Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Блиновой Л.В., Кочеровой Л.И., рассмотрев 22.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.07.2008 (судья Пигурнова Н.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 (судьи Бочкарева И.Н., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-6924/2008,
общество с ограниченной ответственностью "Мезенская лесозаготовительная компания" (далее - Общество, ООО "МЛЗК") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным решения от 09.04.2008 N 1639 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Решением суда от 30.07.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.09.2008, требования Общества удовлетворены частично. Спорное решение налогового органа признано недействительным в части взыскания 624 708 руб. налогов и 33 317 руб. 07 коп. пеней как не соответствующее пункту 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В удовлетворении остальной части заявления Обществу отказано. Решение налогового органа о взыскании 212 989 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и 36 193 руб. 12 коп. пеней по этому налогу признано законным.
В кассационной жалобе ООО "МЛЗК" просит отменить принятые судебные акты в неудовлетворенной части заявленных им требований, считая, что требование о погашении задолженности Общества по НДФЛ как налогового агента может предъявляться только в рамках процесса о банкротстве, удовлетворение требований должно производиться конкурсным управляющим.
Кроме того, податель жалобы считает, что суды "не исследовали вопрос, вся ли заработная плата, с которой подлежит уплата НДФЛ, была выплачена работникам".
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения от 30.07.2008 и постановления от 23.09.2008 проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Из материалов дела следует, что Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом налогового законодательства за 2004 - 2006 годы, по результатам которой составила акт от 26.12.2007 N 09-15/5267 и приняла решение от 31.01.2008 N 09-5/01092 об отказе в привлечении ООО "МЛЗК" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Названным решением Инспекция предложила Обществу уплатить неуплаченные суммы ряда налогов и соответствующие пени, а также перечислить в бюджет 212 989 руб. НДФЛ, удержанного с доходов, выплаченных физическим лицам, и 36 193 руб. 12 коп. пеней, начисленных за просрочку перечисления этого налога.
Инспекция направила в адрес Общества требование N 11252 по состоянию на 06.03.2008 об уплате в срок до 16.03.2008 в добровольном порядке 837 697 руб. налогов и 69 510 руб. 19 коп. пеней, в том числе 212 989 руб. НДФЛ, подлежащего перечислению Обществом как налоговым агентом, и 36 193 руб. 12 коп. пеней, начисленных за просрочку перечисления этого налога.
Общество указанное требование не исполнило, в связи с чем Инспекция приняла решение от 09.04.2008 N 1639 о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и выставила инкассовые поручения от 09.04.2008 N 1335, 1336 на взыскание сумм НДФЛ и пеней за просрочку его уплаты.
ООО "МЛЗК" решение налогового органа от 09.04.2008 N 1639 оспорило в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования в части взыскания НДФЛ и соответствующих сумм пеней, правомерно исходили из следующего.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Архангельской области от 31.10.2007 по делу N А05-3377/2007 Общество признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
Пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве определено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительным ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 названного Закона, в том числе требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктами 4 и 6 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удерживать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
В данном случае Общество исполняет обязанности налогового агента, в связи с чем должно перечислять в бюджет суммы НДФЛ, удержанные с выплаченных физическим лицам доходов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика или налогового агента в банке.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 НК РФ).
Судами установлено и Общество не отрицает факт удержания НДФЛ из доходов работников.
Таким образом, взыскание Инспекцией сумм НДФЛ и соответствующих пеней произведено в порядке действующего законодательства. Довод подателя жалобы о том, что суммы НДФЛ, перечисляемые им как налоговым агентом, фактически являются имуществом Общества, в связи с чем оспариваемое решение затрудняет распоряжением им, был предметом рассмотрения судов обеих инстанций и правомерно ими отклонен со ссылкой на нормы пункта 1 статьи 207 и статьи 209 НК РФ. Суды указали, что плательщиком налога является физическое лицо, объектом налогообложения - его заработная плата. Следовательно, НДФЛ, подлежащий исчислению с заработной платы работников, имуществом работодателя (Общества) не является, поэтому взыскание по оспариваемому решению налогового органа сумм НДФЛ и пеней не является ограничением распоряжения имуществом ООО "МЛЗК".
В кассационной жалобе Общество также ссылается на то, что за 2006 - 2007 годы у него имеется задолженность по заработной плате перед работниками в размере 409 147 руб. 99 коп., которая включена во вторую очередь реестра требований кредиторов, поэтому взысканию подлежит меньшая сумма НДФЛ (на 61 055 руб.).
Однако спорная сумма НДФЛ (212 989 руб.) отражена в решении налогового органа от 31.01.2008 N 09-15/01092 (пункт 3.1), в соответствии с которым задолженность Общества по налогу перед бюджетом за период с 22.03.2005 по 05.09.2007 указана с учетом выплаченной заработной платы. Данные обстоятельства не были оспорены заявителем в ходе судебного разбирательства.
Учитывая изложенное, кассационной инстанцией не установлено нарушений в применении судами норм материального и процессуального права, в связи с чем судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.07.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по делу N А05-6924/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мезенская лесозаготовительная компания" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.12.2008 ПО ДЕЛУ N А05-6924/2008
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2008 г. по делу N А05-6924/2008
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Блиновой Л.В., Кочеровой Л.И., рассмотрев 22.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.07.2008 (судья Пигурнова Н.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 (судьи Бочкарева И.Н., Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю.) по делу N А05-6924/2008,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мезенская лесозаготовительная компания" (далее - Общество, ООО "МЛЗК") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным решения от 09.04.2008 N 1639 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика.
Решением суда от 30.07.2008, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.09.2008, требования Общества удовлетворены частично. Спорное решение налогового органа признано недействительным в части взыскания 624 708 руб. налогов и 33 317 руб. 07 коп. пеней как не соответствующее пункту 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В удовлетворении остальной части заявления Обществу отказано. Решение налогового органа о взыскании 212 989 руб. налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и 36 193 руб. 12 коп. пеней по этому налогу признано законным.
В кассационной жалобе ООО "МЛЗК" просит отменить принятые судебные акты в неудовлетворенной части заявленных им требований, считая, что требование о погашении задолженности Общества по НДФЛ как налогового агента может предъявляться только в рамках процесса о банкротстве, удовлетворение требований должно производиться конкурсным управляющим.
Кроме того, податель жалобы считает, что суды "не исследовали вопрос, вся ли заработная плата, с которой подлежит уплата НДФЛ, была выплачена работникам".
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения от 30.07.2008 и постановления от 23.09.2008 проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Из материалов дела следует, что Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом налогового законодательства за 2004 - 2006 годы, по результатам которой составила акт от 26.12.2007 N 09-15/5267 и приняла решение от 31.01.2008 N 09-5/01092 об отказе в привлечении ООО "МЛЗК" к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Названным решением Инспекция предложила Обществу уплатить неуплаченные суммы ряда налогов и соответствующие пени, а также перечислить в бюджет 212 989 руб. НДФЛ, удержанного с доходов, выплаченных физическим лицам, и 36 193 руб. 12 коп. пеней, начисленных за просрочку перечисления этого налога.
Инспекция направила в адрес Общества требование N 11252 по состоянию на 06.03.2008 об уплате в срок до 16.03.2008 в добровольном порядке 837 697 руб. налогов и 69 510 руб. 19 коп. пеней, в том числе 212 989 руб. НДФЛ, подлежащего перечислению Обществом как налоговым агентом, и 36 193 руб. 12 коп. пеней, начисленных за просрочку перечисления этого налога.
Общество указанное требование не исполнило, в связи с чем Инспекция приняла решение от 09.04.2008 N 1639 о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках и выставила инкассовые поручения от 09.04.2008 N 1335, 1336 на взыскание сумм НДФЛ и пеней за просрочку его уплаты.
ООО "МЛЗК" решение налогового органа от 09.04.2008 N 1639 оспорило в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленного требования в части взыскания НДФЛ и соответствующих сумм пеней, правомерно исходили из следующего.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Архангельской области от 31.10.2007 по делу N А05-3377/2007 Общество признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
Пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве определено, что с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительным ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 названного Закона, в том числе требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Согласно статье 2 Закона о банкротстве под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Пунктами 4 и 6 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удерживать начисленную сумму НДФЛ непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислять суммы исчисленного и удержанного НДФЛ не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
В данном случае Общество исполняет обязанности налогового агента, в связи с чем должно перечислять в бюджет суммы НДФЛ, удержанные с выплаченных физическим лицам доходов.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика или налогового агента в банке.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя (пункт 2 статьи 46 НК РФ).
Судами установлено и Общество не отрицает факт удержания НДФЛ из доходов работников.
Таким образом, взыскание Инспекцией сумм НДФЛ и соответствующих пеней произведено в порядке действующего законодательства. Довод подателя жалобы о том, что суммы НДФЛ, перечисляемые им как налоговым агентом, фактически являются имуществом Общества, в связи с чем оспариваемое решение затрудняет распоряжением им, был предметом рассмотрения судов обеих инстанций и правомерно ими отклонен со ссылкой на нормы пункта 1 статьи 207 и статьи 209 НК РФ. Суды указали, что плательщиком налога является физическое лицо, объектом налогообложения - его заработная плата. Следовательно, НДФЛ, подлежащий исчислению с заработной платы работников, имуществом работодателя (Общества) не является, поэтому взыскание по оспариваемому решению налогового органа сумм НДФЛ и пеней не является ограничением распоряжения имуществом ООО "МЛЗК".
В кассационной жалобе Общество также ссылается на то, что за 2006 - 2007 годы у него имеется задолженность по заработной плате перед работниками в размере 409 147 руб. 99 коп., которая включена во вторую очередь реестра требований кредиторов, поэтому взысканию подлежит меньшая сумма НДФЛ (на 61 055 руб.).
Однако спорная сумма НДФЛ (212 989 руб.) отражена в решении налогового органа от 31.01.2008 N 09-15/01092 (пункт 3.1), в соответствии с которым задолженность Общества по налогу перед бюджетом за период с 22.03.2005 по 05.09.2007 указана с учетом выплаченной заработной платы. Данные обстоятельства не были оспорены заявителем в ходе судебного разбирательства.
Учитывая изложенное, кассационной инстанцией не установлено нарушений в применении судами норм материального и процессуального права, в связи с чем судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30.07.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2008 по делу N А05-6924/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мезенская лесозаготовительная компания" - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Л.НИКИТУШКИНА
Судьи
Л.В.БЛИНОВА
Л.И.КОЧЕРОВА
Л.Л.НИКИТУШКИНА
Судьи
Л.В.БЛИНОВА
Л.И.КОЧЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)