Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2006 N 18АП-341/2006 ПО ДЕЛУ N А76-13980/2006-42-544

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2006 г. N 18АП-341/2006


Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М.В. Тремасовой-Зиновой,
судей: Н.Н. Дмитриевой, О.П. Митичева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Е.А. Андреевой,
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Челябинской области на решение арбитражного суда Челябинской области от 18 октября 2006 г. по делу N А76-13980/2006-42-544
судья: М.Б. Малышев
при участии в заседании:
от заявителя: Брук Е.Б. - консультанта (дов. от 23.08.2006 г.),
от ответчика: Дынькова В.Е. - специалиста 1 категории юр. отдела (дов. N 4 от 11.01.2006 г.), Тучибаева Р.М. - ст. гос. налог. инспектора (дов. N 14 от 28.08.2006 г.),
установил:

ООО "Кварц" гор. Магнитогорск обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения от 09.06.2006 г. N 784 межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Челябинской области о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением арбитражного суда Челябинской области от 18 октября 2006 г. по настоящему делу требования заявителя были удовлетворены в полном объеме.
Ответчик не согласился с решением арбитражного суда и обжаловал его, сославшись на то, что согласно п. 2 ст. 337 НК РФ полезными ископаемыми и, следовательно, объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, для ООО "Кварц" являются мраморы выветренные и невыветренные, обеспечивающие как производство декоративного щебня (ГОСТ 22856-89), так и мраморы невыветренные, обеспечивающие получение блоков (ГОСТ 9479-98) и щебня (ГОСТ 22856-89). По мнению налогового органа, при определении добытого полезного ископаемого необходимо исходить из того, что вне зависимости от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени технологического передела или побочного продукта, образующегося при получении основной продукции), полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту качества. По мнению налогового органа, мраморы (как выветренные, так и не выветренные) являются продукцией горнодобывающей промышленности и разработки карьеров в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (код по классификатору 1411200, камень для строительства и памятников), следовательно, подлежат налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых. Оценка стоимости добытого полезного ископаемого - окола мраморного в количестве 8,5 тонны правомерно была произведена в ходе налоговой проверки по правилам пункта 2 статьи 340 НК РФ. Включение в налоговую базу услуг по поставке, погрузке вагонов ОАО "ММК" и ОАО "Металлосервис" произведено налоговым органом правомерно, т.к. в сопроводительных накладных не было указано, что к перевозке был принят облицовочный мрамор. Сумма мраморных блоков, переданных на переработку (распиловку), в силу п. 1 ст. 318 НК РФ, подлежала включению в налоговую базу по НДПИ. В соответствии с п. 4 ст. 340 НК РФ, налоговым органом при расчете налоговой базы по выветренному мрамору и невыветренному мрамору, качество которых обеспечивает производство щебня, соответствующего ГОСТу 22856-89, принята доля общей суммы расходов, произведенных предприятием, пропорционально доле объема добытого выветренного и невыветренного мрамора, качество которого обеспечивает производство щебня ГОСТ 22856-89, в общем объеме добычи (выветренного и невыветренного мрамора, качество которых обеспечивает производство щебня ГОСТ 22856-89, и невыветренного мрамора ГОСТ 9479-98).
Заявитель - ООО "Кварц" отзывом N 036 от 14.12.2006 г. отклонил доводы апелляционной жалобы, указав, что к добываемому обществом полезному ископаемому относятся мраморные блоки, соответствующие ГОСТ 9479-84 "Блоки из природного камня для производства облицовочных изделий", т.к. лицензия ЧЕЛ N 009443 ТЭ была выдана ООО "Кварц" для добычи облицовочных мраморов Полоцкого месторождения. Согласно рабочему проекту карьера по добыче облицовочного мрамора на Полоцком месторождении, мраморы, затронутые выветриванием, относятся к скальным вскрышным породам, непригодным для производства облицовочных изделий. ООО "Кварц" не имеет лицензии на добычу мрамора для производства декоративного щебня по ГОСТу 22856-89 "Щебень и песок декоративные из природного камня", поэтому полезные ископаемые, извлеченные из отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, не могут признаваться отдельным объектом налогообложения. Реализация 8 куб. м окола мраморного не является основанием для доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 205444 руб. на весь объем выветренного мрамора. Включение в себестоимость полезного ископаемого услуг по транспортировке мраморных блоков железнодорожным транспортом противоречит пп. 1 п. 4 ст. 340 НК РФ. По мнению заявителя, ООО "Кварц" обоснованно, на основании п. 1 ст. 337 НК РФ, исключил из расчета налога на добычу полезных ископаемых сумму мраморных блоков, переданных на переработку (распиловку). Заявитель также указал, что в нарушение п. 4 ст. 338 НК РФ налоговый орган одновременно включал исчисленный и уплаченный НДПИ на облицовочный мрамор, в налоговую базу для исчисления налога на выветренный мрамор.
Исследовав материалы дела и заслушав доводы сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда.
Из материалов дела усматривается, что межрайонной инспекцией ФНС России N 13 по Челябинской области была проведена выездная налоговая проверка ООО "Кварц" гор. Магнитогорск по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, в том числе - правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на добычу полезных ископаемых за период с 01.10.2004 г. по 28.02.2006 г., о чем был составлен акт N 13 от 16.05.2006 г. (т. 1 л.д. 51 - 60).
По результатам рассмотрения акта налоговой проверки и возражений на него, представленных налогоплательщиком (т. 1 л.д. 61 - 63), зам. руководителя налогового органа было принято решение N 784 от 09.06.2006 (т. 1 л.д. 64 - 75).
Указанным решением ООО "Кварц" было привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) НДПИ в результате занижения налоговой базы, в виде штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога, что составило 126696,20 руб. Этим же решением налогоплательщику было предложено уплатить в бюджет сумму доначисленного налога - 633481 руб. и пени за несвоевременную уплату НДПИ - 79178 руб.
Требование N 1701 по состоянию на 20.06.2006 г. об уплате недоимки и пени по НДПИ требование N 285 от 20 июня 2006 г. об уплате налоговой санкции (т. 1 л.д. 85 - 86) не были исполнены обществом в установленный срок (до 5 июля 2006 г.).
ООО "Кварц", не согласившись с вышеуказанным решением налогового органа, обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании его недействительным.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, суд 1 инстанции правомерно исходил из того, что у налогового органа отсутствовали основания для доначисления НДПИ, начисления пени и для привлечения общества к налоговой ответственности.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено п. 2 данной статьи, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 337 НК РФ в целях главы 26 Налогового кодекса РФ указанные в п. 1 ст. 336 НК РФ полезные ископаемые именуются добытым полезным ископаемым. При этом полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено п. 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Пунктом 3 ст. 337 НК РФ определено, что полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ (в частности, подземная газификация и выщелачивание, дражная и гидравлическая разработка россыпных месторождений, скважинная гидродобыча), а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (в частности, добыча полезных ископаемых из пород вскрыши или хвостов обогащения, сбор нефти с нефтеразливов при помощи специальных установок).
В соответствии с п. 1 ст. 338 НК РФ, налоговая база по налогу на добычу полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого).
Согласно п. 7 ст. 339 НК РФ, при определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается, если иное не предусмотрено п. 8 данной статьи, полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций (процессов) по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь). При этом при разработке ископаемого учитывается весь комплекс технологических операций (процессов), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.
В силу п. 18 Методических рекомендаций МНА РФ от 02.04.2002 N БГ-3-21/170 по применению главы 26 НК РФ, при определении продукции горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, которая в целях указанной главы будет признана полезным ископаемым, для каждого конкретного месторождения полезного ископаемого необходимо учитывать продукцию, которая в техническом паспорте разработки данного месторождения полезного ископаемого определена как результат указанной разработки.




Технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении полезных ископаемых определяется в техническом проекте разработки данного месторождения полезного ископаемого определена как результат указанной разработки.
Указанный комплекс технологических операций (процессов) может включать в себя, в частности: операции по технологической подготовке до получения кондиционного продукта (сортового сырья); операции по отделению попутных компонентов и примесей; операции, необходимые для облегчения транспортировки и хранения товарного продукта; другие операции, имеющие целью получение товарного продукта, при условии, что они не изменяют основного характера продукта; иные операции, предусмотренные техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Кварц" осуществляет пользование недрами на основании лицензии ЧЕЛ 00943 ТЭ с целевым назначением и видами работ "добыча облицовочных мраморов на Полоцком месторождении", и лицензионного соглашения, являющегося приложением к указанной лицензии (т. 1 л.д. 97 - 102).
Как видно из рабочего проекта карьера по добыче облицовочного мрамора на Полоцком месторождении и протокола N 42 заседания территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых при Челябинском территориальном комитете по геологии и минеральным ресурсам по рассмотрению материалов подсчета запасов Полоцкого месторождения облицовочных мраморов, полезная толща данного месторождении включает зону "свежих" (не затронутых выветриванием) мраморов. К скальным вскрышным породам отнесены мраморы, затронутые выветриванием (повышенно трещиноватые). Мраморы полезной толщи отвечают требованием ГОСТа 9479-84 "Блоки из природного камня для производства облицовочных изделий", качество отходов добычи блоков и пород скальной вскрыши - требованиям ГОСТа 22856-89 "Щебень и песок декоративные из природного камня". Вскрышные породы, непригодные для производства облицовочных изделий, пригодны для производства щебеночной продукции и складируются в спецотвал для будущей переработки в щебень и песок. В настоящее время строительство дробильно-сортировочной фабрики для переработки вскрышных пород и производства щебня является нерентабельным.
Как видно из письма Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, выветренный мрамор Полоцкого месторождения, складируемый в спецотвал, не является продукцией, поскольку не обладает потребительскими качествами и ценой, не отвечает требованиям каких-либо стандартов и не может быть востребован на рынке в своем первичном состоянии; обязанность по уплате НДПИ за объем мраморов, складированных в спецотвале, может возникнуть при переработке сырья из отвала на декоративный щебень (т. 2 л.д. 17 - 20).
Анализ имеющихся в деле доказательств показывает, что для ООО "Кварц" добытым полезным ископаемым являются мраморные блоки. Вскрышные породы к добытым полезным ископаемым не относятся и не являются отдельным объектом налогообложения, в том числе и потому, что на использование указанных отходов у предприятия отсутствует отдельная лицензия. При таких обстоятельств у налогового органа отсутствовали основания считать, что общество занизило налоговую базу по НДПИ и неверно исчислило налог.
В соответствии с п. 4 ст. 338 НК РФ одновременное включение налоговым органом при расчете налога на добычу полезных ископаемых как выветренного, так и невыветренного мрамора, является необоснованным.
Факт реализации обществом в июне 2005 года окола мраморного подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается. Определение стоимости полезного ископаемого, исходя из его фактической себестоимости, соответствует положениям п. 4 ст. 340 и пп. 1 п. 1 ст. 340 НК РФ, т.к. ООО "Кварц" применяет упрощенную систему налогообложения. Применение налогоплательщиком при исчислении суммы налога, других правовых норм Налогового кодекса РФ не привело к занижению суммы налога, подлежащего уплате.
Доводы налогового органа о том, что оплата транспортных услуг не связана с добычей полезных ископаемых, отклоняются апелляционным судом, т.к. материалами дела подтверждено и налоговым органом не опровергнуто, что ООО "Кварц" осуществляет реализацию только мраморных блоков. То обстоятельство, что перевозчик, принимая груз к перевозке, указал в железнодорожных накладных наименование груза "мрамор и травертин необработанные или грубо разделанные (мрамор в кусках и глыбах)", а не "мраморные блоки", не свидетельствует о том, что услуги по перевозке не связаны с добычей полезных ископаемых.
Исключение налогоплательщиком из расчета сумм мраморных блоков, переданных на распиловку, основано на положениях п. 1 ст. 337 НК РФ. Ссылка налогового органа на п. 1 ст. 318 НК РФ является ошибочной, поэтому отклоняется апелляционным судом.
В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. При этом, согласно п. 6 ст. 108 НК РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
В материалах настоящего дела отсутствуют доказательства совершения налогоплательщиком противоправных действий, образующих состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 122 НК РФ. При таких обстоятельствах основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату НДПИ отсутствуют.
Доводы налогового органа, отклоняются апелляционной инстанцией, т.к. они основаны на ошибочном толковании налогового законодательства и не соответствуют фактическим обстоятельствам, а потому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 268 - 271 АПК РФ, апелляционный суд
постановил:

решение арбитражного суда Челябинской области от 18 октября 2006 г. по делу N А76-13980/2006-42-544 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрайонной инспекции ФНС России N 13 по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий:
М.В.ТРЕМАСОВА-ЗИНОВА

Судьи:
О.П.МИТИЧЕВ
Н.Н.ДМИТРИЕВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)