Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Типография МВД России по КБР" и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 091/2008-1857 и 091/2008-1858), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.01.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 по делу N А20-3526/2007 установил следующее.
ОАО "Типография МВД России по КБР" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику (далее - налоговая инспекция) от 18.09.2007 N 248 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения и признании за обществом права на применение упрощенной системы налогообложения с 03.09.2007, то есть с момента государственной регистрации (уточненные требования в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.01.2008, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008, требования общества удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что общество вправе перейти на применение упрощенной системы налогообложения, так как его учредителями являются Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и МВД России, выступающие от имени Российской Федерации в имущественных отношениях. В целях законодательства о налогах и сборах общество не может быть отнесено к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации, следовательно, применение налоговой инспекцией подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно и отказ в применении упрощенной системы налогообложения незаконен.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, полагая их принятыми без учета следующего. Поскольку акционерные общества, в том числе созданные с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований наделены имуществом, разделенным на акции, на них распространяется действие подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, отказ обществу в переходе на применение упрощенной системы налогообложения правомерен.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 06.09.2007 общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о переходе с 03.09.2007 на применение упрощенной системы налогообложения. Уведомлением от 18.09.2007 N 248 налоговая инспекция сообщила обществу о невозможности применения им упрощенной системы налогообложения на том основании, что в соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Суды обоснованно удовлетворили требования общества, при этом правильно исходили из того, что предусмотренное подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации ограничение не может применяться к обществу, так как его участником выступает Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, Федерального агентства по управлению имуществом и МВД России, которые не являются организациями в значении, придаваемом данному понятию нормами законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие кооперативные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
На основании части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В гражданских правоотношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные организации.
В силу статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Таким образом, гражданское законодательство не относит федеральные исполнительные органы Российской Федерации, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к "организациям" в смысле статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Из материалов дела видно, что общество создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Типография МВД Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике" в открытое акционерное общество. Учредителем общества является Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, МВД России.
С учетом установленных судами обстоятельств по делу и названных норм права ограничения, установленные в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, к обществу не применяются.
Таким образом, вывод налоговой инспекции о том, что общество на основании подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения, является ошибочным.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьями 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17 и 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе относятся на налоговую инспекцию, перечислившую в доход федерального бюджета при обращении в суд с кассационной жалобой 1 тыс. рублей государственной пошлины платежным поручением от 15.05.2008 N 310.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.01.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 по делу N А20-3526/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 09.07.2008 N Ф08-3541/2008 ПО ДЕЛУ N А20-3526/2007
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2008 г. N Ф08-3541/2008
Дело N А20-3526/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в отсутствие в судебном заседании заявителя - открытого акционерного общества "Типография МВД России по КБР" и заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания (уведомления N 091/2008-1857 и 091/2008-1858), рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.01.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 по делу N А20-3526/2007 установил следующее.
ОАО "Типография МВД России по КБР" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Нальчику (далее - налоговая инспекция) от 18.09.2007 N 248 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения и признании за обществом права на применение упрощенной системы налогообложения с 03.09.2007, то есть с момента государственной регистрации (уточненные требования в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.01.2008, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008, требования общества удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что общество вправе перейти на применение упрощенной системы налогообложения, так как его учредителями являются Правительство Российской Федерации, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и МВД России, выступающие от имени Российской Федерации в имущественных отношениях. В целях законодательства о налогах и сборах общество не может быть отнесено к организациям в смысле, придаваемом данному понятию Налоговым кодексом Российской Федерации, следовательно, применение налоговой инспекцией подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно и отказ в применении упрощенной системы налогообложения незаконен.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась налоговая инспекция с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, полагая их принятыми без учета следующего. Поскольку акционерные общества, в том числе созданные с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований наделены имуществом, разделенным на акции, на них распространяется действие подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, отказ обществу в переходе на применение упрощенной системы налогообложения правомерен.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 06.09.2007 общество обратилось в налоговую инспекцию с заявлением о переходе с 03.09.2007 на применение упрощенной системы налогообложения. Уведомлением от 18.09.2007 N 248 налоговая инспекция сообщила обществу о невозможности применения им упрощенной системы налогообложения на том основании, что в соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Суды обоснованно удовлетворили требования общества, при этом правильно исходили из того, что предусмотренное подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации ограничение не может применяться к обществу, так как его участником выступает Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, Федерального агентства по управлению имуществом и МВД России, которые не являются организациями в значении, придаваемом данному понятию нормами законодательства о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации под организацией понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие кооперативные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).
На основании части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В гражданских правоотношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные организации.
В силу статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Таким образом, гражданское законодательство не относит федеральные исполнительные органы Российской Федерации, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования к "организациям" в смысле статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, лишь распространяя на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.
Из материалов дела видно, что общество создано путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия "Типография МВД Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике" в открытое акционерное общество. Учредителем общества является Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, МВД России.
С учетом установленных судами обстоятельств по делу и названных норм права ограничения, установленные в подпункте 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации, к обществу не применяются.
Таким образом, вывод налоговой инспекции о том, что общество на основании подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации не вправе применять упрощенную систему налогообложения, является ошибочным.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы налоговой инспекции не основаны на нормах права, противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии со статьями 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17 и 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе относятся на налоговую инспекцию, перечислившую в доход федерального бюджета при обращении в суд с кассационной жалобой 1 тыс. рублей государственной пошлины платежным поручением от 15.05.2008 N 310.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 23.01.2008 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.03.2008 по делу N А20-3526/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)