Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 10.04.2012 ПО ДЕЛУ N 33-8023

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2012 г. по делу N 33-8023


Судья Долгова Т.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Ермиловой В.В.
и судей Горбуновой В.А. и Вьюговой Н.М.,
при секретаре Т.О.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Вьюговой Н.М.
дело по кассационной жалобе представителя Министерства финансов России Т.Т. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 15 августа 2011 года, которым постановлено: взыскать с Министерства Финансов РФ в счет казны Российской Федерации в пользу К.Э. излишне уплаченный налог и судебные расходы в размере *** (***) руб.,
установила:

К.Э. обратился в суд, просит взыскать излишне уплаченный налог на доходы с физических лиц за 2006 год *** руб., расходы по оплате госпошлины *** руб., расходы по оказанию юридической помощи в размере *** руб. В обоснование заявленных требований указывает, что он в 2006 году получил доход в размере *** руб. от сдачи в аренду ЗАО "***" принадлежащего ему на праве собственности помещения по адресу: г. ***, сроком на 11 месяцев. Согласно налоговому уведомлению ИФНС N 28 по г. Москве N *** от 17 апреля 2007 года как индивидуальный предприниматель он уплатил налог в размере *** руб.
Впоследствии, в ходе выездной налоговой проверки сотрудниками ИФНС N 24 РФ по Москве арендатора - ЗАО "***" в марте 2009 года было выявлено, что указанная организация, являясь налоговым агентом, в нарушение требований закона не удержала и не перечислила в бюджет налог на доходы физических лиц за 2006 год, в том числе за истца с суммы оплаты за аренду нежилого помещения. Доход истца был определен в *** руб., неуплаченный НДФЛ составил *** руб. Решением ИФНС N 24 от 28 апреля 2009 года было решено удержать и перечислить в бюджет НДФЛ и штраф в том числе НДФЛ истца *** руб. Решение исполнено, денежная сумма ЗАО "***" перечислена. Таким образом, НДФЛ на доход истца был оплачен дважды. 26 апреля 2010 года истец обратился в ИФНС N 28 с заявлением о возврате излишне внесенного налога, в удовлетворении которого ему отказано.
Требования истца в судебном заседании поддержал его представитель К.А.
Представитель ответчика в суд не явился.
Представитель третьего лица - ИФНС России N 28 по г. Москве Р. в суд явилась, иск не признала, пояснила, что действительно, НДФЛ оплачен дважды, но с жалобой на действия ИФНС N 24 должно было обращаться ЗАО "***", с которого повторно взыскали данный налог, ЗАО "***" решение не обжаловало, в добровольном порядке уплатило налог. Оснований для возврата налога истцу нет.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит представитель Министерства финансов РФ по доводам кассационной жалобы, поданной 29 сентября 2011 года.
Стороны в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом судом второй инстанции.
На основании ст. 354 ГПК РФ, действовавшей до 01.01.2012 г., судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона N 353-ФЗ от 09 декабря 2010 г. "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что обжалуемое решение подлежит отмене.
Принимая решение, суд руководствовался ст. 226 НК РФ, в соответствии с которой обязанность удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика лежит на налоговом агенте и ст. 78 НК РФ, регулирующей порядок возврата излишне уплаченного налога.
Судом первой инстанции установлено, что К.Э., К.М., К.У., являются сособственниками нежилого помещения общей площадью *** кв. м по адресу: г.***. В 2006 году истец получил доход в размере *** руб. от сдачи в аренду ЗАО "***" принадлежащего ему на праве собственности помещения по адресу: г. ***, сроком на 11 месяцев.(л.д. 14 - 21).
Согласно налоговому уведомлению ИФНС N 28 по г. Москве N *** от 17 апреля 2007 года как индивидуальный предприниматель он уплатил налог в размере *** руб. (л.д. 22 - 34).
Выездной налоговой проверкой ИФНС N 24, проведенной в отношении арендатора - ЗАО "***" в марте 2009 года было выявлено нарушение, выразившееся в не удержании и не перечислении в бюджет налоговым агентом - ЗАО "***" налога на доходы физических лиц за 2006 год, в том числе за истца, с суммы оплаты за аренду нежилого помещения. Доход истца был определен в *** руб., неуплаченный НДФЛ составил *** руб. Нарушения были отражены в акте N *** выездной налоговой проверки от 30 марта 2009 года ЗАО "***", одним из учредителей которого является истец (л.д. 26 - 39). Решением ИФНС N 24 от 28 апреля 2009 года было решено удержать и перечислить в бюджет НДФЛ и штраф, в том числе, НДФЛ истца *** руб. Решение исполнено, денежная сумма ЗАО "***" перечислена, о чем выдана справка об исполнении обязательства по уплате налогов (л.д. 40 - 53).
Таким образом, НДФЛ на доход истца был оплачен дважды.
26 апреля 2010 года истец обратился в ИФНС N 28 России по г. Москве с заявлением о возврате излишне уплаченного налога, в удовлетворении заявления отказано (л.д. 56, 65).
Действия ИФНС N 24 и ее решение об удержании и перечислении в бюджет НДФЛ за истца, никем не отменено и не оспаривалось.
Суд правильно установил фактические обстоятельства, однако, оснований для взыскания переплаченной суммы налога с Министерства Финансов РФ, с учетом положений ст. 78 НК РФ, у суда не имелось.
В соответствии с п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
В соответствии с п. 20 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 05 сентября 2008 г. возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих возмещению сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление возврата и сумм процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (далее - возврат (возмещение) излишне уплаченных (взысканных) сумм), осуществляется на основании Заявок на возврат, представленных администраторами поступлений в бюджеты, в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня следующего за днем их представления в орган Федерального казначейства исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, в соответствии с настоящим Порядком.
В соответствии со ст. 6 БК РФ администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 1 Приказа Федеральной налоговой службы РФ от 05 декабря 2008 года "О порядке осуществления территориальными органами Федеральной налоговой службы бюджетных полномочий главных администраторов доходов и администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" на территориальные органы ФНС России возложены полномочия администратора доходов бюджетной системы Российской Федерации, обязанности по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и иных обязательных платежей, принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей, пеней, штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне выплаченные суммы.
С учетом изложенного, вывод суда о том, что излишне уплаченный налог необходимо взыскать с Министерства финансов РФ, является неправильным, а обжалуемое решение - подлежащим отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ, как принятое с нарушением норм материального права.
Кроме того, суду следовало обсудить вопрос о привлечении к участию в деле ИФНС N 24 РФ по г. Москве и установить, не производился ли возврат налога, уплаченного ЗАО "***" за К.Э. в указанный территориальный орган ФНС.
В связи с неявкой сторон в заседание суда второй инстанции, а также в связи с необходимостью привлечения к участию в деле ИФНС N 24 России по г. Москве судебная коллегия лишена возможности принять новое решение, в связи с чем дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, привлечь к участию в деле ИФНС N 24 России по г. Москве, установить, не обращалось ли ЗАО "***" за возвратом уплаченного за К.Э. налога в ИФНС N 24 и постановить законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 362, действовавшими до 01.01.2012 г., судебная коллегия
определила:

решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 15 августа 2011 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе суда.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)