Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.03.2002 N А56-30159/01

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 19 марта 2002 года Дело N А56-30159/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Кочеровой Л.И., Троицкой Н.В., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга Шершневой А.Г. (доверенность от 03.04.2001 N 01-06/6031), от открытого акционерного общества "Ленполиграфмаш" Давыдовой Г.Ш. (доверенность от 21.01.2002 б/н), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга на решение от 19.11.2001 (судьи Бурматова Г.Е., Герасимова М.М., Лопато И.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 22.01.2002 (судьи Астрицкая С.Т., Фокина Е.А., Гайсановская Е.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-30159/01,
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Ленполиграфмаш" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 11.09.2001 N 19-06/16843, согласно которому общество обязано исчислить земельный налог за 1998 - 2001 годы по указанным инспекцией налоговым ставкам.
Решением от 19.11.2001, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.01.2002, иск удовлетворен. Письмо инспекции от 11.09.2001 N 19-06/16843 об отказе принять уточненные декларации общества по земельному налогу признано недействительным.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать обществу в иске. По мнению подателя жалобы, Законами Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год" и "О федеральном бюджете на 2000 год" увеличены налоговые ставки земельного налога в связи с введением соответственно коэффициентов "2" и "1,2", что не противоречит положениям пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации. Инспекция считает, что таким образом изменена налоговая ставка земельного налога, а названные коэффициенты следует рассматривать как принятые только в рамках налоговой ставки.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы и уточнил позицию инспекции, указав на то, что письмом от 11.09.2001 N 19-06/16843 права общества не нарушены, поскольку уточненные расчеты по земельному налогу налоговой инспекцией приняты.
В судебном заседании представитель общества отклонил доводы инспекции и просил оставить решение и постановление судебных инстанций без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в августе 2001 года общество представило в инспекцию перерасчеты по земельному налогу за 2000 и 2001 годы в связи с тем, что при исчислении земельного налога за 2000 и 2001 годы дополнительно к коэффициенту "1,2", установленному статьей 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год", ошибочно применило также коэффициент "2", установленный статьей 15 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год". Ошибочность такого расчета истец объясняет тем, что действие норм Законов Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год" и "О федеральном бюджете на 2000 год" ограничивается соответственно только 1999 и 2000 годами.
Письмом от 11.09.2001 N 19-06/16843 инспекция отказала обществу в принятии названных перерасчетов, указав на неверное применение обществом налоговых ставок при исчислении земельного налога.
Суд кассационной инстанции считает несостоятельным довод инспекции о том, что обжалуемое письмо не нарушает права и охраняемые законом интересы общества.
Согласно пункту 48 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при применении статей 137 и 138 кодекса необходимо исходить из того, что под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования, подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика.
Оспариваемое письмо отвечает признакам ненормативного акта, приведенным в статье 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Письмо подписано заместителем руководителя инспекции; властный характер письма следует из его содержания, а указание в письме конкретных ставок земельного налога, подлежащих применению, нарушает права и охраняемые законом интересы общества.
Статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Вместе с тем согласно Федеральному закону "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Согласно статье 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. Законодательными актами Санкт-Петербурга эти ставки в 2000 и 2001 годах не менялись.
Статьей 15 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
Элементы налогообложения установлены статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации, однако "коэффициент" среди них не указан.
Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся только федеральные налоги и сборы; в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации (статья 72 Конституции), а органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают местные налоги (статья 132 Конституции).
В связи с изложенным довод инспекции о том, что установление ставок земельного налога входит в компетенцию федерального законодательства, противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим кодексом.
Коэффициенты, введенные федеральными законами о бюджетах на 1999 и 2000 годы, не являются пределами, о которых идет речь в пункте 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации. Введением коэффициента не устанавливаются пределы налоговых ставок и не ограничиваются полномочия представительного органа власти в их установлении. Коэффициент подлежит учету не при определении ставки налога, а при его исчислении за конкретный налоговый период.
Следовательно, коэффициент нельзя рассматривать как составную часть такого элемента налогообложения, как налоговая ставка. Обратное противоречило бы пункту 1 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации. Ставка земельного налога в 1998 - 2001 годах оставалась неизменной, и именно к этой ставке должны применяться коэффициенты, установленные федеральными законами о бюджете на соответствующий год.
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного "2", ограничивается только 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретный период времени, а последующим правовым актом, регулирующим аналогичные правоотношения на следующий период времени, Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", введен новый повышающий налоговую ставку коэффициент - "1,2". Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. Поскольку названный закон не установил повышающих коэффициентов, земельный налог в 2001 году подлежал уплате по ставкам, установленным Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге".
Следовательно, вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что у инспекции не было правовых оснований для непринятия представленных обществом перерасчетов по земельному налогу, является обоснованным по праву и соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, следует признать, что обжалуемые судебные акты являются законными и основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.11.2001 и постановление апелляционной инстанции от 22.01.2002 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-30159/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
ПАСТУХОВА М.В.

Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
ТРОИЦКАЯ Н.В.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)