Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 31 марта 2006 года Дело N А56-7738/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Малышевой Н.Н., Михайловской Е.А., при участии от государственного предприятия "Ломоносовское дорожное ремонтно-строительное управление" Поповой Л.А. (доверенность от 10.11.06), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу Богоявлинской И.Г. (доверенность от 27.01.06 N 01-16/1), рассмотрев 30.03.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного предприятия "Ломоносовское дорожное ремонтно-строительное управление" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.05 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.05 (судьи Протас Н.И., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-7738/2005,
Государственное предприятие "Ломоносовское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 31.01.05 N 08-20/505.
Решением суда от 28.06.05, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.12.05, решение инспекции от 31.01.05 N 08-20/505 признано недействительным в части взыскания 4878 руб. штрафа, 24393 руб. земельного налога и 5264,49 руб. пеней. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты в части неудовлетворенных требований, указывая на неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель инспекции просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на их правомерность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения предприятием законодательства о налогах и сборах, в ходе которой установила, что сумма уплаченного налогоплательщиком земельного налога за 2002 - 2003 годы исчислена без учета повышающих коэффициентов, установленных законами о федеральном бюджете за 1999 - 2000 годы. По результатам проверки налоговый орган вынес решение от 31.01.05 N 08-20/505, которым предприятие привлечено к предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ответственности за неполную уплату земельного налога за 2002 - 2003 годы в виде 191234 руб. штрафа. Кроме того, оспариваемым решением заявителю дополнительно начислено 956172 руб. земельного налога и 202451,75 руб. пеней.
Предприятие не согласилось с принятым инспекцией решением, полагая, что при его принятии налоговым органом нарушены положения статьи 101 НК РФ, поскольку материалы проверки рассмотрены без участия представителя налогоплательщика, в связи с чем обратилось в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что при принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили доводы жалобы относительно нарушения инспекцией порядка привлечения предприятия к налоговой ответственности, установленного статьями 100 и 101 НК РФ. Судами обеих инстанций проверены и оценены указанные обстоятельства дела, и суды пришли к обоснованному выводу о том, что налоговым органом был соблюден порядок рассмотрения материалов проверки и принятия решения, так как налогоплательщик не представил в налоговый орган в срок, установленный пунктом 5 статьи 100 НК РФ, свои возражения по акту проверки. Кроме того, суд обоснованно указал на то, что в соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностным лицом налогового органа требований статьи 101 НК РФ не влечет безусловного признания решения налогового органа недействительным, если характер допущенных нарушений не повлиял на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
Доводы предприятия о том, что ранее инспекция своими действия по возврату сумм излишне уплаченного земельного налога в связи с неправомерным, по мнению налогоплательщика, применением коэффициентов за 1999 и 2000 годы подтвердила правомерность заявленных требований также несостоятельны. Апелляционный суд правильно указал, что это обстоятельство может быть учтено при рассмотрении спора о взыскании с предприятия налоговых санкций, но не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты сумм земельного налога и пеней, которые начислены со дня, следующего за днем возврата земельного налога (с 22.10.03).
Следует признать обоснованными и выводы судов относительно правомерности начисления налоговым органом предприятию сумм земельного налога за 2002 - 2003 годы с учетом ежегодных повышающих коэффициентов, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О) введение федеральными законами коэффициентов индексации ставок земельного налога вызвано изменениями минимального размера оплаты труда и находится в пределах конституционных полномочий федерального законодателя. Таким образом, все установленные федеральным законодательством коэффициенты индексации подлежат применению к ставкам земельного налога, установленным органами законодательной власти субъектов Российской Федерации, поскольку эти ставки индексируются исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году с учетом последовательного применения коэффициентов, установленных Федеральными законами от 22.02.99 N 36-ФЗ, от 31.12.99 N 227-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2" (с учетом последовательного применения всех коэффициентов, начиная с 1999 года - это коэффициент 4,8). Согласно статье 7 Федерального закона от 14.12.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8" (с учетом последовательного применения всех коэффициентов, начиная с 1999 года - это коэффициент 8,64). Названные ставки и применены инспекцией при доначислении предприятию сумм земельного налога за 2002 и 2003 год.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется оснований для удовлетворения жалобы предприятия.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.05 по делу N А56-7738/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного предприятия "Ломоносовское дорожное ремонтно-строительное управление" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 31.03.2006 ПО ДЕЛУ N А56-7738/2005
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 марта 2006 года Дело N А56-7738/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Малышевой Н.Н., Михайловской Е.А., при участии от государственного предприятия "Ломоносовское дорожное ремонтно-строительное управление" Поповой Л.А. (доверенность от 10.11.06), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу Богоявлинской И.Г. (доверенность от 27.01.06 N 01-16/1), рассмотрев 30.03.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного предприятия "Ломоносовское дорожное ремонтно-строительное управление" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.05 (судья Галкина Т.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.05 (судьи Протас Н.И., Борисова Г.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-7738/2005,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие "Ломоносовское дорожное ремонтно-строительное управление" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 31.01.05 N 08-20/505.
Решением суда от 28.06.05, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.12.05, решение инспекции от 31.01.05 N 08-20/505 признано недействительным в части взыскания 4878 руб. штрафа, 24393 руб. земельного налога и 5264,49 руб. пеней. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты в части неудовлетворенных требований, указывая на неправильное применение судами норм материального права.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель инспекции просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения, указывая на их правомерность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения предприятием законодательства о налогах и сборах, в ходе которой установила, что сумма уплаченного налогоплательщиком земельного налога за 2002 - 2003 годы исчислена без учета повышающих коэффициентов, установленных законами о федеральном бюджете за 1999 - 2000 годы. По результатам проверки налоговый орган вынес решение от 31.01.05 N 08-20/505, которым предприятие привлечено к предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ответственности за неполную уплату земельного налога за 2002 - 2003 годы в виде 191234 руб. штрафа. Кроме того, оспариваемым решением заявителю дополнительно начислено 956172 руб. земельного налога и 202451,75 руб. пеней.
Предприятие не согласилось с принятым инспекцией решением, полагая, что при его принятии налоговым органом нарушены положения статьи 101 НК РФ, поскольку материалы проверки рассмотрены без участия представителя налогоплательщика, в связи с чем обратилось в арбитражный суд.
Кассационная инстанция считает, что при принятии судебных актов суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили доводы жалобы относительно нарушения инспекцией порядка привлечения предприятия к налоговой ответственности, установленного статьями 100 и 101 НК РФ. Судами обеих инстанций проверены и оценены указанные обстоятельства дела, и суды пришли к обоснованному выводу о том, что налоговым органом был соблюден порядок рассмотрения материалов проверки и принятия решения, так как налогоплательщик не представил в налоговый орган в срок, установленный пунктом 5 статьи 100 НК РФ, свои возражения по акту проверки. Кроме того, суд обоснованно указал на то, что в соответствии с пунктом 6 статьи 101 НК РФ несоблюдение должностным лицом налогового органа требований статьи 101 НК РФ не влечет безусловного признания решения налогового органа недействительным, если характер допущенных нарушений не повлиял на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.
Доводы предприятия о том, что ранее инспекция своими действия по возврату сумм излишне уплаченного земельного налога в связи с неправомерным, по мнению налогоплательщика, применением коэффициентов за 1999 и 2000 годы подтвердила правомерность заявленных требований также несостоятельны. Апелляционный суд правильно указал, что это обстоятельство может быть учтено при рассмотрении спора о взыскании с предприятия налоговых санкций, но не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты сумм земельного налога и пеней, которые начислены со дня, следующего за днем возврата земельного налога (с 22.10.03).
Следует признать обоснованными и выводы судов относительно правомерности начисления налоговым органом предприятию сумм земельного налога за 2002 - 2003 годы с учетом ежегодных повышающих коэффициентов, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения от 12.05.03 N 186-О и от 06.02.04 N 48-О) введение федеральными законами коэффициентов индексации ставок земельного налога вызвано изменениями минимального размера оплаты труда и находится в пределах конституционных полномочий федерального законодателя. Таким образом, все установленные федеральным законодательством коэффициенты индексации подлежат применению к ставкам земельного налога, установленным органами законодательной власти субъектов Российской Федерации, поскольку эти ставки индексируются исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
В силу статьи 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году с учетом последовательного применения коэффициентов, установленных Федеральными законами от 22.02.99 N 36-ФЗ, от 31.12.99 N 227-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2" (с учетом последовательного применения всех коэффициентов, начиная с 1999 года - это коэффициент 4,8). Согласно статье 7 Федерального закона от 14.12.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8" (с учетом последовательного применения всех коэффициентов, начиная с 1999 года - это коэффициент 8,64). Названные ставки и применены инспекцией при доначислении предприятию сумм земельного налога за 2002 и 2003 год.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции не имеется оснований для удовлетворения жалобы предприятия.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.06.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.05 по делу N А56-7738/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного предприятия "Ломоносовское дорожное ремонтно-строительное управление" - без удовлетворения.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
МАЛЫШЕВА Н.Н.
МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.
КОЧЕРОВА Л.И.
Судьи
МАЛЫШЕВА Н.Н.
МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)