Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2008 N 17АП-2978/2008-АК ПО ДЕЛУ N А60-1041/2008

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2008 г. N 17АП-2978/2008-АК

Дело N А60-1041/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 мая 2008 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Мещеряковой Т.И.,
судей Нилоговой Т.С.,
Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Русановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (филиал "Свердловский ОРТПЦ"): Блинова Н.Ю. (паспорт, доверенность от 18.01.2008 г.) Шукшин Д.А. (паспорт, доверенность от 18.01.2008 г.),
от ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга: Платонова Е.Д. (удостоверение N 371779, доверенность от 20.02.2008 г.), Ненашева Н.А. (удостоверение N 374361, доверенность от 28.04.2008 г.),
рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 19 марта 2008 года по делу N А60-1041/2008,
принятое судьей Н.Г. Филипповой
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (филиал "Свердловский ОРТПЦ")
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга
о признании недействительным решения налогового органа
установил:

федеральное государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (филиал "Свердловский ОРТПЦ") (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения N 3473 от 18.12.2007 г. Инспекции Федеральной налоговой службы России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга (далее - инспекция) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения о доначислении земельного налога за 1 квартал 2006 года в сумме 8 029 759 руб., пени за его неуплату в сумме 877 652,66 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.03.2008 г. (резолютивная часть решения объявлена 19.03.2008 г.) заявленные требования удовлетворены в полном объеме в связи с отсутствием оснований для доначисления налога и пени за его неуплату.
В апелляционной жалобе, поданной в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, инспекция просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда, имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция указывает на то, что суд первой инстанции неправильно истолковал положения решения Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 г. N 14/3. По мнению налогового органа, предприятию следовало отнести принадлежащий ему спорный земельный участок к землям специального назначения и применить ставку налога равную 1,5% кадастровой стоимости. В результате неправильного применения ставки по земельному налогу за 1 квартал 2006 г., предприятием допущена неполная уплата налога, соответственно в его действиях имеет место состав налогового правонарушения.
Представители инспекции в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, считают, что, несмотря на нахождение спорного земельного участка в пределах поселения, он должен быть отнесен к категории земель специального назначения, к которым применима ставка в размере 1,5% от кадастровой стоимости, что подтверждается ответом Земельного комитета при Администрации города на запрос налогового органа.
Предприятие с апелляционной жалобой не согласно по основаниям, указанным в письменном отзыве, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает, ссылаясь на правомерное применение им при расчете земельного налога ставки в размере 0,6 процента от кадастровой стоимости земельного участка.
Представители предприятия в судебном заседании доводы отзыва на апелляционную жалобу поддержали, ссылаясь на то, что предприятием правильно была применена ставка земельного налога, так как спорные земли относятся к землям поселений и не являются землями промышленности (землями специального назначения).
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом по итогам проведенной камеральной налоговой проверки налоговой декларации по земельному налогу за 1 квартал 2006 г., оформленной актом от 24.10.2007 г. N 486 (л.д. 10-13), вынесено решение от 18.12.2007 г. N 3473 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому предприятию доначислены земельный налог за 1 квартал 2006 года в сумме 8 029 759 руб., пени за его неуплату в сумме 877 652,66 руб.
Основанием для доначисления налога в указанном размере явились выводы налогового органа о том, что в нарушение решения Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 г. N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "город Екатеринбург" предприятием при расчете земельного налога за 1 квартал 2006 г. применена налоговая ставка в размере 0,6% от кадастровой стоимости земельного участка, относящаяся к прочим земельным участкам, вместо ставки в размере 1,5% от кадастровой стоимости, применяемой в отношении земель, отнесенных к землям специального назначения, что привело к занижению сумм земельного налога, подлежащего уплате в бюджет.
Посчитав, что указанное решение налогового органа нарушает его права и законные интересы, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что спорный земельный участок, принадлежащий предприятию, находится в черте города Екатеринбурга, и не относится к землям промышленности и иного специального назначения (ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации), соответственно к данному земельному участку не может применяться ставка 1,5%. Поскольку ставка налога для категории земель "земли поселений" с разрешенным использованием "земли связи" органом муниципального образования не установлен, а все сомнения и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика в силу п. 7 ст. 3 НК РФ, то предприятием правомерно применена ставка налога, установленная для прочих земельных участков.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными ввиду следующего.
Согласно ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
Плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).
Объектом налогообложения в силу п. 1 ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Ставка земельного налога устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований с учетом ограничений, предусмотренных ст. 394 НК РФ. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и(или) разрешенного использования земельного участка.
На территории муниципального образования "Город Екатеринбург" ставки земельного налога установлены решением Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 г. N 14/3 "Об установлении и введении в действие земельного налога на территории муниципального образования "Город Екатеринбург" с учетом вида разрешенного использования земельного участка и категории земель, что соответствует п. 2 ст. 394 НК РФ.
В частности, согласно указанному решению налоговая ставка для земельных участков, отнесенных к землям специального назначения, составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, для прочих земельных участков и долей в праве на земельный участок - 0,6% от кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории. В частности, самостоятельные категории образуют земли поселений и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Земли, указанные в пункте 1 вышеназванной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории (п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 83 Земельного кодекса Российской Федерации землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенных их чертой от земель других категорий. При этом в соответствии с п. 2 данной статьи порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны.
Земли специального назначения образуют отдельную от земель поселений категорию. В соответствии со ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли специального назначения расположены за чертой поселений.
Согласно представленных в материалы дела документам предприятию на праве собственности принадлежит земельный участок, с местоположением: г. Екатеринбург пр-т Космонавтов, 99 площадью 1 669 293 кв. м, категория земли - земли поселения, с разрешенным использованием - земли предприятий.
Кадастровым планом от 27.10.2005 г. N 41-02/05-19051 (выписка из государственного земельного кадастра) (л.д. 56) земельный участок налогоплательщика под кадастровым номером 66:41:01 09 071:009 отнесен к категории земель поселений, разрешенное использование (назначение) которого - земли предприятий связи.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод неправомерности отнесения инспекцией земельного участка налогоплательщика к землям специального назначения.
Согласно ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" земельные участки, расположенные в черте поселений, подлежат отнесению к землям поселений, а вне черты поселений - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (в редакции до 18.12.2006 г.).
Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения в силу подп. 3 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации являются отдельной категорией земель, отличной от земель поселений, о чем свидетельствует и ч. 1 ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации, подчеркивающая, что указанная категория земель расположена за границами населенных пунктов.
Указание в ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации о возможности вхождения в земли поселений территориальных зон специального назначения не свидетельствует о том, что земли предприятий связи входят в указанную территориальную зону.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в решении Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 г. N 14/3 в редакции, действовавшей в 2006 году, имелись неустранимые сомнения, противоречия и неясности, которые следует толковать в пользу налогоплательщика, поскольку согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Разъяснения Администрации г. Екатеринбурга не могут дополнять акты законодательства о налогах и сборах, в том числе и в части установления ставок налога для различных территориальных зон. Последующие изменения в решение Екатеринбургской городской Думы от 22.11.2005 г. N 14/3, вступившие в силу с 01.01.2007 г., также свидетельствуют о существовавших в 2006 году неясностях в данном законодательном акте.
Доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются на основании вышеизложенного.
При подаче апелляционной жалобы налоговому органу в соответствии со ст. 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины. В соответствии со ст. 110 АПК РФ с инспекции в доход федерального бюджета подлежит уплате госпошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 000 руб.
Руководствуясь ст. 110, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 марта 2008 года по делу N А60-1041/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
Т.И.МЕЩЕРЯКОВА
Судьи
Т.С.НИЛОГОВА
Л.Х.РИБ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)