Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Зарамагские ГЭС" - Х. (д-ть от 16.01.04 N 001/36), К. (д-ть от 04.04.03 N 001/185), от заинтересованного лица - Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Северная Осетия - Алания - Б. (д-ть от 16.01.04 N 38). рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Северная Осетия - Алания на решение от 07.10.03 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1063/03-8. установил следующее.
ОАО "Зарамагские ГЭС" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным акта выездной налоговой проверки от 06.05.03 и решения от 14.07.0 N 19 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы и неправильное исчисление налогов, пени и штрафов на сумму 24 301 934 рубля. Доначисление налогов в сумме 18 213 320 рублей, из них обжалуется 18 185 917 рублей в том числе: налог на пользователей автодорог - 311 986 рублей, налог на имущество - 1 542 748 рублей, налог на добавленную стоимость - 2 425 680 рублей, налог на добычу полезных ископаемых - 20 771 рублей.
Решением от 07.10.03 признано недействительным решение МРИ МНС России N 1 по Республике Северная Осетия - Алания от 14.07.03, вынесенное на основании акта выездной налоговой проверки от 06.05.03, в части доначисления: налога на пользователей автодорог - 311 986 рублей, пени - 24 800 рублей, штрафа - 62 400 рублей, налога на добычу полезных ископаемых - 2 101 рубля, пени - 50 рублей, штрафа - 420 рублей, налога на имущество - 15 427 480 рублей, пени - 2 248 500 рублей, штрафа 3 085 496 рублей, налога на добавленную стоимость - 2 425 680 рублей, пени - 369 400 рублей. штрафа - 492 080 рублей. Решение суда мотивировано тем, что налоговым органом не представлены доказательства неуплаты обществом налогов.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с судебным актом, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 07.10.03. Жалоба мотивирована тем, что по налогу на имущество предприятий, МНС России по согласованию с Минфином России изменениями и дополнениями N 5 в инструкцию ГНС России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", которые зарегистрированы Министерством юстиции 14.12.2000 и вступили в силу по истечении 10 дней, уточнила порядок исчисления налога на имущество предприятий в 2000 году. В целях налогообложения деятельности застройщика по выполнению возложенных на него функций, в том числе технического надзора, следует рассматривать как оказание услуг независимо от примененного налогоплательщиком порядка отражения проводимых операций на счетах бухгалтерского учета и источника финансирования, которые подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях (независимо от завершения строительства). Судом не приняты доводы и представленные документы ответчика о том. что услуги предприятий различной формы собственности по предоставлению а аренду помещений для временного размещения беженцев оплачивается за счет средств целевого бюджетного финансирования Миграционной службой Республики Северная Осетия - Алания с учетом налога на добавленную стоимость. Судом по налогу на пользователей автодорог не взята в качестве объекта налогообложения сумма разницы между продажной и покупной стоимостью кислородной станции за вычетом налога на добавленную стоимость.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель указывает, что решение является обоснованным, вынесено по достаточно полно исследованным доказательствам, оснований для его отмены нет.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал требование об отмене судебного решения, сославшись на доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ОАО "Зарамагские ГЭС" просил оспоренное судебное решение оставить без изменения со ссылки на доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению в части с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, спор возник ввиду того, что на основании результатов выездной налоговой проверки ОАО "Зарамагские ГЭС" составлен акт 06.05.03 и на его основании вынесено решение от 14.07.03 N 19 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 3 642 664 рублей, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 492 080 рублей, по налогу на имущество - 3 085 496 рублей, по налогу на пользователей автодорог - 62 400 рублей. Данным решением налогового органа предприятию предложено уплатить недоимку по налогам в сумме - 18 213 320 рублей, в том числе по налогу на добавленную стоимость в сумме - 2 460 400 рублей, по налогу на имущество 15 427 480 рублей, по налогу на пользователей автодорог 312 000 рублей и пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 2 643 150 рублей, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 369 400 рублей, по налогу на имущество - 2 248 500 рублей, по налогу на пользователей автодорог - 24 800 рублей.
Из акта налогового органа следует, что общество оказывало услуги по представлению жилья в аренду на содержание беженцев в 2000 году. Поскольку за данный период времени предприятием налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость в районную налоговую инспекцию не представлялись, то ссылаясь на положения письма МНС России от 07.03.2000 N 03-4-09/21 общество было привлечено к налоговой ответственности. В соответствии положениями письма от 07.03.2000 услуги предприятий различной формы собственности по представлению в аренду помещений для временного размещения беженцев, оплачиваются за счет средств целевого бюджетного финансирования Миграционной службой Республики Северная Осетия - Алания с учетом НДС.
Общество специализируется на выполнении функций по организации строительства объектов, контролю за его ходом и ведением бухгалтерского учета, производимых при этом затрат, в том числе функции технического надзора, за 2001 год составили 3 036. 4 тысячи рублей. Предприятие не применило положения письма МНС России от 13.05.03 N 03-1-08/1495/14. а также пункта 2 статьи 152 Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлено, что с введением в действие главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации деятельность застройщика по выполнению возложенных на него функций подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях.
Из акта налогового органа следует, что для обложения налогом на имущество предприятий не взяты во внимание затраты организации, учитываемые в составе капитальных вложений на счете 08 "Капитальные вложения", до перевода их в состав основных средств, так как нормативный срок строительства не истек, согласно титульного списка строительства, утвержденного зам. министра Минэнерго России срок строительства продлен до 2005 года.
Согласно разъяснению по применению изменений и дополнений N 5 Инструкции ГНС России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий, остатки по счету 08 "Капитальные вложения", учтенные в балансе по состоянию на 01.01.01 должны быть включены в расчет среднегодовой стоимости имущества организаций с 01.01.01. то есть начиная с расчетов по налогу за 1 квартал 2001 года и отражены в расчете среднегодовой стоимости имущества предприятий приложение 2 Инструкции по состоянию на 01.01.01
В нарушение данных положений, по состоянию на 01.01.01 по счету N 08 "незавершенное строительство" бухгалтерского баланса общества числится 771 374 000 рублей, которые при расчете среднегодовой стоимости имущества предприятием для исчисления налога на имущество не учитывались.
В нарушение Закона Российской Федерации от 18.10.91 года N 1759-1 "О дорожных фондах Российской Федерации". Инструкции ГНС России от 15.05.95 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступивших в дорожные фонды" не взята в качестве объекта налогообложения по налогу на пользователей автодорог: сумма услуг по содержанию беженцев за вычетом налога на добавленную стоимость, средства на содержание служб заказчика - застройщика, включая технический надзор, за вычетом налога на добавленную стоимость, предъявленные суммы арендной платы, поступившие от Миграционной службы, сумма разницы между продажной и покупной стоимостью кислородной станции за вычетом налога на добавленную стоимость.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в суд с настоящим требованием.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество регулируется Инструкцией N 33. Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.11.2000 N БГ-3-04/389 в названную Инструкцию внесены изменения, согласно которым в состав налогооблагаемой базы по налогу на имущество включаются остатки по счету 08 "Капитальные вложения" (субсчета 3. 4 и 5). При этом расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества организации по состоянию на 1-е число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно-сметной документацией (проектом организации строительства).
В соответствии с разъяснениями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.04.01 N ВТ-6-04/350 по применению изменений и дополнений N 5 в Инструкцию N 33 затраты организации на строительство (монтаж оборудования) учитываются для целей налогообложения после окончания нормативного срока строительства (монтажа оборудования), определяемого на основании строительных правил и нормативов, проектно-сметной документации и сроков на строительство (монтаж оборудования), установленных соответствующими договорами подряда. Если нормативный срок проведения строительства, работ по монтажу, установленный договором, не истек, капитальные затраты не подлежат включению в налоговую базу по налогу на имущество предприятий. Следует иметь в виду, что срок строительства (монтажа оборудования) может продлеваться в установленном порядке. В этом случае капитальные вложения (затраты) подлежат включению в налоговую базу по окончании установленного договором подряда на строительство (монтаж оборудования) уточненного срока строительства.
Таким образом, затраты, отражаемые по счету 08 "Капитальные вложения", для целей налогообложения учитываются после истечения установленного договором подряда срока.
Поскольку сроки строительства по заключенному договору подряда не истекли, то Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания сделал правильный вывод о незаконном доначислении Инспекцией налога на имущество, а также соответствующих сумм пени и штрафа. В отношении штрафа, пени и доначислений по налогу на добавленную стоимость суд первой инстанции при неполном исследовании фактических обстоятельств и материалов дела указал следующее.
В соответствии пунктом 2 статьи 159 Налогового кодекса Российской Федерации при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.
В соответствии с пунктом 10 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей главы дата выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующе объекта, завершенного капитальным строительством.
Поскольку общество выполняло строительно-монтажные работы для собственно потребления, а дата выполнения строительно-монтажных работ назначена на 2005 год, налоговая инспекция неправомерно доначислила налог на добавленную стоимость.
Поступившая в 2000 году от Миграционной службы Республики Северная Осетия - Алания сумма является арендной платой за общежитие, предоставленное беженцам перечислена ЗАО "ГЭСпромпроизводство" платежными поручениями от 11.08.00 N 26 и от 02.11.00 N 4 соответственно 78 486 рублей 44 копейки и 200 000 рублей, так к согласно договору б/н от 01.07.2000 общежитие было передано в аренду ЗАО "ГЭСпромпроизводство".
Однако при рассмотрении дела судом не дана оценка следующему.
Согласно договору от 01.01.2000 N 1а "Аренды жилого помещения" ОАО "Зарамагские ГЭС" представил в аренду жилое помещение Миграционной службе Республики Северная Осетия - Алания для временного проживания прибывающих граждан по адресу: г. Армавир, кв. Энергетиков.
На основании договора от 08.01.01 N 17 "Аренды жилого помещения" ОАО "Зарамагские ГЭС" представил в аренду жилое помещение Миграционной службе Республики Северная Осетия - Алания для временного проживания прибывающих граждан по адресу: г. Армавир, кв. Энергетиков.
Из приведенных договоров следует, что арендодателем является ОАО "Зарамагские ГЭС".
Из письма налоговой инспекции от 14.07.03 N 543 видно, что проверяющим из-за изъятия первичных документов, в том числе банковских, в 2000 году УФСНП РФ Республике Северная Осетия - Алания проверяемой организацией не был предоставлен договор, согласно которого общежитие было передано на обслуживание 3АО "ГЭСпромпроизводство", а также счета-фактуры, являющиеся основанием л предъявления сумм НДС к вычету или возмещению.
В решение суда также не разделены суммы НДС осуществление функций заказчика-застройщика: и ведение технадзора при проектировании и строительстве Зарамагских ГЭС и суммы НДС, поступившие от Миграционной службы за аренду общежития размещения беженцев.
В заявленном требовании ОАО "Зарамагские ГЭС" просит признать недействительным акт выездной налоговой проверки от 06.05.03. При рассмотрен данного требования суд первой инстанции указал: налоговой инспекцией нарушены положения пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, что является основанием для отмены решения налогового органа. Однако в нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный вывод не нашел своего отражения в резолютивной части решения суда.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и пунктом 16 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", а также пунктом 25 Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", действовавшими в проверяемый период, объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров при осуществлении заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
При этом пунктом 24 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 установлено, что сумма налога определяется плательщиками самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности.
В бухгалтерском учете показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг). учитываемой на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", проводится по строке 010 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности организаций, установленной действовавшим в проверяемый период Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.96 N 97.
Доход от сдачи имущества в аренду не учитывается на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приказ Минфина СССР от 01.11.91 N 56 в редакции Приказов Минфина России от 28.12.94 N 173. от 28.07.95 N 81. от 27.03.96 N 31. от 17.02.97 N 15) этот доход учитывается на счете 80 "Прибыли и убытки" и является внереализационным доходом, то есть доходом, не связанным с деятельностью предприятия по реализации продукции (работ, услуг).
Кроме того, из анализа пункта 5 статьи 38 и статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что доход от сдачи имущества в аренду признается выручкой от реализации товаров, работ или услуг.
Этим положением Кодекса кассационная инстанция руководствовалась и применительно к периоду действия в рамках данного дела Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59.
Следовательно, доход от сдачи имущества в аренду в полном соответствии с правилами бухгалтерского учета правомерно не включен предприятием в состав выручки от реализации продукции (работ, услуг) и не учтен при определении налоговой базы налога на пользователей автодорог.
Таким образом, решение суда от 07.10.03 в части признания недействительным Решения МР ИМНС N 1 по Республике Северная Осетия - Алания по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 425 680 рублей, пени 369 400 рублей и штрафа в сумме 492 080 рублей подлежит отмене, а дело в данной части передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть указания кассационной инстанции и с учетом кассационной жалобы рассмотреть дело в данной части по существу.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 07.10.03 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1063/03-8 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной Инспекции МНС РФ N 1 по Республике Северная Осетия - Алания по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 425 680 рублей, пени 369 400 рублей и штрафа 492 080 рублей и в этой части дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда от 07.10.03 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 19.01.2004 N Ф08-5372/03-2075А ПО ДЕЛУ N А61-1063/2003-8
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2004 г. N Ф08-5372/03-2075А
Дело N А61-1063/2003-8
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Зарамагские ГЭС" - Х. (д-ть от 16.01.04 N 001/36), К. (д-ть от 04.04.03 N 001/185), от заинтересованного лица - Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Северная Осетия - Алания - Б. (д-ть от 16.01.04 N 38). рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Северная Осетия - Алания на решение от 07.10.03 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1063/03-8. установил следующее.
ОАО "Зарамагские ГЭС" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным акта выездной налоговой проверки от 06.05.03 и решения от 14.07.0 N 19 о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату (неполную уплату) сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы и неправильное исчисление налогов, пени и штрафов на сумму 24 301 934 рубля. Доначисление налогов в сумме 18 213 320 рублей, из них обжалуется 18 185 917 рублей в том числе: налог на пользователей автодорог - 311 986 рублей, налог на имущество - 1 542 748 рублей, налог на добавленную стоимость - 2 425 680 рублей, налог на добычу полезных ископаемых - 20 771 рублей.
Решением от 07.10.03 признано недействительным решение МРИ МНС России N 1 по Республике Северная Осетия - Алания от 14.07.03, вынесенное на основании акта выездной налоговой проверки от 06.05.03, в части доначисления: налога на пользователей автодорог - 311 986 рублей, пени - 24 800 рублей, штрафа - 62 400 рублей, налога на добычу полезных ископаемых - 2 101 рубля, пени - 50 рублей, штрафа - 420 рублей, налога на имущество - 15 427 480 рублей, пени - 2 248 500 рублей, штрафа 3 085 496 рублей, налога на добавленную стоимость - 2 425 680 рублей, пени - 369 400 рублей. штрафа - 492 080 рублей. Решение суда мотивировано тем, что налоговым органом не представлены доказательства неуплаты обществом налогов.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с судебным актом, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 07.10.03. Жалоба мотивирована тем, что по налогу на имущество предприятий, МНС России по согласованию с Минфином России изменениями и дополнениями N 5 в инструкцию ГНС России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", которые зарегистрированы Министерством юстиции 14.12.2000 и вступили в силу по истечении 10 дней, уточнила порядок исчисления налога на имущество предприятий в 2000 году. В целях налогообложения деятельности застройщика по выполнению возложенных на него функций, в том числе технического надзора, следует рассматривать как оказание услуг независимо от примененного налогоплательщиком порядка отражения проводимых операций на счетах бухгалтерского учета и источника финансирования, которые подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях (независимо от завершения строительства). Судом не приняты доводы и представленные документы ответчика о том. что услуги предприятий различной формы собственности по предоставлению а аренду помещений для временного размещения беженцев оплачивается за счет средств целевого бюджетного финансирования Миграционной службой Республики Северная Осетия - Алания с учетом налога на добавленную стоимость. Судом по налогу на пользователей автодорог не взята в качестве объекта налогообложения сумма разницы между продажной и покупной стоимостью кислородной станции за вычетом налога на добавленную стоимость.
В отзыве на кассационную жалобу заявитель указывает, что решение является обоснованным, вынесено по достаточно полно исследованным доказательствам, оснований для его отмены нет.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал требование об отмене судебного решения, сославшись на доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель ОАО "Зарамагские ГЭС" просил оспоренное судебное решение оставить без изменения со ссылки на доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителей сторон, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению в части с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, спор возник ввиду того, что на основании результатов выездной налоговой проверки ОАО "Зарамагские ГЭС" составлен акт 06.05.03 и на его основании вынесено решение от 14.07.03 N 19 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в сумме 3 642 664 рублей, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 492 080 рублей, по налогу на имущество - 3 085 496 рублей, по налогу на пользователей автодорог - 62 400 рублей. Данным решением налогового органа предприятию предложено уплатить недоимку по налогам в сумме - 18 213 320 рублей, в том числе по налогу на добавленную стоимость в сумме - 2 460 400 рублей, по налогу на имущество 15 427 480 рублей, по налогу на пользователей автодорог 312 000 рублей и пени за несвоевременную уплату налогов в сумме 2 643 150 рублей, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 369 400 рублей, по налогу на имущество - 2 248 500 рублей, по налогу на пользователей автодорог - 24 800 рублей.
Из акта налогового органа следует, что общество оказывало услуги по представлению жилья в аренду на содержание беженцев в 2000 году. Поскольку за данный период времени предприятием налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость в районную налоговую инспекцию не представлялись, то ссылаясь на положения письма МНС России от 07.03.2000 N 03-4-09/21 общество было привлечено к налоговой ответственности. В соответствии положениями письма от 07.03.2000 услуги предприятий различной формы собственности по представлению в аренду помещений для временного размещения беженцев, оплачиваются за счет средств целевого бюджетного финансирования Миграционной службой Республики Северная Осетия - Алания с учетом НДС.
Общество специализируется на выполнении функций по организации строительства объектов, контролю за его ходом и ведением бухгалтерского учета, производимых при этом затрат, в том числе функции технического надзора, за 2001 год составили 3 036. 4 тысячи рублей. Предприятие не применило положения письма МНС России от 13.05.03 N 03-1-08/1495/14. а также пункта 2 статьи 152 Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлено, что с введением в действие главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации деятельность застройщика по выполнению возложенных на него функций подлежит обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях.
Из акта налогового органа следует, что для обложения налогом на имущество предприятий не взяты во внимание затраты организации, учитываемые в составе капитальных вложений на счете 08 "Капитальные вложения", до перевода их в состав основных средств, так как нормативный срок строительства не истек, согласно титульного списка строительства, утвержденного зам. министра Минэнерго России срок строительства продлен до 2005 года.
Согласно разъяснению по применению изменений и дополнений N 5 Инструкции ГНС России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий, остатки по счету 08 "Капитальные вложения", учтенные в балансе по состоянию на 01.01.01 должны быть включены в расчет среднегодовой стоимости имущества организаций с 01.01.01. то есть начиная с расчетов по налогу за 1 квартал 2001 года и отражены в расчете среднегодовой стоимости имущества предприятий приложение 2 Инструкции по состоянию на 01.01.01
В нарушение данных положений, по состоянию на 01.01.01 по счету N 08 "незавершенное строительство" бухгалтерского баланса общества числится 771 374 000 рублей, которые при расчете среднегодовой стоимости имущества предприятием для исчисления налога на имущество не учитывались.
В нарушение Закона Российской Федерации от 18.10.91 года N 1759-1 "О дорожных фондах Российской Федерации". Инструкции ГНС России от 15.05.95 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступивших в дорожные фонды" не взята в качестве объекта налогообложения по налогу на пользователей автодорог: сумма услуг по содержанию беженцев за вычетом налога на добавленную стоимость, средства на содержание служб заказчика - застройщика, включая технический надзор, за вычетом налога на добавленную стоимость, предъявленные суммы арендной платы, поступившие от Миграционной службы, сумма разницы между продажной и покупной стоимостью кислородной станции за вычетом налога на добавленную стоимость.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в суд с настоящим требованием.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий" налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество регулируется Инструкцией N 33. Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.11.2000 N БГ-3-04/389 в названную Инструкцию внесены изменения, согласно которым в состав налогооблагаемой базы по налогу на имущество включаются остатки по счету 08 "Капитальные вложения" (субсчета 3. 4 и 5). При этом расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества организации по состоянию на 1-е число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно-сметной документацией (проектом организации строительства).
В соответствии с разъяснениями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.04.01 N ВТ-6-04/350 по применению изменений и дополнений N 5 в Инструкцию N 33 затраты организации на строительство (монтаж оборудования) учитываются для целей налогообложения после окончания нормативного срока строительства (монтажа оборудования), определяемого на основании строительных правил и нормативов, проектно-сметной документации и сроков на строительство (монтаж оборудования), установленных соответствующими договорами подряда. Если нормативный срок проведения строительства, работ по монтажу, установленный договором, не истек, капитальные затраты не подлежат включению в налоговую базу по налогу на имущество предприятий. Следует иметь в виду, что срок строительства (монтажа оборудования) может продлеваться в установленном порядке. В этом случае капитальные вложения (затраты) подлежат включению в налоговую базу по окончании установленного договором подряда на строительство (монтаж оборудования) уточненного срока строительства.
Таким образом, затраты, отражаемые по счету 08 "Капитальные вложения", для целей налогообложения учитываются после истечения установленного договором подряда срока.
Поскольку сроки строительства по заключенному договору подряда не истекли, то Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания сделал правильный вывод о незаконном доначислении Инспекцией налога на имущество, а также соответствующих сумм пени и штрафа. В отношении штрафа, пени и доначислений по налогу на добавленную стоимость суд первой инстанции при неполном исследовании фактических обстоятельств и материалов дела указал следующее.
В соответствии пунктом 2 статьи 159 Налогового кодекса Российской Федерации при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.
В соответствии с пунктом 10 статьи 167 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей главы дата выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующе объекта, завершенного капитальным строительством.
Поскольку общество выполняло строительно-монтажные работы для собственно потребления, а дата выполнения строительно-монтажных работ назначена на 2005 год, налоговая инспекция неправомерно доначислила налог на добавленную стоимость.
Поступившая в 2000 году от Миграционной службы Республики Северная Осетия - Алания сумма является арендной платой за общежитие, предоставленное беженцам перечислена ЗАО "ГЭСпромпроизводство" платежными поручениями от 11.08.00 N 26 и от 02.11.00 N 4 соответственно 78 486 рублей 44 копейки и 200 000 рублей, так к согласно договору б/н от 01.07.2000 общежитие было передано в аренду ЗАО "ГЭСпромпроизводство".
Однако при рассмотрении дела судом не дана оценка следующему.
Согласно договору от 01.01.2000 N 1а "Аренды жилого помещения" ОАО "Зарамагские ГЭС" представил в аренду жилое помещение Миграционной службе Республики Северная Осетия - Алания для временного проживания прибывающих граждан по адресу: г. Армавир, кв. Энергетиков.
На основании договора от 08.01.01 N 17 "Аренды жилого помещения" ОАО "Зарамагские ГЭС" представил в аренду жилое помещение Миграционной службе Республики Северная Осетия - Алания для временного проживания прибывающих граждан по адресу: г. Армавир, кв. Энергетиков.
Из приведенных договоров следует, что арендодателем является ОАО "Зарамагские ГЭС".
Из письма налоговой инспекции от 14.07.03 N 543 видно, что проверяющим из-за изъятия первичных документов, в том числе банковских, в 2000 году УФСНП РФ Республике Северная Осетия - Алания проверяемой организацией не был предоставлен договор, согласно которого общежитие было передано на обслуживание 3АО "ГЭСпромпроизводство", а также счета-фактуры, являющиеся основанием л предъявления сумм НДС к вычету или возмещению.
В решение суда также не разделены суммы НДС осуществление функций заказчика-застройщика: и ведение технадзора при проектировании и строительстве Зарамагских ГЭС и суммы НДС, поступившие от Миграционной службы за аренду общежития размещения беженцев.
В заявленном требовании ОАО "Зарамагские ГЭС" просит признать недействительным акт выездной налоговой проверки от 06.05.03. При рассмотрен данного требования суд первой инстанции указал: налоговой инспекцией нарушены положения пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, что является основанием для отмены решения налогового органа. Однако в нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данный вывод не нашел своего отражения в резолютивной части решения суда.
В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и пунктом 16 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", а также пунктом 25 Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", действовавшими в проверяемый период, объектом обложения налогом на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров при осуществлении заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
При этом пунктом 24 Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 установлено, что сумма налога определяется плательщиками самостоятельно на основании бухгалтерского учета и отчетности.
В бухгалтерском учете показатель выручки от реализации продукции (работ, услуг). учитываемой на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)", проводится по строке 010 формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках" годовой бухгалтерской отчетности организаций, установленной действовавшим в проверяемый период Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.96 N 97.
Доход от сдачи имущества в аренду не учитывается на счете 46 "Реализация продукции (работ, услуг)". Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приказ Минфина СССР от 01.11.91 N 56 в редакции Приказов Минфина России от 28.12.94 N 173. от 28.07.95 N 81. от 27.03.96 N 31. от 17.02.97 N 15) этот доход учитывается на счете 80 "Прибыли и убытки" и является внереализационным доходом, то есть доходом, не связанным с деятельностью предприятия по реализации продукции (работ, услуг).
Кроме того, из анализа пункта 5 статьи 38 и статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации не следует, что доход от сдачи имущества в аренду признается выручкой от реализации товаров, работ или услуг.
Этим положением Кодекса кассационная инстанция руководствовалась и применительно к периоду действия в рамках данного дела Инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59.
Следовательно, доход от сдачи имущества в аренду в полном соответствии с правилами бухгалтерского учета правомерно не включен предприятием в состав выручки от реализации продукции (работ, услуг) и не учтен при определении налоговой базы налога на пользователей автодорог.
Таким образом, решение суда от 07.10.03 в части признания недействительным Решения МР ИМНС N 1 по Республике Северная Осетия - Алания по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 425 680 рублей, пени 369 400 рублей и штрафа в сумме 492 080 рублей подлежит отмене, а дело в данной части передаче на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть указания кассационной инстанции и с учетом кассационной жалобы рассмотреть дело в данной части по существу.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение от 07.10.03 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делу N А61-1063/03-8 отменить в части признания недействительным решения Межрайонной Инспекции МНС РФ N 1 по Республике Северная Осетия - Алания по налогу на добавленную стоимость в сумме 2 425 680 рублей, пени 369 400 рублей и штрафа 492 080 рублей и в этой части дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В остальной части решение суда от 07.10.03 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)