Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 15 марта 2006 года Дело N Ф04-1834/2006(20524-А45-26)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Новосибирской области, город Карасук, на решение от 19.10.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13352/05-12/511 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Купинском районе Новосибирской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Новосибирской области, город Карасук, о признании незаконными действий налогового органа и решения N 61 от 12.09.2003,
Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Купинском районе Новосибирской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Новосибирской области (далее - налоговый орган), город Карасук, о признании незаконными действий налогового органа, с учетом уточненных требований, выразившихся в отказе от предоставления освобождения от уплаты земельного налога и в уклонении от возврата излишне уплаченного земельного налога в сумме 1073 рублей, и об обязании налогового органа вернуть излишне уплаченный земельный налог.
Заявленные требования мотивированы тем, что заявитель выполняет функции органа государственного управления, поэтому имеет право на получение льготы по земельному налогу, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Решением от 19.10.2005 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия налогового органа, выразившиеся в отказе в предоставлении Пенсионному фонду освобождения от уплаты земельного налога и в уклонении от возврата излишне уплаченного земельного налога в сумме 1073 рублей за 2003 год, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
Суд обязал налоговый орган возвратить Пенсионному фонду 1073 рубля излишне уплаченного земельного налога за 2003 год.
В апелляционной инстанции арбитражного суда законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда.
Ссылаясь на пункт 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", а также учитывая, что Пенсионный фонд Российской Федерации является финансово-кредитным учреждением (пункт 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1), он не имеет права на льготу по земельному налогу.
В отзыве на кассационную жалобу Пенсионный фонд просит оставить состоявшееся по делу решение без изменения в связи с правильным применением судом норм права.
Указывает, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Пенсионный фонд выступает от имени государства, является государственным учреждением, осуществляющим пенсионное страхование, выполняет функции государственного управления и на этом основании имеет право на получение льготы по земельному налогу.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к выводу об оставлении судебного акта по делу без изменения.
Материалами дела установлено, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Купинском районе Новосибирской области является землепользователем земельного участка площадью 1553 кв. м, выделенного под административное здание. Это подтверждается свидетельством о праве на бессрочное пользование от 17.06.2002.
Пенсионный фонд платежным поручением N 160 от 05.08.2002 уплатил земельный налог за 2002 год в сумме 1342 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.04.2004 по делу N А45-20990/2003 СА23/870 суд обязал налоговый орган возвратить Пенсионному фонду земельный налог в сумме 1342 рублей как излишне уплаченный.
По результатам проведенной налоговым органом камеральной налоговой проверки представленной Пенсионным фондом налоговой декларации по земельному налогу за 2003 год вынесено решение N 61 от 12.09.2003, которым доначислен земельный налог в сумме 2415 рублей и с Управления фонда взыскан штраф в сумме 483 рублей по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неправильное исчисление налога.
Налоговый орган принял к зачету сумму 1342 руб., которая должна была быть возвращена по решению Арбитражного суда Новосибирской области от 19.04.2004.
Остаток задолженности в сумме 1073 рублей, во исполнение требования об уплате налога N 108 от 12.09.2003, был уплачен Пенсионным фондом.
25.02.2005 Пенсионный фонд обратился в налоговый орган с заявлением об отмене решения N 61 от 12.09.2003 и возврате излишне уплаченного налога на землю в сумме 1073 рублей по платежному поручению N 015 от 10.02.2005, применив льготу (освобождение) от уплаты налога в соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Уведомлением от 29.03.2005 Пенсионному фонду отказано в возврате излишне уплаченного земельного налога по причине отсутствия переплаты по данному налогу в карточке лицевого счета.
Считая действия налогового органа незаконными, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция, признавая решение суда первой инстанции правомерным, исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. Пенсионный фонд Российской Федерации вправе воспользоваться данной льготой при условии признания его органом государственной власти и управления.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу отнесения Пенсионного фонда Российской Федерации к органам государственной власти и управления изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации".
Конституционным Судом сделан вывод о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию именно законом. Такие полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, установлено, что Пенсионный фонд России образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в федеральной собственности Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации образует централизованную систему с вертикальной структурой управления, в связи с чем правом на освобождение от уплаты земельного налога пользуются и его территориальные отделения, через которые Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляются функции на местах.
Кассационная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что заявитель, являясь государственным учреждением, осуществляющим пенсионное страхование, выполняет и функцию органа государственного управления и поэтому имеет право на льготу по земельному налогу, предусмотренную пунктом 14 статьи 12 Федерального закона "О плате за землю".
Исходя из факта излишней уплаты заявителем за 2003 год 1073 руб. налога за землю, руководствуясь статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, суд правомерно обязал налоговый орган возвратить государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Купинском районе Новосибирской области 1073 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2003 год.
Кассационная инстанция считает, что судом правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
Решение от 19.10.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13352/05-12/511 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 15.03.2006 N Ф04-1834/2006(20524-А45-26) ПО ДЕЛУ N А45-13352/05-12/511
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 марта 2006 года Дело N Ф04-1834/2006(20524-А45-26)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Новосибирской области, город Карасук, на решение от 19.10.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13352/05-12/511 по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Купинском районе Новосибирской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Новосибирской области, город Карасук, о признании незаконными действий налогового органа и решения N 61 от 12.09.2003,
УСТАНОВИЛ:
Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Купинском районе Новосибирской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Новосибирской области (далее - налоговый орган), город Карасук, о признании незаконными действий налогового органа, с учетом уточненных требований, выразившихся в отказе от предоставления освобождения от уплаты земельного налога и в уклонении от возврата излишне уплаченного земельного налога в сумме 1073 рублей, и об обязании налогового органа вернуть излишне уплаченный земельный налог.
Заявленные требования мотивированы тем, что заявитель выполняет функции органа государственного управления, поэтому имеет право на получение льготы по земельному налогу, предусмотренной пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации "О плате за землю".
Решением от 19.10.2005 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
Признаны незаконными действия налогового органа, выразившиеся в отказе в предоставлении Пенсионному фонду освобождения от уплаты земельного налога и в уклонении от возврата излишне уплаченного земельного налога в сумме 1073 рублей за 2003 год, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.
Суд обязал налоговый орган возвратить Пенсионному фонду 1073 рубля излишне уплаченного земельного налога за 2003 год.
В апелляционной инстанции арбитражного суда законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда.
Ссылаясь на пункт 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", а также учитывая, что Пенсионный фонд Российской Федерации является финансово-кредитным учреждением (пункт 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1), он не имеет права на льготу по земельному налогу.
В отзыве на кассационную жалобу Пенсионный фонд просит оставить состоявшееся по делу решение без изменения в связи с правильным применением судом норм права.
Указывает, что в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, выполняют функции страховщика, осуществляющего управление средствами обязательного пенсионного страхования, обеспечивают назначение и выплату трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Пенсионный фонд выступает от имени государства, является государственным учреждением, осуществляющим пенсионное страхование, выполняет функции государственного управления и на этом основании имеет право на получение льготы по земельному налогу.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, пришел к выводу об оставлении судебного акта по делу без изменения.
Материалами дела установлено, что Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Купинском районе Новосибирской области является землепользователем земельного участка площадью 1553 кв. м, выделенного под административное здание. Это подтверждается свидетельством о праве на бессрочное пользование от 17.06.2002.
Пенсионный фонд платежным поручением N 160 от 05.08.2002 уплатил земельный налог за 2002 год в сумме 1342 руб.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.04.2004 по делу N А45-20990/2003 СА23/870 суд обязал налоговый орган возвратить Пенсионному фонду земельный налог в сумме 1342 рублей как излишне уплаченный.
По результатам проведенной налоговым органом камеральной налоговой проверки представленной Пенсионным фондом налоговой декларации по земельному налогу за 2003 год вынесено решение N 61 от 12.09.2003, которым доначислен земельный налог в сумме 2415 рублей и с Управления фонда взыскан штраф в сумме 483 рублей по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неправильное исчисление налога.
Налоговый орган принял к зачету сумму 1342 руб., которая должна была быть возвращена по решению Арбитражного суда Новосибирской области от 19.04.2004.
Остаток задолженности в сумме 1073 рублей, во исполнение требования об уплате налога N 108 от 12.09.2003, был уплачен Пенсионным фондом.
25.02.2005 Пенсионный фонд обратился в налоговый орган с заявлением об отмене решения N 61 от 12.09.2003 и возврате излишне уплаченного налога на землю в сумме 1073 рублей по платежному поручению N 015 от 10.02.2005, применив льготу (освобождение) от уплаты налога в соответствии с пунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Уведомлением от 29.03.2005 Пенсионному фонду отказано в возврате излишне уплаченного земельного налога по причине отсутствия переплаты по данному налогу в карточке лицевого счета.
Считая действия налогового органа незаконными, Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Кассационная инстанция, признавая решение суда первой инстанции правомерным, исходит из следующего.
В соответствии с подпунктом 14 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. Пенсионный фонд Российской Федерации вправе воспользоваться данной льготой при условии признания его органом государственной власти и управления.
Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу отнесения Пенсионного фонда Российской Федерации к органам государственной власти и управления изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2001 N 9-П по делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации".
Конституционным Судом сделан вывод о том, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию именно законом. Такие полномочия относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.
Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1, установлено, что Пенсионный фонд России образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации, его денежные средства находятся в федеральной собственности Российской Федерации.
Пенсионный фонд Российской Федерации образует централизованную систему с вертикальной структурой управления, в связи с чем правом на освобождение от уплаты земельного налога пользуются и его территориальные отделения, через которые Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляются функции на местах.
Кассационная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что заявитель, являясь государственным учреждением, осуществляющим пенсионное страхование, выполняет и функцию органа государственного управления и поэтому имеет право на льготу по земельному налогу, предусмотренную пунктом 14 статьи 12 Федерального закона "О плате за землю".
Исходя из факта излишней уплаты заявителем за 2003 год 1073 руб. налога за землю, руководствуясь статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, суд правомерно обязал налоговый орган возвратить государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Купинском районе Новосибирской области 1073 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2003 год.
Кассационная инстанция считает, что судом правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 19.10.2005 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-13352/05-12/511 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)