Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 08.07.2003 N А48-407/03-19

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 8 июля 2003 г. Дело N А48-407/03-19

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Заводскому району г. Орла на Решение от 07.04.2003 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-407/03-19,
УСТАНОВИЛ:

Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ (далее Сбербанк) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о признании незаконными действий ИМНС РФ по Заводскому району г. Орла, связанных с проверкой сведений для уплаты авансовых платежей и налога на прибыль по Орловскому ОСБ N 8595 за 9 месяцев 2002 г. и перерасчетом авансовых платежей по налогу на прибыль за 4 квартал 2002 г.; признать незаконным Решение этой же инспекции от 30.12.2002 N 875; обязать инспекцию внести изменения в лицевые карточки по учету налоговых обязательств банка по налогу на прибыль в части расчетов с бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом: исправив запись в лицевой карточке налогового органа о доначислении авансовых платежей по налогу на прибыль в части расчетов с местным бюджетом по сроку 28.10.2002 - 10476 руб. 28.11.2002 - 10476 руб. 28.12.2002 - 10478 руб., а всего 31430 руб., исправив запись в лицевой карточке налогового органа об уменьшении авансовых платежей по налогу на прибыль в части расчетов с бюджетом субъекта РФ по сроку 28.10.2002 - 10968 руб. 28.11.2002 - 10968 руб., 28.12.2002 - 10968 руб., а всего на 32904 руб.
Решением от 07.04.2003 Арбитражного суда Орловской области заявленные требования удовлетворены.
Апелляционная жалоба не подавалась.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить Решение от 07.04.2003 и принять новое решение.
Проверив материалы дела, заслушав представителей Сбербанка, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как установлено судом, во исполнение положений ст. 288 НК РФ Сбербанком 25.10.2002 в налоговый орган по месту нахождения МИМНС N 44 по г. Москве была представлена налоговая декларация по налогу на прибыль за 9 месяцев 2002 г. 31.10.2002 Сбербанком в МИМНС РФ N 44 по г. Москве была предоставлена уточненная налоговая декларация по налогу прибыль. В налоговый орган - ИМНС РФ по Заводскому району г. Орла, по нахождения обособленного подразделения - Орловского отделения Сбербанка N 8595 налогоплательщиком был представлен титульный лист декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2002 г. и выписка из Приложения N 5а к листу 02, в котором содержался расчет авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих к уплате в бюджет субъекта РФ (Орловской области) и местные бюджеты в 4 квартале 2002 г. В соответствии с Приложением N 5а к листу 02 сумма налога на прибыль за 9 месяцев 2002 г., подлежащая к уплате в бюджет субъекта РФ, составила 2064410 руб., а в местный бюджет составила 284746 руб. В соответствии с указанным приложением авансовые платежи в 4 квартале 2002 г. должны быть уплачены Орловским отделением Сбербанка N 8595 в бюджет субъекта в сумме 1695872 руб., а в местный бюджет в сумме 197945 руб.
Налоговым органом по месту нахождения Орловского отделения Сбербанка N 8595 по результатам камеральной проверки титульного листа налоговой декларации и приложения N 5а к листу 02, принято Решение от 30.12.2002 N 875, которым внесены изменения в расчет сумм авансовых платежей по налогу на прибыль, подлежащих уплате в 4 квартале 2002 г. в местный и областной бюджеты, а именно: произведено доначисление авансовых платежей по налогу на прибыль по местному бюджету по срокам уплаты 28.10.2002 - 10476 руб., 28.11.2002 - 10476 руб., 28.12.2002 - 10478 руб., всего - 31430 руб., и уменьшение авансовых платежей по налогу на прибыль по областному бюджету по срокам уплаты: 28.10.2002 - 10968 руб., 28.11.2002 - 10968 руб., 28.12.2002 - 10968 руб. всего - 32904 руб.
При вынесении этого решения инспекция руководствовалась ст. 286 НК РФ, которая регламентирует общий порядок исчисления налога и авансовых платежей налогоплательщиком.
Сбербанк, показывая долю авансовых платежей, подлежащих уплате обособленным подразделениям в 4 квартале 2002 г., исходил из специальной нормы, предусмотренной ст. 288 НК Российской Федерации.
Суд посчитал, что указанное решение руководителя ИМНС и последующие действия налогового органа по изменению учетных данных по суммам авансовых платежей, подлежащих уплате Сбербанком по месту нахождения обособленного подразделения, являются незаконными в связи с неправильным применением руководителем ИМНС норм налогового законодательства, поскольку исчисление налога на прибыль и авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет субъекта РФ и местный бюджет, налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения, должно производиться в соответствии с положениями ст. 288 НК РФ.
Статьей 288 НК РФ установлены особенности исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения. Согласно п. 2 указанной статьи уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, в целом по налогоплательщику. При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений (п. 3).
Учитывая, что исчисление и уплата авансовых платежей по месту нахождения обособленного подразделения законодатель установил производить исходя из доли прибыли, приходящейся на обособленные подразделения, Сбербанк, применяя такой показатель как среднесписочная численность работников, в порядке, предусмотренном этой статьей, определил эту долю прибыли для обособленного подразделения и соответственно долю авансовых платежей, подлежащих уплате в 4 квартале 2002 г.
При этом общая сумма авансовых платежей, подлежащих зачислению в доходную часть бюджета субъекта РФ и бюджета муниципального образования, по данным Сбербанка оказалась больше на 1474 руб., чем по порядку исчисления авансовых платежей, примененному налоговым органом в соответствии со ст. 286 НК РФ; по данным инспекции изменены лишь суммы в сторону увеличения в отношении авансовых платежей по налогу на прибыль по местному бюджету, и в сторону уменьшения - по областному бюджету.
Учитывая, что ст. 286 НК РФ по отношению к ст. 288 НК РФ является общей нормой, Арбитражный суд Орловской области правомерно применил по делу специальную норму, содержащуюся в ст. 288 НК РФ об особенностях исчисления и уплаты авансовых платежей и налога налогоплательщиком, имеющим обособленные подразделения.
Одновременно суд обоснованно сослался также на то, что нельзя признать правильным произведенное доначисление и уменьшение авансовых платежей лишь на основании исчисленных Сбербанком сумм, подлежащих уплате только одним обособленным подразделением - Орловским отделением Сбербанка N 8595 за 1 полугодие и 9 месяцев 2002 г. без проверки общей суммы прибыли, полученной Сбербанком, и правильности распределения ее между Сбербанком и его другими обособленными подразделениями, это влечет изменение данных налогового учета налогоплательщика - Сбербанка РФ. Налоговый орган не проверял правильность определения доли прибыли, приходящейся на Орловское отделение Сбербанка N 8595, поэтому выводы камеральной проверки не могут быть положены в основу решения налогового органа.
Поскольку оспариваемым решением были нарушены права налогоплательщика ввиду неправомерного начисления пеней за несвоевременную уплату платежей по налогу на прибыль по местному бюджету, у суда имелись правовые основания для удовлетворения заявленных требований налогоплательщика.
В силу изложенного, доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 07.04.2003 Арбитражного суда Орловской области по делу N А48-407/03-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)