Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 05.03.2009 ПО ДЕЛУ N А60-38255/2008-С10

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2009 г. по делу N А60-38255/2008-С10


Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2009 года
Полный текст решения изготовлен 05 марта 2009 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи О.Э. Шавейниковой,
при ведении протокола судебного заседания судьей О.Э. Шавейниковой, рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Стэф"
к Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Свердловской области
об оспаривании решения налогового органа N 3540/1237 от 25.11.2008.
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: Е.Б. Тимофеева, представитель, доверенность б/н от 17.02.2009, предъявлен паспорт;
- от ответчика: Н.Н. Кордюкова - старший гос. налог. инспектор, доверенность N 06-26/02119 от 17.02.2009, предъявлено служебное удостоверение, С.В. Францкевич - начальник отдела, доверенность N 06-09/36964 от 25.08.2008 года, предъявлено служебное удостоверение.
Рассмотрение дела, назначенное на 05.02.2009, было отложено на 02.03.2009 в связи с необходимостью представления сторонами дополнительных доказательств.
Объявлен состав суда, сторонам разъяснены процессуальные права и обязанности. Отводов суду не заявлено.
Заинтересованным лицом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: копии почтовой квитанции; копии доверенности N 06-26/02119 от 17.02.2009; копии доверенности N 06-09/36964 от 25.08.2008; копии протокола рассмотрения возражений N 347 от 12.11.2008. Ходатайство судом удовлетворено.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью "Стэф" просит признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Свердловской области N 3540/1237 от 25.11.2008 о привлечении к налоговой ответственности. Оспаривая данное решение, заявитель ссылается на отсутствие оснований для привлечения его к налоговой ответственности, ввиду нарушения налогоплательщиком порядка декларирования, а не сроков представления налоговый деклараций.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, по основаниям, изложенным в отзыве, считая оспариваемое решение законным и обоснованным.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд

установил:

04.07.2008 обществом с ограниченной ответственностью "Стэф" (далее - заявитель, налогоплательщик, общество) представлена в Межрайонную инспекцию ФНС России N 6 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) декларация по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года.
В ходе камеральной налоговой проверки заинтересованное лицо пришло к выводу о нарушении заявителем установленного законодательством о налогах и сборах срока предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года (при сроке представления не позднее 20.11.2007 данная декларация представлена налогоплательщиком 04.07.2008) и, как следствие, о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена п. 1 ст. 119 Налогового кодекса РФ. По результатам камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года заинтересованным лицом составлен акт проверки N 2147 от 17.10.2008. Рассмотрение материалов проверки было назначено на 12.11.2008. Акт проверки и уведомление о месте и времени рассмотрения материалов проверки (исх. N 04-43/41033 от 20.10.2008) получены представителем общества - Л.В. Корякиной 21.10.2008 нарочно.
Возражения обществом представлены не были, на рассмотрение материалов проверки представитель заявителя не явился, в связи с чем, материалы камеральной налоговой проверки рассмотрены в отсутствии представителя общества. Указанные обстоятельства зафиксированы в протоколе рассмотрения возражений (объяснений) налогоплательщика и материалов проверки N 347 от 12.11.2008.
Решением Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Свердловской области N 3540/1237 от 25.11.2008, вынесенным на основании материалов камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года, заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, в виде штрафа в сумме 10393,80 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью "Стэф", не согласившись с указанным выше решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения сторон, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы и представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела и заинтересованным лицом не оспаривается, в 2007 году общество с ограниченной ответственностью "Стэф" применяло упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы минус расходы".
20.01.2008 обществом представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2007 года с "нулевыми" показателями.
18.03.2008 заявитель представил в налоговый орган налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2007 года, согласно которой общая сумма полученных обществом доходов составила 26542404 руб.
28.04.2008 года налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2007 года.
04.06.2008 года обществом представлена в налоговый орган уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2007 года, согласно которой реализация товаров составила 18 363 283 руб. 00 коп., налог, исчисленный к уплате, составил 2 391 руб. 00 коп.
Помесячные декларации по НДС (октябрь, ноябрь, декабрь) обществом были представлены 04.07.2008 года, согласно которых общая налоговая база составила 11 380 924 руб. (5 877 789 руб. + 2 755 950 руб. + 2 727 185 руб.)
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
На основании пункта 1 статьи 346.14 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения признаются: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов.
В силу пункта 2 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, упрощенная система налогообложения заключается в том, что лицо ее применяющее уплачивает единый налог вместо ряда различных налогов, предусмотренных общим режимом налогообложения.
В соответствии с п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в проверяемый период) если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 20 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, а налогоплательщики, перешедшие на иной режим налогообложения, не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения (п.п. 2 п. 4 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ).
Кроме того, указанная величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.
Приказом Минэкономразвития России от 3 ноября 2006 года N 360 "Об установлении коэффициента-дефлятора в целях применения главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения" на 2007 год" (зарегистрировано в Минюсте России 17.11.2006, регистрационный N 8494) коэффициент-дефлятор на 2007 год определен в размере 1,241. При этом размер коэффициента-дефлятора на 2007 год установлен с учетом ранее установленного размера коэффициента-дефлятора на 2006 год в размере 1,132 (коэффициент-дефлятор на 2007 год в размере 1,096 x 1,132).
В связи с вышеизложенным в 2007 году величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода в 2007 году, равна 24820000 руб. (20 млн. руб. x 1,241).
Ссылка в отзыве налогового органа при определении предельного размера доходов заявителя в 2007 году в сумме 22640000 рублей на письмо Минфина Российской Федерации от 18.01.2006 N 03-11-02/85 несостоятельна, поскольку в связи с разъяснениями, данными в письме Минфина России от 08.12.2006 N 03-11-02/272, письмо Минфина России от 28 декабря 2005 года N 03-11-02/85 не подлежит применению с момента его издания.
Установив на основании представленной обществом 18.03.2008 налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2007 год, что доходы налогоплательщика (в сумме 26542404 руб.) превысили предельный размер доходов, налоговый орган направил в адрес общества уведомления от 24.04.2008 N 181 и от 04.05.2008 N 181 об утрате налогоплательщиком права применения упрощенной системы налогообложения с 01.10.2007 и о необходимости предоставления обществом деклараций по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2007 года.
Поскольку размер дохода, полученного обществом в 4 квартале 2007 года, превысил 20 млн. рублей, вывод налогового органа о том, что налогоплательщик считается перешедшим на общую систему налогообложения и признается налогоплательщиком НДС с 01.10.2007 года правомерен.
Согласно ст. 163 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей в 2007 году) налоговый период для плательщиков налога на добавленную стоимость, устанавливался как календарный месяц. Пункт 2 указанной статьи предусматривал, что для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога, не превышающими два миллиона рублей, налоговый период устанавливается как квартал.
В соответствии с п. 5 ст. 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Таким образом, если у плательщика налога на добавленную стоимость в каком-либо месяце квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС и налога с продаж превысила два миллиона рублей, он обязан представлять декларацию по налогу на добавленную стоимость в общем порядке, то есть ежемесячно, начиная с месяца, в котором произошло вышеуказанное превышение суммы выручки.
Согласно п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Поскольку возврат к общей системе налогообложения происходит после утраты условий для применения упрощенной системы налогообложения, выявленной по результатам отчетного (налогового) периода, обязанность по уплате налогов по общей системе и представлению деклараций за прошедший период возникает у налогоплательщика с начала нового отчетного (налогового) периода.
Статья 346.13 Налогового кодекса РФ содержит прямое указание о том, что при переходе с упрощенной системы налогообложения на общий режим на налогоплательщика не могут распространяться негативные последствия несвоевременного представления ежемесячных деклараций по общей системе налогообложения, срок представления которых истек до окончания отчетного периода, в котором налогоплательщик утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, следует отметить, что налогоплательщик не может утратить право декларировать и уплачивать налог на добавленную стоимость ежеквартально ранее, чем установит превышение сумм выручки от реализации товаров (работ, услуг) двух миллионов рублей.
Из пояснений заявителя, данных в ходе судебного разбирательства следует, что превышение предельной суммы выручки в 4 квартале 2007 года налогоплательщиком было установлено лишь в декабре 2007 года. Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2007 года представлена обществом и принята заинтересованным лицом 20.01.2008.
Декларация по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года была представлена заявителем и принята налоговым органом 04.07.2008.
Налоговым кодексом Российской Федерации не урегулирован порядок перехода от ежеквартального к ежемесячному налоговому периоду по налогу на добавленную стоимость и срок представления декларации по указанному налогу за месяц, предшествующий месяцу, в котором произошло превышение суммы выручки, также отсутствуют нормы, обязывающие представить налоговую декларацию за этот месяц в срок, предусмотренный для представления ежеквартальной декларации.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями названных статей Налогового кодекса РФ, а также статьями 106, 108 Налогового кодекса РФ, суд считает, что до подведения итогов за 4 квартал 2007 года общество не знало, что его доходы превысили установленный предел, следовательно, у него отсутствовала обязанность по уплате налога на добавленную стоимость и представлению соответствующих деклараций, срок представления которых истек до окончания 4 квартала, и соответственно отсутствовали правовые основания для привлечения к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ.
Ссылка заинтересованного лица на то, что указанная декларация по НДС от 04.07.2008 является первичной за данный отчетный период (октябрь 2007 года), в силу чего заявителем нарушен установленный законом срок подачи декларации по НДС, судом признается несостоятельной.
Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается факт представления налогоплательщиком декларации по НДС за 4-й квартал 2007 года 20.01.2008. В данном случае в действиях общества с ограниченной ответственностью "Стэф" отсутствует состав вменяемого ему правонарушения, поскольку нарушен порядок, но не срок декларирования.
Учитывая, что ответственность за нарушение иных факторов порядка декларирования (но не сроков) Налоговым кодексом Российской Федерации не установлена, суд считает, что привлечение налогоплательщика к ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налоговых деклараций по НДС за октябрь 2007 года, является неправомерным.
Кроме того, необходимо отметить, что в нарушение положений п.п. 12 п. 3 ст. 100 и п. 8 ст. 101 Налогового кодекса Российской Федерации факт нахождения заявителя на упрощенной системе налогообложения в 2007 году и, соответственно, момент возникновения у налогоплательщика обязанности представлять отдельные декларации по НДС ежемесячно, неисполнение которой вменено обществу с ограниченной ответственностью "Стэф", не нашли отражения ни в акте камеральной проверки N 2147 от 17.10.2008, ни в оспариваемом решении налогового органа N 3540/1237 от 25.11.2008, которым общество с ограниченной ответственностью "Стэф" привлечено к налоговой ответственности.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что требования заявителя следует удовлетворить, признать недействительным и отменить решение Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Свердловской области N 3540/1237 от 25.11.2008 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стэф" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 10393,80 руб.
Государственная пошлина в сумме 2000 руб., уплаченная заявителем по квитанции банка СБ 9016/0445 от 03.12.2008 в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требования заявителя удовлетворить.
Признать недействительным и отменить решение Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Свердловской области N 3540/1237 от 25.11.2008 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стэф" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 10393,80 руб.
Взыскать с Межрайонной инспекции ФНС России N 6 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Стэф" государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Судья
ШАВЕЙНИКОВА О.Э.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)