Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 12.09.2002 N А74-1454/02-К2-Ф02-2664/02-С1

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 12 сентября 2002 г.
Дело N А74-1454/02-К2-Ф02-2664/02-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.
судей: Евдокимова А.И., Кадниковой Л.А.,
представители сторон участия в судебном заседании не принимали,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Учебно - методический центр "Орион" на решение от 4 июня 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 22 июля 2002 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1454/02-К2 (суд первой инстанции: Тутаркова И.В., суд апелляционной инстанции: Журба Н.М., Коршунова Т.Г., Сидельникова Т.Н.),
УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Учебно - методический центр "Орион" (далее - ЗАО "УМЦ "Орион") обратилось в Арбитражный суд республики Хакасия с иском к Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Хакасия (далее - налоговая инспекция) о возврате излишне уплаченных платежей по единому социальному налогу в сумме 22378 рублей 31 копейка.
Определением от 19 апреля 2002 года судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (ОПФР) по Республике Хакасия, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Хакасия, Хакасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Решением суда от 4 июня 2002 года в иске отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 22 июля 2002 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ЗАО "УМЦ "Орион" в кассационной жалобе просит указанные судебные акты отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Из кассационной жалобы следует, что ЗАО "УМЦ "Орион", являясь субъектом малого предпринимательства, становится плательщиком единого социального налога только с момента вступления в силу Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", которым были внесены изменения в Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" в части возложения на предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязанности по уплате единого социального налога.
Поэтому заявитель считает, что обязанность уплачивать единый социальный налог у него возникла с 01.01.2002, поэтому уплаченный в 2001 году единый социальный налог подлежит возврату на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая инспекция и ОПФР по Республике Хакасия в отзыве на кассационную жалобу не согласились с изложенными в ней доводами, указывая, что предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, в 2001 году не были освобождены от уплаты единого социального налога, в котором были объединены взносы в государственные социальные внебюджетные фонды.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления от 26.08.2002 N 96988, N 96990, от 27.08.2002 N 96986, от 28.08.2002 N 96989, от 29.08.2002 N 96987), однако своих представителей на судебное заседание не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, ЗАО "УМЦ "Орион" в соответствии с патентом АА19 N 958199 от 15.07.2001 применяло упрощенную систему налогообложения в период с 01.07.2001 по 31.12.2001.
Истцом за 2001 год согласно представленным платежным документам был перечислен единый социальный налог в Пенсионный фонд Российской Федерации на сумму 17600 рублей 91 копейка; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 125 рублей 70 копеек; в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2137 рублей 26 копеек; в фонд социального страхования Российской Федерации - 2514 рублей 44 копейки.
22 февраля 2002 года истец обратился в налоговую инспекцию с просьбой возвратить ошибочно уплаченные суммы платежей по единому социальному налогу.
Налоговая инспекция письмом от 20.03.2002 N 16-с.д.-6058 отказала истцу в возврате указанной суммы, ссылаясь на то, что в 2001 году истец являлся плательщиком единого социального налога.
Принимая решение об отказе в иске о возврате излишне уплаченного единого социального налога, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что ЗАО "УМЦ "Орион" в 2001 году являлся плательщиком единого социального налога.
Данный вывод является правильным по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты отчислений в государственные внебюджетные фонды.
Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.2001 введена в действие глава 24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 234 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что названной главой вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования - и предназначенный для мобилизации средств для реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы, а уплата осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Одновременно статьей 2 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" признан утратившими силу со дня введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации ряд нормативных актов, в том числе регулирующих порядок уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.
На основании статьи 9 названного Федерального закона с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. Суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 года подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса).
Следовательно, взносы в государственные социальные внебюджетные фонды были объединены в единый социальный налог и подлежали уплате в составе данного налога.
Данный вывод подтверждается и статьей 6 Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах", которой внесены изменения в абзац второй пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 1995 года N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", предусматривающие замену слов "отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды" словами "единого социального налога".
Таким образом, судебные инстанции на основании всестороннего, полного и объективного исследования доказательств и правильного применения норм материального права сделали вывод о том, что ЗАО "УМЦ "Орион" в 2001 году являлся плательщиком единого социального налога и произведенные им платежи в государственные внебюджетные фонды не являются излишне уплаченными, так как осуществлены в соответствии с действующим законодательством, поэтому оснований, предусмотренных статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации для их возврата, не имеется.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 4 июня 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 22 июля 2002 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1454/02-К2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
А.И.ЕВДОКИМОВ
Л.А.КАДНИКОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)