004/136/28
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромсервис" на Решение от 27.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.10.2004 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-4484-2004/136/28,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Агропромсервис" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области (далее - Инспекция) N 22 от 12.02.2004 (с учетом уточнения).
Решением арбитражного суда от 27.08.2004 заявленные требования Общества удовлетворены частично. Признано недействительным Решение Инспекции N 22 от 12.02.2004 в части привлечения к налоговой ответственности, в остальном Обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты по мотивам неправильного применения норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что в ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2003 года, представленной Обществом, Инспекцией сделан вывод, что Общество не является налогоплательщиком по НДС, т.к. с 01.01.2003 оно переведено на упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ. Установив, что Общество исчисляло НДС с денежных средств, поступивших в 4 квартале 2003 году по счетам-фактурам, и применяло налоговый вычет по оплаченным счетам-фактурам в 4 квартале 2003 года, налоговый орган принял Решение N 22 от 12.02.2004. Данным решением налоговый орган доначислил Обществу НДС в сумме 57130 руб. (п. 1 решения), пени в сумме 541 руб. (п. 2 решения), привлек Общество к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 9401 руб. (п. 3 решения).
Мотивируя свое решение, налоговый орган указал, что в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ организация обязана уплатить НДС в бюджет при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре. Учитывая, что Общество с 01.01.2003 не является налогоплательщиком по НДС, Инспекция пришла к выводу, что оно не имело права на налоговые вычеты при исчислении НДС в соответствии со ст. ст. 170, 171, 172 НК РФ. И признала незаконным заявление налогового вычета в налоговой декларации по НДС за 4 квартал по ТМЦ, приобретенным до перехода на упрощенную систему налогообложения, а оплаченным после перехода.
Рассматривая спор по существу, суд согласился с выводами налогового органа и указал, что в соответствии с гл. 26.2 НК РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты (в числе прочих) НДС уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период.
Согласно п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
На основе анализа приведенных норм суд сделал вывод, что при переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2003 году, считаются прекращенными.
Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Данные выводы суда поддержал суд апелляционной инстанции.
Однако суд кассационной инстанции полагает, что судами применены нормы материального права, не подлежащие применению в спорных правоотношениях, и не применены нормы, подлежащие применению.
Согласно доводам налогоплательщика в 2001 - 2002 годах он выполнял ремонтно-строительные работы и приобретал для этих целей товарно-материальные ценности.
Все выполненные работы в 2001 - 2002 годах были приняты заказчиками и оформлены надлежащим образом, по ним были выписаны счета-фактуры на дату реализации этих работ. Товарно-материальные ценности также израсходованы на выполненные работы и приобретались на основании счетов-фактур, выписанных продавцами на дату приобретения.
Согласно учетной политике в момент реализации работ и приобретения ТМЦ налогообложение по налогу на добавленную стоимость у Общества производилось кассовым методом (по оплате).
Общество, полагая, что объект налогообложения возник в период, когда оно являлось плательщиком НДС, исчислило и уплатило налог с поступивших денежных средств от реализации работ в момент их получения - 2003 году. При этом оно применило вычеты по оплаченным ТМЦ в 2003 году, но приобретенным и использованным до 01.01.2003.
Налогоплательщик в подтверждение правомерности своих действий представил письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 02.06.2004 N 03-03-11/88, в котором на запрос Общества руководитель департамента разъяснил, что в соответствии с п. 2 ст. 171 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам. В связи с этим суммы налога, уплаченные после перехода организации на упрощенную систему налогообложения поставщикам товаров (работ, услуг), использованных до перехода на упрощенную систему налогообложения при осуществлении операций, по которым налог на добавленную стоимость уплачен в бюджет, подлежат возмещению.
Данные выводы руководителя департамента Минфина РФ согласуются с разъяснениями МПС РФ, изложенными в письме N 22-1-15/1265-У188 от 26.05.2003. В этом письме разъяснена уплата НДС при поступлении денежных средств за работы, выполненные до перехода на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, на безвозмездной основе.
Согласно доводам Общества объект налогообложения (реализация ремонтно-строительных работ) возник в период, когда оно являлось плательщиком НДС.
Нормами ст. 168 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Пунктом 3 ст. 169 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Получение выручки для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, является лишь моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
Следовательно, если реализация товаров (работ, услуг) была произведена в период до перехода организации на упрощенную систему налогообложения, а выручка за эти товары (работы, услуги) получена в период, когда организация перешла на упрощенную систему налогообложения, НДС уплачивается в общеустановленном порядке, т.к. обязанности налогоплательщика по уплате налога прекращаются с уплатой этого налога.
Применяя в спорных правоотношениях п. 5 ст. 173 НК РФ, судом не учтено, что эти нормы распространяются только на лиц, не являющихся налогоплательщиками, и на налогоплательщиков, реализующих товары (работы, услуги), не подлежащие налогообложению.
В данной ситуации обязанности налогоплательщика по НДС возникли в период нахождения на общей системе налогообложения и прекращаются в момент уплаты НДС.
Учитывая, что обязанности налогоплательщика неразрывно связаны с его правами, право на налоговый вычет, предусмотренное ст. 171 НК РФ, также должно применяться.
Нормами ст. 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ.
Как объект налогообложения возникает с момента реализации, так и право на вычет возникает с момента приобретения для определенных целей товаров (работ, услуг).
Общество в своих доводах указывает, что все ТМЦ были приобретены и использованы для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС, в период, когда оно являлось плательщиком налога на добавленную стоимость. Фактическая оплата в ином периоде этих ТМЦ не лишает его права на применение налогового вычета при выполнении ремонтно-строительных работ, по которым налог на добавленную стоимость уплачен в бюджет.
В соответствии со ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
Фактическая оплата товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, утвердившими в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, является лишь моментом применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость.
Указанный порядок согласуется с моментом определения налоговой базы.
В материалах дела имеются налоговые декларации Общества по НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2003 года. В данных декларациях определена налоговая база по НДС и применены налоговые вычеты, а также указана сумма, подлежащая уплате в бюджет, хотя с 01.01.2003 Общество переведено на упрощенную систему налогообложения.
Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Представляя в Инспекцию налоговые декларации по НДС за соответствующие периоды 2003 года, Общество исходило из того, что оно является налогоплательщиком по НДС по задекларированным суммам. Принимая и проверяя в порядке ст. 88 НК РФ налоговые декларации, Инспекция также исходила из того, что Общество является налогоплательщиком по НДС.
Выводы суда о том, что Общество по задекларированным суммам не является налогоплательщиком, не основаны на нормах права.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и на основании представленных в подтверждение своей позиции доказательств сторон установить фактические обстоятельства и правильно применить нормы права.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 27.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.10.2004 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-4484-2004/136/28 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 28 января 2005 г. Дело N А14-4484-2004/136/28
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Агропромсервис" на Решение от 27.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.10.2004 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-4484-2004/136/28,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Агропромсервис" (далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным Решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 4 по Воронежской области (далее - Инспекция) N 22 от 12.02.2004 (с учетом уточнения).
Решением арбитражного суда от 27.08.2004 заявленные требования Общества удовлетворены частично. Признано недействительным Решение Инспекции N 22 от 12.02.2004 в части привлечения к налоговой ответственности, в остальном Обществу отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.10.2004 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты по мотивам неправильного применения норм материального права.
Изучив материалы дела, выслушав представителей Общества, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции находит, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Из материалов дела следует, что в ходе камеральной проверки налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2003 года, представленной Обществом, Инспекцией сделан вывод, что Общество не является налогоплательщиком по НДС, т.к. с 01.01.2003 оно переведено на упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ. Установив, что Общество исчисляло НДС с денежных средств, поступивших в 4 квартале 2003 году по счетам-фактурам, и применяло налоговый вычет по оплаченным счетам-фактурам в 4 квартале 2003 года, налоговый орган принял Решение N 22 от 12.02.2004. Данным решением налоговый орган доначислил Обществу НДС в сумме 57130 руб. (п. 1 решения), пени в сумме 541 руб. (п. 2 решения), привлек Общество к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 9401 руб. (п. 3 решения).
Мотивируя свое решение, налоговый орган указал, что в соответствии с п. 5 ст. 173 НК РФ организация обязана уплатить НДС в бюджет при выставлении покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре. Учитывая, что Общество с 01.01.2003 не является налогоплательщиком по НДС, Инспекция пришла к выводу, что оно не имело права на налоговые вычеты при исчислении НДС в соответствии со ст. ст. 170, 171, 172 НК РФ. И признала незаконным заявление налогового вычета в налоговой декларации по НДС за 4 квартал по ТМЦ, приобретенным до перехода на упрощенную систему налогообложения, а оплаченным после перехода.
Рассматривая спор по существу, суд согласился с выводами налогового органа и указал, что в соответствии с гл. 26.2 НК РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты (в числе прочих) НДС уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период.
Согласно п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год.
На основе анализа приведенных норм суд сделал вывод, что при переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2003 году, считаются прекращенными.
Одновременно с этим прекращенными считаются и обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Данные выводы суда поддержал суд апелляционной инстанции.
Однако суд кассационной инстанции полагает, что судами применены нормы материального права, не подлежащие применению в спорных правоотношениях, и не применены нормы, подлежащие применению.
Согласно доводам налогоплательщика в 2001 - 2002 годах он выполнял ремонтно-строительные работы и приобретал для этих целей товарно-материальные ценности.
Все выполненные работы в 2001 - 2002 годах были приняты заказчиками и оформлены надлежащим образом, по ним были выписаны счета-фактуры на дату реализации этих работ. Товарно-материальные ценности также израсходованы на выполненные работы и приобретались на основании счетов-фактур, выписанных продавцами на дату приобретения.
Согласно учетной политике в момент реализации работ и приобретения ТМЦ налогообложение по налогу на добавленную стоимость у Общества производилось кассовым методом (по оплате).
Общество, полагая, что объект налогообложения возник в период, когда оно являлось плательщиком НДС, исчислило и уплатило налог с поступивших денежных средств от реализации работ в момент их получения - 2003 году. При этом оно применило вычеты по оплаченным ТМЦ в 2003 году, но приобретенным и использованным до 01.01.2003.
Налогоплательщик в подтверждение правомерности своих действий представил письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 02.06.2004 N 03-03-11/88, в котором на запрос Общества руководитель департамента разъяснил, что в соответствии с п. 2 ст. 171 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, подлежат вычетам. В связи с этим суммы налога, уплаченные после перехода организации на упрощенную систему налогообложения поставщикам товаров (работ, услуг), использованных до перехода на упрощенную систему налогообложения при осуществлении операций, по которым налог на добавленную стоимость уплачен в бюджет, подлежат возмещению.
Данные выводы руководителя департамента Минфина РФ согласуются с разъяснениями МПС РФ, изложенными в письме N 22-1-15/1265-У188 от 26.05.2003. В этом письме разъяснена уплата НДС при поступлении денежных средств за работы, выполненные до перехода на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, на безвозмездной основе.
Согласно доводам Общества объект налогообложения (реализация ремонтно-строительных работ) возник в период, когда оно являлось плательщиком НДС.
Нормами ст. 168 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
При реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Пунктом 3 ст. 169 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 166 НК РФ общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду.
Получение выручки для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, является лишь моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.
Следовательно, если реализация товаров (работ, услуг) была произведена в период до перехода организации на упрощенную систему налогообложения, а выручка за эти товары (работы, услуги) получена в период, когда организация перешла на упрощенную систему налогообложения, НДС уплачивается в общеустановленном порядке, т.к. обязанности налогоплательщика по уплате налога прекращаются с уплатой этого налога.
Применяя в спорных правоотношениях п. 5 ст. 173 НК РФ, судом не учтено, что эти нормы распространяются только на лиц, не являющихся налогоплательщиками, и на налогоплательщиков, реализующих товары (работы, услуги), не подлежащие налогообложению.
В данной ситуации обязанности налогоплательщика по НДС возникли в период нахождения на общей системе налогообложения и прекращаются в момент уплаты НДС.
Учитывая, что обязанности налогоплательщика неразрывно связаны с его правами, право на налоговый вычет, предусмотренное ст. 171 НК РФ, также должно применяться.
Нормами ст. 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ.
Как объект налогообложения возникает с момента реализации, так и право на вычет возникает с момента приобретения для определенных целей товаров (работ, услуг).
Общество в своих доводах указывает, что все ТМЦ были приобретены и использованы для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения по НДС, в период, когда оно являлось плательщиком налога на добавленную стоимость. Фактическая оплата в ином периоде этих ТМЦ не лишает его права на применение налогового вычета при выполнении ремонтно-строительных работ, по которым налог на добавленную стоимость уплачен в бюджет.
В соответствии со ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг).
Фактическая оплата товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, утвердившими в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, является лишь моментом применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость.
Указанный порядок согласуется с моментом определения налоговой базы.
В материалах дела имеются налоговые декларации Общества по НДС за 1, 2, 3, 4 кварталы 2003 года. В данных декларациях определена налоговая база по НДС и применены налоговые вычеты, а также указана сумма, подлежащая уплате в бюджет, хотя с 01.01.2003 Общество переведено на упрощенную систему налогообложения.
Согласно ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Представляя в Инспекцию налоговые декларации по НДС за соответствующие периоды 2003 года, Общество исходило из того, что оно является налогоплательщиком по НДС по задекларированным суммам. Принимая и проверяя в порядке ст. 88 НК РФ налоговые декларации, Инспекция также исходила из того, что Общество является налогоплательщиком по НДС.
Выводы суда о том, что Общество по задекларированным суммам не является налогоплательщиком, не основаны на нормах права.
Согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли решение.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и на основании представленных в подтверждение своей позиции доказательств сторон установить фактические обстоятельства и правильно применить нормы права.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 27.08.2004 и Постановление апелляционной инстанции от 21.10.2004 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-4484-2004/136/28 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда в ином судебном составе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)