Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Полный текст постановления изготовлен 28.02.2008
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Шишовой О.А.
судей Корневой Е.М., Черпухиной В.А.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен
рассмотрев 20.02.2008 в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 23 по г. Москве
на решение от 10.07.2007
Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Буяновой Н.В.
на постановление от 29.10.2007 N 09АП-12360/2007-АК
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Нагаевым Р.Г., Румянцевым П.В., Сафроновой М.С.
по делу N А40-10170/07-111-35
по иску (заявлению) ОАО "Мосэнергоремонт"
о признании недействительным решения в части
к ИФНС России N 23 по г. Москве
ОАО "Мосэнергоремонт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции ФНС России N 23 по г. Москве (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения налогового органа N 21011-13 от 01.02.2007 г. в части пунктов 3.2, 3.3, 3.4, 4.1, 4.2, 4.3, 1.1, 1.2, 2.1 и 2.2.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.07.2007, оставленным без изменения постановлением от 29.10.2007 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ по кассационной жалобе Инспекции ФНС России N 23 по г. Москве, в которой налоговый орган просит решение и постановление отменить, ссылаясь на основания, предусмотренные с ч. 1 ст. 270 АПК РФ, а также неправильное применение норм материального права.
Инспекция своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не направила, представив ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью представителя и невозможностью его замены.
Суд кассационной инстанции ходатайство отклонил, поскольку оно полностью совпадает с предыдущим ходатайством инспекции, а с учетом причин, послуживших основанием для заявленного ходатайства, его удовлетворение приведет к значительному нарушению сроков рассмотрения жалобы.
Представитель заявителя, надлежаще извещенный, в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
При рассмотрении спора, судебными инстанциями правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства, с учетом доводов и возражений сторон, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судебных инстанций, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, 01.02.2007 г. инспекцией по результатам выездной налоговой проверки принято оспариваемое в части решение N 21011-13, которым общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа за неуплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога; обществу предложено уплатить доначисленные налоги и пени, в том числе по налогу на доходы физических лиц и предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
При рассмотрении спора суды приняли решение и постановление на основании ст. ст. 252, 171, 172, 75, 45, 87, 255 НК РФ.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным инспекцией в судах первой и апелляционной инстанциях, эти доводы были предметом исследования судов обеих инстанций при рассмотрении спора по существу и им дана правильная правовая оценка, основанная на материалах дела.
Расходы по приобретенным товарно-материальным ценностям у ООО Данфон" (п. 1.1 решения налогового органа).
Суд, принимая решение по указанному эпизоду, исходил из того, что факт осуществления сделки подтвержден протоколом допроса свидетеля И., полученным в ходе налоговой проверки; опросом свидетелей Л., Н. и сотрудников общества, проведенном в судебном заседании; перепиской заявителя с поставщиком - ООО "Данфон", счету-фактуре, платежному поручению, приходными ордерами и накладными, действительностью договора.
Суд обоснованно сделал вывод о том, что понесенные заявителем расходы экономически обоснованны и документально подтверждены, что соответствует положениям ст. 252 НК РФ.
Расходы, связанные с производством и реализацией 516 246 руб. (п. 1.2 решения инспекции).
Налоговый орган установил спорные расходы как неподтвержденные, поскольку в некоторых актах не заполнены все реквизиты, в нарушение Постановления Госкомстата России от 11.11.1999 г. N 100.
Однако инспекция не учла, что согласно абз. 8 общих положений указанного Постановления формат бланков первичной учетной документации носит рекомендательный характер и неиспользование рекомендуемых форм не является основанием для признания понесенных расходов неподтвержденными.
Таким образом, суды правильно квалифицировали указанные расходы, как подтвержденные, а решение инспекции по данному эпизоду противоречащим п. 1 ст. 252 НК РФ.
Налоговые вычеты сумм НДС (пункты 2.1 и 2.2 решения инспекции).
Суды, исследовав представленные доказательства, обоснованно отклонили доводы инспекции о неправомерности предъявления заявителем к вычету (возмещению из бюджета) сумм НДС в размере 506 805 руб. на основании счетов-фактур, выставленных ООО "Данфон" и сумм НДС, уплаченных за услуги, стоимость которых неправомерно отнесена на расходы, признав их противоречащими ст. ст. 171, 172 Кодекса.
Начисление пеней в сумме 7 825 585,57 руб. за просрочку исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (п. 3.2 решения инспекции).
Инспекция установила, что общество перечислило НДФЛ в сумме 6 536 732 руб. вместо КБК 1010202 на КБК 1010201, что привело к переплате одного налога и к недоимке по другому налогу, в связи с чем посчитал неисполненной обязанность налогового агента по перечислению НДФЛ в соответствующий бюджет.
Суды признали начисление налоговым органом пени нарушением ст. 75 НК РФ, согласно которой пени начисляются в случае наличия недоимки.
Суды при рассмотрении спора обоснованно сделали вывод, что КБК 1010201 и КБК 1010202 являются кодами федерального бюджета. С момента поступления на счета Федерального казначейства указанные средства находятся в бюджете. Поскольку у заявителя отсутствовала недоимка, оснований к начислению пеней у инспекции не имелось.
Начисление пени на сумму 1 305 961 руб. НДФЛ, уплаченный платежным поручением N 620 от 21.04.2006 г. (п. 3.3 решения инспекции).
Основанием для начисления пени послужило отсутствие в платежном поручении указания ОКАТО, в связи с чем данный платеж отнесен на КБК "Невыясненные поступления, зачисленные в федеральный бюджет".
Суды при рассмотрении спора установили, что код ОКАТО в платежном поручении был указан и копия этого документа направлялась инспекции вместе с возражениями на акт выездной налоговой проверки.
Вывод суда об исполненной обязанности по уплате НДФЛ соответствует положениям ст. 45 НК РФ.
Суды обоснованно указали на неправомерность начисления пеней по ст. 75 НК РФ.
Начисление пени за несвоевременную уплату НДФЛ за ноябрь 2002 года (п. 3.4 решения инспекции).
Суды правильно установили, что поскольку проверка по исчислению, удержанию и своевременности уплаты НДФЛ проводилась за период с 01.01.2003 г. по 31.05.2003 г. начисление пеней в сумме 2 705 768 руб. за ноябрь 2002 года и включение их в расчет пеней сальдо по неуплаченному налогу является необоснованным, противоречащим ст. 87 НК РФ.
Доначисление ЕСН (п. 4.1 решения налогового органа).
В 2004 году сотрудникам заявителя выплачены премии, связанные с производственным процессом из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль в сумме 105 000 рублей.
Инспекция указанные выплаты посчитала подлежащими обложению ЕСН на основании п. 1 ст. 255 НК РФ.
Суды квалифицировали данные выплаты, как не подлежащие налогообложению ЕСН на основании п. 1, 3 ст. 236 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 236 Кодекса, указанные в п. 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Суды правомерно признали, что произведенные заявителем выплаты не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в связи с чем данные выплаты не являются объектом налогообложения по ЕСН.
По пунктам 4.2 и 4.3 решения налогового органа.
Инспекция установила, что на выплаты, осуществляемые заявителем из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль за просчет и выдачу денег, подлежат обложению ЕСН.
Работникам общества за период 2003 - 2004 г.г. выплачено вознаграждений в сумме 526 580 руб.
Суды обоснованно квалифицировали указанные выплаты не подлежащими налогообложению ЕСН по критериям, предусмотренным в пункте 3 ст. 236 НК РФ, признав выводы налогового органа незаконными.
Суд кассационной инстанции считает, что суды при рассмотрении спора правильно применили нормы материального и процессуального права.
Иная оценка налоговым органом обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов.
Суд кассационной инстанции не вправе пересматривать обстоятельства дела, установленные судебными инстанциями, оценку ими доказательств, так как противоречит ст. 286 АПК РФ, устанавливающей пределы рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебных актов, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.07.2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 года по делу N А40-10170/07-111-35 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 23 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 23 по г. Москве в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. по кассационной жалобе.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 28.02.2008 N КА-А40/518-08 ПО ДЕЛУ N А40-10170/07-111-35
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2008 г. N КА-А40/518-08
Дело N А40-10170/07-111-35
Резолютивная часть постановления объявлена 20.02.2008Полный текст постановления изготовлен 28.02.2008
Федеральный арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Шишовой О.А.
судей Корневой Е.М., Черпухиной В.А.
при участии в заседании:
от истца (заявителя) - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен
рассмотрев 20.02.2008 в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 23 по г. Москве
на решение от 10.07.2007
Арбитражного суда г. Москвы
принятое судьей Буяновой Н.В.
на постановление от 29.10.2007 N 09АП-12360/2007-АК
Девятого арбитражного апелляционного суда
принятое судьями Нагаевым Р.Г., Румянцевым П.В., Сафроновой М.С.
по делу N А40-10170/07-111-35
по иску (заявлению) ОАО "Мосэнергоремонт"
о признании недействительным решения в части
к ИФНС России N 23 по г. Москве
установил:
ОАО "Мосэнергоремонт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции ФНС России N 23 по г. Москве (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения налогового органа N 21011-13 от 01.02.2007 г. в части пунктов 3.2, 3.3, 3.4, 4.1, 4.2, 4.3, 1.1, 1.2, 2.1 и 2.2.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10.07.2007, оставленным без изменения постановлением от 29.10.2007 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Законность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 АПК РФ по кассационной жалобе Инспекции ФНС России N 23 по г. Москве, в которой налоговый орган просит решение и постановление отменить, ссылаясь на основания, предусмотренные с ч. 1 ст. 270 АПК РФ, а также неправильное применение норм материального права.
Инспекция своего представителя в заседание суда кассационной инстанции не направила, представив ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с занятостью представителя и невозможностью его замены.
Суд кассационной инстанции ходатайство отклонил, поскольку оно полностью совпадает с предыдущим ходатайством инспекции, а с учетом причин, послуживших основанием для заявленного ходатайства, его удовлетворение приведет к значительному нарушению сроков рассмотрения жалобы.
Представитель заявителя, надлежаще извещенный, в заседание суда кассационной инстанции не явился.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов.
При рассмотрении спора, судебными инстанциями правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства, с учетом доводов и возражений сторон, и сделаны правильные выводы, соответствующие фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основанные на правильном применении норм материального права.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судебными инстанциями обстоятельства и выводы судебных инстанций, как и не приведено оснований, которые в соответствии со ст. 288 АПК РФ могли бы явиться основанием для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, 01.02.2007 г. инспекцией по результатам выездной налоговой проверки принято оспариваемое в части решение N 21011-13, которым общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа за неуплату налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и единого социального налога; обществу предложено уплатить доначисленные налоги и пени, в том числе по налогу на доходы физических лиц и предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
При рассмотрении спора суды приняли решение и постановление на основании ст. ст. 252, 171, 172, 75, 45, 87, 255 НК РФ.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам, изложенным инспекцией в судах первой и апелляционной инстанциях, эти доводы были предметом исследования судов обеих инстанций при рассмотрении спора по существу и им дана правильная правовая оценка, основанная на материалах дела.
Расходы по приобретенным товарно-материальным ценностям у ООО Данфон" (п. 1.1 решения налогового органа).
Суд, принимая решение по указанному эпизоду, исходил из того, что факт осуществления сделки подтвержден протоколом допроса свидетеля И., полученным в ходе налоговой проверки; опросом свидетелей Л., Н. и сотрудников общества, проведенном в судебном заседании; перепиской заявителя с поставщиком - ООО "Данфон", счету-фактуре, платежному поручению, приходными ордерами и накладными, действительностью договора.
Суд обоснованно сделал вывод о том, что понесенные заявителем расходы экономически обоснованны и документально подтверждены, что соответствует положениям ст. 252 НК РФ.
Расходы, связанные с производством и реализацией 516 246 руб. (п. 1.2 решения инспекции).
Налоговый орган установил спорные расходы как неподтвержденные, поскольку в некоторых актах не заполнены все реквизиты, в нарушение Постановления Госкомстата России от 11.11.1999 г. N 100.
Однако инспекция не учла, что согласно абз. 8 общих положений указанного Постановления формат бланков первичной учетной документации носит рекомендательный характер и неиспользование рекомендуемых форм не является основанием для признания понесенных расходов неподтвержденными.
Таким образом, суды правильно квалифицировали указанные расходы, как подтвержденные, а решение инспекции по данному эпизоду противоречащим п. 1 ст. 252 НК РФ.
Налоговые вычеты сумм НДС (пункты 2.1 и 2.2 решения инспекции).
Суды, исследовав представленные доказательства, обоснованно отклонили доводы инспекции о неправомерности предъявления заявителем к вычету (возмещению из бюджета) сумм НДС в размере 506 805 руб. на основании счетов-фактур, выставленных ООО "Данфон" и сумм НДС, уплаченных за услуги, стоимость которых неправомерно отнесена на расходы, признав их противоречащими ст. ст. 171, 172 Кодекса.
Начисление пеней в сумме 7 825 585,57 руб. за просрочку исполнения обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (п. 3.2 решения инспекции).
Инспекция установила, что общество перечислило НДФЛ в сумме 6 536 732 руб. вместо КБК 1010202 на КБК 1010201, что привело к переплате одного налога и к недоимке по другому налогу, в связи с чем посчитал неисполненной обязанность налогового агента по перечислению НДФЛ в соответствующий бюджет.
Суды признали начисление налоговым органом пени нарушением ст. 75 НК РФ, согласно которой пени начисляются в случае наличия недоимки.
Суды при рассмотрении спора обоснованно сделали вывод, что КБК 1010201 и КБК 1010202 являются кодами федерального бюджета. С момента поступления на счета Федерального казначейства указанные средства находятся в бюджете. Поскольку у заявителя отсутствовала недоимка, оснований к начислению пеней у инспекции не имелось.
Начисление пени на сумму 1 305 961 руб. НДФЛ, уплаченный платежным поручением N 620 от 21.04.2006 г. (п. 3.3 решения инспекции).
Основанием для начисления пени послужило отсутствие в платежном поручении указания ОКАТО, в связи с чем данный платеж отнесен на КБК "Невыясненные поступления, зачисленные в федеральный бюджет".
Суды при рассмотрении спора установили, что код ОКАТО в платежном поручении был указан и копия этого документа направлялась инспекции вместе с возражениями на акт выездной налоговой проверки.
Вывод суда об исполненной обязанности по уплате НДФЛ соответствует положениям ст. 45 НК РФ.
Суды обоснованно указали на неправомерность начисления пеней по ст. 75 НК РФ.
Начисление пени за несвоевременную уплату НДФЛ за ноябрь 2002 года (п. 3.4 решения инспекции).
Суды правильно установили, что поскольку проверка по исчислению, удержанию и своевременности уплаты НДФЛ проводилась за период с 01.01.2003 г. по 31.05.2003 г. начисление пеней в сумме 2 705 768 руб. за ноябрь 2002 года и включение их в расчет пеней сальдо по неуплаченному налогу является необоснованным, противоречащим ст. 87 НК РФ.
Доначисление ЕСН (п. 4.1 решения налогового органа).
В 2004 году сотрудникам заявителя выплачены премии, связанные с производственным процессом из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль в сумме 105 000 рублей.
Инспекция указанные выплаты посчитала подлежащими обложению ЕСН на основании п. 1 ст. 255 НК РФ.
Суды квалифицировали данные выплаты, как не подлежащие налогообложению ЕСН на основании п. 1, 3 ст. 236 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 236 Кодекса, указанные в п. 1 настоящей статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Суды правомерно признали, что произведенные заявителем выплаты не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, в связи с чем данные выплаты не являются объектом налогообложения по ЕСН.
По пунктам 4.2 и 4.3 решения налогового органа.
Инспекция установила, что на выплаты, осуществляемые заявителем из прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль за просчет и выдачу денег, подлежат обложению ЕСН.
Работникам общества за период 2003 - 2004 г.г. выплачено вознаграждений в сумме 526 580 руб.
Суды обоснованно квалифицировали указанные выплаты не подлежащими налогообложению ЕСН по критериям, предусмотренным в пункте 3 ст. 236 НК РФ, признав выводы налогового органа незаконными.
Суд кассационной инстанции считает, что суды при рассмотрении спора правильно применили нормы материального и процессуального права.
Иная оценка налоговым органом обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
Доводы жалобы направлены на переоценку выводов судов.
Суд кассационной инстанции не вправе пересматривать обстоятельства дела, установленные судебными инстанциями, оценку ими доказательств, так как противоречит ст. 286 АПК РФ, устанавливающей пределы рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебных актов, предусмотренных ст. 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.07.2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2007 года по делу N А40-10170/07-111-35 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 23 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС России N 23 по г. Москве в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. по кассационной жалобе.
Председательствующий
О.А.ШИШОВА
Судьи:
Е.М.КОРНЕВА
В.А.ЧЕРПУХИНА
О.А.ШИШОВА
Судьи:
Е.М.КОРНЕВА
В.А.ЧЕРПУХИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)