Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2011 N 15АП-265/2011 ПО ДЕЛУ N А32-18537/2008

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2011 г. N 15АП-265/2011

Дело N А32-18537/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Винокур И.Г.
судей Е.В. Андреевой, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем Батехиной Ю.П.
при участии:
от заявителя: Смола Е.В., представитель по доверенности от 10.12.2010 г.
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г-к. Геленджику Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2010 по делу N А32-18537/2008
по заявлению ЗАО "Совхоз "Архипо-Осиповский"
к заинтересованному лицу ИФНС России по г-к. Геленджику Краснодарского края
о признании недействительным решения от 17.03.08 г. N 2381
принятое в составе судьи Ивановой Н.В.

установил:

ЗАО "Совхоз "Архипо-Осиповский" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Геленджику Краснодарского края (далее - инспекция) N 2381 от 17.03.08 г.
Заявитель уточнял заявление, указал, что им оспаривается решение инспекции N 2381 от 17.03.08 г. п. 1 решения, о привлечении ЗАО "Совместное хозяйство "Архипо-Осиповский" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм земельного налога за 2006 г. по уточненной декларации по земельному налогу за 2006 г., в результате неправомерного бездействия в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога, в части взыскания штрафа в сумме 64625,8 руб.; п. 2.1 решения в части доначисления неуплаченного (не полностью уплаченного) налога 323129 руб.; п. 3. решения в части предложения уплатить не полностью уплаченные платежи по земельному налогу в сумме 323129 руб., налоговые санкции, указанные в пункте 1 решения в сумме 64625,8 руб. Всего признать недействительным решение Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Геленджик от 17.03.2008 г. N 2381 по взысканию с ЗАО "Совхоз Архипо-Осиповский" суммы не полностью уплаченного налога за землю за 2006 г., пени и штрафных санкций в размере 387754,8 руб.
Изменение просительной части заявления принято судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 27.10.10 г. признано недействительным решение ИФНС по городу-курорту Геленджику N 2381 от 17.03.08 г. п. 1 решения, о привлечении ЗАО "Совместное хозяйство "Архипо-Осиповский" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату сумм земельного налога за 2006 г. по уточненной декларации по земельному налогу за 2006 г., в результате неправомерного бездействия в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога, в части взыскания штрафа в сумме 64625,8 руб.; п. 2.1 решения в части доначисления неуплаченного (не полностью уплаченного) налога 323129 руб.; п. 3. решения в части предложения уплатить не полностью уплаченные платежи по земельному налогу в сумме 323129 руб., налоговые санкции, указанные в пункте 1 решения в сумме 64625,8 руб. Всего признать недействительным решение ИФНС по г. Геленджик от 17.03.2008 г. N 2381 по взысканию с ЗАО "Совхоз Архипо-Осиповский" суммы не полностью уплаченного налога за землю за 2006 г., штрафных санкций в размере 387754,8 руб., как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации. Суд обязал ИФНС по городу-курорту Геленджику устранить допущенное нарушение прав заявителя - ЗАО "Совхоз "Архипо-Осиповский".
ИФНС России по г. Геленджику Краснодарского края обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просила отменить судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Судом получено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей налоговой инспекции. Судебной коллегией ходатайство удовлетворено.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель заявителя письменно ходатайствовал об отказе от требований в части оспаривания необоснованного доначисления налоговым органом суммы земельного налога за 2006 г. в размере 27 руб., а также от суммы штрафа в размере 5,40 руб. и прекращении в этой части производства по делу.
Ходатайство мотивировано тем, что при рассмотрении апелляционной жалобы заявителя на решение ИФНС России по г-к. Геленджику от 17.03.08 г. N 2381, решением УФНС России по Краснодарскому краю от 11.06.08 г. N 27-13-311-698, было изменено решение ИФНС России по г. Геленджику N 2381 от 17.03.08 г. путем отмены в резолютивной части решения уплаты авансовых платежей по земельному налогу в сумме 27 руб. Этим же решением ИФНС России по г. Геленджику предписано произвести перерасчет пени по земельному налогу с учетом внесенных в решение изменений. В остальной части решение ИФНС России по г. Геленджику от 17.03.08 г. N 2381 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба ЗАО "Совхоз "Архипо-Осиповский" - без удовлетворения.
В соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Согласно ч. 5 ст. 49 АПК РФ арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 150 АПК РФ предусмотрено, что отказ истца от иска и принятие отказа арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу.
В силу п. 3 ст. 269 АПК РФ, одновременно с прекращением производства по делу подлежит отмене принятый судом первой инстанции по существу спора судебный акт в соответствующей части.
Поскольку отказ ЗАО "Совхоз "Архипо-Осиповский" от заявления в части оспаривания необоснованного доначисления налоговым органом суммы земельного налога за 2006 г. в размере 27 руб., а также от суммы штрафа в размере 5,40 руб. заявлен лицом, уполномоченным на совершение таких действий от имени заявителя, не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права других лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции принимает отказ от заявления в части оспаривания необоснованного доначисления налоговым органом суммы земельного налога за 2006 г. в размере 27 руб., а также от суммы штрафа в размере 5,40 руб., в связи с чем, производство по делу в данной части подлежит прекращению с отменой ранее принятого по нему судом первой инстанции решения в части оспаривания необоснованного доначисления налоговым органом суммы земельного налога за 2006 г. в размере 27 руб., а также от суммы штрафа в размере 5,40 руб.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, обществом 26.10.07 г. представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2006 г. По данным налогоплательщика сумма авансового платежа по земельному налогу за 2006 г. составила 424 913 руб. в том числе КБК 182 10606012041000110 - 344 025 руб., КБК 182 10606022041000110 - 80 888 руб.
По результатам камеральной проверки названного расчета составлен акт камеральной проверки N 1572 от 24.01.08 г. По данным инспекции сумма налога составила 727 178 руб.
ИФНС России по г. Геленджику приняла решение N 2381 от 17.03.08, которым обществу доначислена сумма не полностью уплаченных платежей по земельному налогу за 2006 г., налоговых санкций на сумму всего в размере 387 754,80 руб., из которых 323 129 руб. - доначисление суммы авансовых платежей по земельному налогу за 2006 г.: 64625,80 руб. налоговых санкций, этим же решением уменьшена исчисленная в завышенном размере сумма платежа по налогу в размере 20 857 руб., а также уменьшены пени в размере 1 141,08 руб.
Решением УФНС России по Краснодарскому краю N 27-13-311-698 от 11.06.2008 г. решение N 2381 от 17.03.08 изменено, в части уплаты авансовых платежей по земельному налогу в сумме 27 руб. В остальной части решение утверждено.
Не согласившись с решением налогового органа в части, в соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 Кодекса, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 1 статьи 389 Кодекса определено, что объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В пункте 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Таким образом, кадастровая стоимость и правообладатель спорных земельных участков, в данном случае, должен быть определен по состоянию на 01.01.2006.
Статьей 390 Налогового кодекса установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, порядок проведения которой устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; соответственно в процессе ее проведения осуществляется оценочное зонирование территорий.
Согласно статье 396 Налогового кодекса Российской Федерации по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления не позднее 1 марта этого года.
На основании пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
В силу части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 2 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство состоит из Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Согласно статье 47 (части 1 - 3) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Удельные показатели кадастровой стоимости земель поселения на 01.01.06 г. утверждены постановлением главы Администрации муниципального образования города-курорта Геленджик от 24.12.2002 N 1524 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений города-курорта Геленджик".
Положением о земельном налоге на территории муниципального образования города-курорта Геленджика, утвержденным решением Думы города-курорта Геленджика от 18.11.2005 N 152 (далее - Положение), установлены налоговые ставки по земельному налогу на территории муниципального образования города-курорта Геленджика, в том числе 0,3 процента для земель сельскохозяйственного назначения и для земель сельскохозяйственного использования.
Согласно разделу 5 Положения порядок доведения до налогоплательщика сведений о кадастровой стоимости земельных участков устанавливается правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования города-курорта Геленджика.
Постановление N 245 главы Администрации муниципального образования города-курорта Геленджик "О порядке доведения до налогоплательщика сведений о кадастровой стоимости земельных участков на территории муниципального образования города-курорта Геленджик" было принято только 19.02.07 г., порядок опубликования определен через газету "Прибой".
Постановление главы города-курорта Геленджик от 24.12.2002 N 1524 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений города-курорта Геленджик" в газете "Прибой" опубликовано не было.
Согласно пункту 8 статьи 18 Устава муниципального образования города-курорта Геленджика /в редакции, действовавшей в спорный период/ нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Удельные показатели кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края на 01.01.06 г. утверждены постановлением главы администрации Краснодарского края N 970 от 25.10.05 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края".
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 и Закона Краснодарского края от 05.11.2002 N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" пунктом 1 постановления главы администрации Краснодарского края от 21.12.2005 N 1213 департаменту имущественных отношений Краснодарского края делегированы полномочия по утверждению результатов государственной кадастровой оценки земель.
Из сведений заместителя департамента по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края от 18.09.09 г. N 53-1758/09-05 следует, что департамент не имеет информации об официальном опубликовании постановления главы администрации Краснодарского края от 25.10.05 г. N 970 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края".
Таким образом, в 2006 г. не подлежали применению, как не вступившие в законную силу постановление главы Администрации муниципального образования города-курорта Геленджик от 24.12.2002 N 1524 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений города-курорта Геленджик", постановление главы администрации Краснодарского края N 970 от 25.10.05 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края" ввиду того, что не были опубликованы в установленном порядке.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд установил, что Общество в данном случае не имело возможности самостоятельно определить налоговую базу и правильно уплатить земельный налог за 2006 года в отношении принадлежащих ему земельных участков из расчета удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка, по независящим от него причинам, вследствие ненадлежащего утверждения и опубликования актов органа местного самоуправления муниципального образования города - курорта Геленджик и главы администрации Краснодарского края о кадастровой стоимости земельных участков. Основания для начисления штрафа за неисполнение обязанности по уплате авансовых платежей по земельному налогу так же отсутствовали.
Следовательно, в связи с отсутствием утвержденных показателей кадастровой стоимости спорных земельных участков у общества не возникла обязанность, по исчислению налога исходя из неустановленной кадастровой стоимости.
Согласно п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ N 54 от 23.07.09 г. "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" если кадастровая стоимость земельного участка на момент возникновения спорных правоотношений не установлена, арбитражным судам следует руководствоваться положениями статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которым, если кадастровая стоимость земли не определена, в этом случае для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.
Инспекция, производя доначисления земельного налога за 2006 г. не проверила установлена ли надлежащим образом кадастровая стоимость земельных участков на момент возникновения спорных правоотношений, и произвела расчет, для целей налогообложения не применив нормативную цену земли, в результате вынесла незаконное решение.
Правоприменительные выводы по аналогичному спору изложены в постановлении ФАС СКО от 10 февраля 2010 г. по делу N А32-22004/2007-59/447.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27 октября 2010 г. по делу N А32-18537/2008 отменить в части признания недействительным решения ИФНС по г-к. Геленджику N 2381 от 17.03.08 г. в части налога на землю в сумме 27 руб., штрафа 5,40 руб.
В данной части производство по делу прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
И.Г.ВИНОКУР

Судьи
Е.В.АНДРЕЕВА
Н.В.ШИМБАРЕВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)