Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 25 августа 2005 г. Дело N А19-8888/05-15
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Дягилевой И.П.,
судей: Сорока Т.Г., Ибрагимовой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дягилевой И.П.,
при участии:
от заявителя: Вацет А.О. (доверенность от 04.04.2005),
от ответчика: Жидковой Н.Н. (доверенность от 11.01.2005 N 11/2),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06.06.2005 по делу N А19-8888/05-15, принятое Луньковым М.В. по заявлению Управления записи актов гражданского состояния Иркутской области к ИФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска о признании частично недействительным решения налогового органа от 27.01.2005 N 17/1-18-29дсп "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения",
Управление записи актов гражданского состояния Иркутской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска от 27.01.2005 N 17/1-18-29дсп "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 876733 руб. 20 коп. (п. 1 "б"); предложения уплатить: налоговые санкции по ст. 123 НК РФ за неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 876733 руб. 20 коп. (п. 2.1 "а"), задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 4383666 руб. (п. 2.1 "б"), пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 1042920 руб. 66 коп. (п. 2.1 "г").
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом решением, ИФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, поскольку оно не соответствует требованиям ст. 226 НК РФ, а также ст.ст. 49, 50, 55, 56, 60 и 61 Бюджетного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управления записи актов гражданского состояния Иркутской области в судебном заседании указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции и несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска проведена выездная налоговая проверка Управления записи актов гражданского состояния Иркутской области по вопросам полноты удержания и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.10.2001 по 30.09.2004, в ходе которой установлено, что налогоплательщик в нарушение п. 7 ст. 226 НК РФ производил перечисление налога на доходы физических лиц по месту нахождения головного предприятия - в бюджет города Иркутска, тогда как должен был производить перечисление налога по месту нахождения обособленных подразделений.
В результате указанного нарушения задолженность по налогу на доходы физических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, находящихся в г. Ангарске, Нижнеилимском, Качугском и Ольхонском районах, по состоянию на 31.12.2004 составила 4383666 руб., а переплата налога на доходы физических лиц по головному предприятию (г. Иркутск) по состоянию на 30.09.2004 составила сумму 4701654 руб.
Обстоятельства допущенных заявителем нарушений зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 11.01.2005 N 17/1-18-1/01дсп.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 27.01.2005 N 17/1-18-29дсп "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым Управление ЗАГС привлечено к налоговой ответственности согласно ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц за 2001 - 2004 гг. в виде штрафа в сумме 876733 руб. 20 коп. (4383666 руб. x 20%).
Кроме того, налогоплательщику предложено уплатить налог на доходы физических лиц в сумме 4383666 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 1042920 руб. 66 коп.
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, Управление записи актов гражданского состояния Иркутской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что поскольку все структурные подразделения Управления записи актов гражданского состояния Иркутской области находятся на территории Иркутской области, то независимо от места уплаты (по месту нахождения Управления записи актов гражданского состояния Иркутской области или места нахождения обособленного подразделения) налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджет Иркутской области. Таким образом, по мнению суда первой инстанции, перечисление налога по месту нахождения Управления ЗАГС Иркутской области, а не по месту нахождения обособленного подразделения не привело к возникновению задолженности перед бюджетом Иркутской области.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку он противоречит требованиям пунктов 1, 7 статьи 226 НК РФ, согласно которым Управление ЗАГС по Иркутской области, являясь налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц, согласно подпункту 1 п. 3 ст. 24 обязано правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет исчисленный и удержанный с работников налог на доходы физических лиц, а как организация, имеющая обособленные подразделения, обязано перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Так, в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
В нарушение данной нормы Налогового кодекса РФ Управление ЗАГС Иркутской области не перечисляло по месту нахождения филиалов исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц.
Данные суммы налога на доходы физических лиц были перечислены в местный бюджет - бюджет города Иркутска.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц является федеральным налогом.
Бюджетным законодательством налог на доходы физических лиц отнесен к категории регулирующих налогов и должен зачисляться напрямую по установленным нормативам в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относится:
- - установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;
- - разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.
В соответствии со ст. 8 БК РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относится:
- распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетами субъекта РФ и местными бюджетами.
Согласно ст. 48 БК РФ регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определяются настоящим Кодексом либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
В силу статьи 49 БК РФ в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.
В соответствии со ст. 50 БК РФ к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
- федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.
Статья 55 БК РФ определяет, что доходы бюджеты субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
Согласно ст. 56 БК РФ к налоговым доходам бюджетов РФ относятся:
- - собственные налоговые доходы бюджетов РФ от региональных налогов и сборов, перечень которых определяется налоговым законодательством РФ, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в РФ";
- - отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
В соответствии со ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
Согласно ст. 61 БК РФ к налоговым доходам местных бюджетов относятся:
- - собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;
- - отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам РФ и субъектам РФ в порядке, установленном ст.ст. 52, 58, 63 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 245 БК РФ исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает не только перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета, но и распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов.
В соответствии с со ст. 8 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", ст. 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и ст. 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" доходы федерального бюджета, поступающие в 2002, 2003, 2004 годах, формировались за счет доходов от уплаты федеральных налогов и сборов - в соответствии с нормативами отчислений согласно приложениям 2 к указанным федеральным законам, согласно которым налог на доходы физических лиц зачисляется:
- - в федеральный бюджет - 0%;
- - в консолидированные бюджеты субъектов РФ - 100%.
В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2002 год" от 28.12.2001 N 26/19-оз, ст. 2 Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2003 год" от 28.12.2002 N 65-оз, ст. 2 Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год" от 24.12.2003 N 74-оз доходы областного бюджета в 2002, 2003, 2004 годах формировались за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет области в соответствии с Федеральными законами "О бюджете на 2002 год", "О бюджете на 2003 год", "О бюджете на 2004 год" в соответствии с нормативами, установленными приложениями 1-1, 1-2 к настоящим Законам.
Так, согласно данным нормативам, налог на доходы физических лиц зачисляется в местные бюджеты.
Таким образом, федеральный налог на доходы физических лиц, удержанный из сумм дохода, выплаченного работникам филиалов Управления ЗАГС Иркутской области, подлежал перечислению обособленными подразделениями Управления в доход местных бюджетов городов и районов, в которых они расположены.
Учитывая, что Управлением ЗАГС Иркутской области при проведении выездной налоговой проверки в инспекцию не были представлены платежные документы, которые бы подтверждали исполнение данной обязанности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности вынесенного налоговым органом решения.
Довод представителя Управления о повторности взыскания указанной суммы налога в связи с тем, что налог на доходы физических лиц был уплачен головным предприятием в городе Иркутске, поэтому имеется переплата по налогу, превышающая сумму задолженности, выявленной при проведении выездной налоговой проверки, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что уплачиваемая Управлением сумма НДФЛ направлялась на исполнение обязанностей перед местными бюджетами тех городов и районов, в которых расположены обособленные подразделения. Отсутствие указанных доказательств свидетельствует о том, что орган федерального казначейства не имел возможности перераспределить соответствующие суммы между различными бюджетами. Также судом апелляционной инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что налогоплательщик после принятия инспекцией оспариваемого ненормативного акта распорядился имеющейся переплатой в сумме 4239600 руб. по налогу на доходы физических лиц в бюджете города Иркутска, обратившись с заявлением о перераспределении ее в бюджеты районов, на территории которых находятся обособленные подразделения.
При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно привлек Управление ЗАГС Иркутской области к ответственности по ст. 123 НК РФ, а также обязал перечислить в бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений указанную сумму налога на доходы физических лиц и начисленные в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление удержанного налоговым агентом налога.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Управлением ЗАГС Иркутской области требований.
В соответствии с требованиями ст. 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неправильное применение норм материального права.
При изложенных обстоятельствах по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а заявленные требования - оставлению без удовлетворения.
В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ с Управления ЗАГС Иркутской области в доход федерального бюджета следует взыскать госпошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 1000 руб.
В соответствии с требованиями ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 25.08.2005.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
решение от 06.06.2005 по делу N А19-8888/05-15 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Управления записи актов гражданского состояния Иркутской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 25.08.2005 ПО ДЕЛУ N А19-8888/05-15
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
от 25 августа 2005 г. Дело N А19-8888/05-15
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Дягилевой И.П.,
судей: Сорока Т.Г., Ибрагимовой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дягилевой И.П.,
при участии:
от заявителя: Вацет А.О. (доверенность от 04.04.2005),
от ответчика: Жидковой Н.Н. (доверенность от 11.01.2005 N 11/2),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06.06.2005 по делу N А19-8888/05-15, принятое Луньковым М.В. по заявлению Управления записи актов гражданского состояния Иркутской области к ИФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска о признании частично недействительным решения налогового органа от 27.01.2005 N 17/1-18-29дсп "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения",
УСТАНОВИЛ:
Управление записи актов гражданского состояния Иркутской области обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска от 27.01.2005 N 17/1-18-29дсп "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части привлечения к налоговой ответственности по ст. 123 НК РФ за неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 876733 руб. 20 коп. (п. 1 "б"); предложения уплатить: налоговые санкции по ст. 123 НК РФ за неполное перечисление сумм налога на доходы физических лиц в виде штрафа в сумме 876733 руб. 20 коп. (п. 2.1 "а"), задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 4383666 руб. (п. 2.1 "б"), пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 1042920 руб. 66 коп. (п. 2.1 "г").
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом решением, ИФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, поскольку оно не соответствует требованиям ст. 226 НК РФ, а также ст.ст. 49, 50, 55, 56, 60 и 61 Бюджетного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Управления записи актов гражданского состояния Иркутской области в судебном заседании указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции и несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Выслушав представителей сторон, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИФНС РФ по Правобережному округу г. Иркутска проведена выездная налоговая проверка Управления записи актов гражданского состояния Иркутской области по вопросам полноты удержания и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц за период с 01.10.2001 по 30.09.2004, в ходе которой установлено, что налогоплательщик в нарушение п. 7 ст. 226 НК РФ производил перечисление налога на доходы физических лиц по месту нахождения головного предприятия - в бюджет города Иркутска, тогда как должен был производить перечисление налога по месту нахождения обособленных подразделений.
В результате указанного нарушения задолженность по налогу на доходы физических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, находящихся в г. Ангарске, Нижнеилимском, Качугском и Ольхонском районах, по состоянию на 31.12.2004 составила 4383666 руб., а переплата налога на доходы физических лиц по головному предприятию (г. Иркутск) по состоянию на 30.09.2004 составила сумму 4701654 руб.
Обстоятельства допущенных заявителем нарушений зафиксированы в акте выездной налоговой проверки от 11.01.2005 N 17/1-18-1/01дсп.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки инспекцией вынесено решение от 27.01.2005 N 17/1-18-29дсп "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым Управление ЗАГС привлечено к налоговой ответственности согласно ст. 123 НК РФ за неправомерное неперечисление налога на доходы физических лиц за 2001 - 2004 гг. в виде штрафа в сумме 876733 руб. 20 коп. (4383666 руб. x 20%).
Кроме того, налогоплательщику предложено уплатить налог на доходы физических лиц в сумме 4383666 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в сумме 1042920 руб. 66 коп.
Не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, Управление записи актов гражданского состояния Иркутской области обратилось в суд с настоящим заявлением.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что поскольку все структурные подразделения Управления записи актов гражданского состояния Иркутской области находятся на территории Иркутской области, то независимо от места уплаты (по месту нахождения Управления записи актов гражданского состояния Иркутской области или места нахождения обособленного подразделения) налог на доходы физических лиц зачисляется в бюджет Иркутской области. Таким образом, по мнению суда первой инстанции, перечисление налога по месту нахождения Управления ЗАГС Иркутской области, а не по месту нахождения обособленного подразделения не привело к возникновению задолженности перед бюджетом Иркутской области.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции, поскольку он противоречит требованиям пунктов 1, 7 статьи 226 НК РФ, согласно которым Управление ЗАГС по Иркутской области, являясь налоговым агентом по налогу на доходы физических лиц, согласно подпункту 1 п. 3 ст. 24 обязано правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет исчисленный и удержанный с работников налог на доходы физических лиц, а как организация, имеющая обособленные подразделения, обязано перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Так, в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 7 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
В нарушение данной нормы Налогового кодекса РФ Управление ЗАГС Иркутской области не перечисляло по месту нахождения филиалов исчисленные и удержанные суммы налога на доходы физических лиц.
Данные суммы налога на доходы физических лиц были перечислены в местный бюджет - бюджет города Иркутска.
В соответствии с п. 5 ст. 13 Налогового кодекса РФ налог на доходы физических лиц является федеральным налогом.
Бюджетным законодательством налог на доходы физических лиц отнесен к категории регулирующих налогов и должен зачисляться напрямую по установленным нормативам в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.
В соответствии со ст. 7 Бюджетного кодекса РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относится:
- - установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;
- - разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ.
В соответствии со ст. 8 БК РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относится:
- распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетами субъекта РФ и местными бюджетами.
Согласно ст. 48 БК РФ регулирующие доходы бюджетов - федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.
Нормативы отчислений определяются настоящим Кодексом либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
В силу статьи 49 БК РФ в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.
В соответствии со ст. 50 БК РФ к налоговым доходам федерального бюджета относятся:
- федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.
Статья 55 БК РФ определяет, что доходы бюджеты субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.
Согласно ст. 56 БК РФ к налоговым доходам бюджетов РФ относятся:
- - собственные налоговые доходы бюджетов РФ от региональных налогов и сборов, перечень которых определяется налоговым законодательством РФ, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и Федеральным законом "О финансовых основах местного самоуправления в РФ";
- - отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
В соответствии со ст. 60 БК РФ доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.
Согласно ст. 61 БК РФ к налоговым доходам местных бюджетов относятся:
- - собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством РФ;
- - отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам РФ и субъектам РФ в порядке, установленном ст.ст. 52, 58, 63 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 245 БК РФ исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает не только перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета, но и распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов.
В соответствии с со ст. 8 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год", ст. 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и ст. 7 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" доходы федерального бюджета, поступающие в 2002, 2003, 2004 годах, формировались за счет доходов от уплаты федеральных налогов и сборов - в соответствии с нормативами отчислений согласно приложениям 2 к указанным федеральным законам, согласно которым налог на доходы физических лиц зачисляется:
- - в федеральный бюджет - 0%;
- - в консолидированные бюджеты субъектов РФ - 100%.
В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2002 год" от 28.12.2001 N 26/19-оз, ст. 2 Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2003 год" от 28.12.2002 N 65-оз, ст. 2 Закона Иркутской области "Об областном бюджете на 2004 год" от 24.12.2003 N 74-оз доходы областного бюджета в 2002, 2003, 2004 годах формировались за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет области в соответствии с Федеральными законами "О бюджете на 2002 год", "О бюджете на 2003 год", "О бюджете на 2004 год" в соответствии с нормативами, установленными приложениями 1-1, 1-2 к настоящим Законам.
Так, согласно данным нормативам, налог на доходы физических лиц зачисляется в местные бюджеты.
Таким образом, федеральный налог на доходы физических лиц, удержанный из сумм дохода, выплаченного работникам филиалов Управления ЗАГС Иркутской области, подлежал перечислению обособленными подразделениями Управления в доход местных бюджетов городов и районов, в которых они расположены.
Учитывая, что Управлением ЗАГС Иркутской области при проведении выездной налоговой проверки в инспекцию не были представлены платежные документы, которые бы подтверждали исполнение данной обязанности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности вынесенного налоговым органом решения.
Довод представителя Управления о повторности взыскания указанной суммы налога в связи с тем, что налог на доходы физических лиц был уплачен головным предприятием в городе Иркутске, поэтому имеется переплата по налогу, превышающая сумму задолженности, выявленной при проведении выездной налоговой проверки, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку материалы дела не содержат доказательств того, что уплачиваемая Управлением сумма НДФЛ направлялась на исполнение обязанностей перед местными бюджетами тех городов и районов, в которых расположены обособленные подразделения. Отсутствие указанных доказательств свидетельствует о том, что орган федерального казначейства не имел возможности перераспределить соответствующие суммы между различными бюджетами. Также судом апелляционной инстанции установлено и не оспаривается сторонами, что налогоплательщик после принятия инспекцией оспариваемого ненормативного акта распорядился имеющейся переплатой в сумме 4239600 руб. по налогу на доходы физических лиц в бюджете города Иркутска, обратившись с заявлением о перераспределении ее в бюджеты районов, на территории которых находятся обособленные подразделения.
При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно привлек Управление ЗАГС Иркутской области к ответственности по ст. 123 НК РФ, а также обязал перечислить в бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений указанную сумму налога на доходы физических лиц и начисленные в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени за несвоевременное перечисление удержанного налоговым агентом налога.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Управлением ЗАГС Иркутской области требований.
В соответствии с требованиями ст. 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неправильное применение норм материального права.
При изложенных обстоятельствах по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а заявленные требования - оставлению без удовлетворения.
В соответствии с требованиями ст. 110 АПК РФ с Управления ЗАГС Иркутской области в доход федерального бюджета следует взыскать госпошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в сумме 1000 руб.
В соответствии с требованиями ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 25.08.2005.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 06.06.2005 по делу N А19-8888/05-15 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Управления записи актов гражданского состояния Иркутской области в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
И.П.ДЯГИЛЕВА
И.П.ДЯГИЛЕВА
Судьи:
Т.Г.СОРОКА
С.Ю.ИБРАГИМОВА
Т.Г.СОРОКА
С.Ю.ИБРАГИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)