Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: В.М. Голикова
Судей: Т.Н. Брагиной, Л.К. Кургузовой
при участии
от Государственного автономного учреждения Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области" - Луценко В.А., представитель по доверенности от 18.06.2010 N 01-11-110
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области - представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области
на решение от 23.12.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010
по делу N А04-7752/2009
Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Лодяная Л.Л.; в суде апелляционной инстанции судьи: Пескова Т.Д., Михайлова А.И., Сапрыкина Е.И.
по заявлению Государственного автономного учреждения Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области
о признании недействительным уведомления
Арбитражный суд Амурской области решением от 23.12.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010, удовлетворил требования Государственного автономного учреждения Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области" (далее - Учреждение), признав недействительным уведомление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области (далее - Инспекция) от 28.09.2009 N 14-25/43035 о невозможности применения учреждением упрощенной системы налогообложения.
Инспекция обжаловала указанные судебные акты в порядке кассационного производства, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пунктов 1 и 14, статьи 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
В отзыве на жалобу Учреждение просит оставить эти судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении представителя Учреждения, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что выводы судов об образовании нового юридического лица при создании автономного учреждения путем изменении типа существующего учреждения, не соответствуют требованиям статей 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). То есть, при смене типа учреждения новое юридическое лицо не образуется, так как прежнее учреждение продолжает функционировать с новыми статусными характеристиками, закрепленными в его уставе (источник финансирования, объем имущественной ответственности).
Как следует из материалов дела, в качестве юридического лица Областное государственное учреждение культуры "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области" зарегистрировано Инспекцией 10.04.2003, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1032800053945.
В целях государственной регистрации 31.07.2009 Учреждение представило в Инспекцию следующий пакет документов: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001 (в заявлении указано, что изменения вносятся в сведения о наименовании и организационно-правовой форме организации); документ об уплате государственной пошлины (N 0061 от 31.07.2009); приказ N 2024-од от 28.07.2009 "О согласовании новой редакции устава"; приказ N 147 от 17.06.2009 "О создании Государственного автономного учреждения Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области"; Постановление N 263 от 15.06.2009 "О создании Государственного автономного учреждения Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области"; приказ от 24.06.2009 N 152 "Об утверждении устава Государственного автономного учреждения Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области" в новой редакции"; Устав юридического лица в новой редакции от 28.07.2009.
На основании представленных документов 07.08.2009 Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с изменением типа областного государственного учреждения культуры "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области" на государственное автономное учреждение Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области".
Государственное автономное учреждение Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области" представило в Инспекцию заявление от 13.08.2009 о переходе на упрощенную систему налогообложения с 2009 года, выбрав в качестве объекта налогообложения "доходы".
Уведомлением налогового органа от 28.09.2009 N 14-25/43035 налогоплательщику отказано в применении упрощенной системы налогообложения с 10.08.2009, в связи с тем, что учреждение не является вновь созданным.
Данное обстоятельство явились поводом для обращения Учреждения в арбитражный суд с заявлением о признании указанного выше уведомления Инспекции недействительным.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ установлено, что налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок со дня постановки на учет в налоговом органе, указанного в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае организация вправе применять упрощенную систему налогообложения со дня постановки ее на учет в налоговом органе.
Судом установлено, что Учреждение подало заявление от 13.08.2009 о переходе на упрощенную систему налогообложения в пределах пяти дней со дня постановки на учет в налоговом органе не как бюджетное, а как автономное учреждение.
Поскольку применение специального режима налогообложения носит уведомительный характер, то есть не зависит от решения налогового органа и не связано с ним, то вновь созданные организации заявляют не о переходе на упрощенную систему налогообложения, а о первоначальном выборе этой системы.
Пунктом 2 статьи 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ) установлено, что государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 174-ФЗ автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Согласно пункту 14 статьи 5 Федерального закона N 174-ФЗ создание автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения не является его реорганизацией.
Пунктом 2 статьи 3 ГК РФ предусмотрено, что гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" является специальным актом гражданского законодательства, регламентирующим создание и деятельность автономных учреждений. Положения указанного Федерального закона конкретизируют нормы ГК РФ, регулирующие правовое положение юридических лиц применительно к автономным учреждениям, а также нормы ГК РФ, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности учреждений как некоммерческих юридических лиц.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно признал недействительным оспариваемое уведомление, исходя из того, что государственное автономное учреждение Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области" является вновь созданным юридическим лицом. Довод заявителя жалобы о том, что на основании статьей 49, 51 ГК РФ при создании автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения не образуется новое юридическое лицо, является несостоятельным.
Поскольку доводы, приведенные Инспекцией в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
решение от 23.12.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 по делу N А04-7752/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 24.06.2010 N Ф03-4072/2010 ПО ДЕЛУ N А04-7752/2009
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июня 2010 г. N Ф03-4072/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 24 июня 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: В.М. Голикова
Судей: Т.Н. Брагиной, Л.К. Кургузовой
при участии
от Государственного автономного учреждения Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области" - Луценко В.А., представитель по доверенности от 18.06.2010 N 01-11-110
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области - представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области
на решение от 23.12.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010
по делу N А04-7752/2009
Арбитражного суда Амурской области
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Лодяная Л.Л.; в суде апелляционной инстанции судьи: Пескова Т.Д., Михайлова А.И., Сапрыкина Е.И.
по заявлению Государственного автономного учреждения Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области
о признании недействительным уведомления
Арбитражный суд Амурской области решением от 23.12.2009, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010, удовлетворил требования Государственного автономного учреждения Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области" (далее - Учреждение), признав недействительным уведомление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Амурской области (далее - Инспекция) от 28.09.2009 N 14-25/43035 о невозможности применения учреждением упрощенной системы налогообложения.
Инспекция обжаловала указанные судебные акты в порядке кассационного производства, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а именно пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пунктов 1 и 14, статьи 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ).
В отзыве на жалобу Учреждение просит оставить эти судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и выступлении представителя Учреждения, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и находит обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
Доводы заявителя жалобы сводятся к тому, что выводы судов об образовании нового юридического лица при создании автономного учреждения путем изменении типа существующего учреждения, не соответствуют требованиям статей 49, 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). То есть, при смене типа учреждения новое юридическое лицо не образуется, так как прежнее учреждение продолжает функционировать с новыми статусными характеристиками, закрепленными в его уставе (источник финансирования, объем имущественной ответственности).
Как следует из материалов дела, в качестве юридического лица Областное государственное учреждение культуры "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области" зарегистрировано Инспекцией 10.04.2003, основной государственный регистрационный номер (ОГРН) 1032800053945.
В целях государственной регистрации 31.07.2009 Учреждение представило в Инспекцию следующий пакет документов: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица по форме N Р13001 (в заявлении указано, что изменения вносятся в сведения о наименовании и организационно-правовой форме организации); документ об уплате государственной пошлины (N 0061 от 31.07.2009); приказ N 2024-од от 28.07.2009 "О согласовании новой редакции устава"; приказ N 147 от 17.06.2009 "О создании Государственного автономного учреждения Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области"; Постановление N 263 от 15.06.2009 "О создании Государственного автономного учреждения Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области"; приказ от 24.06.2009 N 152 "Об утверждении устава Государственного автономного учреждения Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области" в новой редакции"; Устав юридического лица в новой редакции от 28.07.2009.
На основании представленных документов 07.08.2009 Инспекцией в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в связи с изменением типа областного государственного учреждения культуры "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области" на государственное автономное учреждение Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области".
Государственное автономное учреждение Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области" представило в Инспекцию заявление от 13.08.2009 о переходе на упрощенную систему налогообложения с 2009 года, выбрав в качестве объекта налогообложения "доходы".
Уведомлением налогового органа от 28.09.2009 N 14-25/43035 налогоплательщику отказано в применении упрощенной системы налогообложения с 10.08.2009, в связи с тем, что учреждение не является вновь созданным.
Данное обстоятельство явились поводом для обращения Учреждения в арбитражный суд с заявлением о признании указанного выше уведомления Инспекции недействительным.
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ установлено, что налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок со дня постановки на учет в налоговом органе, указанного в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае организация вправе применять упрощенную систему налогообложения со дня постановки ее на учет в налоговом органе.
Судом установлено, что Учреждение подало заявление от 13.08.2009 о переходе на упрощенную систему налогообложения в пределах пяти дней со дня постановки на учет в налоговом органе не как бюджетное, а как автономное учреждение.
Поскольку применение специального режима налогообложения носит уведомительный характер, то есть не зависит от решения налогового органа и не связано с ним, то вновь созданные организации заявляют не о переходе на упрощенную систему налогообложения, а о первоначальном выборе этой системы.
Пунктом 2 статьи 120 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ) установлено, что государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.
Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 174-ФЗ автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Согласно пункту 14 статьи 5 Федерального закона N 174-ФЗ создание автономного учреждения путем изменения типа существующего муниципального учреждения не является его реорганизацией.
Пунктом 2 статьи 3 ГК РФ предусмотрено, что гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.
Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" является специальным актом гражданского законодательства, регламентирующим создание и деятельность автономных учреждений. Положения указанного Федерального закона конкретизируют нормы ГК РФ, регулирующие правовое положение юридических лиц применительно к автономным учреждениям, а также нормы ГК РФ, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности учреждений как некоммерческих юридических лиц.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно признал недействительным оспариваемое уведомление, исходя из того, что государственное автономное учреждение Амурской области "Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области" является вновь созданным юридическим лицом. Довод заявителя жалобы о том, что на основании статьей 49, 51 ГК РФ при создании автономного учреждения путем изменения типа существующего учреждения не образуется новое юридическое лицо, является несостоятельным.
Поскольку доводы, приведенные Инспекцией в кассационной жалобе, не подтверждают неправильного применения судами норм права, то в силу отсутствия оснований, предусмотренных пунктами 1 - 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 23.12.2009, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 09.03.2010 по делу N А04-7752/2009 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
В.М.Голиков
Судьи:
Т.Н.Брагина
Л.К.Кургузова
В.М.Голиков
Судьи:
Т.Н.Брагина
Л.К.Кургузова
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)