Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 28.06.2007 ПО ДЕЛУ N А40-19695/07-33-113

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 июня 2007 г. по делу N А40-19695/07-33-113


Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2007 года
Полный текст решения изготовлен 28 июня 2007 года
При ведении протокола судебного заседания судьей Ч.
Арбитражный суд в составе:
Судьи: Ч.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО "Компания Полярное Сияние"
к МИФНС России по КН N 1
о признании недействительным решения N 52/30 от 15.01.07 г., требование N 724 от 07.02.07 г.
при участии:
от истца: Р. - дов. N 59 от 31.05.07 г.
от ответчика: Х. - дов. N 9 от 19.01.07 г.
Протокол ведет судья: Ч.
установил:

ООО "Компания Полярное Сияние" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения N 52/30 от 15.01.07 г. о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, требования N 724 об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 07.02.07 г.
В обоснование исковых требований заявитель ссылается на п. 1 пп. 1 ст. 342 НК РФ и указывает, что им правомерно применены нормативы потерь нефти в пределах утвержденных нормативов на 2005 г., т.к. нормативы потерь нефти на 2006 г. не утверждены по не зависящим от заявителя причинам.




Инспекция заявления не признала по основаниям, изложенным в отзыве, указывает на то, что заявителем неправомерно применена налоговая ставка 0% в отношении части добытых полезных ископаемых, относимых к нормативным потерям, т.к. нормативы 2005 г. заявитель мог применять только с 01.01.07 г., т.е. с момента вступления в силу ФЗ N 151-ФЗ от 27.06.06 г., считает, что ненормативные акты вынесены Инспекцией правомерно.
Рассмотрев материалы дела, исследовав письменные доказательства, заслушав объяснения сторон, суд считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 11.09.06 г. Общество представило уточненную налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за февраль 2006 г.
Из материалов дела следует, что 11.09.06 г. Общество представило уточненную налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за февраль 2006 г.
Инспекцией проведена камеральная проверка на основании документов, представленных Обществом, составлен акт N 52/2044 от 01.12.06 г.
Возражения на акт проверки заявителем не представлялись.
На основании акта камеральной проверки налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых" за февраль 2006 г. Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Инспекция или налоговый орган) в отношении ООО "Компания Полярное Сияние" (далее - заявитель или Компания) было вынесено решение N 52/30 от 15.01.2007 года о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также направлено требование об уплате налога и налоговой санкции N 724 от 07.02.2007 года на общую сумму налога - 115 576 руб., пени - 11 862 руб. и штрафа на сумму - 23 115 руб.
По мнению налогового органа, в нарушение п. 1 ст. 342 НК РФ и п. п. 4, 5 Постановления Правительства N 921 от 29.12.2001 г. заявителем в декларации по НДПИ была неправомерно применена налоговая ставка 0% в отношении части добытых полезных ископаемых (77 тонн из добытых 95399 тонн), относимых к нормативным потерям, связанным технологической схемой разработки.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых утверждены Постановлением Правительством РФ от 29.12.2001 г. N 921 (далее Постановление). В соответствии с п. 5 данного Постановления, нормативы потерь углеводного сырья ежегодно утверждаются Министерством энергетики РФ по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ и Федеральным горным и промышленным надзором. Министерство энергетики РФ направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство по налогам и сборам РФ в 10-дневный срок с момента их утверждения.
МИ ФНС России по КН N 1 утвержденные нормативы потерь углеводного сырья по месторождениям ООО "Компания Полярное Сияние" на 2006 год не получало, в связи с чем считает, что заявителем в этой части неправомерна применена ставка 0% при исчислении налога на добычу полезных ископаемых.
Суд не согласен с доводами Инспекции исходя из следующего.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ. при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых налогообложение производится по ставке 0 процентов (0 руб., если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со ст. 338 НК РФ как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении).
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В отношении ООО "Компания Полярное Сияние" нормативы потерь нефти на 2005 год были утверждены 06.06.2005 года Минпромэнерго по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ и Ростехнадзором (л.д. 40 - 41).
Нормативы технологических потерь на 2006 год по заказу заявителя были подготовлены ВНИИОЭНГ и направлены для утверждения в. Минпромэнерго РФ.
22.11.2006 года Протоколом Рабочей группы "по рассмотрению материалов нормативов потерь углеводородного сырья" Минпромэнерго России подготовленные ВНИИОЭНГ для "Компании Полярное Сияние" нормативы потерь были одобрены и рекомендованы к утверждению без изменений. (л.д. 45).
Однако до настоящего момента указанные нормативы потерь не были утверждены Минпромэнерго России. Обусловлено это тем, что в соответствии с Письмом Министерства юстиции РФ от 26.12.2005 года N 01/101.24-63 не был зарегистрирован в Минюсте РФ, как противоречащий законодательству - письмо от 26.12.05 г. (л.д. 49).
Позиция Минюста РФ основана на том, что в Положении "О Министерстве промышленности и энергетики РФ", утвержденном Постановлением Правительства РФ 16.06.2004 года, Минпромэнерго не предоставлено право "утверждать документ об утверждении нормативов потерь углеводородного сырья...". До настоящего момента изменения в Положение о Минпромэнерго РФ не внесены. Нормативы потерь нефти по месторождениям ООО "Компания Полярное Сияние" и по месторождениям многих других недропользователей до настоящего времени Минпромэнерго РФ не утверждены.
Таким образом, несвоевременность согласования и утверждения уполномоченными государственными органами нормативов потерь по объективным и не зависящим от налогоплательщика причинам не может ограничивать право заявителя воспользоваться налоговой льготой в виде применения при расчете сумм НДПИ налоговой ставки 0%, закрепленное Налоговым кодексом РФ (ст. 342). В этой связи, ссылка налогового органа на п. 4 Постановления Правительства N 921, т.е. на подзаконный акт, ограничивающий установленное законом (ст. 342 НК РФ) право налогоплательщика на применение льготы, является несостоятельной в силу положений п. 1 ст. 4, ст. 6 НК РФ.
Заявителем в соответствии с положениями п. 1 ст. 342 НК РФ при подготовке налоговых деклараций по НДПИ применены последние утвержденные в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ N 921 от 29.12.2001 г., нормативы потерь.
В соответствии с п. 1 ст. 342 НК РФ "потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых порядке, определяемом Правительством РФ".
Как уже отмечалось выше, в соответствии с указанным порядком для заявителя Минпромэнерго РФ были утверждены нормативы потерь на 2005 год по месторождениям нефти в следующих размерах: (л.д. 39 - 41).

МесторождениеСерия и номер лицензииНорматив потерь %
АрдалинскоеНРМ 11059 НР0,405
ОшкотынскоеНРМ 11062 НР0,331
ДюсюшевскоеНРМ 11060 НР0,333
Восточно-КолвинскоеНРМ 11061 НР0,332

Таким образом, из приведенных выше значений нормативов потерь нефти следует, что заявителем в полном соответствии с положениями п. 1 ст. 342 НК РФ в декларации по НДПИ были применены последние утвержденные в установленном порядке Минпромэнерго РФ нормативы потерь.
Учитывая изложенное, выводы налогового органа о нарушении положений ст. 342 НК РФ и привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения не соответствуют закону и сложившейся судебно-арбитражной практике по аналогичным спорам.
Позиция налогового органа на момент рассмотрения дела противоречит также положениям Федерального закона от 27.07.2006 г. N 151-ФЗ "О внесении изменений в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее "Закон").
В соответствии с данным нормативным правовым актом в ст. 342 Налогового кодекса РФ внесены изменения и она в части применения нормативов потерь дополнена специальным положением о том, что:




"В случае если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом".
Указанный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2007 г., а п. 2 ст. 3 Закона устанавливает, что положения подпункта 1 пункта 1 ст. 342 части второй Налогового кодекса РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 года.
Согласно п. 3 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства, о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков имеют обратную сумму.
Таким образом, заявителем обоснованно применены нормативы потерь нефти, более низкие (в пределах) утвержденных нормативов, а ненормативные правовые акты налогового органа противоречат закону (ст. ст. 3, 4, 5, 6, 21, 22, 342 НК РФ), нарушают права и законные интересы ООО "Компания Полярное Сияние", незаконно возлагают на заявителя обязанности по уплате налога, пени и санкций.
На основании изложенного, ст. 342 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ суд
решил:

признать недействительными ненормативные акты МИФНС России по КН N 1 - решение N 52/30 от 15 января 2007 г. о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, требование N 724 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 07 февраля 2007 г., вынесенные в отношении ООО "Компания Полярное Сияние" как не соответствующие налоговому законодательству.
Взыскать с МИФНС России по КН N 1 в пользу ООО "Компания Полярное Сияние" госпошлину в сумме 4 000 рублей за счет средств федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок после принятия решения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)