Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
- председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
- членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Зориной М.Г., Киреева Ю.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.01.2005 по делу N А57-1106/03-26 Арбитражного суда Саратовской области.
В заседании приняли участие представители:
- от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (ответчика) - Елина Н.В., Шалкина С.А.;
- от открытого акционерного общества "Саратовнефтегаз" (истца) - Годзданкер Э.С., Позднова М.М., Семенова Т.Б.
Заслушав и обсудив доклад судьи Зориной М.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Саратовнефтегаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (ныне - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области; далее - инспекция) от 05.01.2003 N 1/05, которым предусмотрены доначисление обществу 17543916 рублей налога на добычу полезных ископаемых и привлечение его к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 3508783 рублей штрафа и пункта 1 статьи 126 Кодекса - в сумме 1650 рублей штрафа, а также требований об уплате недоимки и сумм налоговых санкций.
Инспекцией предъявлено встречное требование о взыскании с общества штрафа.
Решением суда первой инстанции от 16.07.2004 требование общества удовлетворено.
В удовлетворении встречного заявления инспекции отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.11.2004 решение суда отменено, заявление общества удовлетворено частично: решение и требование инспекции признаны недействительными в части доначисления 12725609 рублей налога на добычу полезных ископаемых, взыскания штрафов по пункту 1 статьи 122 и пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (2545121 рублей 60 копеек и 1650 рублей соответственно). Встречное заявление также удовлетворено частично: с истца взыскано 963661 рубль 40 копеек штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Кодекса.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 14.01.2005 постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе.
Арбитражными судами всех инстанций установлено, что причиной выявленного инспекцией занижения налога явилась неуплата обществом налога с объема сжигаемого им на факеле природного газа, поскольку общество считало, что такой газ не подпадает под объект налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых.
По мнению судов первой и кассационной инстанций, добытый и сожженный обществом природный газ не соответствует требованиям, предъявляемым к полезным ископаемым пунктом 1 статьи 337 Кодекса, из которых усматривается, что для целей налогообложения полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанного стандарта для отдельно добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
Этот вывод сделан судами на основании заключения открытого акционерного общества "ВНИПИгаздобыча", согласно которому сжигаемый обществом на факеле газ не является первой по своему качеству продукцией, соответствующей стандарту, в связи с чем необходима его специальная подготовка (доработка).
Судом апелляционной инстанции на основе анализа статей 336 - 339 Кодекса дана иная правовая оценка сложившимся правоотношениям и сделан вывод о том, что газ, качество которого не доведено обществом до ГОСТа, так же подпадает под объект налогообложения, как и газ реализованный, качество которого доведено до соответствующего ГОСТа.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных решения суда первой и постановления суда кассационной инстанций инспекция просит отменить их в части признания недействительным решения инспекции от 05.01.2003 N 1/05 о доначислении 4818307 рублей налога на добычу полезных ископаемых и взыскании 969661 рубля 04 копеек штрафа и удовлетворить встречное заявление о применении к обществу налоговых санкций в сумме 969661 рубля 04 копеек. Свои требования инспекция обосновывает неправильным применением судами первой и кассационной инстанций положений главы 26 Кодекса, полагая, что названными судебными инстанциями не учтены положения статей 336 - 339 Кодекса.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что все названные судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации, извлеченные из отходов добывающего производства, а также за пределами Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на участке недр, предоставляемом налогоплательщику в пользование.
Пункт 2 названной статьи содержит перечень полезных ископаемых, не признаваемых объектами налогообложения. Добываемый и сжигаемый обществом на факеле газ в этот перечень не входит.
Пунктом 2 статьи 337 Кодекса установлены виды добываемых полезных ископаемых, добыча которых подлежит налогообложению. Газ, который общество, добывая, сжигает на факеле, является видом полезного ископаемого и подпадает под подпункт 3 пункта 2 этой статьи Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 339 Кодекса при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр. При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
В соответствии с письмом Управления Средне-Волжского округа Госгортехнадзора России и заключением открытого акционерного общества "ВНИПИгаздобыча" сжигаемый обществом на факеле газ не является первой по своему качеству продукцией, соответствующей стандарту, в связи с чем необходима его специальная подготовка (обработка).
Как следует из судебных актов, общество часть природного газа в соответствии с технологическим процессом доводило до соответствия ГОСТу и реализовывало потребителям, а оставшуюся часть сжигало на факелах.
Тем самым общество произвольно определяло, какое именно количество добытого полезного ископаемого (газа) оно в конкретный период доводит до качества, соответствующего ГОСТу, и реализует, а какое может сжечь на факеле, при этом не уплачивая с указанного объема налог на добычу полезных ископаемых, что противоречит смыслу и содержанию норм главы 26 Кодекса о налогообложении всего объема добываемого из недр полезного ископаемого.
Этим обстоятельствам не дана правовая оценка судами.
При рассмотрении дела судами трех инстанций не выяснялся вопрос о количестве извлеченного из добытого минерального сырья и сожженного обществом газа, подпадающего под понятие полезного ископаемого, в III квартале 2002 года. Поэтому суду первой инстанции надлежит выяснить, какой объем газа в добытом минеральном сырье подпадает под объект налогообложения, исходя из того, что обществом он мог, но не был доведен до соответствующего стандарта, в связи с чем не был включен в налогооблагаемую базу. При этом причины, по которым этот газ не был доведен до ГОСТа, значения не имеют.
Таким образом, оспариваемые судебные акты как нарушающие единообразие в толковании и применении судами норм права подлежат отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305 и статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
решение суда первой инстанции от 16.07.2004, постановление суда апелляционной инстанции от 03.11.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-1106/03-26 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.01.2005 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Саратовской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 23.08.2005 N 4540/05 ПО ДЕЛУ N А57-1106/03-26
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 августа 2005 г. N 4540/05
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
- председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
- членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Зориной М.Г., Киреева Ю.А., Першутова А.Г., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.01.2005 по делу N А57-1106/03-26 Арбитражного суда Саратовской области.
В заседании приняли участие представители:
- от заявителя - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (ответчика) - Елина Н.В., Шалкина С.А.;
- от открытого акционерного общества "Саратовнефтегаз" (истца) - Годзданкер Э.С., Позднова М.М., Семенова Т.Б.
Заслушав и обсудив доклад судьи Зориной М.Г., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Саратовнефтегаз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области (ныне - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Саратовской области; далее - инспекция) от 05.01.2003 N 1/05, которым предусмотрены доначисление обществу 17543916 рублей налога на добычу полезных ископаемых и привлечение его к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 3508783 рублей штрафа и пункта 1 статьи 126 Кодекса - в сумме 1650 рублей штрафа, а также требований об уплате недоимки и сумм налоговых санкций.
Инспекцией предъявлено встречное требование о взыскании с общества штрафа.
Решением суда первой инстанции от 16.07.2004 требование общества удовлетворено.
В удовлетворении встречного заявления инспекции отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 03.11.2004 решение суда отменено, заявление общества удовлетворено частично: решение и требование инспекции признаны недействительными в части доначисления 12725609 рублей налога на добычу полезных ископаемых, взыскания штрафов по пункту 1 статьи 122 и пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (2545121 рублей 60 копеек и 1650 рублей соответственно). Встречное заявление также удовлетворено частично: с истца взыскано 963661 рубль 40 копеек штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Кодекса.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 14.01.2005 постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение суда первой инстанции оставил в силе.
Арбитражными судами всех инстанций установлено, что причиной выявленного инспекцией занижения налога явилась неуплата обществом налога с объема сжигаемого им на факеле природного газа, поскольку общество считало, что такой газ не подпадает под объект налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых.
По мнению судов первой и кассационной инстанций, добытый и сожженный обществом природный газ не соответствует требованиям, предъявляемым к полезным ископаемым пунктом 1 статьи 337 Кодекса, из которых усматривается, что для целей налогообложения полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанного стандарта для отдельно добытого полезного ископаемого - стандарту организации.
Этот вывод сделан судами на основании заключения открытого акционерного общества "ВНИПИгаздобыча", согласно которому сжигаемый обществом на факеле газ не является первой по своему качеству продукцией, соответствующей стандарту, в связи с чем необходима его специальная подготовка (доработка).
Судом апелляционной инстанции на основе анализа статей 336 - 339 Кодекса дана иная правовая оценка сложившимся правоотношениям и сделан вывод о том, что газ, качество которого не доведено обществом до ГОСТа, так же подпадает под объект налогообложения, как и газ реализованный, качество которого доведено до соответствующего ГОСТа.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных решения суда первой и постановления суда кассационной инстанций инспекция просит отменить их в части признания недействительным решения инспекции от 05.01.2003 N 1/05 о доначислении 4818307 рублей налога на добычу полезных ископаемых и взыскании 969661 рубля 04 копеек штрафа и удовлетворить встречное заявление о применении к обществу налоговых санкций в сумме 969661 рубля 04 копеек. Свои требования инспекция обосновывает неправильным применением судами первой и кассационной инстанций положений главы 26 Кодекса, полагая, что названными судебными инстанциями не учтены положения статей 336 - 339 Кодекса.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум считает, что все названные судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 336 Кодекса объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации, извлеченные из отходов добывающего производства, а также за пределами Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на участке недр, предоставляемом налогоплательщику в пользование.
Пункт 2 названной статьи содержит перечень полезных ископаемых, не признаваемых объектами налогообложения. Добываемый и сжигаемый обществом на факеле газ в этот перечень не входит.
Пунктом 2 статьи 337 Кодекса установлены виды добываемых полезных ископаемых, добыча которых подлежит налогообложению. Газ, который общество, добывая, сжигает на факеле, является видом полезного ископаемого и подпадает под подпункт 3 пункта 2 этой статьи Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 339 Кодекса при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр. При этом при разработке месторождения полезного ископаемого в соответствии с лицензией (разрешением) на добычу полезного ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
В соответствии с письмом Управления Средне-Волжского округа Госгортехнадзора России и заключением открытого акционерного общества "ВНИПИгаздобыча" сжигаемый обществом на факеле газ не является первой по своему качеству продукцией, соответствующей стандарту, в связи с чем необходима его специальная подготовка (обработка).
Как следует из судебных актов, общество часть природного газа в соответствии с технологическим процессом доводило до соответствия ГОСТу и реализовывало потребителям, а оставшуюся часть сжигало на факелах.
Тем самым общество произвольно определяло, какое именно количество добытого полезного ископаемого (газа) оно в конкретный период доводит до качества, соответствующего ГОСТу, и реализует, а какое может сжечь на факеле, при этом не уплачивая с указанного объема налог на добычу полезных ископаемых, что противоречит смыслу и содержанию норм главы 26 Кодекса о налогообложении всего объема добываемого из недр полезного ископаемого.
Этим обстоятельствам не дана правовая оценка судами.
При рассмотрении дела судами трех инстанций не выяснялся вопрос о количестве извлеченного из добытого минерального сырья и сожженного обществом газа, подпадающего под понятие полезного ископаемого, в III квартале 2002 года. Поэтому суду первой инстанции надлежит выяснить, какой объем газа в добытом минеральном сырье подпадает под объект налогообложения, исходя из того, что обществом он мог, но не был доведен до соответствующего стандарта, в связи с чем не был включен в налогооблагаемую базу. При этом причины, по которым этот газ не был доведен до ГОСТа, значения не имеют.
Таким образом, оспариваемые судебные акты как нарушающие единообразие в толковании и применении судами норм права подлежат отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305 и статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение суда первой инстанции от 16.07.2004, постановление суда апелляционной инстанции от 03.11.2004 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-1106/03-26 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.01.2005 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Саратовской области.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
А.А.ИВАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)