Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 13 марта 2003 года Дело N А56-30726/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кирейковой Г.Г., Пастуховой М.В., при участии от акционерного общества открытого типа "Комбинат облицовочных и строительных материалов" юрисконсульта Анкудиновой Е.В. (доверенность от 05.02.2003 N 58), рассмотрев 13.03.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2002 по делу N А56-30726/02 (судья Загараева Л.П.),
Акционерное общество открытого типа "Комбинат облицовочных и строительных материалов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 23.09.2002 N 21301.
Решением арбитражного суда от 04.12.2002 требования общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и отказать в удовлетворении требований заявителя.
По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 11.07.2002 N 314-27 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (далее - Закон от 11.07.2002), статьи 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" (далее - Федеральный закон от 14.12.2001), Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (далее - Федеральный закон от 30.12.2001), пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах"), статьи 2 Закона Российской Федерации от 09.08.94 N 22-ФЗ "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю").
В судебном заседании представитель общества просил оставить без изменения обжалуемый судебный акт.
Инспекция о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2002 год, согласно которой земельный налог исчислен и уплачен за 2002 год с учетом коэффициентов "2", "1,2", "1", "1,12", указанных в законах о федеральных бюджетах на 1999 - 2002 годы и установленных статьей 27 (то есть 2,688) Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (в редакции от 13.12.2001).
Инспекция провела камеральную проверку представленной декларации и 23.09.2002 приняла решение N 21301, которым привлекла общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 130867 руб. 20 коп. штрафа, а также предложила обществу уплатить 1308672 руб. недоимки по земельному налогу и 3206 руб. 25 коп. пеней.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что коэффициенты, введенные федеральным законодателем на 2002 год, применяются к средним ставкам земельного налога, установленного Законом Российской Федерации "О плате за землю". Но повышенный на 2002 год коэффициент - "4,8" - не может действовать на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2002, поскольку в силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.
Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В статье 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 2 статьи 53 НК РФ также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных кодексом.
На территории Санкт-Петербурга в 1999 - 2002 годах в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" действовали дифференцированные по местоположению земельных участков и зонам градостроительной ценности ставки земельного налога, предусмотренные Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге".
Конкретные дифференцированные ставки земельного налога на территории Санкт-Петербурга с учетом коэффициентов "2", "1,2", "1", предусмотренных Федеральными законами "О федеральном бюджете на 1999 год", "О федеральном бюджете на 2000 год", "О федеральном бюджете на 2001 год" к средним ставкам земельного налога, указанным в приложении N 1 к Закону Российской Федерации "О плате за землю", повышены Законом Санкт-Петербурга от 13.12.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (статья 27) с 01.01.2002 (коэффициент "1,12").
Таким образом, в статье 27 Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 21 ноября 2001 года и подписанного губернатором Санкт-Петербурга 13 декабря 2001 года, учтена индексация ставок земельного налога на 2002 год - коэффициент 2,688 (2*1,2*1,12).
Однако после принятия Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" федеральным законодателем была произведена корректировка размера индексации ставок земельного налога на 2002 год с 1,12 до 2. В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2", а не "1,12". Аналогичная норма предусмотрена и в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2002 год" (статья 14).
В соответствии со статьей 4 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, из чего следует, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2", а не "1,12".
Таким образом, ставки земельного налога, дифференцированные Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" по административным районам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий, должны применяться в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом "4,8", что в соответствии с Законом от 11.07.2002 учтено законодателем субъекта федерации в статье 27 Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год".
Однако в силу статьи 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Повышенный коэффициент "4,8" непосредственно влияет на исчисление налогооблагаемой базы по земельному налогу в сторону повышения размера земельного налога, взимаемого за 2002 год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
При таких обстоятельствах статья 27 Закона от 11.07.2002, устанавливающая на 2002 год повышенный коэффициент "4,8", вступает в силу на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2003.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда следует оставить в силе.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2002 по делу N А56-30726/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 13.03.2003 ПО ДЕЛУ N А56-30726/02
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2003 года Дело N А56-30726/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Кирейковой Г.Г., Пастуховой М.В., при участии от акционерного общества открытого типа "Комбинат облицовочных и строительных материалов" юрисконсульта Анкудиновой Е.В. (доверенность от 05.02.2003 N 58), рассмотрев 13.03.2003 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2002 по делу N А56-30726/02 (судья Загараева Л.П.),
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество открытого типа "Комбинат облицовочных и строительных материалов" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга (далее - инспекция) от 23.09.2002 N 21301.
Решением арбитражного суда от 04.12.2002 требования общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и отказать в удовлетворении требований заявителя.
По мнению подателя жалобы, суд неправильно применил нормы статьи 27 Закона Санкт-Петербурга от 11.07.2002 N 314-27 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (далее - Закон от 11.07.2002), статьи 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" (далее - Федеральный закон от 14.12.2001), Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" (далее - Федеральный закон от 30.12.2001), пункта 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (далее - Закон "Об основах"), статьи 2 Закона Российской Федерации от 09.08.94 N 22-ФЗ "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю").
В судебном заседании представитель общества просил оставить без изменения обжалуемый судебный акт.
Инспекция о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как видно из материалов дела, общество представило в налоговый орган налоговую декларацию по земельному налогу за 2002 год, согласно которой земельный налог исчислен и уплачен за 2002 год с учетом коэффициентов "2", "1,2", "1", "1,12", указанных в законах о федеральных бюджетах на 1999 - 2002 годы и установленных статьей 27 (то есть 2,688) Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (в редакции от 13.12.2001).
Инспекция провела камеральную проверку представленной декларации и 23.09.2002 приняла решение N 21301, которым привлекла общество к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 130867 руб. 20 коп. штрафа, а также предложила обществу уплатить 1308672 руб. недоимки по земельному налогу и 3206 руб. 25 коп. пеней.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что коэффициенты, введенные федеральным законодателем на 2002 год, применяются к средним ставкам земельного налога, установленного Законом Российской Федерации "О плате за землю". Но повышенный на 2002 год коэффициент - "4,8" - не может действовать на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2002, поскольку в силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Кассационная инстанция считает такой вывод суда правильным.
Согласно статье 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В статье 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В силу пункта 1 статьи 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации "Об основах" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 2 статьи 53 НК РФ также предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных кодексом.
На территории Санкт-Петербурга в 1999 - 2002 годах в соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" действовали дифференцированные по местоположению земельных участков и зонам градостроительной ценности ставки земельного налога, предусмотренные Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге".
Конкретные дифференцированные ставки земельного налога на территории Санкт-Петербурга с учетом коэффициентов "2", "1,2", "1", предусмотренных Федеральными законами "О федеральном бюджете на 1999 год", "О федеральном бюджете на 2000 год", "О федеральном бюджете на 2001 год" к средним ставкам земельного налога, указанным в приложении N 1 к Закону Российской Федерации "О плате за землю", повышены Законом Санкт-Петербурга от 13.12.2001 N 818-109 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" (статья 27) с 01.01.2002 (коэффициент "1,12").
Таким образом, в статье 27 Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год", принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 21 ноября 2001 года и подписанного губернатором Санкт-Петербурга 13 декабря 2001 года, учтена индексация ставок земельного налога на 2002 год - коэффициент 2,688 (2*1,2*1,12).
Однако после принятия Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год" федеральным законодателем была произведена корректировка размера индексации ставок земельного налога на 2002 год с 1,12 до 2. В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2", а не "1,12". Аналогичная норма предусмотрена и в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2002 год" (статья 14).
В соответствии со статьей 4 Конституции Российской Федерации федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, из чего следует, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2", а не "1,12".
Таким образом, ставки земельного налога, дифференцированные Законом Санкт-Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" по административным районам Санкт-Петербурга и зонам градостроительной ценности территорий, должны применяться в 2002 году по отношению к 1998 году с коэффициентом "4,8", что в соответствии с Законом от 11.07.2002 учтено законодателем субъекта федерации в статье 27 Закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2002 год".
Однако в силу статьи 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налоговым периодом по земельному налогу является календарный год. Повышенный коэффициент "4,8" непосредственно влияет на исчисление налогооблагаемой базы по земельному налогу в сторону повышения размера земельного налога, взимаемого за 2002 год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют (в редакции Федерального закона от 09.07.99 N 154-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
При таких обстоятельствах статья 27 Закона от 11.07.2002, устанавливающая на 2002 год повышенный коэффициент "4,8", вступает в силу на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2003.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение суда следует оставить в силе.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.12.2002 по делу N А56-30726/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
КИРЕЙКОВА Г.Г.
ПАСТУХОВА М.В.
АСМЫКОВИЧ А.В.
Судьи
КИРЕЙКОВА Г.Г.
ПАСТУХОВА М.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)