Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 19.01.2004 N А66-5002-03

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 19 января 2004 года Дело N А66-5002-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Клириковой Т.В., Троицкой Н.В., рассмотрев 13.01.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.09.03 по делу N А66-5002-03 (судья Рощина С.Е.),
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Супермаркет у Вокзала" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - Инспекция), выразившихся в отказе в регистрации книги учета доходов и расходов Общества, заявившего о переходе с 01.01.03 на упрощенную систему налогообложения.
Решением суда от 19.09.03 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 19.09.03, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, Общество, зарегистрированное после 30 ноября 2002 года и до вступления в силу главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), вправе перейти на упрощенную систему налогообложения только с 2004 года путем подачи заявления в налоговый орган с 01 октября по 30 ноября 2003 года. Налоговый орган считает, что, поскольку налогоплательщик не оспорил в арбитражном суде отказ Инспекции в применении Обществом упрощенной системы налогообложения, он с 01.01.03 не признается переведенным на упрощенную систему налогообложения, а следовательно, налоговый орган правомерно не зарегистрировал книгу учета доходов и расходов налогоплательщика.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого решения проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, государственная регистрация Общества произведена 09.12.02, а 11.12.02 оно поставлено на налоговый учет в Инспекции. Налогоплательщик 11.12.02 обратился в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения. Повторное заявление подано им 25.12.02. В уведомлении от 21.01.03 Инспекция отказала Обществу в применении упрощенной системы налогообложения на том основании, что налогоплательщики, зарегистрированные после 30 ноября 2002 года и до вступления в силу главы 26.2 НК РФ, могут перейти на упрощенную систему налогообложения только с 2004 года путем подачи заявления в налоговый орган с 01 октября по 30 ноября 2003 года.
Общество 04.03.03 обратилось в Инспекцию с заявлением о регистрации книги учета доходов и расходов в соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.10.02 N БГ-3-22/606. Письмом от 17.04.03 N 22-18/3186 налоговый орган отказал в регистрации книги учета доходов и расходов, поскольку налогоплательщик с 01.01.03 не переведен на упрощенную систему налогообложения.
Не согласившись с названными действиями Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, указал, что довод Инспекции о возможности применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения только с 2004 года противоречит действующему налоговому законодательству и что Обществом соблюдены все предусмотренные главой 26.2 НК РФ условия перехода на упрощенную систему налогообложения, в связи с чем у ответчика отсутствовали основания для отказа заявителю в регистрации книги учета доходов и расходов.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правомерным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Согласно пункту 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В статье 346.24 НК РФ указано, что налогоплательщики обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.
Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.5 Порядка отражения хозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - Порядок), утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 28.10.02 N БГ-3-22/606, книга учета доходов и расходов открывается на один календарный год и должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком книги учета доходов и расходов указывается число содержащихся в ней страниц, которое подтверждается подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью организации (индивидуального предпринимателя) - при ее наличии, а также заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью до начала ее ведения. На последней странице пронумерованной и прошнурованной налогоплательщиком книги учета доходов и расходов, которая велась в электронном виде, и выведенной по окончании налогового периода на бумажные носители, указывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписью должностного лица налогового органа и скрепляется печатью.

В связи с этим довод Инспекции о том, что заявитель вправе перейти на упрощенную систему налогообложения с 2004 года, а следовательно, лишается права на применение упрощенной системы в 2003 году, противоречит пункту 2 статьи 346.13 НК РФ, где указано, что вновь созданные организации вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации. Таким образом, юридические лица, созданные в декабре 2002 года и вставшие в этом же периоде на налоговый учет, вправе подать в налоговый орган заявление о переходе с 01.01.03 на упрощенную систему налогообложения и применять названный налоговый режим с начала текущего календарного года.
Как следует из материалов дела, налогоплательщик создан в декабре 2002 года и подал в Инспекцию заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с заявлением о постановке на налоговый учет (11.12.02), то есть выполнил условие, предусмотренное пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ. Налоговый орган не ссылался на то, что Общество не вправе перейти на названный налоговый режим по обстоятельствам, перечисленным в пунктах 2 и 3 статьи 346.12 НК РФ, и в материалах дела такие доказательства отсутствуют. Учитывая, что заявление налогоплательщика о переходе на упрощенную систему налогообложения носит уведомительный характер и иные препятствия в переходе Общества на названный налоговый режим отсутствовали, уведомление Инспекции о невозможности такого перехода, а также ее отказ в оформлении книги учета доходов и расходов не основаны на нормах действующего законодательства о налогах и сборах.
Несостоятельна также ссылка налогового органа на то, что у налогоплательщика, не оспорившего в суд уведомление Инспекции от 21.01.03, нет права на обжалование действий ответчика, являющихся следствием названного уведомления. По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов (в том числе налоговых), если такие решения или действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В книге учета доходов и расходов налогоплательщики в хронологической последовательности на основе первичных документов отражают все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период, чем обеспечивается полнота, непрерывность и достоверность учета показателей своей деятельности, необходимые для исчисления налоговой базы и суммы единого налога. Подпись должностного лица налогового органа и печать, проставляемые в такой книге, - гарантия достоверности изложенных в ней сведений, правильности исчисления налоговой базы и суммы налога. Поэтому отказ Инспекции в оформлении книги учета доходов и расходов в соответствии с пунктом 1.5 Порядка, основанный на неправомерном решении налогового органа об отсутствии у налогоплательщика права на переход на упрощенную систему налогообложения, нарушает права Общества в сфере предпринимательской деятельности. Более того, главой 26.2 НК РФ право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения не зависит от решения Инспекции. Названным Кодексом не предусмотрена и обязанность налогового органа уведомить Общество о возможности (невозможности) применения названного налогового режима. Следовательно, такие действия ответчика могут быть оспорены независимо от того, обжалован ли налогоплательщиком отказ Инспекции в применении специального налогового режима.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что решение суда от 19.09.03 является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 19.09.03 по делу N А66-5002-03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий
КИРЕЙКОВА Г.Г.

Судьи
КЛИРИКОВА Т.В.
ТРОИЦКАЯ Н.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)