Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 2 марта 2004 г. Дело N А09-9895/03-22
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МИМНС РФ N 10 по Брянской области, г. Брянск, на Решение от 05.11.2003 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-9895/03-22,
Общество с ограниченной ответственностью "БУМ-Тропус", г. Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением об отмене уведомления Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области от 28.04.2003 N АР-12-26/12531 об отказе в праве на применение упрощенной системы налогообложения.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2003 заявленные требования удовлетворены. Уведомление Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области от 28.04.2003 N АР-12-26/12531 о невозможности применения ООО "БУМ-Тропус" упрощенной системы налогообложения признано недействительным как несоответствующее требованиям Налогового кодекса РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МИМНС РФ N 10 по Брянской области просит Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2003 отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель МИМНС РФ N 10 по Брянской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "БУМ-Тропус" просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения как принятый законно и обоснованно.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав мнения сторон, судебная коллегия считает, что Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2003 следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения в связи со следующим.
Судом первой инстанции установлено, что 18.12.2002 налоговая инспекция зарегистрировала ООО "БУМ-Тропус" и выдала свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
23.12.2002 ООО "БУМ-Тропус" обратилось в МИМНС РФ N 10 по Брянской области с заявлением о переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения.
Рассмотрев указанное заявление, 16.01.2003 инспекция направила обществу уведомление N 304 о возможности применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения.
28.04.2003 налоговый орган направил плательщику уведомление N АР-12-26/12531 о невозможности применения ООО "БУМ-Тропус" упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что организация зарегистрирована 15.12.2002, поэтому она не может применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
Инспекция полагает, что переход вновь созданных в течение декабря 2002 года организаций на упрощенную систему налогообложения может быть осуществлен в общеустановленном порядке только с 01.01.2004.
Не согласившись с отказом налогового органа в праве на применение упрощенной системы налогообложения, ООО "БУМ-Тропус" обратилось с заявлением в суд.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия налоговой инспекции по отказу ООО "БУМ-Тропус" в праве на применение упрощенной системы налогообложения не основаны на законе.
Статья 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", дополнившая Налоговый кодекс РФ гл. 26.2, вступила в силу 31.08.2002. При этом специальный налоговый режим, то есть особый порядок исчисления и уплаты налогов - упрощенная система налогообложения, введен в действие с 01.01.2003.
Таким образом, организация вправе была воспользоваться действующими с 31.08.2002 нормами ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, регулирующими порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, и подать соответствующее заявление в налоговый орган.
Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения в 2003 году, подают в период с 1 октября по 30.11.2002, то есть года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган заявление.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Положение п. 2 ст. 346.13 НК РФ не предусматривает обязательных условий, которые вновь созданной организации необходимо исполнить, чтобы воспользоваться правом применять упрощенную систему налогообложения, и не содержит запрета на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения позднее даты подачи заявления о постановке на налоговый учет.
Согласно п. 2 ст. 55 Налогового кодекса РФ при создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Указанная норма направлена на установление дополнительной гарантии в части сроков представления налоговой отчетности и уплаты соответствующих налогов для вновь созданных организаций и не может ограничивать реализацию налогоплательщиками своих прав, предусмотренных налоговым законодательством.
Таким образом, операции декабря 2002 года должны быть учтены при формировании налоговой базы только по итогам первого отчетного периода 2003 года и, соответственно, на основании законодательства, действующего именно в 2003 году, в том числе гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 346.19 Налогового кодекса РФ для единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Таким образом, налоговым периодом для созданной в декабре 2002 года организации будет период с соответствующей даты декабря 2002 года по 31.12.2003, первым отчетным периодом - период с соответствующей даты декабря 2002 года по 31.03.2003.
Следовательно, организация, созданная в декабре 2002 года, налоги, предусмотренные общей системой налогообложения по итогам 2002 года, не исчисляет и не уплачивает, а исчисляет и уплачивает единый налог в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ по всем операциям, совершенным с момента ее (организации) создания.
Изложенное налоговым органом в кассационной жалобе толкование гл. 26.2 Налогового кодекса РФ ставит в неравное положение организации, зарегистрированные до декабря 2002 года (которые с 1 октября по 30.11.2002 могли подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003), по отношению к организациям, созданным в период с 01.12.2002 по 31.12.2002, что противоречит изложенным в ст. ст. 3 и 346.11 Налогового кодекса РФ принципам всеобщности и равенства налогообложения, а также добровольности применения специального или общего режима налогообложения.
Пунктом 3 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.
Следовательно, отказ налогового органа в праве на применение упрощенной системы налогообложения, последовавший после предоставления налогоплательщику возможности работать по этой системе налогообложения, принят без учета этой нормы Кодекса.
Изменение налоговым органом своей позиции в апреле 2003 года прямо указывает на возможность двоякого толкования норм гл. 26.2 Кодекса. Согласно же п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.
Кроме того, организации, которые не вправе применять данную систему налогообложения, перечислены в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. На ООО "БУМ-Тропус" положения п. 3 названной статьи не распространяются.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы МИМНС РФ N 10 по Брянской области, а Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2003 считает законным и обоснованным.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 05.11.2003 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-9895/03-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
от 2 марта 2004 г. Дело N А09-9895/03-22
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МИМНС РФ N 10 по Брянской области, г. Брянск, на Решение от 05.11.2003 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-9895/03-22,
Общество с ограниченной ответственностью "БУМ-Тропус", г. Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением об отмене уведомления Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области от 28.04.2003 N АР-12-26/12531 об отказе в праве на применение упрощенной системы налогообложения.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2003 заявленные требования удовлетворены. Уведомление Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области от 28.04.2003 N АР-12-26/12531 о невозможности применения ООО "БУМ-Тропус" упрощенной системы налогообложения признано недействительным как несоответствующее требованиям Налогового кодекса РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МИМНС РФ N 10 по Брянской области просит Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2003 отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель МИМНС РФ N 10 по Брянской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "БУМ-Тропус" просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения как принятый законно и обоснованно.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав мнения сторон, судебная коллегия считает, что Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2003 следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения в связи со следующим.
Судом первой инстанции установлено, что 18.12.2002 налоговая инспекция зарегистрировала ООО "БУМ-Тропус" и выдала свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
23.12.2002 ООО "БУМ-Тропус" обратилось в МИМНС РФ N 10 по Брянской области с заявлением о переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения.
Рассмотрев указанное заявление, 16.01.2003 инспекция направила обществу уведомление N 304 о возможности применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения.
28.04.2003 налоговый орган направил плательщику уведомление N АР-12-26/12531 о невозможности применения ООО "БУМ-Тропус" упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что организация зарегистрирована 15.12.2002, поэтому она не может применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
Инспекция полагает, что переход вновь созданных в течение декабря 2002 года организаций на упрощенную систему налогообложения может быть осуществлен в общеустановленном порядке только с 01.01.2004.
Не согласившись с отказом налогового органа в праве на применение упрощенной системы налогообложения, ООО "БУМ-Тропус" обратилось с заявлением в суд.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия налоговой инспекции по отказу ООО "БУМ-Тропус" в праве на применение упрощенной системы налогообложения не основаны на законе.
Статья 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", дополнившая Налоговый кодекс РФ гл. 26.2, вступила в силу 31.08.2002. При этом специальный налоговый режим, то есть особый порядок исчисления и уплаты налогов - упрощенная система налогообложения, введен в действие с 01.01.2003.
Таким образом, организация вправе была воспользоваться действующими с 31.08.2002 нормами ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, регулирующими порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, и подать соответствующее заявление в налоговый орган.
Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения в 2003 году, подают в период с 1 октября по 30.11.2002, то есть года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган заявление.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Положение п. 2 ст. 346.13 НК РФ не предусматривает обязательных условий, которые вновь созданной организации необходимо исполнить, чтобы воспользоваться правом применять упрощенную систему налогообложения, и не содержит запрета на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения позднее даты подачи заявления о постановке на налоговый учет.
Согласно п. 2 ст. 55 Налогового кодекса РФ при создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Указанная норма направлена на установление дополнительной гарантии в части сроков представления налоговой отчетности и уплаты соответствующих налогов для вновь созданных организаций и не может ограничивать реализацию налогоплательщиками своих прав, предусмотренных налоговым законодательством.
Таким образом, операции декабря 2002 года должны быть учтены при формировании налоговой базы только по итогам первого отчетного периода 2003 года и, соответственно, на основании законодательства, действующего именно в 2003 году, в том числе гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 346.19 Налогового кодекса РФ для единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Таким образом, налоговым периодом для созданной в декабре 2002 года организации будет период с соответствующей даты декабря 2002 года по 31.12.2003, первым отчетным периодом - период с соответствующей даты декабря 2002 года по 31.03.2003.
Следовательно, организация, созданная в декабре 2002 года, налоги, предусмотренные общей системой налогообложения по итогам 2002 года, не исчисляет и не уплачивает, а исчисляет и уплачивает единый налог в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ по всем операциям, совершенным с момента ее (организации) создания.
Изложенное налоговым органом в кассационной жалобе толкование гл. 26.2 Налогового кодекса РФ ставит в неравное положение организации, зарегистрированные до декабря 2002 года (которые с 1 октября по 30.11.2002 могли подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003), по отношению к организациям, созданным в период с 01.12.2002 по 31.12.2002, что противоречит изложенным в ст. ст. 3 и 346.11 Налогового кодекса РФ принципам всеобщности и равенства налогообложения, а также добровольности применения специального или общего режима налогообложения.
Пунктом 3 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.
Следовательно, отказ налогового органа в праве на применение упрощенной системы налогообложения, последовавший после предоставления налогоплательщику возможности работать по этой системе налогообложения, принят без учета этой нормы Кодекса.
Изменение налоговым органом своей позиции в апреле 2003 года прямо указывает на возможность двоякого толкования норм гл. 26.2 Кодекса. Согласно же п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.
Кроме того, организации, которые не вправе применять данную систему налогообложения, перечислены в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. На ООО "БУМ-Тропус" положения п. 3 названной статьи не распространяются.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы МИМНС РФ N 10 по Брянской области, а Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2003 считает законным и обоснованным.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 05.11.2003 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-9895/03-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 02.03.2004 N А09-9895/03-22
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 2 марта 2004 г. Дело N А09-9895/03-22
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МИМНС РФ N 10 по Брянской области, г. Брянск, на Решение от 05.11.2003 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-9895/03-22,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БУМ-Тропус", г. Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением об отмене уведомления Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области от 28.04.2003 N АР-12-26/12531 об отказе в праве на применение упрощенной системы налогообложения.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2003 заявленные требования удовлетворены. Уведомление Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области от 28.04.2003 N АР-12-26/12531 о невозможности применения ООО "БУМ-Тропус" упрощенной системы налогообложения признано недействительным как несоответствующее требованиям Налогового кодекса РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МИМНС РФ N 10 по Брянской области просит Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2003 отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель МИМНС РФ N 10 по Брянской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "БУМ-Тропус" просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения как принятый законно и обоснованно.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав мнения сторон, судебная коллегия считает, что Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2003 следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения в связи со следующим.
Судом первой инстанции установлено, что 18.12.2002 налоговая инспекция зарегистрировала ООО "БУМ-Тропус" и выдала свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
23.12.2002 ООО "БУМ-Тропус" обратилось в МИМНС РФ N 10 по Брянской области с заявлением о переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения.
Рассмотрев указанное заявление, 16.01.2003 инспекция направила обществу уведомление N 304 о возможности применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения.
28.04.2003 налоговый орган направил плательщику уведомление N АР-12-26/12531 о невозможности применения ООО "БУМ-Тропус" упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что организация зарегистрирована 15.12.2002, поэтому она не может применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
Инспекция полагает, что переход вновь созданных в течение декабря 2002 года организаций на упрощенную систему налогообложения может быть осуществлен в общеустановленном порядке только с 01.01.2004.
Не согласившись с отказом налогового органа в праве на применение упрощенной системы налогообложения, ООО "БУМ-Тропус" обратилось с заявлением в суд.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия налоговой инспекции по отказу ООО "БУМ-Тропус" в праве на применение упрощенной системы налогообложения не основаны на законе.
Статья 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", дополнившая Налоговый кодекс РФ гл. 26.2, вступила в силу 31.08.2002. При этом специальный налоговый режим, то есть особый порядок исчисления и уплаты налогов - упрощенная система налогообложения, введен в действие с 01.01.2003.
Таким образом, организация вправе была воспользоваться действующими с 31.08.2002 нормами ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, регулирующими порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, и подать соответствующее заявление в налоговый орган.
Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения в 2003 году, подают в период с 1 октября по 30.11.2002, то есть года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган заявление.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Положение п. 2 ст. 346.13 НК РФ не предусматривает обязательных условий, которые вновь созданной организации необходимо исполнить, чтобы воспользоваться правом применять упрощенную систему налогообложения, и не содержит запрета на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения позднее даты подачи заявления о постановке на налоговый учет.
Согласно п. 2 ст. 55 Налогового кодекса РФ при создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Указанная норма направлена на установление дополнительной гарантии в части сроков представления налоговой отчетности и уплаты соответствующих налогов для вновь созданных организаций и не может ограничивать реализацию налогоплательщиками своих прав, предусмотренных налоговым законодательством.
Таким образом, операции декабря 2002 года должны быть учтены при формировании налоговой базы только по итогам первого отчетного периода 2003 года и, соответственно, на основании законодательства, действующего именно в 2003 году, в том числе гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 346.19 Налогового кодекса РФ для единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Таким образом, налоговым периодом для созданной в декабре 2002 года организации будет период с соответствующей даты декабря 2002 года по 31.12.2003, первым отчетным периодом - период с соответствующей даты декабря 2002 года по 31.03.2003.
Следовательно, организация, созданная в декабре 2002 года, налоги, предусмотренные общей системой налогообложения по итогам 2002 года, не исчисляет и не уплачивает, а исчисляет и уплачивает единый налог в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ по всем операциям, совершенным с момента ее (организации) создания.
Изложенное налоговым органом в кассационной жалобе толкование гл. 26.2 Налогового кодекса РФ ставит в неравное положение организации, зарегистрированные до декабря 2002 года (которые с 1 октября по 30.11.2002 могли подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003), по отношению к организациям, созданным в период с 01.12.2002 по 31.12.2002, что противоречит изложенным в ст. ст. 3 и 346.11 Налогового кодекса РФ принципам всеобщности и равенства налогообложения, а также добровольности применения специального или общего режима налогообложения.
Пунктом 3 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.
Следовательно, отказ налогового органа в праве на применение упрощенной системы налогообложения, последовавший после предоставления налогоплательщику возможности работать по этой системе налогообложения, принят без учета этой нормы Кодекса.
Изменение налоговым органом своей позиции в апреле 2003 года прямо указывает на возможность двоякого толкования норм гл. 26.2 Кодекса. Согласно же п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.
Кроме того, организации, которые не вправе применять данную систему налогообложения, перечислены в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. На ООО "БУМ-Тропус" положения п. 3 названной статьи не распространяются.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы МИМНС РФ N 10 по Брянской области, а Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2003 считает законным и обоснованным.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 05.11.2003 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-9895/03-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 2 марта 2004 г. Дело N А09-9895/03-22
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МИМНС РФ N 10 по Брянской области, г. Брянск, на Решение от 05.11.2003 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-9895/03-22,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "БУМ-Тропус", г. Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением об отмене уведомления Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области от 28.04.2003 N АР-12-26/12531 об отказе в праве на применение упрощенной системы налогообложения.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2003 заявленные требования удовлетворены. Уведомление Межрайонной инспекции МНС РФ N 10 по Брянской области от 28.04.2003 N АР-12-26/12531 о невозможности применения ООО "БУМ-Тропус" упрощенной системы налогообложения признано недействительным как несоответствующее требованиям Налогового кодекса РФ.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе МИМНС РФ N 10 по Брянской области просит Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2003 отменить, как принятое с нарушением норм материального права.
В судебном заседании представитель МИМНС РФ N 10 по Брянской области поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "БУМ-Тропус" просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения как принятый законно и обоснованно.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав мнения сторон, судебная коллегия считает, что Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2003 следует оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения в связи со следующим.
Судом первой инстанции установлено, что 18.12.2002 налоговая инспекция зарегистрировала ООО "БУМ-Тропус" и выдала свидетельство о государственной регистрации юридического лица.
23.12.2002 ООО "БУМ-Тропус" обратилось в МИМНС РФ N 10 по Брянской области с заявлением о переходе с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения.
Рассмотрев указанное заявление, 16.01.2003 инспекция направила обществу уведомление N 304 о возможности применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения.
28.04.2003 налоговый орган направил плательщику уведомление N АР-12-26/12531 о невозможности применения ООО "БУМ-Тропус" упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что организация зарегистрирована 15.12.2002, поэтому она не может применять упрощенную систему налогообложения, предусмотренную гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
Инспекция полагает, что переход вновь созданных в течение декабря 2002 года организаций на упрощенную систему налогообложения может быть осуществлен в общеустановленном порядке только с 01.01.2004.
Не согласившись с отказом налогового органа в праве на применение упрощенной системы налогообложения, ООО "БУМ-Тропус" обратилось с заявлением в суд.
Рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия налоговой инспекции по отказу ООО "БУМ-Тропус" в праве на применение упрощенной системы налогообложения не основаны на законе.
Статья 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", дополнившая Налоговый кодекс РФ гл. 26.2, вступила в силу 31.08.2002. При этом специальный налоговый режим, то есть особый порядок исчисления и уплаты налогов - упрощенная система налогообложения, введен в действие с 01.01.2003.
Таким образом, организация вправе была воспользоваться действующими с 31.08.2002 нормами ст. 346.13 Налогового кодекса РФ, регулирующими порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, и подать соответствующее заявление в налоговый орган.
Согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения в 2003 году, подают в период с 1 октября по 30.11.2002, то есть года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган заявление.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Положение п. 2 ст. 346.13 НК РФ не предусматривает обязательных условий, которые вновь созданной организации необходимо исполнить, чтобы воспользоваться правом применять упрощенную систему налогообложения, и не содержит запрета на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения позднее даты подачи заявления о постановке на налоговый учет.
Согласно п. 2 ст. 55 Налогового кодекса РФ при создании организации в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.
Указанная норма направлена на установление дополнительной гарантии в части сроков представления налоговой отчетности и уплаты соответствующих налогов для вновь созданных организаций и не может ограничивать реализацию налогоплательщиками своих прав, предусмотренных налоговым законодательством.
Таким образом, операции декабря 2002 года должны быть учтены при формировании налоговой базы только по итогам первого отчетного периода 2003 года и, соответственно, на основании законодательства, действующего именно в 2003 году, в том числе гл. 26.2 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 346.19 Налогового кодекса РФ для единого налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения, налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Таким образом, налоговым периодом для созданной в декабре 2002 года организации будет период с соответствующей даты декабря 2002 года по 31.12.2003, первым отчетным периодом - период с соответствующей даты декабря 2002 года по 31.03.2003.
Следовательно, организация, созданная в декабре 2002 года, налоги, предусмотренные общей системой налогообложения по итогам 2002 года, не исчисляет и не уплачивает, а исчисляет и уплачивает единый налог в соответствии с гл. 26.2 Налогового кодекса РФ по всем операциям, совершенным с момента ее (организации) создания.
Изложенное налоговым органом в кассационной жалобе толкование гл. 26.2 Налогового кодекса РФ ставит в неравное положение организации, зарегистрированные до декабря 2002 года (которые с 1 октября по 30.11.2002 могли подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003), по отношению к организациям, созданным в период с 01.12.2002 по 31.12.2002, что противоречит изложенным в ст. ст. 3 и 346.11 Налогового кодекса РФ принципам всеобщности и равенства налогообложения, а также добровольности применения специального или общего режима налогообложения.
Пунктом 3 ст. 346.13 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.
Следовательно, отказ налогового органа в праве на применение упрощенной системы налогообложения, последовавший после предоставления налогоплательщику возможности работать по этой системе налогообложения, принят без учета этой нормы Кодекса.
Изменение налоговым органом своей позиции в апреле 2003 года прямо указывает на возможность двоякого толкования норм гл. 26.2 Кодекса. Согласно же п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны быть истолкованы в пользу налогоплательщика.
Кроме того, организации, которые не вправе применять данную систему налогообложения, перечислены в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. На ООО "БУМ-Тропус" положения п. 3 названной статьи не распространяются.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы МИМНС РФ N 10 по Брянской области, а Решение Арбитражного суда Брянской области от 05.11.2003 считает законным и обоснованным.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 05.11.2003 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-9895/03-22 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)