Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 21.09.2007 ПО ДЕЛУ N А05-5153/2007

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 21 сентября 2007 года Дело N А05-5153/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Абакумовой И.Д., Клириковой Т.В., при участии от закрытого акционерного общества "КомсервФиш" Корепиной Т.В. (доверенность от 17.04.07), от Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску Поповой Ю.Н. (доверенность от 09.01.07 N 03-07/211), рассмотрев 19.09.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "КомсервФиш" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.05.07 по делу N А05-5153/2007 (судья Сметанин К.А.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "КомсервФиш" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительными пункта 2 решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция) от 22.02.07 N 16-23-03/266 о начислении налога на прибыль за 9 месяцев 2006 года и авансовых платежей по налогу на прибыль за четвертый квартал 2006 года и первый квартал 2007 года и требования от 02.04.07 N 233 об уплате начисленных сумм налога на прибыль и авансовых платежей по налогу на прибыль.
Решением суда от 21.05.07 обществу отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе общество, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, полагая, что при рассмотрении настоящего дела суд должен был применить положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит решение от 21.05.07 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, общество относится к предприятиям, производящим сельскохозяйственную продукцию, а следовательно, обоснованно указало в представленной в инспекцию декларации по налогу на прибыль ставку 0 процентов.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представитель инспекции, считая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а жалобу налогоплательщика без удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, общество, осуществляя вылов и переработку рыбы, 30.10.06 представило в инспекцию декларацию по налогу на прибыль за девять месяцев 2006 года, в которой показало доходы от реализации сельскохозяйственной продукции в размере 58125900 руб., расходы по этому виду деятельности - 39722132 руб., прибыль - 18403768 руб. и применило налоговую ставку 0 процентов, считая себя сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации, по результатам которой составила сообщение от 30.01.07 N 16-23-03/131 об установленном нарушении законодательства о налогах и сборах и приняла решение от 22.02.07 N 16-23-03/266 об отказе в привлечении к ответственности, начислении 2176373 руб. налога на прибыль за 9 месяцев 2006 года и ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль за 4 квартал 2006 года в сумме 2190975 руб. и первый квартал 2007 года в сумме 2190975 руб.
На основании принятого решения налоговый орган направил обществу требование от 02.04.07 N 233 об уплате начисленных сумм налога и ежемесячных авансовых платежей.
Общество не согласилось с решением и требованием инспекции и обжаловало названные ненормативные акты налогового органа в арбитражный суд.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд обоснованно не применил положения пункта 7 статьи 3 НК РФ, поскольку не усмотрел неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в актах законодательства о налогах и сборах. Принимая решение в пользу налогового органа, суд правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1) не являются плательщиками налога предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 статьи 2 Федерального закона от 06.08.01 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", именуемого далее Закон N 110-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.01 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"), предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 Закона N 2116-1 порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В абзаце третьем статьи 2 Закона N 110-ФЗ (в редакции Федерального закона от 11.11.03 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 147-ФЗ)) указано, что для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от налога на прибыль действует до 1 января 2005 года.
В силу статьи 2.1 Закона N 110-ФЗ (в редакции Закона N 147-ФЗ) налоговая ставка по налогу на прибыль для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере:
- в 2004 - 2005 годах - 0%;
- в 2006 - 2008 годах - 6%;
- в 2009 - 2011 годах - 12%;
- в 2012 - 2014 годах - 18%;
- начиная с 2015 года - в соответствии с пунктом 1 статьи 284 НК РФ.
Срок названных переходных положений продлен Федеральным законом от 13.03.06 N 39-ФЗ, согласно которому сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на систему налогообложения "единый сельскохозяйственный налог" по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции, применяют ставку 0 процентов по налогу на прибыль до 01.01.08.
Применяя приведенные нормы права, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что действие льготы по налогу на прибыль, установленной Законом N 2116-1, было сохранено на прежних условиях не в отношении всех ранее имевших право на применение льготы предприятий, а только в отношении тех, которые в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации могли быть переведены на специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку соответствовали критериям таких товаропроизводителей. Предприятия, не подпадающие под специальный налоговый режим для сельскохозяйственных товаропроизводителей, утратили право на применение льготы по налогу на прибыль в отношении деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, ранее льготируемой на основании пункта 5 статьи 1 Закона N 2116-1.
Из материалов дела следует, что общество не переведено и не может быть переведено на специальный налоговый режим, поскольку не подпадает под определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, приведенное в статье 346.2 НК РФ в редакциях, действовавших и действующих в 2006 и 2007 годах.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 346.2 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.05 N 68-ФЗ) в целях главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов. В целях названной главы Кодекса к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, отвечающие критериям, предусмотренным абзацем третьим пункта 7 статьи 333.3 НК РФ, то есть организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые функционируют на 1 января 2002 года не менее пяти лет, эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.2 НК РФ в редакциях, действующих в 2007 году, в целях главы 26.1 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем объеме доходов не менее 70 процентов.
В целях названной главы к сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся также градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, которые эксплуатируют только находящиеся у них на праве собственности рыбопромысловые суда, зарегистрированы в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации и у которых объем реализованной ими рыбной продукции и (или) выловленных объектов водных биологических ресурсов составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема реализуемой ими продукции.
В целях главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации к сельскохозяйственной продукции относятся продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором продукции. При этом к сельскохозяйственной продукции не относится вылов рыбы и других водных биологических ресурсов, за исключением вылова рыбы и других водных биологических ресурсов градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, указанных в абзаце втором пункта 2 статьи 346.2 НК РФ.
С учетом изложенного решение суда об отказе обществу в удовлетворении заявления является законным и обоснованным, а начисление обществу инспекцией налога на прибыль за 9 месяцев 2006 года и ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль за четвертый квартал 2006 года и первый квартал 2007 года соответствует положениям пункта 1 статьи 247 НК РФ, статьи 274 НК РФ и пунктов 1 и 2 статьи 286 НК РФ. У суда кассационной инстанции правовых оснований для удовлетворения жалобы общества не имеется.
Поскольку кассационная жалоба общества отклоняется, в соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации понесенные обществом расходы по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат и остаются на заявителе.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.05.07 по делу N А05-5153/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу закрытого акционерного общества "КомсервФиш" - без удовлетворения.

Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
КЛИРИКОВА Т.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)