Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 28.08.2009 ПО ДЕЛУ N А74-153/09

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2009 г. N А74-153/09


Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Косачевой О.И., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия Детиной В.Ю. (доверенность от 11.01.2009),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 4 мая 2009 года по делу N А74-153/09 (суд первой инстанции: Хабибулина Ю.В.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Промсервис" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия (далее - налоговая инспекция) о признании незаконными требования по состоянию на 7 ноября 2008 года N 123704, решений от 8 декабря 2008 года N 56645, 17587, 17588, постановления от 19 декабря 2008 года N 1497.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Гудиев Руслан Тузарович, являющийся ответственным хранителем имущества ООО "Промсервис".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 4 мая 2009 года заявленные обществом требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправомерно пришел к выводу об отсутствии у общества статуса плательщика земельного налога и обязанности по его уплате.
В отзыве на кассационную жалобу налоговой инспекции общество ссылается на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании 26 августа 2009 года в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, объявлялся перерыв до 10 часов 28 августа 2009 года.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия о применении норм права установленным им по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Общество с ограниченной ответственностью "Промсервис" зарегистрировано в качестве юридического лица 15.02.2000 Усть-Абаканской регистрационной палатой за N 29 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия 30.08.2002 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о данном юридическом лице (свидетельство серии 19 N 000707763).
Как следует из материалов дела, общество 23.10.2008 представило в налоговую инспекцию налоговые декларации по земельному налогу за 2004 год, согласно которой подлежит уплате в бюджет земельный налог в размере 59 827 рублей по сроку уплаты 15.09.2004, в размере 59 827 рублей по сроку уплаты 15.11.2004; за 2005 год, согласно которой подлежит уплате в бюджет земельный налог в размере 65 808 рублей по сроку уплаты 15.09.2005, в размере 65 808 рублей по сроку уплаты 15.11.2005; за 2006 год, согласно которой подлежит уплате в бюджет земельный налог в размере 195 323 рублей по сроку уплаты 01.02.2007; за 2007 год, согласно которой подлежит уплате в бюджет земельный налог в размере 195 323 рублей по сроку уплаты 01.02.2008.
Требованием N 123704 от 07.11.2008 об уплате налога, сбора, пени, штрафа налоговая инспекция предложила обществу в добровольном порядке произвести уплату земельного налога за 2004 - 2007 годы, а также пени в срок до 28.11.2008.
Уплата земельного налога обществом произведена: за 2004 год 01.12.2008 в размере 106 394 рублей 41 копейки (платежное поручение N 37 от 28 ноября 2008 года); за 2006 год 18.11.2008 в размере 195 323 рублей (платежное поручение N 35 от 17 ноября 2008 года); за 2007 год 01.12.2008 в размере 195 323 рублей (платежное поручение N 38 от 28 ноября 2008 года).
В связи с неисполнением обществом в полном объеме требования N 123740 от 07.11.2008 налоговой инспекцией 08.12.2008 принято решение N 56645 о взыскании задолженности по налогу в размере 144 875 рублей 59 копеек, пени в размере 68 182 рублей 41 копейки за счет денежных средств налогоплательщика.
08.12.2008 налоговым органом приняты решения N 17587, 17588 о приостановлении операций по счетам заявителя в банках ООО "ХАКАССКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ БАНК", АКБ "БАНК ХАКАСИИ".
19.12.2008 налоговой инспекцией принято решение N 1497 о взыскании задолженности по налогам и пени за счет имущества общества.
В связи с отсутствием у налогоплательщика обязанности по уплате земельного налога, общество 27.02.2009 представило в налоговую инспекцию уточненные декларации по земельному налогу за 2004 - 2007 годы с суммами к уплате в бюджет 0 рублей.
Не согласившись с принятыми налоговой инспекцией требованием, решениями и постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании названных ненормативных актов недействительными.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные обществом требования, правомерно исходил из следующего.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога установлен статьей 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (действовавшей до 31.12.2005), в соответствии с которой земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, исчисляется непосредственно этими лицами.
В силу статьи 15 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Как установлено Арбитражным судом Республики Хакасия, согласно свидетельству серии 19 N 001432 о государственной регистрации права, 04.06.1999 зарегистрировано право открытого акционерного общества "Саянпромсервис" (ОАО "Саянпромсервис") бессрочного (постоянного) пользования земельным участком по адресу: г. Абакан, улица Чертыгашева, 148.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 26.10.2000 серии 19 МЮ N 031891 за ООО "Промсервис" зарегистрировано право общей долевой собственности (доля 6311/1000) на административное здание общей площадью 2 935,7 кв.м, расположенное по адресу: город Абакан, улица Чертыгашева, 148, литер АА1А2. Основанием для регистрации права послужили протокол заседания Совета директоров ОАО "Саянпромсервис" от 27.10.1999, учредительный договор от 26.11.1999, заключенный между ОАО "Саянпромсервис" и ОАО "Саянхимстрой" и ОАО "Молибденстрой".
Как следует из материалов дела в период с 27.08.2003, в связи с возбуждением уголовного дела доля 6311/1000 административного здания общей площадью 2 935,7 кв.м, расположенного по адресу: город Абакан, улица Чертыгашева, 148, литер АА1А2, была приобщена в качестве вещественного доказательства к материалам дела и передана на ответственное хранение потерпевшему Гудиеву Руслану Тузаровичу.
При этом, как установлено судом, налогоплательщик не имел возможности использовать здание и земельный участок для своей хозяйственной деятельности, с учетом постановления следователя в рамках расследуемого уголовного дела.
Земельный налог на спорный земельный участок за 2004 - 2005 годы был уплачен ответственным хранителем Гудиевым Русланом Тузаровичем, на основании извещения налоговой инспекции от 22.07.2005 о наличии задолженности по земельному налогу и налогу на имущество ОАО "Саянпромсервис", в части имущества, которое находится на ответственном хранении. Уплата данного налога подтверждается квитанциями от 06.09.2005, 02.09.2005, 05.09.2005, 14.10.2005, 08.11.2008.
Запрет на отчуждение и регистрацию прав на имущество и сделок с имуществом, принадлежащим ООО "Промсервис", был отменен 21 ноября 2006 года постановлением Абаканского городского суда.
Таким образом, на основании установленных обстоятельств суд первой инстанции, указав на то, что ООО "Промсервис" с 27.08.2003 было лишено возможности пользоваться недвижимым имуществом в виде 6311/10000 долей административного здания общей площадью 2 935,7 кв.м, расположенного по адресу: город Абакан, улица Чертыгашева, 148, литер АА1А2, правомерно пришел к выводу о неиспользовании обществом спорного земельного участка, отсутствии у него статуса плательщика земельного налога и необходимости несения законно установленной обязанности по уплате земельного налога за 2004 - 2005 годы.
На основании статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с решением Абаканского городского Совета депутатов от 26.10.2005 N 205 "Об установлении земельного налога на территории г. Абакана" на территории муниципального образования город Абакан с 01.01.2006 введен земельный налог.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются физические и юридические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации. При этом, как следует из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Таким образом, плательщиком земельного налога является лицо, чье право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования либо право пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Соответственно, обязанность уплачивать земельный налог возникает с момента регистрации права на земельный участок (внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" документы, удостоверяющие права на землю (государственные акты, свидетельства), которые выданы до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В данном случае плательщиком земельного налога является лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Доказательств, подтверждающих наличие у общества права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком налоговой инспекцией не представлено.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 141-ФЗ), которым введена в действие глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации "Земельный налог", предусмотрено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Таким образом, в силу названной нормы Федерального закона N 141-ФЗ налогоплательщики земельного налога определяются не только на основании свидетельств о государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок, но и на основании государственных актов, свидетельств и других документов, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Налоговая инспекция не представила документы, свидетельствующие о наличии у ООО "Промсервис" соответствующего права на спорный земельный участок либо акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренный в пункте 4 статьи 8 Федерального закона N 141-ФЗ.
ООО "Промсервис" указывает на отсутствие у него таких документов.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии у общества обязанности по уплате земельного налога, в связи с чем, правомерно признал оспариваемые ненормативные акты налоговой инспекции недействительными.
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что Арбитражным судом Республики Хакасия с учетом требований статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены все представленные сторонами доказательства, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании налоговой инспекцией норм материального права и направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и изложенных выше обстоятельств, установленных судом первой инстанции, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статьях 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При вынесении обжалуемого судебного акта нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены решения суда кассационной инстанцией не выявлено, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 4 мая 2009 года по делу N А74-153/09 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу в день принятия.
Председательствующий
А.И.СКУБАЕВ
Судьи:
Н.Н.ПАРСКАЯ
О.И.КОСАЧЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)