Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.07.2007 ПО ДЕЛУ N А57-527/07-33

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 5 июля 2007 года Дело N А57-527/07-33

Предприниматель без образования юридического лица Макаров Вадим Владимирович обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, с учетом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения: N 6103 от 06.09.2006, N 6106 от 06.09.2006, N 6610 от 06.09.2006.
Решением арбитражного суда от 18.04.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционном порядке решение суда первой инстанции не обжаловалось.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, Предприниматель Макаров обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, в связи с нарушением норм материального права.
В соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывы на нее, проверив в соответствии со ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Предпринимателем Макаровым В.В. 04.08.2006 в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова были представлены уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за август, сентябрь, октябрь 2005 г. По результатам проведения камеральной проверки налоговым органом вынесены решения N 6103 от 06.09.2006, N 6106 от 06.09.2006, N 6610 от 06.09.2006, в соответствии с которыми Предпринимателю предложено уплатить сумму неправомерно уменьшенного налога на игорный бизнес в размере 56000 руб. за август 2005 г., 84000 руб. за сентябрь 2005 г., 86800 руб. за октябрь 2005 г. соответственно. Решения налогового органа мотивированы тем, что Предпринимателем неправомерно применена ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и незаконно исчислен налог по ставке 1900 руб. за один игровой автомат при действовавшей в тот период налоговой ставке 7500 руб.
Не согласившись с вынесенными решениями Налоговой инспекции, Предприниматель Макаров В.В. обратился с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что на момент подачи заявлений о регистрации новых объектов налогообложения к вновь возникшим отношениям по уплате налога, норма ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ применена быть не могла, поскольку прекратила свое действие с 01.01.2005.
Судебная коллегия считает данные выводы, основанными на неправильном применении норм материального права.
Как видно из материалов дела, Макаров В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 20.03.2003 и осуществляет деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений на основании лицензии, выданной 09.06.2003.
На дату регистрации Макарова В.В. в качестве предпринимателя согласно Закону Саратовской области от 02.04.2001 N 16-ЗСО "О внесении изменений в Закон Саратовской области "Об установлении единых размеров ставок налога на игорный бизнес в Саратовской области" был равен 980 руб. за каждый игровой автомат. В результате поправок, внесенных законом от 21 июня 2003 г. N 33-ЗСО "О внесении изменений в ст. 1 Закона Саратовской области "Об установлении единых размеров ставок налога на игорный бизнес в Саратовской области", размер ставки налога на игорный бизнес за один игровой автомат составлял 1900 руб. в месяц.
В соответствии с абзацем вторым части 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Из анализа указанной нормы следует, что данная льгота распространяется именно на субъекты предпринимательской деятельности в течение первых четырех лет деятельности с момента их государственной регистрации, а не на объекты налогообложения.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П отмечено, что ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" направлена на урегулирование налоговых отношений и гарантирует субъектам малого предпринимательства в течение первых четырех лет деятельности стабильность режима налогообложения в целом, включая неизменность перечня взимаемых налогов и сборов и элементов налогового обязательства по каждому из них.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении дополнительного налогового бремени, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. Следовательно, новая норма налогового законодательства не подлежит применению на основании абзаца второго части первой ст. 9 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования.
Данная позиция нашла свое отражение в Постановлениях Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 8617/05 от 24.01.2006 и N 13381/06 от 10.04.2007.
Согласно п. 25 ст. 156 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ с 01.01.2005 ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" утратила силу, но отмена данной нормы не повлияла на право Предпринимателя использовать предусмотренные ею гарантии.
Поскольку в 2005 г. не истекло 4 года с даты регистрации Макарова В.В. в качестве предпринимателя, а увеличение в ставке налога на игорный бизнес изменяет налоговые обязательства Предпринимателя и ухудшает положение налогоплательщика, увеличивая сумму налога, которую он обязан уплатить в бюджет, то он вправе применять ставки налога на игорный бизнес, действующие на дату его регистрации, то есть в размере 1900 руб. за один игровой автомат.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции решение принято при неправильном применении норм материального права, а выводы не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, что согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.04.2007 по делу N А57-527/07-33 отменить, кассационную жалобу Предпринимателя без образования юридического лица Макарова Вадима Владимировича удовлетворить.
Заявленные требования о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по Заводскому району г. Саратова об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 6103 от 06.09.2006, N 6106 от 06.09.2006, N 6610 от 06.09.2006 удовлетворить.
Предпринимателю без образования юридического лица Макарову Вадиму Владимировичу выдать справку на возврат из федерального бюджета государственной пошлины в сумме 1000 руб., уплаченной по чеку-ордеру от 23.05.2007.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)