Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 11.02.2004 N Ф08-4989/2003-2057А

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 11 февраля 2004 года Дело N Ф08-4989/2003-2057А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Аланиянефтегаз", в отсутствие представителей заинтересованного лица - Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Северная Осетия - Алания и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Моздокскому району, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы и направивших в суд заявления о рассмотрении жалобы без участия представителей, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аланиянефтегаз" на решение от 28.08.2003 и постановление от 16.10.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-990/2003-4, установил следующее.
ООО "Аланиянефтегаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий УМНС России по Республике Северная Осетия - Алания по применению для налогообложения ставки налога на добычу полезных ископаемых 340 рублей и по начислению согласно решению от 04.07.2003 N 29 суммы недоимки по этому налогу в размере 850991 рубля, пени в размере 144987 рублей и штрафа в размере 170198 рублей (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 28.08.2003, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.10.2003, заявленные требования удовлетворены в части признания незаконными действий УМНС России по Республике Северная Осетия - Алания по применению к ООО "Аланиянефтегаз" налоговой ответственности в виде штрафа в размере 170198 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что налог правомерно доначислен в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ. Принятие налоговым органом от заявителя налоговых деклараций без указаний на исправления сумм налога на добычу полезных ископаемых, содержащихся в них, а также выводы акта выездной налоговой проверки от 18.03.2003, согласно которым ООО "Аланиянефтегаз" признано плательщиком этого налога по ставке 16,5% от добытой нефти и в соответствии с пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации вправе применять коэффициент 0,7, по сути являются письменными разъяснениями, данными налогоплательщику, о продолжении применения им статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Аланиянефтегаз" обратилось с кассационной жалобой и дополнениями к жалобе, в которых просит отменить решение и постановление суда и удовлетворить заявленные требования в части начисления недоимки и пени по налогу на добычу полезных ископаемых. Заявитель указывает, что Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ введена в действие глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых", статьей 342 которой предусмотрена налоговая ставка при добыче нефти 16,5%. Названный Закон не содержит прямых указаний на приостановление или частичную отмену действия статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, по мнению общества, возможно применение налоговой ставки, предусмотренной этой статьей. Кроме того, общество ссылается на повторность проведенной налоговой проверки, что противоречит требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит на основании следующего.
Как видно из материалов дела, согласно уставу, зарегистрированному постановлением главы администрации Моздокского района, от 26.04.2001 N 29-Р, заявитель занимается добычей нефти. В 2002 году ООО "Аланиянефтегаз" осуществляло добычу нефти на Ахловском месторождении, расположенном в Моздокском районе Республики Северная Осетия - Алания.
Являясь в течение 2002 года плательщиком налога на добычу полезных ископаемых и руководствуясь нормами главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации об этом налоге, ООО "Аланиянефтегаз" представляло в налоговый орган декларации, согласно которым налог был рассчитан исходя из установленной в пункте 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой ставки 16,5% и коэффициента 0,7. Проведя выездную налоговую проверку деятельности ООО "Аланиянефтегаз" за период с 01.01.2001 по 31.12.2002, ИМНС России по Моздокскому району в акте проверки указала на правильность применения предприятием налоговой ставки 16,5% и коэффициента 0,7.
По результатам выездной налоговой проверки, проведенной УМНС России по Республике Северная Осетия - Алания в порядке контроля за деятельностью ИМНС России по Моздокскому району, был составлен акт от 20.06.2003 и принято решение от 04.07.2003 N 29 о привлечении к ответственности за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году. Осуществив перерасчет суммы налога на добычу полезных ископаемых, подлежащей уплате в 2002 году, УМНС России по Республике Северная Осетия - Алания начислило к уплате 850991 рубль налога, 144987 рублей пени за его несвоевременную уплату и 170198 рублей налоговых санкций на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом налоговый орган руководствовался положениями статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации", установившими, что в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 рублей за одну тонну.
Рассматривая данное дело и принимая оспариваемые судебные акты, судебные инстанции правильно пришли к выводу, что налоговый орган обоснованно рассчитал размер налога, подлежащего уплате в 2002 году, с учетом положений статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 126-ФЗ является специальным законом, которым вводится в действие глава 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", и содержит положения, определяющие порядок вступления в действие норм Налогового кодекса Российской Федерации. Норма статьи 5 Закона устанавливает иную налоговую ставку относительно ставки, определенной главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации. Это положение является специальным и действует в течение определенного времени (с 01.01.2002 по 31.12.2004) до начала действия общей нормы (статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в спорный период (2002 год) при исчислении суммы налога на добычу полезных ископаемых налогоплательщик должен был применять не нормы статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, а норму статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ, которым глава 26 Кодекса была введена в действие. Сумма налога налоговым органом рассчитана правильно, оснований для признания незаконными действий налогового органа по начислению налога на добычу полезных ископаемых в размере 850991 рубля и пени по этому налогу в размере 144987 рублей не имеется.
Доводы жалобы о том, что действие статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации прямо не приостановлено, не могут быть приняты во внимание, так как специальная норма статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ регламентирует порядок действия статьи 342 Кодекса.
При рассмотрении дела суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую оценку и, правильно применив нормы права, вынес законные судебные акты, в которых указал на правильность применения налоговым органом ставки по налогу в размере 340 рублей за одну тонну нефти. Оснований для их отмены или изменения, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Ссылка заявителя жалобы на повторность налоговой проверки не является основанием для освобождения от налоговой обязанности, так как проверка проводилась вышестоящим налоговым органом. Кроме того, процессуальные нарушения, допущенные налоговыми органами, могут являться основанием для освобождения заявителя от применения налоговой санкции. В Налоговом кодексе Российской Федерации не предусмотрено в качестве правового последствия процедурных нарушений освобождение налогоплательщика от налоговых обязательств при установлении нарушения налогового законодательства.
При принятии кассационной жалобы заявителю предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины в сумме 500 рублей до рассмотрения жалобы, в связи с чем государственная пошлина подлежит взысканию с ООО "Аланиянефтегаз".
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.08.2003 и постановление от 16.10.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-990/2003-4 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Аланиянефтегаз" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.






ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 11 февраля 2004 года Дело N Ф08-4989/2003-2057А

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Аланиянефтегаз", в отсутствие представителей заинтересованного лица - Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Северная Осетия - Алания и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Моздокскому району, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы и направивших в суд заявления о рассмотрении жалобы без участия представителей, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аланиянефтегаз" на решение от 28.08.2003 и постановление от 16.10.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-990/2003-4, установил следующее.
ООО "Аланиянефтегаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными действий УМНС России по Республике Северная Осетия - Алания по применению для налогообложения ставки налога на добычу полезных ископаемых 340 рублей и по начислению согласно решению от 04.07.2003 N 29 суммы недоимки по этому налогу в размере 850991 рубля, пени в размере 144987 рублей и штрафа в размере 170198 рублей (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда от 28.08.2003, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.10.2003, заявленные требования удовлетворены в части признания незаконными действий УМНС России по Республике Северная Осетия - Алания по применению к ООО "Аланиянефтегаз" налоговой ответственности в виде штрафа в размере 170198 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что налог правомерно доначислен в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ. Принятие налоговым органом от заявителя налоговых деклараций без указаний на исправления сумм налога на добычу полезных ископаемых, содержащихся в них, а также выводы акта выездной налоговой проверки от 18.03.2003, согласно которым ООО "Аланиянефтегаз" признано плательщиком этого налога по ставке 16,5% от добытой нефти и в соответствии с пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации вправе применять коэффициент 0,7, по сути являются письменными разъяснениями, данными налогоплательщику, о продолжении применения им статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Аланиянефтегаз" обратилось с кассационной жалобой и дополнениями к жалобе, в которых просит отменить решение и постановление суда и удовлетворить заявленные требования в части начисления недоимки и пени по налогу на добычу полезных ископаемых. Заявитель указывает, что Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ введена в действие глава 26 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добычу полезных ископаемых", статьей 342 которой предусмотрена налоговая ставка при добыче нефти 16,5%. Названный Закон не содержит прямых указаний на приостановление или частичную отмену действия статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, по мнению общества, возможно применение налоговой ставки, предусмотренной этой статьей. Кроме того, общество ссылается на повторность проведенной налоговой проверки, что противоречит требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба удовлетворению не подлежит на основании следующего.
Как видно из материалов дела, согласно уставу, зарегистрированному постановлением главы администрации Моздокского района, от 26.04.2001 N 29-Р, заявитель занимается добычей нефти. В 2002 году ООО "Аланиянефтегаз" осуществляло добычу нефти на Ахловском месторождении, расположенном в Моздокском районе Республики Северная Осетия - Алания.
Являясь в течение 2002 года плательщиком налога на добычу полезных ископаемых и руководствуясь нормами главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации об этом налоге, ООО "Аланиянефтегаз" представляло в налоговый орган декларации, согласно которым налог был рассчитан исходя из установленной в пункте 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой ставки 16,5% и коэффициента 0,7. Проведя выездную налоговую проверку деятельности ООО "Аланиянефтегаз" за период с 01.01.2001 по 31.12.2002, ИМНС России по Моздокскому району в акте проверки указала на правильность применения предприятием налоговой ставки 16,5% и коэффициента 0,7.
По результатам выездной налоговой проверки, проведенной УМНС России по Республике Северная Осетия - Алания в порядке контроля за деятельностью ИМНС России по Моздокскому району, был составлен акт от 20.06.2003 и принято решение от 04.07.2003 N 29 о привлечении к ответственности за неполную уплату налога на добычу полезных ископаемых в 2002 году. Осуществив перерасчет суммы налога на добычу полезных ископаемых, подлежащей уплате в 2002 году, УМНС России по Республике Северная Осетия - Алания начислило к уплате 850991 рубль налога, 144987 рублей пени за его несвоевременную уплату и 170198 рублей налоговых санкций на основании статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом налоговый орган руководствовался положениями статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации", установившими, что в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений составляет 340 рублей за одну тонну.
Рассматривая данное дело и принимая оспариваемые судебные акты, судебные инстанции правильно пришли к выводу, что налоговый орган обоснованно рассчитал размер налога, подлежащего уплате в 2002 году, с учетом положений статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ.
Федеральный закон от 08.08.2001 N 126-ФЗ является специальным законом, которым вводится в действие глава 26 "Налог на добычу полезных ископаемых", и содержит положения, определяющие порядок вступления в действие норм Налогового кодекса Российской Федерации. Норма статьи 5 Закона устанавливает иную налоговую ставку относительно ставки, определенной главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации. Это положение является специальным и действует в течение определенного времени (с 01.01.2002 по 31.12.2004) до начала действия общей нормы (статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в спорный период (2002 год) при исчислении суммы налога на добычу полезных ископаемых налогоплательщик должен был применять не нормы статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, а норму статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ, которым глава 26 Кодекса была введена в действие. Сумма налога налоговым органом рассчитана правильно, оснований для признания незаконными действий налогового органа по начислению налога на добычу полезных ископаемых в размере 850991 рубля и пени по этому налогу в размере 144987 рублей не имеется.
Доводы жалобы о том, что действие статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации прямо не приостановлено, не могут быть приняты во внимание, так как специальная норма статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ регламентирует порядок действия статьи 342 Кодекса.
При рассмотрении дела суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства и материалы дела, дал им надлежащую оценку и, правильно применив нормы права, вынес законные судебные акты, в которых указал на правильность применения налоговым органом ставки по налогу в размере 340 рублей за одну тонну нефти. Оснований для их отмены или изменения, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Ссылка заявителя жалобы на повторность налоговой проверки не является основанием для освобождения от налоговой обязанности, так как проверка проводилась вышестоящим налоговым органом. Кроме того, процессуальные нарушения, допущенные налоговыми органами, могут являться основанием для освобождения заявителя от применения налоговой санкции. В Налоговом кодексе Российской Федерации не предусмотрено в качестве правового последствия процедурных нарушений освобождение налогоплательщика от налоговых обязательств при установлении нарушения налогового законодательства.
При принятии кассационной жалобы заявителю предоставлялась отсрочка по уплате государственной пошлины в сумме 500 рублей до рассмотрения жалобы, в связи с чем государственная пошлина подлежит взысканию с ООО "Аланиянефтегаз".
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 28.08.2003 и постановление от 16.10.2003 апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-990/2003-4 оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Аланиянефтегаз" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)