Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 20 апреля 1998 года Дело N А56-18190/97
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Почечуева И.П., судей Дмитриева В.В. и Нефедовой О.Ю., при участии от Госналогинспекции по Выборгскому району Ленинградской области Ишукова М.А. (доверенность от 16.03.98 N 12-14/1361), от ЗАО "Тимберлэнд-Выборг" Арапова С.В. (доверенность от 05.01.98), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Выборгскому району Ленинградской области на решение от 23.12.97 (судья Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 26.02.98 (судьи Блинова Л.В., Орлова Е.А., Лавриненко Т.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-18190/97,
ЗАО "Тимберлэнд-Выборг" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Выборгскому району Ленинградской области (далее - ответчик), Лесогорскому и Выборгскому лесхозам Комитета по лесу Ленинградской области о возврате из бюджета 55252714 рублей (здесь и далее суммы указаны в старом масштабе цен) налога на землю, уплаченного в период с 04.02.97 по 18.10.97 на основании выписанных указанными лесхозами извещений.
Решением от 23.12.97 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, оставленным без изменения апелляционной инстанцией того же суда от 26.02.98, иск удовлетворен, ответчик обязан возвратить истцу из бюджета указанную сумму налога на землю. В иске к Лесогорскому и Выборгскому лесхозам отказано. При этом суд исходил из неправомерности предъявленных к истцу требований об уплате налога на землю, поскольку плата за землю в соответствии с действующим законодательством взимается в составе лесных податей, а лесные подати истцом были уплачены полностью.
В кассационной жалобе ответчик просит принятые судебные акты отменить и истцу в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, решение суда первой инстанции не соответствует закону, поскольку выводы суда противоречивы, суд неправильно применил нормы материального права вследствие ошибочного их толкования. Постановлением Правительства Российской Федерации N 1199, вступившим в силу 18.10.97, утверждены минимальные ставки лесных податей. Согласно постановлению минимальные ставки включают в себя налог на землю. Включение земельного налога на земли лесного фонда в состав минимальных ставок лесных податей исключает возможность освобождения от внесения сумм земельного налога, поскольку уплатившее лесные подати лицо одновременно вносит и налог на землю, включенный в их состав. Статья 103 Лесного кодекса не освобождает от уплаты налога на земли лесного фонда, а устанавливает, что лица, полностью уплатившие лесные подати, в состав которых входит и земельный налог, не обязаны вносить этот налог дополнительно. Дав анализ указанным в жалобе нормативным актам, извещениям лесхозов об уплате лесных податей и земельного налога, платежным поручениям об их уплате, суд апелляционной инстанции сделал неправильный вывод о требованиях ответчика уплачивать земельный налог дополнительно, сверх лесных податей, в состав которых он якобы входил. Сумма лесных податей рассчитывалась по утвержденным распоряжением Правительства Ленинградской области от 17.12.96 N 1320-р ставкам, в состав которых сумма земельного налога не включалась.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы. В отзыве на жалобу истец и его представитель в заседании суда просили оставить жалобу без удовлетворения. Лесогорский и Выборгский лесхозы о времени и месте рассмотрения жалобы извещены, своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что начиная с 04.02.97 Лесогорский и Выборгский лесхозы направляли истцу извещения об уплате лесных податей. При этом помимо лесных податей (плата за лес на корню) в извещениях указывалось на необходимость уплаты налога на землю. На основании этих извещений истцом по платежным поручениям уплачивалась попенная плата, а также налог на землю, на которой производилась заготовка древесины.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли и землепользователи, кроме арендаторов.
Согласно статье 11 Закона "О плате за землю" и пункту 21 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 17.04.95 N 29 по применению указанного Закона налог на земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от оплаты за древесину, отпускаемую на корню.
В силу статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, освобождаются от внесения платы за землю. Освобождение от внесения платы за землю лиц, внесших платежи за пользование лесным фондом, предусмотрено также пунктом 6 Временного положения "О порядке взимания лесных платежей и механизме финансирования охраны, защиты и воспроизводства лесов в Ленинградской области", принятого в соответствии со статьей 47 ЛК РФ и утвержденного постановлением губернатора Ленинградской области от 17.07.97 N 313-пг.
В соответствии с пунктом 4 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" от 19.04.94 N 25, пунктом 3 "Основных положений о порядке и условиях взимания лесных податей" от 14.12.93, утвержденных Госналогслужбой и Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной службой лесного хозяйства России, лесные подати являются платой, взимаемой за отпускаемую на корню древесину. В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда. Указанные положения согласуются с частью третьей статьи 103 ЛК РФ, согласно которой ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, а также со статьей 11 Закона "О плате за землю", предусматривающей специальный порядок взимания налога на земли лесного фонда - в составе платы за пользование лесами.
Согласно статье 104 ЛК РФ ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Ленинградской области от 17.12.96 N 1320-р установлены временные ставки лесных податей, в которые должна включаться плата за землю.
Ссылка в жалобе на то, что сумма налога не включалась в утвержденные распоряжением ставки, является несостоятельной, поскольку распоряжение не содержит правила о начислении или неначислении платы за землю, помимо платы за пользование лесным фондом. Обязательность включения платы за землю в ставки лесных податей предусмотрена вышеуказанным действующим законодательством.
Как видно из материалов дела и кассационной жалобы, сумма лесных податей рассчитывалась по утвержденным распоряжением ставкам. Исчисляемые по утвержденным распоряжением ставкам лесные подати истец уплатил полностью, что подтверждается имеющимися в деле документами. В направляемых истцу лесхозами извещениях суммы налога на землю указаны отдельно, сверх сумм лесных податей. Следовательно, вывод суда первой и апелляционной инстанций о неправомерности предъявляемых истцу требований об уплате налога на землю в связи с его уплатой в составе лесных податей является правильным.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы следует считать необоснованными, а обжалуемые судебные акты - законными.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 23.12.97 и постановление апелляционной инстанции от 26.02.98 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-18190/97 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 20.04.1998 N А56-18190/97
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 1998 года Дело N А56-18190/97
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Почечуева И.П., судей Дмитриева В.В. и Нефедовой О.Ю., при участии от Госналогинспекции по Выборгскому району Ленинградской области Ишукова М.А. (доверенность от 16.03.98 N 12-14/1361), от ЗАО "Тимберлэнд-Выборг" Арапова С.В. (доверенность от 05.01.98), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Выборгскому району Ленинградской области на решение от 23.12.97 (судья Загараева Л.П.) и постановление апелляционной инстанции от 26.02.98 (судьи Блинова Л.В., Орлова Е.А., Лавриненко Т.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-18190/97,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Тимберлэнд-Выборг" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Выборгскому району Ленинградской области (далее - ответчик), Лесогорскому и Выборгскому лесхозам Комитета по лесу Ленинградской области о возврате из бюджета 55252714 рублей (здесь и далее суммы указаны в старом масштабе цен) налога на землю, уплаченного в период с 04.02.97 по 18.10.97 на основании выписанных указанными лесхозами извещений.
Решением от 23.12.97 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, оставленным без изменения апелляционной инстанцией того же суда от 26.02.98, иск удовлетворен, ответчик обязан возвратить истцу из бюджета указанную сумму налога на землю. В иске к Лесогорскому и Выборгскому лесхозам отказано. При этом суд исходил из неправомерности предъявленных к истцу требований об уплате налога на землю, поскольку плата за землю в соответствии с действующим законодательством взимается в составе лесных податей, а лесные подати истцом были уплачены полностью.
В кассационной жалобе ответчик просит принятые судебные акты отменить и истцу в иске отказать.
По мнению подателя жалобы, решение суда первой инстанции не соответствует закону, поскольку выводы суда противоречивы, суд неправильно применил нормы материального права вследствие ошибочного их толкования. Постановлением Правительства Российской Федерации N 1199, вступившим в силу 18.10.97, утверждены минимальные ставки лесных податей. Согласно постановлению минимальные ставки включают в себя налог на землю. Включение земельного налога на земли лесного фонда в состав минимальных ставок лесных податей исключает возможность освобождения от внесения сумм земельного налога, поскольку уплатившее лесные подати лицо одновременно вносит и налог на землю, включенный в их состав. Статья 103 Лесного кодекса не освобождает от уплаты налога на земли лесного фонда, а устанавливает, что лица, полностью уплатившие лесные подати, в состав которых входит и земельный налог, не обязаны вносить этот налог дополнительно. Дав анализ указанным в жалобе нормативным актам, извещениям лесхозов об уплате лесных податей и земельного налога, платежным поручениям об их уплате, суд апелляционной инстанции сделал неправильный вывод о требованиях ответчика уплачивать земельный налог дополнительно, сверх лесных податей, в состав которых он якобы входил. Сумма лесных податей рассчитывалась по утвержденным распоряжением Правительства Ленинградской области от 17.12.96 N 1320-р ставкам, в состав которых сумма земельного налога не включалась.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы. В отзыве на жалобу истец и его представитель в заседании суда просили оставить жалобу без удовлетворения. Лесогорский и Выборгский лесхозы о времени и месте рассмотрения жалобы извещены, своих представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что начиная с 04.02.97 Лесогорский и Выборгский лесхозы направляли истцу извещения об уплате лесных податей. При этом помимо лесных податей (плата за лес на корню) в извещениях указывалось на необходимость уплаты налога на землю. На основании этих извещений истцом по платежным поручениям уплачивалась попенная плата, а также налог на землю, на которой производилась заготовка древесины.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Ежегодным земельным налогом облагаются собственники земли и землепользователи, кроме арендаторов.
Согласно статье 11 Закона "О плате за землю" и пункту 21 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 17.04.95 N 29 по применению указанного Закона налог на земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы площади освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых проводится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере пяти процентов от оплаты за древесину, отпускаемую на корню.
В силу статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, освобождаются от внесения платы за землю. Освобождение от внесения платы за землю лиц, внесших платежи за пользование лесным фондом, предусмотрено также пунктом 6 Временного положения "О порядке взимания лесных платежей и механизме финансирования охраны, защиты и воспроизводства лесов в Ленинградской области", принятого в соответствии со статьей 47 ЛК РФ и утвержденного постановлением губернатора Ленинградской области от 17.07.97 N 313-пг.
В соответствии с пунктом 4 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации "О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню" от 19.04.94 N 25, пунктом 3 "Основных положений о порядке и условиях взимания лесных податей" от 14.12.93, утвержденных Госналогслужбой и Министерством финансов Российской Федерации, Федеральной службой лесного хозяйства России, лесные подати являются платой, взимаемой за отпускаемую на корню древесину. В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда. Указанные положения согласуются с частью третьей статьи 103 ЛК РФ, согласно которой ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, а также со статьей 11 Закона "О плате за землю", предусматривающей специальный порядок взимания налога на земли лесного фонда - в составе платы за пользование лесами.
Согласно статье 104 ЛК РФ ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Ленинградской области от 17.12.96 N 1320-р установлены временные ставки лесных податей, в которые должна включаться плата за землю.
Ссылка в жалобе на то, что сумма налога не включалась в утвержденные распоряжением ставки, является несостоятельной, поскольку распоряжение не содержит правила о начислении или неначислении платы за землю, помимо платы за пользование лесным фондом. Обязательность включения платы за землю в ставки лесных податей предусмотрена вышеуказанным действующим законодательством.
Как видно из материалов дела и кассационной жалобы, сумма лесных податей рассчитывалась по утвержденным распоряжением ставкам. Исчисляемые по утвержденным распоряжением ставкам лесные подати истец уплатил полностью, что подтверждается имеющимися в деле документами. В направляемых истцу лесхозами извещениях суммы налога на землю указаны отдельно, сверх сумм лесных податей. Следовательно, вывод суда первой и апелляционной инстанций о неправомерности предъявляемых истцу требований об уплате налога на землю в связи с его уплатой в составе лесных податей является правильным.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы следует считать необоснованными, а обжалуемые судебные акты - законными.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.12.97 и постановление апелляционной инстанции от 26.02.98 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-18190/97 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
ПОЧЕЧУЕВ И.П.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
НЕФЕДОВА О.Ю.
ПОЧЕЧУЕВ И.П.
Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
НЕФЕДОВА О.Ю.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)