Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 21 июня 2007 года Дело N А65-22237/06
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2006 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007 по делу N А65-22237/06
по исковому заявлению Муниципального предприятия "Производственное объединение "Казэнерго" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан от 21.07.2006 N 02-01-13/957р,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2006, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя жалобы, налогоплательщик должен был определять стоимость льготируемого имущества пропорционально сумме выручки, полученной по договорам на теплоснабжение, заключенными непосредственно с физическими лицами, к общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном ст. ст. 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации Предприятия по налогу на имущество за 2005 г. принял решение от 21.07.2006 N 02-01-13/957р, которым привлек Предприятие к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 68971 руб. 20 коп. за неуплату налога на имущество, а также доначислил налог на имущество за 2005 г. в сумме 464372 руб. и начислил пени в сумме 14706 руб. 39 коп. за несвоевременную уплату данного налога.
Налоговый орган обосновал свое решение тем, что Предприятие необоснованно применило льготу, предусмотренную п. 2 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Республики Татарстан от 28.11.2003 N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (в редакции от 28.10.2004), в отношении имущества, предназначенного для водоснабжения и теплоснабжения при оказании услуг населению, поскольку договоры о теплоснабжении жилых домов заключены не с физическими лицами - пользователями данных услуг, а с МУП "Вахитовское райжилуправление".
Не согласившись с решением налогового органа, Предприятие обжаловало его в суд.
Коллегия считает, что судебные инстанции полно, в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все обстоятельства по делу и сделали правильный вывод о том, что порядок определения Предприятием льготируемого имущества в денежном выражении соответствует принятой им учетной политике и не противоречит нормам налогового законодательства.
Статья 372 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налог на имущество устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с п/п. 12 п. 1 ст. 3 Закона Республики Татарстан от 28.11.2003 N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" от налогообложения освобождаются организации в отношении имущества, предназначенного для водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, сбора и переработки мусора в части услуг, оказываемых населению.
Из материалов дела следует, что Предприятие, являясь организацией, выполняющей функции обеспечения населения, в частности, теплом и горячим водоснабжением, использовало льготу по налогу на имущество за 2005 год.
При этом среднегодовая стоимость необлагаемого имущества за 2005 г. определялась Предприятием пропорционально отпущенной энергии (Гкал), что подтверждается справкой о доходах за 2005 г. по теплоэнергии (т. 1, л. д. 42), из которой следует, что 73% услуг оказывается населению по тарифу, установленному законодательством Республики Татарстан.
Постановлением Главы администрации г. Казани от 27.06.2002 N 985 в целях обеспечения населения услугами по теплоснабжению, водоснабжению и пр. предусмотрено заключение райжилуправлениями договоров на теплоснабжение и водоснабжение с поставщиками услуг.
Во исполнение указанного Постановления МУП "ПО "Казэнерго" (ранее КУП "Казанское предприятие тепловых сетей") заключен договор на теплоснабжение от 01.07.2002 N 52 с МУП "Вахитовское райжилуправление" (абонентом, созданным для управления жилищными фондами).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.06.2004 N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг" (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2004 N 598) в понятие "коммунальные услуги" включены, в частности, услуги по водоснабжению, централизованному отоплению, горячему водоснабжению. При этом расчет, начисление, сбор и обработка платежей по услугам с выставлением единого платежного документа населению отнесены к компетенции жилищных управлений, которые заключают договора найма и обслуживания с населением.
Таким образом, учитывая положения ст. ст. 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеназванный договор, заключенный в интересах населения, проживающего в многоквартирных домах, между управляющей организацией - абонентом и энергоснабжающей организацией, осуществляющей функции по теплоснабжению населения, соответствует нормам жилищного и гражданского законодательства.
Кроме того, налоговое законодательство не связывает право организаций на применение льготы на имущество с заключением договоров на оказание услуг непосредственно с потребителями - физическими лицами.
В соответствии с п. 1 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Пунктами 7 и 8 гл. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 09.12.98 N 60н - в редакции от 30.12.99 N 107н) определено, что учетная политика организации должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета перед формой). При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.
Судом установлено, что в состав имущества Предприятия входят объекты теплоснабжения (здания тепловых сетей, котельные, бойлерные) (т. 1, л. д. 43 - 46). Приказом от 29.12.2004 N 607-Кл "Об изменениях в учетной политике предприятия на 2005 г.", а также п. 12 Учетной политики предприятия установлено, что для целей исчисления налога на имущество стоимость льготируемой части имущества определяется пропорционально объему реализации тепла, используемого для населения, к общей реализации тепла по всему Предприятию в Гкал.
Согласно справке о доходах налогоплательщика по теплоэнергии за 2005 г., содержащей сведения об отпуске, в том числе населению, тепла (определенного в Гкал), среднем тарифе и доходе, определенном в денежном выражении (т. 1, л. д. 42), населению оказывается 73% услуг по тарифу, установленному законодательством Республики Татарстан.
Таким образом, учитывая, что в 2005 году налоговым законодательством не был определен порядок расчета льготируемого имущества, Предприятие при расчете льготы обоснованно руководствовалось учетной политикой, принятой в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, согласно которой Предприятие пропорционально Гкал исчисляет не среднегодовую стоимость необлагаемого имущества, а часть услуг, оказываемых населению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как суды правильно применили нормы права, и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2006 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007 по делу N А65-22237/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан госпошлину в доход федерального бюджета в размере 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
В соответствии с п. 2 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.06.2007 ПО ДЕЛУ N А65-22237/06
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 21 июня 2007 года Дело N А65-22237/06
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2006 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007 по делу N А65-22237/06
по исковому заявлению Муниципального предприятия "Производственное объединение "Казэнерго" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан от 21.07.2006 N 02-01-13/957р,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2006, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговый орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя жалобы, налогоплательщик должен был определять стоимость льготируемого имущества пропорционально сумме выручки, полученной по договорам на теплоснабжение, заключенными непосредственно с физическими лицами, к общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг).
Правильность применения норм материального и процессуального права проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном ст. ст. 274 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что налоговый орган по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации Предприятия по налогу на имущество за 2005 г. принял решение от 21.07.2006 N 02-01-13/957р, которым привлек Предприятие к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 68971 руб. 20 коп. за неуплату налога на имущество, а также доначислил налог на имущество за 2005 г. в сумме 464372 руб. и начислил пени в сумме 14706 руб. 39 коп. за несвоевременную уплату данного налога.
Налоговый орган обосновал свое решение тем, что Предприятие необоснованно применило льготу, предусмотренную п. 2 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации, Законом Республики Татарстан от 28.11.2003 N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" (в редакции от 28.10.2004), в отношении имущества, предназначенного для водоснабжения и теплоснабжения при оказании услуг населению, поскольку договоры о теплоснабжении жилых домов заключены не с физическими лицами - пользователями данных услуг, а с МУП "Вахитовское райжилуправление".
Не согласившись с решением налогового органа, Предприятие обжаловало его в суд.
Коллегия считает, что судебные инстанции полно, в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовали все обстоятельства по делу и сделали правильный вывод о том, что порядок определения Предприятием льготируемого имущества в денежном выражении соответствует принятой им учетной политике и не противоречит нормам налогового законодательства.
Статья 372 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что налог на имущество устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии с п/п. 12 п. 1 ст. 3 Закона Республики Татарстан от 28.11.2003 N 49-ЗРТ "О налоге на имущество организаций" от налогообложения освобождаются организации в отношении имущества, предназначенного для водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, сбора и переработки мусора в части услуг, оказываемых населению.
Из материалов дела следует, что Предприятие, являясь организацией, выполняющей функции обеспечения населения, в частности, теплом и горячим водоснабжением, использовало льготу по налогу на имущество за 2005 год.
При этом среднегодовая стоимость необлагаемого имущества за 2005 г. определялась Предприятием пропорционально отпущенной энергии (Гкал), что подтверждается справкой о доходах за 2005 г. по теплоэнергии (т. 1, л. д. 42), из которой следует, что 73% услуг оказывается населению по тарифу, установленному законодательством Республики Татарстан.
Постановлением Главы администрации г. Казани от 27.06.2002 N 985 в целях обеспечения населения услугами по теплоснабжению, водоснабжению и пр. предусмотрено заключение райжилуправлениями договоров на теплоснабжение и водоснабжение с поставщиками услуг.
Во исполнение указанного Постановления МУП "ПО "Казэнерго" (ранее КУП "Казанское предприятие тепловых сетей") заключен договор на теплоснабжение от 01.07.2002 N 52 с МУП "Вахитовское райжилуправление" (абонентом, созданным для управления жилищными фондами).
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 04.06.2004 N 273 "О порядке и условиях оплаты жилья и коммунальных услуг" (в редакции Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2004 N 598) в понятие "коммунальные услуги" включены, в частности, услуги по водоснабжению, централизованному отоплению, горячему водоснабжению. При этом расчет, начисление, сбор и обработка платежей по услугам с выставлением единого платежного документа населению отнесены к компетенции жилищных управлений, которые заключают договора найма и обслуживания с населением.
Таким образом, учитывая положения ст. ст. 539, 540 Гражданского кодекса Российской Федерации, вышеназванный договор, заключенный в интересах населения, проживающего в многоквартирных домах, между управляющей организацией - абонентом и энергоснабжающей организацией, осуществляющей функции по теплоснабжению населения, соответствует нормам жилищного и гражданского законодательства.
Кроме того, налоговое законодательство не связывает право организаций на применение льготы на имущество с заключением договоров на оказание услуг непосредственно с потребителями - физическими лицами.
В соответствии с п. 1 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Налоговая база в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.
Пунктами 7 и 8 гл. 2 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 09.12.98 N 60н - в редакции от 30.12.99 N 107н) определено, что учетная политика организации должна обеспечивать отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета перед формой). При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких способов, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету.
Судом установлено, что в состав имущества Предприятия входят объекты теплоснабжения (здания тепловых сетей, котельные, бойлерные) (т. 1, л. д. 43 - 46). Приказом от 29.12.2004 N 607-Кл "Об изменениях в учетной политике предприятия на 2005 г.", а также п. 12 Учетной политики предприятия установлено, что для целей исчисления налога на имущество стоимость льготируемой части имущества определяется пропорционально объему реализации тепла, используемого для населения, к общей реализации тепла по всему Предприятию в Гкал.
Согласно справке о доходах налогоплательщика по теплоэнергии за 2005 г., содержащей сведения об отпуске, в том числе населению, тепла (определенного в Гкал), среднем тарифе и доходе, определенном в денежном выражении (т. 1, л. д. 42), населению оказывается 73% услуг по тарифу, установленному законодательством Республики Татарстан.
Таким образом, учитывая, что в 2005 году налоговым законодательством не был определен порядок расчета льготируемого имущества, Предприятие при расчете льготы обоснованно руководствовалось учетной политикой, принятой в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, согласно которой Предприятие пропорционально Гкал исчисляет не среднегодовую стоимость необлагаемого имущества, а часть услуг, оказываемых населению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как суды правильно применили нормы права, и их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.12.2006 и Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2007 по делу N А65-22237/06 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 14 по Республике Татарстан госпошлину в доход федерального бюджета в размере 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
В соответствии с п. 2 ст. 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)