Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 09.01.2008.
Полный текст постановления изготовлен 14.01.2008.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Асмыковича А.В., Дмитриева В.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Разгуляева А.В. (доверенность от 09.01.2008 N 05-13/00006), Кандауровой О.С. (доверенность от 09.01.2008 N 05-13/00005), от общества с ограниченной ответственностью "Ай Си Эс" Мышкиной Н.А. (доверенность от 24.06.2007 б/н), рассмотрев 09.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2007 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2007 (судьи Згурская М.Л., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-32295/2006,
общество с ограниченной ответственностью "Ай Си Эс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 17.07.2006 N 18-04/09792 и требования от 18.07.2006 N 50558.
Решением суда от 10.07.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.09.2007, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить вынесенные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, Общество в течение 2005 года неправомерно применяло упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), поскольку заявление о применении УСН налогоплательщик подал с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), то есть не одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах, а именно правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (далее - НДС), налога на имущество организации, единого налога за период с 01.01.2005 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт от 31.05.2006 N 100/18 и принято решение от 17.07.2006 N 18-04/09792.
Согласно названному решению Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на прибыль, НДС и налога на имущество, а также по пунктам 1 и 2 статьи 119 НК РФ за непредставление деклараций по этим налогам в виде штрафа на общую сумму 273088 руб.; налогоплательщику доначислено 312018 руб. указанных налогов и начислено 36319 руб. пеней за несвоевременную их уплату.
Основанием для вынесения решения послужило неправомерное применение Обществом в 2005 году УСН. По мнению Инспекции, Обществу как вновь созданной организации следовало подать заявление на применение УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе, то есть 24.12.2004, тогда как в нарушение пункта 2 статьи 346.13 НК РФ указанное заявление подано Обществом 03.02.2005. Инспекция полагает, что данное обстоятельство лишает налогоплательщика права применять в 2005 году УСН.
Во исполнение принятого решения Инспекцией в адрес Общества направлено требование от 18.07.2006 N 50558 об уплате 312018 руб. налогов и 36319 руб. пеней.
Общество не согласилось с вынесенными ненормативными актами и оспорило их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что подача в налоговый орган заявления о переходе на УСН не одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет не может являться основанием для отказа в применении данной системы налогообложения и в переводе Общества на общую систему налогообложения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены решения и постановления в силу следующего.
Из материалов дела видно и судами установлено, что Общество зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу и поставлено на учет в Инспекции 24.12.2004, о чем ему выданы свидетельства от 24.12.2004 о государственной регистрации юридического лица и о постановке на учет в налоговом органе.
Налогоплательщик 03.02.2005 представил в Инспекцию заявление о переходе на УСН, выбрав в качестве налогообложения доходы.
В ответ на заявление Инспекция направила Обществу уведомление от 01.03.2005 N 12/272 о невозможности применения УСН, однако факт получения этого документа заявитель отрицает. Как видно из материалов дела, доказательств вручения Обществу указанного уведомления Инспекция не представила.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах" Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения", которая введена в действие с 01.01.2003.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ организациями и индивидуальными предпринимателями УСН применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, изъявившие желание перейти на УСН, вправе подать заявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе.
В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСН в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) предусмотрено, что заявление о постановке на налоговый учет подается организациями в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации.
Пунктом "в" части 4 статьи 3 Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в пункт 3 статьи 83 НК РФ с 01.01.2004 внесены изменения.
Следовательно, датой постановки на учет юридического лица является дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации при создании юридического лица.
Исходя из этого, осуществление перехода на УСН вновь созданными организациями возможно на основании заявления, подаваемого ими после получения свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.
При этом заявление о применении УСН должно быть подано налогоплательщиком в том отчетном периоде, в котором получено свидетельство о постановке на учет, а также до начала ведения предпринимательской деятельности.
Довод Инспекции о том, что Обществом нарушен срок, установленный пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ, ввиду неодновременности представления заявлений о постановке на налоговый учет и о переходе на УСН, обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций и не принимается кассационной коллегией.
Действительно, Общество подало заявление о переходе на УСН после постановки его на налоговый учет.
Однако данное обстоятельство не противоречит требованиям налогового законодательства и не может служить основанием для отказа заявителю в переходе на специальный налоговый режим.
Главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен уведомительный, а не разрешительный порядок перехода налогоплательщиков на применение УСН. В статье 346.13 НК РФ не содержится оснований для отказа налоговым органом в ее применении заявителем.
При этом вновь созданная организация не вправе применять УСН только в случае, если она относится к организациям, перечисленным в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ. Общество к таким организациям не принадлежит. Иных оснований, препятствующих вновь созданной организации применять УСН, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
Судами установлено, что заявление о переходе на УСН подано заявителем 03.02.2005, то есть до истечения отчетного (налогового) периода и до начала ведения предпринимательской деятельности, ввиду чего у Общества не возникло обязанности исчислять налоги, подлежащие уплате при общей системе налогообложения.
Следовательно, в данном случае переход на УСН не повлек негативных последствий для бюджета в виде неуплаты налогов.
Ссылка Инспекции в судебном заседании на пункт 2 статьи 346.13 НК РФ, предусматривающий, что вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН не только одновременно с подачей документов о постановке на учет в налоговых органах, но и в пятидневный срок с даты подачи этих документов, в данном случае не принимается кассационной инстанцией. Новая редакция этой нормы установлена Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ и вступила в силу с 01.01.2006, а следовательно, не распространяется на спорный период.
В связи с этим выводы судебных инстанций о том, что приведенные Инспекцией доводы о нарушении Обществом срока подачи заявления о переходе на УСН не могут являться основанием для отказа налогоплательщику в применении УСН, принятия оспариваемого решения о привлечении его к налоговой ответственности и доначисления налогов по общей системе налогообложения, являются правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Инспекции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2007 по делу N А56-32295/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 14.01.2008 ПО ДЕЛУ N А56-32295/2006
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 января 2008 г. по делу N А56-32295/2006
Резолютивная часть постановления оглашена 09.01.2008.
Полный текст постановления изготовлен 14.01.2008.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Морозовой Н.А., судей Асмыковича А.В., Дмитриева В.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Разгуляева А.В. (доверенность от 09.01.2008 N 05-13/00006), Кандауровой О.С. (доверенность от 09.01.2008 N 05-13/00005), от общества с ограниченной ответственностью "Ай Си Эс" Мышкиной Н.А. (доверенность от 24.06.2007 б/н), рассмотрев 09.01.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2007 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2007 (судьи Згурская М.Л., Будылева М.В., Семиглазов В.А.) по делу N А56-32295/2006,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ай Си Эс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 17.07.2006 N 18-04/09792 и требования от 18.07.2006 N 50558.
Решением суда от 10.07.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.09.2007, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить вынесенные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. По мнению подателя жалобы, Общество в течение 2005 года неправомерно применяло упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), поскольку заявление о применении УСН налогоплательщик подал с нарушением срока, установленного пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), то есть не одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет.
В судебном заседании представители Инспекции поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель Общества просил обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах, а именно правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость (далее - НДС), налога на имущество организации, единого налога за период с 01.01.2005 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт от 31.05.2006 N 100/18 и принято решение от 17.07.2006 N 18-04/09792.
Согласно названному решению Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, за неуплату налога на прибыль, НДС и налога на имущество, а также по пунктам 1 и 2 статьи 119 НК РФ за непредставление деклараций по этим налогам в виде штрафа на общую сумму 273088 руб.; налогоплательщику доначислено 312018 руб. указанных налогов и начислено 36319 руб. пеней за несвоевременную их уплату.
Основанием для вынесения решения послужило неправомерное применение Обществом в 2005 году УСН. По мнению Инспекции, Обществу как вновь созданной организации следовало подать заявление на применение УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе, то есть 24.12.2004, тогда как в нарушение пункта 2 статьи 346.13 НК РФ указанное заявление подано Обществом 03.02.2005. Инспекция полагает, что данное обстоятельство лишает налогоплательщика права применять в 2005 году УСН.
Во исполнение принятого решения Инспекцией в адрес Общества направлено требование от 18.07.2006 N 50558 об уплате 312018 руб. налогов и 36319 руб. пеней.
Общество не согласилось с вынесенными ненормативными актами и оспорило их в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции исходили из того, что подача в налоговый орган заявления о переходе на УСН не одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет не может являться основанием для отказа в применении данной системы налогообложения и в переводе Общества на общую систему налогообложения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы подателя жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, соответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены решения и постановления в силу следующего.
Из материалов дела видно и судами установлено, что Общество зарегистрировано в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу и поставлено на учет в Инспекции 24.12.2004, о чем ему выданы свидетельства от 24.12.2004 о государственной регистрации юридического лица и о постановке на учет в налоговом органе.
Налогоплательщик 03.02.2005 представил в Инспекцию заявление о переходе на УСН, выбрав в качестве налогообложения доходы.
В ответ на заявление Инспекция направила Обществу уведомление от 01.03.2005 N 12/272 о невозможности применения УСН, однако факт получения этого документа заявитель отрицает. Как видно из материалов дела, доказательств вручения Обществу указанного уведомления Инспекция не представила.
Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах" Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения", которая введена в действие с 01.01.2003.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ организациями и индивидуальными предпринимателями УСН применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, изъявившие желание перейти на УСН, вправе подать заявление о переходе на УСН одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговом органе.
В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСН в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2004) предусмотрено, что заявление о постановке на налоговый учет подается организациями в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации.
Пунктом "в" части 4 статьи 3 Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в пункт 3 статьи 83 НК РФ с 01.01.2004 внесены изменения.
Следовательно, датой постановки на учет юридического лица является дата внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации при создании юридического лица.
Исходя из этого, осуществление перехода на УСН вновь созданными организациями возможно на основании заявления, подаваемого ими после получения свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации.
При этом заявление о применении УСН должно быть подано налогоплательщиком в том отчетном периоде, в котором получено свидетельство о постановке на учет, а также до начала ведения предпринимательской деятельности.
Довод Инспекции о том, что Обществом нарушен срок, установленный пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ, ввиду неодновременности представления заявлений о постановке на налоговый учет и о переходе на УСН, обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций и не принимается кассационной коллегией.
Действительно, Общество подало заявление о переходе на УСН после постановки его на налоговый учет.
Однако данное обстоятельство не противоречит требованиям налогового законодательства и не может служить основанием для отказа заявителю в переходе на специальный налоговый режим.
Главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен уведомительный, а не разрешительный порядок перехода налогоплательщиков на применение УСН. В статье 346.13 НК РФ не содержится оснований для отказа налоговым органом в ее применении заявителем.
При этом вновь созданная организация не вправе применять УСН только в случае, если она относится к организациям, перечисленным в пункте 3 статьи 346.12 НК РФ. Общество к таким организациям не принадлежит. Иных оснований, препятствующих вновь созданной организации применять УСН, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
Судами установлено, что заявление о переходе на УСН подано заявителем 03.02.2005, то есть до истечения отчетного (налогового) периода и до начала ведения предпринимательской деятельности, ввиду чего у Общества не возникло обязанности исчислять налоги, подлежащие уплате при общей системе налогообложения.
Следовательно, в данном случае переход на УСН не повлек негативных последствий для бюджета в виде неуплаты налогов.
Ссылка Инспекции в судебном заседании на пункт 2 статьи 346.13 НК РФ, предусматривающий, что вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на УСН не только одновременно с подачей документов о постановке на учет в налоговых органах, но и в пятидневный срок с даты подачи этих документов, в данном случае не принимается кассационной инстанцией. Новая редакция этой нормы установлена Федеральным законом от 21.07.2005 N 101-ФЗ и вступила в силу с 01.01.2006, а следовательно, не распространяется на спорный период.
В связи с этим выводы судебных инстанций о том, что приведенные Инспекцией доводы о нарушении Обществом срока подачи заявления о переходе на УСН не могут являться основанием для отказа налогоплательщику в применении УСН, принятия оспариваемого решения о привлечении его к налоговой ответственности и доначисления налогов по общей системе налогообложения, являются правильными, соответствующими фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Инспекции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.07.2007 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2007 по делу N А56-32295/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
В.В.ДМИТРИЕВ
Н.А.МОРОЗОВА
Судьи
А.В.АСМЫКОВИЧ
В.В.ДМИТРИЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)