Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.02.2006 ПО ДЕЛУ N А60-20033/05-С5, А60-24847/05-С5

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции


от 3 февраля 2006 г. Дело N А60-20033/05-С5
Арбитражный суд апелляционной инстанции в составе председательствующего О.Э. Шавейниковой, судей И.В. Евдокимова, О.А. Пономаревой при ведении протокола помощником судьи Денисовой П.С., при участии в судебном заседании: от ФГУП "Уральский электромеханический завод" - Канаев Ю.В., начальник правового управления, доверенность от 28.02.2005, N 58/28, паспорт серии 65 04 N 745544; от Инспекции ФНС РФ по Кировскому району г. Екатеринбурга - Лубников Д.Г., налоговый инспектор юридического отдела, доверенность N 03-08/04 от 10.01.2006, удостоверение N 087494,
рассмотрел в судебном заседании 03.02.2006 апелляционную жалобу Инспекции ФНС РФ по Кировскому району г. Екатеринбурга на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 ноября 2005 г. по делу N А60-20033/05-С5 - А60-24847/05-С5 (судья Хачев И.В.) по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Уральский электромеханический завод" к Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга о признании частично недействительными решений, требования и по заявлению Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга к ФГУП "Уральский электромеханический завод" о взыскании санкций в размере 347598 рублей 89 копеек, в части отказа во взыскании штрафа по ст. 123 НК РФ за неперечисление налога на доходы физических лиц в бюджет в размере 339920 рублей 77 копеек, а также признания недействительными решений Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга от 31.03.2005 N 45-13 в части доначисления пеней по налогу на доходы физических лиц в сумме 9172993 рубля 01 копейка, о взыскании налога сбора, а также пеней в указанном размере за счет денежных средств налогоплательщика-организации или налогового агента - организации на счетах в банках от 13.05.2005 N 1657.

ФГУП "Уральский электромеханический завод" 4 июля 2005 года обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга от 31.03.2005 N 45-13 в части доначисления пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 9172993 рубля 01 копейка, а также в части наложения штрафа по ст. 123 НК РФ в размере 339920 рублей 77 копеек за невыполнение обязанности по перечислению налога на доходы физических лиц в бюджет. Кроме того, заявитель просит признать незаконным требование от 31.03.2005 N 706 в части уплаты налоговых санкций по ст. 123 НК РФ в размере 340455 рублей 17 копеек и недействительным решение о взыскании налога сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика-организации или налогового агента-организации на счетах в банках от 13.05.2005 N 1657.
Инспекция ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга заявила встречные требования: просит взыскать с ФГУП "Уральский электромеханический завод" налоговые санкции по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого социального налога в размере 5615 рублей 95 копеек, по ст. 123 НК РФ в размере 340455 рублей 17 копеек за неправомерное неперечисление в бюджет налога на доходы физических лиц.
Решением суда первой инстанции от 25 ноября 2005 года требования ФГУП "Уральский электромеханический завод" удовлетворены частично: признаны недействительными: решение ИФНС РФ по Кировскому району г. Екатеринбурга от 31.03.2005 N 45-13 в части начисления пеней за нарушение срока уплаты налога на доходы физических лиц в сумме 9161121 рубль 26 копеек, штрафа по ст. 123 НК РФ в размере 339920 рублей 77 копеек; требование от 31.03.2005 N 706 в части уплаты штрафа в размере 339920 рублей 77 копеек, а также решение о взыскании налога сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика-организации или налогового агента - организации на счетах в банках от 13.05.2005 в части начисления пеней в сумме 9161121 рубль 26 копеек.
Встречный иск Инспекции ФНС РФ по Кировскому району г. Екатеринбурга также удовлетворен частично: с ФГУП "Уральский электромеханический завод" взыскан штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 5615 рублей 95 копеек, штраф по ст. 123 НК РФ в размере 534 рубля 40 копеек.
В удовлетворении остальной части заявленных требований сторонам отказано.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе Инспекции ФНС РФ по Кировскому району г. Екатеринбурга, которая с решением не согласна, с учетом уточненных требований просит его изменить, в удовлетворении требований ФГУП "Уральский электромеханический завод" отказать полностью.
Оспаривая решение в части отказа во взыскании штрафа по ст. 123 НК РФ за не перечисление налога на доходы физических лиц в бюджет в размере 339920 рублей 77 копеек, а также признания недействительными решений Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга от 31.03.2005 N 45-13 в части доначисления пеней по налогу на доходы физических лиц в сумме 9172993 рубля 01 копейка, о взыскании налога сбора, а также пеней в указанном размере за счет денежных средств налогоплательщика-организации или налогового агента - организации на счетах в банках от 13.05.2005 N 1657, налоговый орган ссылается на нарушение судом норм материального права.
ФГУП "Уральский электромеханический завод" считает решение суда от 25.11.2005 законным и обоснованным. В обоснование возражений по апелляционной жалобе ссылается на то обстоятельство, что задолженность по налогу на доходы физических лиц возникла до 2002 года и была реструктурирована предприятием.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:

в период с 09.02.2005 по 24.02.2005 Инспекцией ФНС РФ по Кировскому району г. Екатеринбурга на основании поручения N 45-13 от 07.02.2005 проведена выездная налоговая проверка Федерального государственного унитарного предприятия "Уральский электромеханический завод" по вопросам соблюдения налогового законодательства по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу за период с 01.01.2002 по 07.02.2005, по результатам которой составлен акт N 45-13 от 28.02.2005 и вынесено решение N 45-13 от 31.03.2005 о привлечении предприятия к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 340455 рублей 17 копеек и по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату единого социального налога в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 5615 рублей 95 копеек.
Частью 2 названного решения предприятию предложено уплатить пени за нарушение срока уплаты налога на доходы физических лиц в сумме 9161121 рубль 26 копеек.
На основании решения в адрес ФГУП "Уральский электромеханический завод" направлено требование от 31.03.2005 N 706 об уплате налоговой санкции, в том числе в сумме 340455 рублей 17 копеек.
Кроме того, 13.05.2005 налоговым органом принято решение N 1657 о взыскании налога и сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика-организации или налогового агента - организации на счетах в банках в сумме 9172993 рубля 01 копейка.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать на основании следующего:
из акта выездной проверки и решения налогового органа N 45-13 от 31.03.2005 следует, что ФГУП "Уральский электромеханический завод" в 2001 - 2004 г. допущены случаи неполного перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц. Неперечисленная сумма налога составила 1699603 рубля 84 копейки.
Данное обстоятельство явилось основанием для начисления пеней в сумме 9161121 рубль 26 копеек, а также для наложения штрафа по ст. 123 НК РФ в размере 339920 рублей 77 копеек.
Федеральным государственным унитарным предприятием "Уральский электромеханический завод" факт неперечисления налога на доходы физических лиц в указанном размере не оспаривается.
Согласно п. 6 ст. 226 Налогового кодекса РФ, налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
Вместе с тем, оспаривая решение и требование налогового органа, предприятие пояснило, что при принятии оспариваемого решения от 31.03.2005, вынесении требования N 706, а также принятии решения от 13.05.2005 налоговым органом не было принято во внимание, что предприятию Правительством РФ в 2002 г. была предоставлена возможность реструктуризировать имеющуюся задолженность по налогам и сборам.

26 января 2002 г. Правительством РФ принято Постановление N 61 "О реструктуризации задолженности ФГУП "Уральский электромеханический завод" по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, в соответствии с п. 1 которого реструктуризации подлежит задолженность ФГУП "Уральский электромеханический завод" по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, исчисленная по данным налоговых органов по состоянию на 01.01.2001, но не более задолженности по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о представлении права на реструктуризацию задолженности, также задолженность по начисленным пеням и штрафам (в том числе признаваемая к взысканию), исчисленная по данным налоговых органов на дату вступления в силу настоящего Постановления.
Из материалов дела усматривается, что в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 26.01.2002 N 61 "О реструктуризации задолженности ФГУП "Уральский электромеханический завод" Межрайонной инспекцией МНС РФ N 1 по Свердловской области 18.04.2002 вынесено решение N 2, согласно которому общая сумма реструктурированной задолженности перед федеральным бюджетом составляет 210535 тыс. рублей, в том числе по налогам и сборам - 90586 тыс. руб. на 6 лет, по начисленным пеням и штрафам 119949 тыс. рублей на 4 года. С учетом указанных изменений согласован новый график погашения задолженности по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам, рассчитанным в порядке п. 2 Постановления Правительства РФ N 61. В силу п. 7 данного решения налогового органа организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при наличии на 1-ое число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих налоговых платежей, а также при несоблюдении утвержденных графиков погашения задолженности.
Поскольку указанное Постановление Правительства РФ от 26.01.2002 N 61 "О реструктуризации задолженности ФГУП "Уральский электромеханический завод" принято в отношении конкретного налогоплательщика, суд апелляционной инстанции полагает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что данный ненормативный акт следует рассматривать как акт прямого действия, распространяющийся на все налоги и сборы ФГУП "Уральский электромеханический завод", в том числе на налог на доходы физических лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая, что начисление пеней произведено без учета указанного Постановления, суд полагает, что у налогового органа не имелось оснований для начисления ФГУП "Уральский электромеханический завод" пеней в сумме 9161121 рубль 26 копеек за неперечисление в установленный срок налога на доходы физических лиц в бюджет, а также штрафа по ст. 123 НК РФ в размере 339920 рублей 77 копеек.
Кроме того, отказывая в удовлетворении требований заявителя по апелляционной жалобе, суд также исходит из следующего.
В соответствии с пп. 1 пункта 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налоговых органов взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
Согласно части первой статьи 87 Налогового кодекса РФ, налоговые органы вправе проводить камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. При этом в силу положений указанной нормы налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 113 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).
Системный анализ норм статей 23, 24, 87, 113 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что срок давности взыскания налоговых платежей и сборов, а также пеней ограничивается тремя годами.
В случае истечения трехлетнего срока давности для принудительного взыскания суммы недоимки, пени, как мера обеспечения исполнения налогового обязательства, также не могут быть взысканы в силу статьи 75 НК РФ.
Данный вывод суда подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении КС РФ от 27.04.2001 N 7-П, согласно которой при отсутствии в законодательстве конкретного предельного срока взыскания задолженности (срока давности), данный срок не может превышать три года. Трехлетний срок согласуется также с общим процессуальным сроком обращения в суд при отсутствии специальных сроков.
Как следует из решения налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, акта выездной проверки и решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, проверка соблюдения ФГУП "Уральский электромеханический завод" законодательства по налогу на доходы физических лиц проводилась с 09.02.2005 по 24.02.2005 за период с 01.01.2002 по 07.02.2005.
Вместе с тем, выявленная налоговым органом недоимка по налогу на доходы физических лиц в размере 1699603,84 рубля образовалась в период до 01.01.2002, о чем свидетельствует имеющийся в материалах дела расчет пеней (приложение N 2 к акту), произведенный налоговым органом, согласно которому по состоянию на 01.01.2002 у предприятия имелась задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 17783515,52 рублей.
Таким образом, включение налоговой инспекцией в акт проверки суммы задолженности на 01.01.2002 по налогу на доходы физических лиц в размере 17783515,52 рублей, значащейся у предприятия как сальдо по главной книге, является неправомерным, поскольку налоговым органом нарушены ограничения, установленные Налоговым кодексом РФ, касающиеся проверяемого периода.
Вывод суда первой инстанции о том, что задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 1699603,84 рубля образовалась в период до 01.01.2002, подтверждается имеющимся в материалах дела решением Межрайонной инспекцией МНС РФ N 1 по Свердловской области 18.04.2002 N 2, согласно пункту 7 которого организация утрачивает право на реструктуризацию задолженности при наличии на 1-ое число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих налоговых платежей, а также при несоблюдении утвержденных графиков погашения задолженности.
Кроме того, как установлено в судебном заседании, налоговым органом не выносилось решений об отмене реструктуризации, что также свидетельствует о том, что ФГУП "Уральский электромеханический завод" не нарушался утвержденный график погашения задолженности и своевременно вносились текущие платежи.
Помимо изложенного, в нарушение ст. 65, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ налоговым органом не представлено суду доказательств того, что в решение о реструктуризации задолженности ФГУП "Уральский электромеханический завод" не была включена задолженность, имевшаяся у предприятия по подоходному налогу с физических лиц.
При таких обстоятельствах суд полагает необоснованным начисление налоговым органом заявителю пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 9161121 рубль 26 копеек за неперечисление в установленный срок налога на доходы физических лиц в бюджет, а также привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 123 Налогового кодекса РФ в виде наложения штрафа в размере 339920 рублей 77 копеек.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что на момент вынесения налоговым органом решения N 45-13 от 31.03.2005 и требования (от 31.03.2005) срок взыскания пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в размере в сумме 9161121 рубль 26 копеек, а также срок давности привлечения заявителя к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового кодекса РФ истек, ввиду чего считает, что при принятии налоговым органом указанных актов в части взыскания пеней и штрафа нарушены как положения статей 87, 113 Налогового кодекса РФ, так и права заявителя, в связи с чем требования ФГУП "Уральский электромеханический завод" в указанной части обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
На основании изложенного в решение N 1657 от 13.05.2005 о взыскании налога, сбора, а также пеней за счет денежных средств налогоплательщика-организации или налогового агента - организации на счетах в банках также не подлежали включению пени в сумме 9161121 рубль 26 копеек.
В связи с чем оспариваемое налоговым органом по апелляционной жалобе решение суда от 25.11.2005 в части отказа во взыскании штрафа по ст. 123 Налогового кодекса РФ за неперечисление налога на доходы физических лиц в бюджет в размере 339920 рублей 77 копеек, а также признания недействительными решений Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга от 31.03.2005 N 45-13 в части доначисления пеней по налогу на доходы физических лиц в сумме 9172993 рубля 01 копейка, о взыскании налога сбора, а также пеней в указанном размере за счет денежных средств налогоплательщика-организации или налогового агента - организации на счетах в банках от 13.05.2005 N 1657, является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
В остальной части решение суда первой инстанции не обжалуется.
Довод заявителя по апелляционной жалобе о том, что в реструктурированную задолженность не может быть включена недоимка по налогу на доходы физических лиц в размере 1699603,84 рубля, поскольку зачисление данного налога за период с 01.01.2002 по 2004 г. производилось в областной и местный бюджеты, со ссылкой на положения статьи 50 Бюджетного кодекса РФ и нормы Областных законов "Об областном бюджете", судом не может быть принят во внимание, поскольку на основании Постановления Правительства N 61 реструктуризации подлежала задолженность предприятия перед федеральным бюджетом, понимаемая в силу положений статьи 50 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в проверяемом периоде) как недоимка по федеральным налогам и сборам, перечень которых определяется налоговым законодательством РФ, в частности, нормами статьи 13 Налогового кодекса РФ, налог на доходы физических лиц отнесен к федеральным налогам и сборам, в связи с чем последующее распределение налога производится без участия налогоплательщика (налогового агента) между бюджетами различных уровней и относится к бюджетным отношениям, ввиду чего не может приниматься в качестве довода, подтверждающего неправомерность упомянутой реструктуризации.
Кроме того, из материалов проверки следует, что налоговым органом указанное обстоятельство в рамках проведения выездной налоговой проверки не исследовалось, в деле отсутствуют доказательства наличия у предприятия задолженности по налогу на доходы физических лиц перед областным и местным бюджетом.
Руководствуясь статьями 269, 271, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение суда от 25.11.2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
ШАВЕЙНИКОВА О.Э.

Судьи
ЕВДОКИМОВ И.В.
ПОНОМАРЕВА О.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)