Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7738/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2009 по делу N А56-35864/2008 (судья Мирошниченко В.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Падога"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области
о признании недействительным решения от 25.03.2008 N 474
при участии:
- от заявителя: не явились, извещены;
- от ответчика: Вахрушева О.В. по доверенности N 55 от 19.01.2009.
закрытое акционерное общество "Падога" (далее - заявитель, ЗАО "Падога", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 25.03.2008 N 474 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ЗАО "Падога" в части доначисления 43 237 руб. земельного налога, 12 526,10 руб. пени по земельному налогу, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 8 647,40 руб.; об уменьшении налога на доходы физических лиц до 129 269 руб., а также об уменьшении пени штрафа по статье 123 НК РФ.
Решением суда первой инстанции от 30.04.2009 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение им норм материального права, просит отменить решение от 30.04.2009 в части признания недействительным решения Инспекции от 25.03.2008 N 474 о доначислении 43 237 руб. земельного налога, 12526,10 руб. пени по земельному налогу, 8 647,40 руб. штрафа. Кроме того, налоговый орган считает неправомерным взыскание с него государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Определением суда от 20.07.2009 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 12 часов 45 минут 07.09.2009.
В связи с заменой состава суда в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционных жалоб начато сначала.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил ее удовлетворить в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность решения в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции установил:
Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления и своевременности уплаты Обществом в бюджет налогов и сборов, в том числе земельного налога за период с 01.01.2005 по 31.12.2006.
В ходе проверки налоговый орган установил, что Общество, являясь плательщиком земельного налога, в нарушение статей 1, 15 и 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) и Закона Ленинградской области от 27.07.1994 N 4-ОЗ "О плате за землю в Ленинградской области" (далее - Областной Закон N 4-ОЗ) не исчислило в полном объеме земельный налог за 2005 год в связи с неприменением корректирующего коэффициента 2.0.
Решением N 474 от 25.03.2008 ЗАО "Падога" доначислен земельный налог в сумме 43 237 руб., начислены пени в сумме 12 526,10 руб., а также Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 8 647,40 руб. Кроме того, решением заявителю доначислен НДФЛ в сумме 513 906 руб., начислены пени в сумме 165 157,09 руб. и Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ в виде штрафа в размере 102 781,20 руб.
Заявитель обжаловал решение налогового органа в части доначисления земельного налога и НДФЛ, начисления соответствующих сумм пеней и штрафов в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал необоснованным решение Инспекции в части размера доначисленных Обществу сумм земельного налога за 2005 год, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа со ссылкой на то, что налоговый орган неверно определил площадь земельного участка, подлежащего обложению земельным налогом.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя налогового органа, участвующего в деле, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению, исходя из следующего.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.2001 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Собственниками земельных участков признаются лица, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторами земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды (статья 5 Закона Российской Федерации "О плате за землю").
Согласно статье 3 указанного Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
В силу статьи 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
В соответствии со статьей 15 названного Закона основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Исходя из статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Согласно постановлению мэра Кингисеппского района Ленинградской области от 14.11.1996 N 687 "О рассмотрении и утверждении Схемы перераспределения земель ТОО "Кингисеппское", Обществу предоставлены земельные участки:
- - 742 га: 679 га пашня, 28 га пастбища, 707 га сельхозугодий, 1 га древесно-кустарниковые насаждения, 31 га под водой, 3 га прочие угодья на праве общей долевой собственности (приложения N 1);
- - 45 га орошаемых сельхозугодий, в том числе 23 га пашня, 22 га пастбища и 614 га, в том числе 606 га пашня, 5 га пастбища на праве общей долевой собственности (приложения N 2);
- - 67 га в бессрочное (постоянное) пользование (приложения N 5).
В ходе проверки налоговый орган установил, что Общество не исчислило в полном объеме земельный налог за 2005 год с земельных участков площадью 707,4 га (немелиорированной почвы - 48,4 га, осушенной почвы - 659 га) и 101 га (участок под производственными постройками, прочими несельскохозяйственными угодьями).
В отношении обоснования площади, права и фактического использования налогоплательщиком земельного участка площадью 101 га (участок под производственными постройками, прочими несельскохозяйственными угодьями) налоговым органом не представлено никаких письменных доказательств, не содержится их ни в акте проверки, ни в решении. Учитывая, что налоговым органом не приведено доказательств, достоверно подтверждающих площадь земельного участка, находящегося под производственными постройками, прочими несельскохозяйственными угодьями, суд апелляционной инстанции считает, что размер земельного налога по данному земельному участку Инспекцией не доказан.
Как следует из материалов дела, Обществу предоставлен также земельный участок на праве общей долевой собственности. Налоговым органом в акте проверки, в решении при доначислении земельного налога за 2005 год за земельный участок площадью 707,4 га, не приведено доказательств установленных надлежащим образом границы данного участка, не содержится также в них ссылок на его месторасположение с указанием кадастрового номера. То обстоятельство, что границы спорного земельного участка в 2005 году не определены, подтверждены материалами дела (л.д. 32). Суд апелляционной инстанции считает, что размер земельного налога по спорному участку также Инспекцией не доказан.
Довод налогового органа об уплате Обществом земельного налога с площади данных земельных участков ранее по результатам предыдущих налоговых проверок, а также ссылка Инспекции на исчисление земельного налога при подаче налоговой декларации за 2005 год, не отменяет обязанность налогового органа по установлению оснований для взимания налога.
Кроме того, налогоплательщик оспаривает обязанность по уплате налога с земельных участков площадью 101 га и 707,4 га, полагая, что обязанность по уплате налога у него имелась только с земельного участка 67 га, переданного в бессрочное (постоянное) пользование. В связи с чем, он и обратился в суд с заявлением.
Понятие земельного участка дано в Земельном кодексе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Согласно статье 261 Гражданского кодекса Российской Федерации территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. В рассматриваемом споре распределение бремени содержания объекта общей долевой собственности, в том числе и уплата налогов, находится в сфере гражданско-правовых отношений.
В сфере налоговых правоотношений действует норма (статья 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю"), согласно которой объектом налогообложения является земельный участок, а основанием для уплаты земельного налога - документ, удостоверяющий право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками.
Доказательств, что свидетельство о том, что собственником земельного участка 707,4 га, с которого исчислен налог, на праве общей долевой собственности являлось Общество, Инспекцией не представлено.
В период с 1994 по 2001 года собственники земельных долей (215 человек пайщиков ЗАО "Падога") оформили в установленном законом порядке право собственности доли на земельные участки, приходящиеся на части их владения в общей долевой собственности.
Согласно пункту 16 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением N 708, владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив, продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
Доказательств внесения в качестве взноса в создаваемое акционерное общество земельных долей ссылкой на учредительный договор и устав общества налоговым органом также не представлено.
Собственники земельных долей как правообладатели должны признаваться налогоплательщиками и исполнять обязанности по уплате земельного налога в отношении своей доли.
Налоговым органом также не представлено в суд первой инстанции бесспорных доказательств именно обязанности Общества как собственника спорного земельного участка уплачивать земельный налог за 2005 год.
То обстоятельство, что Общество, признавая себя фактическим землепользователем в отношении спорных земельных участков, учитывало их в целях обложения земельным налогом за 2005 год согласно налоговым декларациям, не является основанием для доначисления налога, пени и штрафа в связи с неприменением налогоплательщиком корректирующего коэффициента 2.0 в соответствии с Законом Ленинградской области от 27.07.1994 N 4-ОЗ "О плате за землю в Ленинградской области".
Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2009 по делу N А56-35864/2008 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ДМИТРИЕВА И.А.
Судьи
БУДЫЛЕВА М.В.
ЗАГАРАЕВА Л.П.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2009 ПО ДЕЛУ N А56-35864/2008
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2009 г. по делу N А56-35864/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2009 года
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7738/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2009 по делу N А56-35864/2008 (судья Мирошниченко В.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Падога"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ленинградской области
о признании недействительным решения от 25.03.2008 N 474
при участии:
- от заявителя: не явились, извещены;
- от ответчика: Вахрушева О.В. по доверенности N 55 от 19.01.2009.
установил:
закрытое акционерное общество "Падога" (далее - заявитель, ЗАО "Падога", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 25.03.2008 N 474 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ЗАО "Падога" в части доначисления 43 237 руб. земельного налога, 12 526,10 руб. пени по земельному налогу, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 8 647,40 руб.; об уменьшении налога на доходы физических лиц до 129 269 руб., а также об уменьшении пени штрафа по статье 123 НК РФ.
Решением суда первой инстанции от 30.04.2009 заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и нарушение им норм материального права, просит отменить решение от 30.04.2009 в части признания недействительным решения Инспекции от 25.03.2008 N 474 о доначислении 43 237 руб. земельного налога, 12526,10 руб. пени по земельному налогу, 8 647,40 руб. штрафа. Кроме того, налоговый орган считает неправомерным взыскание с него государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Определением суда от 20.07.2009 рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 12 часов 45 минут 07.09.2009.
В связи с заменой состава суда в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционных жалоб начато сначала.
Общество надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем, жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил ее удовлетворить в обжалуемой части.
В соответствии со статьей 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Законность и обоснованность решения в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции установил:
Инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления и своевременности уплаты Обществом в бюджет налогов и сборов, в том числе земельного налога за период с 01.01.2005 по 31.12.2006.
В ходе проверки налоговый орган установил, что Общество, являясь плательщиком земельного налога, в нарушение статей 1, 15 и 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) и Закона Ленинградской области от 27.07.1994 N 4-ОЗ "О плате за землю в Ленинградской области" (далее - Областной Закон N 4-ОЗ) не исчислило в полном объеме земельный налог за 2005 год в связи с неприменением корректирующего коэффициента 2.0.
Решением N 474 от 25.03.2008 ЗАО "Падога" доначислен земельный налог в сумме 43 237 руб., начислены пени в сумме 12 526,10 руб., а также Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 8 647,40 руб. Кроме того, решением заявителю доначислен НДФЛ в сумме 513 906 руб., начислены пени в сумме 165 157,09 руб. и Общество привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ в виде штрафа в размере 102 781,20 руб.
Заявитель обжаловал решение налогового органа в части доначисления земельного налога и НДФЛ, начисления соответствующих сумм пеней и штрафов в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал необоснованным решение Инспекции в части размера доначисленных Обществу сумм земельного налога за 2005 год, начисления соответствующих сумм пеней и штрафа со ссылкой на то, что налоговый орган неверно определил площадь земельного участка, подлежащего обложению земельным налогом.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав в судебном заседании представителя налогового органа, участвующего в деле, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению, исходя из следующего.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.2001 N 1738-1 "О плате за землю" установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Собственниками земельных участков признаются лица, являющиеся собственниками земельных участков, землепользователями - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторами земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды (статья 5 Закона Российской Федерации "О плате за землю").
Согласно статье 3 указанного Закона Российской Федерации "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
В силу статьи 16 Закона Российской Федерации "О плате за землю" земельный налог исчисляется и уплачивается юридическими лицами, которые ежегодно не позднее 1 июля представляют в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку.
В соответствии со статьей 15 названного Закона основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком.
Исходя из статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Согласно постановлению мэра Кингисеппского района Ленинградской области от 14.11.1996 N 687 "О рассмотрении и утверждении Схемы перераспределения земель ТОО "Кингисеппское", Обществу предоставлены земельные участки:
- - 742 га: 679 га пашня, 28 га пастбища, 707 га сельхозугодий, 1 га древесно-кустарниковые насаждения, 31 га под водой, 3 га прочие угодья на праве общей долевой собственности (приложения N 1);
- - 45 га орошаемых сельхозугодий, в том числе 23 га пашня, 22 га пастбища и 614 га, в том числе 606 га пашня, 5 га пастбища на праве общей долевой собственности (приложения N 2);
- - 67 га в бессрочное (постоянное) пользование (приложения N 5).
В ходе проверки налоговый орган установил, что Общество не исчислило в полном объеме земельный налог за 2005 год с земельных участков площадью 707,4 га (немелиорированной почвы - 48,4 га, осушенной почвы - 659 га) и 101 га (участок под производственными постройками, прочими несельскохозяйственными угодьями).
В отношении обоснования площади, права и фактического использования налогоплательщиком земельного участка площадью 101 га (участок под производственными постройками, прочими несельскохозяйственными угодьями) налоговым органом не представлено никаких письменных доказательств, не содержится их ни в акте проверки, ни в решении. Учитывая, что налоговым органом не приведено доказательств, достоверно подтверждающих площадь земельного участка, находящегося под производственными постройками, прочими несельскохозяйственными угодьями, суд апелляционной инстанции считает, что размер земельного налога по данному земельному участку Инспекцией не доказан.
Как следует из материалов дела, Обществу предоставлен также земельный участок на праве общей долевой собственности. Налоговым органом в акте проверки, в решении при доначислении земельного налога за 2005 год за земельный участок площадью 707,4 га, не приведено доказательств установленных надлежащим образом границы данного участка, не содержится также в них ссылок на его месторасположение с указанием кадастрового номера. То обстоятельство, что границы спорного земельного участка в 2005 году не определены, подтверждены материалами дела (л.д. 32). Суд апелляционной инстанции считает, что размер земельного налога по спорному участку также Инспекцией не доказан.
Довод налогового органа об уплате Обществом земельного налога с площади данных земельных участков ранее по результатам предыдущих налоговых проверок, а также ссылка Инспекции на исчисление земельного налога при подаче налоговой декларации за 2005 год, не отменяет обязанность налогового органа по установлению оснований для взимания налога.
Кроме того, налогоплательщик оспаривает обязанность по уплате налога с земельных участков площадью 101 га и 707,4 га, полагая, что обязанность по уплате налога у него имелась только с земельного участка 67 га, переданного в бессрочное (постоянное) пользование. В связи с чем, он и обратился в суд с заявлением.
Понятие земельного участка дано в Земельном кодексе Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
Согласно статье 261 Гражданского кодекса Российской Федерации территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения.
Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению. В рассматриваемом споре распределение бремени содержания объекта общей долевой собственности, в том числе и уплата налогов, находится в сфере гражданско-правовых отношений.
В сфере налоговых правоотношений действует норма (статья 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю"), согласно которой объектом налогообложения является земельный участок, а основанием для уплаты земельного налога - документ, удостоверяющий право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками.
Доказательств, что свидетельство о том, что собственником земельного участка 707,4 га, с которого исчислен налог, на праве общей долевой собственности являлось Общество, Инспекцией не представлено.
В период с 1994 по 2001 года собственники земельных долей (215 человек пайщиков ЗАО "Падога") оформили в установленном законом порядке право собственности доли на земельные участки, приходящиеся на части их владения в общей долевой собственности.
Согласно пункту 16 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением N 708, владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив, продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
Доказательств внесения в качестве взноса в создаваемое акционерное общество земельных долей ссылкой на учредительный договор и устав общества налоговым органом также не представлено.
Собственники земельных долей как правообладатели должны признаваться налогоплательщиками и исполнять обязанности по уплате земельного налога в отношении своей доли.
Налоговым органом также не представлено в суд первой инстанции бесспорных доказательств именно обязанности Общества как собственника спорного земельного участка уплачивать земельный налог за 2005 год.
То обстоятельство, что Общество, признавая себя фактическим землепользователем в отношении спорных земельных участков, учитывало их в целях обложения земельным налогом за 2005 год согласно налоговым декларациям, не является основанием для доначисления налога, пени и штрафа в связи с неприменением налогоплательщиком корректирующего коэффициента 2.0 в соответствии с Законом Ленинградской области от 27.07.1994 N 4-ОЗ "О плате за землю в Ленинградской области".
Таким образом, решение суда первой инстанции в обжалуемой части является законным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.04.2009 по делу N А56-35864/2008 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ДМИТРИЕВА И.А.
Судьи
БУДЫЛЕВА М.В.
ЗАГАРАЕВА Л.П.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)