Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.07.2008 N 07АП-3894/08 ПО ДЕЛУ N А03-2597/08-21

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июля 2008 г. N 07АП-3894/08


Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 25 июля 2008 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующей Т.А. Кулеш
судей: С.А. Зенков
С.Н. Хайкина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И. М.
при участии:
от заявителя: не явился, уведомлен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Барнаула на решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.04.2008 г. по делу N А03-2597/08-21 (судья - Сайчук А.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Библиотечный коллектор" к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Барнаула о признании недействительным отказа в применении упрощенной системы налогообложения в форме Уведомления N 141 от 09.11.2007 г.,

установил:

Открытое акционерное общество "Библиотечный коллектор" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Барнаула (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) о признании недействительным отказа в применении упрощенной системы налогообложения в форме Уведомления N 141 от 09.11.2007 г.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 30.04.2008 г. заявленные обществом требования были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись решением суда первой инстанции, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой в арбитражный апелляционный суд, в которой просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган приводит следующее обстоятельство: в связи с тем, что акционерные общества, в том числе созданные с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, наделены имуществом, разделенным на акции, на них распространяет свое действие подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.
Подробно доводы налогового органа изложены в апелляционной жалобе.
Общество в своем отзыве на апелляционную жалобу с доводом налогового органа не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве.
Налоговый орган, надлежащим образом извещен о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил.
Заявитель, надлежащим образом извещен о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил.
Суд считает возможным в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, проверив в соответствии со ст. 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено материалами дела, 09.11.2007 г. налоговый орган оформил уведомление N 141, которым сообщил обществу о невозможности применения им с 01.01.2008 г. упрощенной системы налогообложения в связи с тем, что общество подпадает под ограничение в применении такой системы налогообложения, установленное подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ, так как доля участия в обществе другой организации составляет 100 процентов.
Право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения предусмотрено главой 26.2 Налогового кодекса РФ.
В силу пункта 1 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом. Непосредственное участие означает, что одна организация непосредственно владеет в уставном капитале другой организации определенной долей (пункт 1 статьи 11 НК РФ, пункт 3 статьи 48 ГК РФ).
Довод апелляционной жалобы о том, что в указанной ситуации под "другой организацией" необходимо иметь в виду других субъектов правоотношений, которые обладают определенной долей участия в уставном капитале общества и могут влиять на принятие значимых для общества решений, а не исходить из узкой трактовки понятия "организация" судом апелляционной инстанции не принимается как основанный на неправильном толковании норм законодательства.
В данном случае налоговый орган пытается дать расширительное толкование понятию "организация", однако этот вывод налогового органа не основан на законе, о чем сделан правильный вывод в решении суда первой инстанции.
Указанный вывод суда подтверждается судебной практикой: постановление ФАС СКО от 02.10.2007 N Ф08-6863/2007-2353А; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.09.2007 N А33-5247/07-Ф02-6624/07; постановление ФАС ЦО от 17.01.2007 N А64-1311/06-19.
Из устава открытого акционерного общества "Библиотечный коллектор", утвержденного 22 сентября 2006 г. начальником Главного управления имущественных отношений Алтайского края, видно, что оно создано в соответствии с Федеральным законом РФ от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" путем преобразования государственного унитарного предприятия Алтайского края "Библиотечный коллектор".
Распоряжением N 621 от 22.09.2006 г. Главного управления имущественных отношений Алтайского края установлено, что учредителем общества является субъект Российской Федерации - Алтайский край.
Согласно пункту 4 статьи 66 ГК РФ и статьи 10 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ, к числу которых согласно пункта 6 параграфа 2 главы 4 ГК РФ относятся акционерные общества.
Пункт 1 статьи 39 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" указывает на то, что соответствующие органы государственной власти осуществляют права акционера от имени субъекта Российской Федерации в акционерных обществах, акции которых находятся в собственности субъектов Российской Федерации.
Кроме того, главой 5 ГК РФ установлено, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования являются отдельными субъектами гражданских прав.
В соответствии со статьей 11 Налогового кодекса РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что субъект Российской Федерации не может быть признан организацией в том смысле, в котором статья 11 Налогового кодекса РФ использует данный термин, а государственные органы не являются учредителями (акционерами) акционерных обществ, созданных при приватизации государственных унитарных предприятий, поскольку выступают от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и представляют их интересы.
Следовательно, подпункт 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ не содержит препятствий для применения упрощенной системы налогообложения акционерными обществами, в которых доля участия федеральной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований составляет более 25 процентов.
Указанная позиция подтверждается Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.05.2008 г. N 6214/08, согласно которому Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами по смыслу гражданского законодательства и не подпадают под указанное в статье 11 НК РФ определение "организации" в целях применения законодательства о налогах и сборах. Следовательно, участие указанных субъектов в акционерных обществах не является основанием, препятствующим применению такими акционерными обществами упрощенной системы налогообложения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что Главное управление имущественных отношений Алтайского края не является организацией, исходя из понятия, данного в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ во взаимосвязи со статьями 2, 124 Гражданского кодекса РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у налогового органа оснований для отказа обществу в переходе на упрощенную систему налогообложения.
Доводы налогового органа, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм налогового законодательства.
Учитывая совокупность установленных судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что принятое Арбитражным судом Алтайского края решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы в виде уплаты госпошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 30.04.2008 г. по делу N А03-2597/08-21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Барнаула - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, но может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий
Т.А.КУЛЕШ

Судьи
С.А.ЗЕНКОВ
С.Н.ХАЙКИНА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)