Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2007 г.
полный текст постановления изготовлен 21.08.2007 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Марковой Т.Т.,
- судей: Окуловой Н.О., В.Я. Голобородько;
- при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.В. Трошиной;
- при участии:
- от заявителя: Борисенко М.В. по доверенности N НК-76 от 31.01.2007 г.;
- от заинтересованного лица: Хан Е.Е. по доверенности N 9 от 19.01.2007 г.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Газпром нефть"
- на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2007 г. по делу N А40-13241/07-142-81, принятое судьей А.А. Дербеневым;
- по заявлению ОАО "Газпром нефть" о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1;
Открытое акционерное общество "Газпром нефть" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 19.02.2007 г. N 52/289 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по мотивам, изложенным в отзыве, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы относительно нарушения п. 1 ст. 176 и п. 1 ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, которые, по мнению налогоплательщика, привели к нарушению его права на своевременный пересмотр судебного акта в апелляционном порядке, судом не принимаются, поскольку в соответствии со ст. 176 АПК РФ дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
Доводы инспекции о том, что налогоплательщиком в 2006 году в нарушение п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей в 2006 г.) и п. п. 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 921 от 29.12.2001 г. неправомерно применена налоговая ставка 0% по налогу на добычу полезных ископаемых в части нормативных потерь при добыче 616,0 тонн обезвоженной нефти, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых налогообложение производится по ставке 0 процентов (0 руб., если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со ст. 338 Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении).
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 921 от 29.12.2001 г.
Пунктом 5 данного Постановления (в редакции действовавшей в 2006 г.) установлено, что нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения, ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.
Министерство энергетики Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Согласно п. 4 Постановления, при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Налогоплательщиком в 2006 году применены положения Федерального закона N 151-ФЗ от 27.07.2006 г. "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Данным Федеральным законом пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен абзацем следующего содержания: в случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Согласно п. 1 ст. 3 Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2007, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
При этом согласно п. 2 ст. 3 положения пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом внесенных изменений) распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2006 г.
При отсутствии утвержденных нормативов потерь на 2006 год налогоплательщиком в 2006 году применены нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, налогоплательщиком 29.12.2006 г. в инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2006 г.
Произвести уплату НДПИ в соответствии со ст. 344 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан не позднее 25.12.2006 г.
Следовательно, налогоплательщик обязан исчислить и уплатить НДПИ в соответствии со ст. ст. 342 и 343 НК РФ в редакции, действовавшей в 2006 году.
Налогоплательщиком при исчислении и уплате НДПИ за ноябрь 2006 г. в декабре 2006 г. применены положения Федерального закона N 151-ФЗ от 27.07.2006 г., который вступил в силу с 01.01.2007 г.
Соответственно, в декабре 2006 года налогоплательщик не имел права применять не вступивший в силу Федеральный закон.
Данная позиция также изложена в письме Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 07.11.2006 N 16542-КА/Д07 "О Применении положений Федерального закона от 27.07.2006 г. N 151-ФЗ" и в письме Министерства Финансов Российской Федерации от 06.10.2006 г. N 03-07-01-04/24.
Судом первой инстанции правомерно указано на то, что момент возникновения обратной силы положения пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 151-ФЗ от 27.07.2006 г., а именно с 01.01.2007 г.
Таким образом, налогоплательщик, исчисляя и уплачивая НДПИ за ноябрь 2006 г. в декабре 2006 г., не вправе применять положения пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ в редакции Федерального закона N 151-ФЗ от 27.07.2006 г., распространяя их на правоотношения, возникшие с 01.01.2006 г., поскольку в декабре 2006 года Федеральный закон N 151-ФЗ не вступил в законную силу.
Доводы налогоплательщика о неправомерности ссылки налогового органа на п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 921 от 29.12.2001 г. "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" являются несостоятельными.
Названное Постановление принято в соответствии со ст. 342 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и не противоречит его положениям.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что доводы налогоплательщика, фактически направлены на оспаривание утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. N 921 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, поскольку дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации подсудны Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.
Довод общества о том, что оспариваемое решение принято в период действия Федерального закона от 27.07.2006 г. N 151-ФЗ является необоснованным.
Камеральная налоговая проверка проводится по законодательству, действующему на момент представления соответствующей налоговой декларации.
Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2006 г. представлена в декабре 2006 г.
В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией проверена правильность исчисления и уплаты НДПИ в 2006 году, то есть до вступления в силу Федерального закона N 151-ФЗ от 27.07.2006 г.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи им дана правильная правовая оценка в соответствии со ст. 71 АПК РФ.
Все доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены, однако они не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2007 г. по делу N А40-13241/07-142-81 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.08.2007 N 09АП-10588/2007-АК ПО ДЕЛУ N А40-13241/07-142-81
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 августа 2007 г. N 09АП-10588/2007-АК
резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2007 г.
полный текст постановления изготовлен 21.08.2007 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Марковой Т.Т.,
- судей: Окуловой Н.О., В.Я. Голобородько;
- при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.В. Трошиной;
- при участии:
- от заявителя: Борисенко М.В. по доверенности N НК-76 от 31.01.2007 г.;
- от заинтересованного лица: Хан Е.Е. по доверенности N 9 от 19.01.2007 г.;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Газпром нефть"
- на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2007 г. по делу N А40-13241/07-142-81, принятое судьей А.А. Дербеневым;
- по заявлению ОАО "Газпром нефть" о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1;
- установил:
Открытое акционерное общество "Газпром нефть" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 19.02.2007 г. N 52/289 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2007 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, удовлетворить заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, по мотивам, изложенным в отзыве, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы относительно нарушения п. 1 ст. 176 и п. 1 ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, которые, по мнению налогоплательщика, привели к нарушению его права на своевременный пересмотр судебного акта в апелляционном порядке, судом не принимаются, поскольку в соответствии со ст. 176 АПК РФ дата изготовления решения в полном объеме считается датой принятия решения.
Доводы инспекции о том, что налогоплательщиком в 2006 году в нарушение п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей в 2006 г.) и п. п. 4 и 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 921 от 29.12.2001 г. неправомерно применена налоговая ставка 0% по налогу на добычу полезных ископаемых в части нормативных потерь при добыче 616,0 тонн обезвоженной нефти, судом апелляционной инстанции не принимаются.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации, при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых налогообложение производится по ставке 0 процентов (0 руб., если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со ст. 338 Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении).
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых установлены Постановлением Правительства Российской Федерации N 921 от 29.12.2001 г.
Пунктом 5 данного Постановления (в редакции действовавшей в 2006 г.) установлено, что нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения, ежегодно утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России.
Министерство энергетики Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Согласно п. 4 Постановления, при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Налогоплательщиком в 2006 году применены положения Федерального закона N 151-ФЗ от 27.07.2006 г. "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
Данным Федеральным законом пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен абзацем следующего содержания: в случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Согласно п. 1 ст. 3 Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2007, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
При этом согласно п. 2 ст. 3 положения пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации (с учетом внесенных изменений) распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2006 г.
При отсутствии утвержденных нормативов потерь на 2006 год налогоплательщиком в 2006 году применены нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленным Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, налогоплательщиком 29.12.2006 г. в инспекцию представлена налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2006 г.
Произвести уплату НДПИ в соответствии со ст. 344 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан не позднее 25.12.2006 г.
Следовательно, налогоплательщик обязан исчислить и уплатить НДПИ в соответствии со ст. ст. 342 и 343 НК РФ в редакции, действовавшей в 2006 году.
Налогоплательщиком при исчислении и уплате НДПИ за ноябрь 2006 г. в декабре 2006 г. применены положения Федерального закона N 151-ФЗ от 27.07.2006 г., который вступил в силу с 01.01.2007 г.
Соответственно, в декабре 2006 года налогоплательщик не имел права применять не вступивший в силу Федеральный закон.
Данная позиция также изложена в письме Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 07.11.2006 N 16542-КА/Д07 "О Применении положений Федерального закона от 27.07.2006 г. N 151-ФЗ" и в письме Министерства Финансов Российской Федерации от 06.10.2006 г. N 03-07-01-04/24.
Судом первой инстанции правомерно указано на то, что момент возникновения обратной силы положения пп. 1 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 151-ФЗ от 27.07.2006 г., а именно с 01.01.2007 г.
Таким образом, налогоплательщик, исчисляя и уплачивая НДПИ за ноябрь 2006 г. в декабре 2006 г., не вправе применять положения пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ в редакции Федерального закона N 151-ФЗ от 27.07.2006 г., распространяя их на правоотношения, возникшие с 01.01.2006 г., поскольку в декабре 2006 года Федеральный закон N 151-ФЗ не вступил в законную силу.
Доводы налогоплательщика о неправомерности ссылки налогового органа на п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 921 от 29.12.2001 г. "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" являются несостоятельными.
Названное Постановление принято в соответствии со ст. 342 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и не противоречит его положениям.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что доводы налогоплательщика, фактически направлены на оспаривание утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. N 921 Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, поскольку дела об оспаривании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации подсудны Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации.
Довод общества о том, что оспариваемое решение принято в период действия Федерального закона от 27.07.2006 г. N 151-ФЗ является необоснованным.
Камеральная налоговая проверка проводится по законодательству, действующему на момент представления соответствующей налоговой декларации.
Налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2006 г. представлена в декабре 2006 г.
В ходе камеральной налоговой проверки инспекцией проверена правильность исчисления и уплаты НДПИ в 2006 году, то есть до вступления в силу Федерального закона N 151-ФЗ от 27.07.2006 г.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определен предмет доказывания по делу, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи им дана правильная правовая оценка в соответствии со ст. 71 АПК РФ.
Все доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции рассмотрены, однако они не опровергают установленные обстоятельства и выводы суда первой инстанции и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.06.2007 г. по делу N А40-13241/07-142-81 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Т.Т.МАРКОВА
Т.Т.МАРКОВА
Судьи
Н.О.ОКУЛОВА
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
Н.О.ОКУЛОВА
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)