Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 6 марта 2000 г. Дело N А33-9021/99-С3а-Ф02-331/00-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Елфимовой Г.В.,
при участии в заседании: представителей Государственной налоговой инспекции по городу Минусинску и Минусинскому району Извековой О.М. (доверенность от 3 марта 2000 года 3606-03) и Ломанцова Ю.А. (доверенность от 3 марта 2000 года 3605-3),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по городу Минусинску и Минусинскому району на решение от 26 октября 1999 года и постановление апелляционной инстанции от 22 декабря 1999 года Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-9021/99-С3а (суд первой инстанции: Плотников А.А., Гурский А.Ф., Радзиховская В.В., суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Цыганкова И.Н., Кириллова Н.А.),
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Интерэкспорт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Минусинску и Минусинскому району (далее - Госналогинспекция) о признании недействительным предписания от 29.07.1999 78 о приостановлении операций по расчетному счету ООО "Интерэкспорт".
Решением суда первой инстанции от 26 октября 1999 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 22 декабря 1999 года решение суда первой инстанции от 26 октября 1999 года оставлено без изменения.
Госналогинспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и отказать ООО "Интерэкспорт" в иске.
По мнению заявителя кассационной жалобы, платежи за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы, как уплачиваемые на возмездной основе и в соответствии с лицензией на право пользования недрами, являются лицензионными сборами. При этом указанные платежи имеют строгое целевое назначение и поступают в соответствующие целевые фонды, поэтому их неуплата при переходе на упрощенную систему налогообложения влечет ничем не компенсируемое выпадение поступлений в эти фонды.
Поэтому Госналогинспекция считает, что истец, применяющий упрощенную систему налогообложения, обязан уплачивать платежи за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы, и, соответственно, представлять в налоговые органы расчеты по указанным платежам по формам, предусмотренным Инструкцией Министерства финансов Российской Федерации и Госналогслужбы Российской Федерации от 04.02.1993 8 и Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 31.12.1996 44.
В связи с этим, ответчик в кассационной жалобе указывает, что на основании пункта 6 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" правомерно приостановил операции по расчетному счету истца предписанием от 29.07.1999 78.
ООО "Интерэкспорт" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами Госналогинспекции, указав, что платежи за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы являются налогами, поэтому истец в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" не должен производить указанные платежи. Также истец указывает, что предписание Госналогинспекции от 29.07.1999 78 о приостановлении операций по расчетному счету ООО "Интерэкспорт" противоречит требованиям статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Госналогинспекции в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы.
ООО "Интерэкспорт", будучи извещенным о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы (уведомление от 11 февраля 2000 года 821), своих представителей на заседание не направило, поэтому дело рассматривается без их участия.
Проверив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" ООО "Интерэкспорт" с 1996 года применяет упрощенную систему налогообложения.
Согласно пункту 2 статьи 1 названного Федерального закона применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. При этом для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, Государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Таким образом, ООО "Интерэкспорт", за исключением единого налога и прямо названных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, все прочие налоги и сборы, в том числе платежи за право пользования недрами и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы, не уплачивает.
Поскольку к лицензионным сборам относятся сборы, которые уплачиваются за выдачу лицензий, в том числе предусмотренный статьей 45 Закона Российской Федерации "О недрах" сбор за выдачу лицензии на право пользование недрами, то доводы кассационной жалобы о том, что платежи за право пользования недрами и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы относятся к лицензионным сборам не основаны на законе.
Так как ООО "Интерэкспорт" не является плательщиком платежей за право пользования недрами и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, то в соответствии с пунктом 18 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 31.12.1996 44, пунктом 23 Инструкции Министерства финансов Российской Федерации и Госналогслужбы от 04.02.1993 8, статьей 3 и пунктом 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьей 23 Налогового Кодекса Российской Федерации он не обязан предоставлять в налоговые органы расчеты этих платежей и отчислений, поскольку такая обязанность согласно указанным правовым нормам возложена на плательщиков соответствующих налогов и сборов.
Кроме того, из предписания Госналогинспекции от 29.07.1999 78 следует, что приостановление операций по расчетному счету истца было произведено за непредставление им расчетов платежей за право пользования недрами и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы за 1996 - 1998 годы на основании пункта 6 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР".
Между тем на дату выдачи предписания право налоговых органов приостанавливать операции по счетам налогоплательщика предусмотрено только статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации и является мерой обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, которая может быть принята только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.
Поскольку ответчиком не было представлено доказательств вынесения решения о взыскании с истца платежей за право пользования недрами и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы за 1996 - 1998 годы, то в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации Госналогинспекция не имела правовых оснований для приостановления операций по расчетному счету истца.
При этом кассационная инстанция учитывает, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому пункт 6 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР", предусматривающий возможность приостанавливать операции по расчетным счетам налогоплательщиков за непредставление ими налоговых деклараций (расчетов), противоречит статье 76 Налогового кодекса Российской Федерации, вследствие чего не подлежит применению.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что суд правомерно признал недействительным предписание Госналогинспекции от 29.07.1999 78, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для изменения или отмены состоявшихся по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
Решение от 26 октября 1999 года и постановление апелляционной инстанции от 22 декабря 1999 года Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-9021/99-С3а оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 06.03.2000 N А33-9021/99-С3А-Ф02-331/00-С1
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 6 марта 2000 г. Дело N А33-9021/99-С3а-Ф02-331/00-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Брюхановой Т.А., Елфимовой Г.В.,
при участии в заседании: представителей Государственной налоговой инспекции по городу Минусинску и Минусинскому району Извековой О.М. (доверенность от 3 марта 2000 года 3606-03) и Ломанцова Ю.А. (доверенность от 3 марта 2000 года 3605-3),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по городу Минусинску и Минусинскому району на решение от 26 октября 1999 года и постановление апелляционной инстанции от 22 декабря 1999 года Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-9021/99-С3а (суд первой инстанции: Плотников А.А., Гурский А.Ф., Радзиховская В.В., суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Цыганкова И.Н., Кириллова Н.А.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Интерэкспорт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Государственной налоговой инспекции по городу Минусинску и Минусинскому району (далее - Госналогинспекция) о признании недействительным предписания от 29.07.1999 78 о приостановлении операций по расчетному счету ООО "Интерэкспорт".
Решением суда первой инстанции от 26 октября 1999 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 22 декабря 1999 года решение суда первой инстанции от 26 октября 1999 года оставлено без изменения.
Госналогинспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и отказать ООО "Интерэкспорт" в иске.
По мнению заявителя кассационной жалобы, платежи за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы, как уплачиваемые на возмездной основе и в соответствии с лицензией на право пользования недрами, являются лицензионными сборами. При этом указанные платежи имеют строгое целевое назначение и поступают в соответствующие целевые фонды, поэтому их неуплата при переходе на упрощенную систему налогообложения влечет ничем не компенсируемое выпадение поступлений в эти фонды.
Поэтому Госналогинспекция считает, что истец, применяющий упрощенную систему налогообложения, обязан уплачивать платежи за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы, и, соответственно, представлять в налоговые органы расчеты по указанным платежам по формам, предусмотренным Инструкцией Министерства финансов Российской Федерации и Госналогслужбы Российской Федерации от 04.02.1993 8 и Инструкцией Госналогслужбы Российской Федерации от 31.12.1996 44.
В связи с этим, ответчик в кассационной жалобе указывает, что на основании пункта 6 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР" правомерно приостановил операции по расчетному счету истца предписанием от 29.07.1999 78.
ООО "Интерэкспорт" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами Госналогинспекции, указав, что платежи за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы являются налогами, поэтому истец в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" не должен производить указанные платежи. Также истец указывает, что предписание Госналогинспекции от 29.07.1999 78 о приостановлении операций по расчетному счету ООО "Интерэкспорт" противоречит требованиям статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители Госналогинспекции в судебном заседании поддержали доводы кассационной жалобы.
ООО "Интерэкспорт", будучи извещенным о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы (уведомление от 11 февраля 2000 года 821), своих представителей на заседание не направило, поэтому дело рассматривается без их участия.
Проверив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, заслушав представителей ответчика, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" ООО "Интерэкспорт" с 1996 года применяет упрощенную систему налогообложения.
Согласно пункту 2 статьи 1 названного Федерального закона применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. При этом для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, Государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Таким образом, ООО "Интерэкспорт", за исключением единого налога и прямо названных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, все прочие налоги и сборы, в том числе платежи за право пользования недрами и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы, не уплачивает.
Поскольку к лицензионным сборам относятся сборы, которые уплачиваются за выдачу лицензий, в том числе предусмотренный статьей 45 Закона Российской Федерации "О недрах" сбор за выдачу лицензии на право пользование недрами, то доводы кассационной жалобы о том, что платежи за право пользования недрами и отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы относятся к лицензионным сборам не основаны на законе.
Так как ООО "Интерэкспорт" не является плательщиком платежей за право пользования недрами и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, то в соответствии с пунктом 18 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 31.12.1996 44, пунктом 23 Инструкции Министерства финансов Российской Федерации и Госналогслужбы от 04.02.1993 8, статьей 3 и пунктом 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", статьей 23 Налогового Кодекса Российской Федерации он не обязан предоставлять в налоговые органы расчеты этих платежей и отчислений, поскольку такая обязанность согласно указанным правовым нормам возложена на плательщиков соответствующих налогов и сборов.
Кроме того, из предписания Госналогинспекции от 29.07.1999 78 следует, что приостановление операций по расчетному счету истца было произведено за непредставление им расчетов платежей за право пользования недрами и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы за 1996 - 1998 годы на основании пункта 6 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР".
Между тем на дату выдачи предписания право налоговых органов приостанавливать операции по счетам налогоплательщика предусмотрено только статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации и является мерой обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, которая может быть принята только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.
Поскольку ответчиком не было представлено доказательств вынесения решения о взыскании с истца платежей за право пользования недрами и отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы за 1996 - 1998 годы, то в соответствии со статьей 76 Налогового кодекса Российской Федерации Госналогинспекция не имела правовых оснований для приостановления операций по расчетному счету истца.
При этом кассационная инстанция учитывает, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому пункт 6 статьи 7 Закона РСФСР "О Государственной налоговой службе РСФСР", предусматривающий возможность приостанавливать операции по расчетным счетам налогоплательщиков за непредставление ими налоговых деклараций (расчетов), противоречит статье 76 Налогового кодекса Российской Федерации, вследствие чего не подлежит применению.
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что суд правомерно признал недействительным предписание Госналогинспекции от 29.07.1999 78, правильно применил нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для изменения или отмены состоявшихся по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 26 октября 1999 года и постановление апелляционной инстанции от 22 декабря 1999 года Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-9021/99-С3а оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Г.Н.БОРИСОВ
Г.Н.БОРИСОВ
Судьи:
Т.А.БРЮХАНОВА
Г.В.ЕЛФИМОВА
Т.А.БРЮХАНОВА
Г.В.ЕЛФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)