Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Брюхановой Т.А., Первушиной М.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Суровой А.В.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Красноярского края представителей: Саяногорской городской общественной организации охотников и рыболовов - председателя правления Шумихина Валерия Владимировича (протокол правления от 10.09.2010), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия - Приходько Ирины Викторовны (доверенность от 23.03.2011),
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Саяногорской городской общественной организации охотников и рыболовов на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 августа 2010 года по делу N А74-1428/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Хабибулина Ю.В.; суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Бычкова О.И., Демидова Н.М.),
установил:
Саяногорская городская общественная организация охотников и рыболовов (общественная организация) (ОГРН 1021900002630, ИНН 001902002880) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия (налоговый орган, Инспекция) от 27.01.2010 N 13123-123 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" и обязании возвратить доначисленные суммы 189 482 рублей налога и 36 681 рубля 45 копеек пеней.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 августа 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 года решение от 31 августа 2010 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общественная организация просит проверить законность принятых по делу судебных актов в связи неправильным применением судами статей 106, 108, 109, 111 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс).
Заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие вины во вмененных ему налоговым органом правонарушениях и утверждает, что на момент подачи налоговой декларации по земельному налогу не располагал достоверной информацией о величине кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган заявил о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки представленной общественной организацией уточненной налоговой декларация по земельному налогу за 2008 год инспекция доначислила земельный налог (189 482 рубля).
Решением от 27.01.2010 N 13123-123 общественная организация привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 18 948 рублей 20 копеек.
Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на указанное решение Инспекции принято решение от 13.08.2010 N 106, в соответствии с которым решение налогового органа изменено в части привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса за неполную уплату сумм земельного налога и начислении штрафа; подлежащий взысканию штраф уменьшен до 4423 рублей. В остальной части решение оставлено без изменения.
Общественная организация, не согласившись с решением инспекции от 27.01.2010 N 13123-123, обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций пришли к выводу о законности оспариваемого решения налогового органа и законности его действий.
Проверив правильность применения норм права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим мотивам.
Основанием для доначисления земельного налога, пени и привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа явилось неправильное определение величины кадастровой стоимости земельного участка при исчислении и уплате земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными законами и нормативными правовыми актами и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 Кодекса установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в силу прямого указания статьи 390 Кодекса нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, относятся к земельному законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ).
Таким образом, налогоплательщики земельного налога в 2008 году обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога подлежит доведению до налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, исходя из положений статьей 391 и 396 Кодекса, не позднее 01.03.2008.
Правительство Республики Хакасия во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 приняло постановление от 26.12.2007 N 414, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия.
В Приложении N 1 к постановлению Правительства Республики Хакасия от 26.12.2007 N 414 приведены утвержденные средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Республики Хакасия по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Судами установлено, что результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого участка в зависимости от его расположения и вида разрешенного пользования, были утверждены Правительством Республики Хакасия до начала налогового периода 2008 года.
В статье 396 Кодекса законодатель установил особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, отличные от сроков согласно статье 5 Кодекса, что также является доказательством того, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвердившие кадастровую стоимость земель, не регулируют налоговые отношения.
В соответствии с указанным пунктом статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008).
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Кодекса Правительство Российской Федерации путем принятия постановления от 07.02.2008 N 52 установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Материалы дела свидетельствуют о том, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков опубликованы 27.12.2007 в газете "Вестник Хакасии" от 27.12.2007 N 247.
В связи, с чем общественная организация, руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 Кодекса, имела реальную возможность и должна была определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной постановлением N 414, а не на основании кадастровой стоимости, которая имело место в предшествующем периоде.
Поскольку общественной организацией земельный налог за указанный период был исчислен с кадастровой стоимости, не соответствующей кадастровой стоимости, установленной в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.12.2007 N 414, инспекцией правомерно на основании установлено кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего общественной организации, установлено неуплата земельного налога за 2008 год и вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию общественной организации по делу, не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, что недопустимо в суде кассационной инстанции и не может являться основанием для отмены судебных актов.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств и отмены вынесенного по делу судебного акта отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 августа 2010 года по делу N А74-1428/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 05.07.2011 ПО ДЕЛУ N А74-1428/2010
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июля 2011 г. N А74-1428/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юдиной Н.М.,
судей: Брюхановой Т.А., Первушиной М.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Суровой А.В.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Красноярского края представителей: Саяногорской городской общественной организации охотников и рыболовов - председателя правления Шумихина Валерия Владимировича (протокол правления от 10.09.2010), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия - Приходько Ирины Викторовны (доверенность от 23.03.2011),
рассмотрев в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Саяногорской городской общественной организации охотников и рыболовов на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 августа 2010 года по делу N А74-1428/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 года по тому же делу (суд первой инстанции: Хабибулина Ю.В.; суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Бычкова О.И., Демидова Н.М.),
установил:
Саяногорская городская общественная организация охотников и рыболовов (общественная организация) (ОГРН 1021900002630, ИНН 001902002880) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия (налоговый орган, Инспекция) от 27.01.2010 N 13123-123 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" и обязании возвратить доначисленные суммы 189 482 рублей налога и 36 681 рубля 45 копеек пеней.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 августа 2010 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 года решение от 31 августа 2010 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общественная организация просит проверить законность принятых по делу судебных актов в связи неправильным применением судами статей 106, 108, 109, 111 Налогового кодекса Российской Федерации (Кодекс).
Заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие вины во вмененных ему налоговым органом правонарушениях и утверждает, что на момент подачи налоговой декларации по земельному налогу не располагал достоверной информацией о величине кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу налоговый орган заявил о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки представленной общественной организацией уточненной налоговой декларация по земельному налогу за 2008 год инспекция доначислила земельный налог (189 482 рубля).
Решением от 27.01.2010 N 13123-123 общественная организация привлечена к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Кодекса в виде штрафа в размере 18 948 рублей 20 копеек.
Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия по результатам рассмотрения апелляционной жалобы на указанное решение Инспекции принято решение от 13.08.2010 N 106, в соответствии с которым решение налогового органа изменено в части привлечения организации к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса за неполную уплату сумм земельного налога и начислении штрафа; подлежащий взысканию штраф уменьшен до 4423 рублей. В остальной части решение оставлено без изменения.
Общественная организация, не согласившись с решением инспекции от 27.01.2010 N 13123-123, обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций пришли к выводу о законности оспариваемого решения налогового органа и законности его действий.
Проверив правильность применения норм права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим мотивам.
Основанием для доначисления земельного налога, пени и привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа явилось неправильное определение величины кадастровой стоимости земельного участка при исчислении и уплате земельного налога.
Согласно пункту 1 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данными законами и нормативными правовыми актами и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 Кодекса установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Следовательно, в силу прямого указания статьи 390 Кодекса нормативные правовые акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости земельного участка, относятся к земельному законодательству Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 14 статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ).
Таким образом, налогоплательщики земельного налога в 2008 году обязаны самостоятельно исчислить подлежащий к уплате налог исходя из кадастровой стоимости земельного участка, которая определяется по состоянию на 01.01.2008 и которая в целях исчисления земельного налога подлежит доведению до налогоплательщиков в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, исходя из положений статьей 391 и 396 Кодекса, не позднее 01.03.2008.
Правительство Республики Хакасия во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 приняло постановление от 26.12.2007 N 414, которым утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия.
В Приложении N 1 к постановлению Правительства Республики Хакасия от 26.12.2007 N 414 приведены утвержденные средние удельные показатели кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Республики Хакасия по видам разрешенного пользования в рублях за квадратный метр.
Судами установлено, что результаты кадастровой оценки земель, позволяющие определить кадастровую стоимость каждого отдельного взятого участка в зависимости от его расположения и вида разрешенного пользования, были утверждены Правительством Республики Хакасия до начала налогового периода 2008 года.
В статье 396 Кодекса законодатель установил особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, отличные от сроков согласно статье 5 Кодекса, что также является доказательством того, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвердившие кадастровую стоимость земель, не регулируют налоговые отношения.
В соответствии с указанным пунктом статьи 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года (редакция, вступившая в силу с 01.01.2008).
В целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Кодекса Правительство Российской Федерации путем принятия постановления от 07.02.2008 N 52 установило, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". При этом до 01.03.2008 указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Материалы дела свидетельствуют о том, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков опубликованы 27.12.2007 в газете "Вестник Хакасии" от 27.12.2007 N 247.
В связи, с чем общественная организация, руководствуясь пунктом 3 статьи 391, пунктом 14 статьи 396 Кодекса, имела реальную возможность и должна была определить свои налоговые обязательства исходя из кадастровой стоимости земель, установленной постановлением N 414, а не на основании кадастровой стоимости, которая имело место в предшествующем периоде.
Поскольку общественной организацией земельный налог за указанный период был исчислен с кадастровой стоимости, не соответствующей кадастровой стоимости, установленной в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 26.12.2007 N 414, инспекцией правомерно на основании установлено кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего общественной организации, установлено неуплата земельного налога за 2008 год и вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию общественной организации по делу, не опровергают выводов судов, а направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, что недопустимо в суде кассационной инстанции и не может являться основанием для отмены судебных актов.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы судов подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правовые основания для переоценки установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств и отмены вынесенного по делу судебного акта отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 августа 2010 года по делу N А74-1428/2010, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 марта 2011 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М.ЮДИНА
Н.М.ЮДИНА
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
М.А.ПЕРВУШИНА
Т.А.БРЮХАНОВА
М.А.ПЕРВУШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)