Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 24 февраля 2005 г. Дело N А19-29958/04-44
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Скубаевым А.И.,
при участии в заседании:
от заявителя: Прокопьевой А.В. - дов. от 14.07.2004,
от ответчика: директора,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МИМНС РФ N 18 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) к МОУ "Шелеховский лицей" (далее - ответчик) о взыскании 703840,54 руб.,
налоговая инспекция области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с ответчика 703840,54 руб. недоимки по налогам, пеней и налоговых санкций.
В связи с преобразованием налоговой инспекции в соответствии со ст. 48 АПК РФ суд произвел замену истца на его правопреемника - МИФНС РФ N 1 по Иркутской области и УОБАО.
Заявитель в судебном заседании требования поддерживает полностью. Ответчик в судебном заседании заявленные требования признал частично, свою позицию изложил в отзыве на заявление.
Суд выслушал представителей сторон, исследовал представленные документы и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка по вопросам учета доходов физических лиц и полноты отражения их в представленных в налоговые органы сведениях, проверки правильности исчисления, удержания, своевременности уплаты и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В ходе проведения проверки было установлено следующее.
При проверке налоговых карточек за 2002 - 2004 годы выявлено, что организацией в нарушение подпунктов 3, 4 п. 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ - налоговым агентом предоставлен налоговый вычет в размере 400 рублей на работника и 300 рублей на каждого ребенка в отношении дохода, превышающего 20000 рублей.
В соответствии с вышеуказанной нормой, начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20000 рублей, налоговый вычет не применяется. В результате проверки выявлен недобор налога на доходы физических лиц за 2003 год в трех налоговых карточках в сумме 312 рублей.
Организацией в нарушение п. 3 ст. 218 Налогового кодекса РФ - налоговым агентом предоставлен стандартный налоговый вычет без представления налогоплательщиком письменного заявления. Установленные настоящей статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на налоговые вычеты. При проверке выявлен недобор (неуплата) налога на доходы физических лиц за 2003 год в одной налоговой карточке в сумме 156 рублей.
Итого в результате проверки доначислено НДФЛ за 2003 год в сумме 468 рублей.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ за неуплату НДФЛ начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате НДФЛ в сумме 72,55 рубля. При проверке первичных кассовых и банковских документов за период с 01.12.2001 по 01.08.2004 выявлено, что организацией нарушены порядок и сроки уплаты налога на доходы физических лиц в бюджет, установленные статьей 45 и п. 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ, в которой установлено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. За проверяемый период выявлены нарушения в перечислении налога на доходы физических лиц, т.е. налог перечислен в более поздние сроки.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в сумме 4494,56 рубля.
Таким образом, налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, за которое предусмотрена налоговая ответственность в соответствии с п. 1 ст. 123 НК РФ, а именно невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет.
При проверке индивидуальных карточек выявлено, что организацией в нарушение статьи 237 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учтены не все выплаты и вознаграждения, т.е. не включены в налоговую базу для исчисления ЕСН не принятые к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов по государственному социальному страхованию по решению от 01.10.2003 N 20 в сумме 2580 рублей, в том числе: февраль 2001 г. - 713,00 руб., май 2001 г. - 583,00 руб., октябрь 2001 г. - 69,00 руб., декабрь 2001 г. - 677,00 руб., март 2002 г. - 172,00 руб., апрель 2002 г. - 269,00 руб., март 2003 г. - 77,00 руб., июнь 2003 г. - 20,00 руб.
В результате проверки доначислено ЕСН в сумме 918,48 рубля, в том числе:
а) ЕСН в федеральный бюджет - 722,40 руб.;
б) ЕСН в ФСС РФ - 103,20 руб.;
в) ЕСН в ФФОМС - 5,16 руб.;
г) ЕСН в ТФОМС - 87,72 руб.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ за невыполнение налогоплательщиком обязанности по уплате единого социального налога начислена пеня в сумме 632,46 руб., в том числе:
а) ЕСН в федеральный бюджет - 496,88 руб.;
б) ЕСН в ФСС РФ - 71,36 руб.;
в) ЕСН в ФФОМС - 3,57 руб.;
г) ЕСН в ТФОМС - 60,65 руб.
Кроме того, МОУ "Шелеховский лицей" при исчислении ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет за 2002 - 2003 год, согласно налоговой декларации по ЕСН, применен налоговый вычет в размере начисленных страховых взносов на обязательное страхование - 1255232,12 рубля, в том числе за 2002 год - 6184489,12 руб., за 2003 год - 636743 руб. (код строки 0500, лист 05 налоговой декларации по ЕСН за 2002, 2003 год).
Сумма фактически уплаченных страховых взносов за 2002, 2003 год по состоянию на 14.04.2004 составила 783177,19 рубля, в том числе за 2002 год - 146471,34 руб., за 2003 год - 636705,85 рубля.
Сумма налогового вычета, установленная в ходе проверки, составила 783177,19 рубля. Таким образом, сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса на 472054,93 рубля и является занижением суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет. Налоговым органом было доначислено в федеральный бюджет 472054,93 рубля, в том числе: за 2002 год - 472017,78 рубля, за 2003 год - 37,15 рубля.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса за неисполнение обязанности по уплате налога начислена пеня в сумме 130511,28 рубля.
Таким образом, по мнению налогового органа, налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, а именно неуплата ЕСН в результате занижения налогооблагаемой базы, и он привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 94594,68 руб. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки заместителем руководителя Межрайонной ИМНС РФ N 18 по Иркутской области было принято решение N 11-1301 от 19.10.2004 о привлечении МОУ "Шелеховский лицей" к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 123 НК РФ и п. 1 ст. 122 НК РФ.
Решение N 11-1301 и требования N 3025 и N 08-114 были вручены ответчику лично, однако налог, пени и штраф в добровольном порядке до настоящего времени не уплачены. В соответствии со ст. 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Ответчик лишь оспаривает законность наложения штрафа в сумме 94594,68 руб. и начисления пеней в сумме 130511,28 руб.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования налогового органа не подлежат удовлетворению в части наложения штрафа в сумме 94594,68 руб. по следующим основаниям.
Как установлено п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.
В соответствии со ст. 24 указанного Закона, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 данного Закона.
Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
С учетом изложенного ответчик был вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период, и даже в случае отсутствия фактической уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма примененного вычета может быть признана занижением суммы налога только с 15-го числа месяца следующего отчетного (налогового) периода, но не в отчетном (налоговом) периоде, за который произведены вычеты.
Правильность определения ответчиком суммы вычета за 2003 г. в соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" налоговым органом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Как видно из материалов дела, исчисленная ответчиком сумма страховых взносов, по которой применен налоговый вычет, фактически уплачена в бюджет частично, т.е. речь может идти только о неполной уплате страховых взносов. Однако налоговый орган необоснованно отождествляет недоимку, возникшую в результате неполной уплаты правильно исчисленного налога, с задолженностью, возникшей в результате занижения налога из-за занижения налоговой базы либо иного неправильного исчисления налога.
Таким образом, налоговым органом не доказано наличие в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично, а именно с ответчика надлежит взыскать:
- налог на доходы физических лиц в размере 468 руб.;
- единый социальный налог в размере 472973,41 руб.;
- пени за несвоевременную уплату налогов в размере 135710,85 руб., в том числе НДФЛ - 4567,11 руб., ЕСН - 131143,74 руб.;
- штраф в соответствии с п. 1 ст. 123 НК РФ по НДФЛ в размере 93,60 руб.
Всего надлежит взыскать 609245,86 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 110 АПК РФ на ответчика возлагаются расходы по уплате госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 212 - 216 АПК РФ, арбитражный суд
заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образовательного учреждения "Шелеховский лицей" (находящегося по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Орловских комсомольцев, а/я 29, свидетельство о государственной регистрации N 193 от 10.03.2000, выданное администрацией г. Шелехова) 609245,86 руб. недоимки по налогам, пеней и налоговых санкций с зачислением в соответствующие бюджеты.
И в доход федерального бюджета в уплату расходов по госпошлине 12592,46 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
от 24 февраля 2005 г. Дело N А19-29958/04-44
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Скубаевым А.И.,
при участии в заседании:
от заявителя: Прокопьевой А.В. - дов. от 14.07.2004,
от ответчика: директора,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МИМНС РФ N 18 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) к МОУ "Шелеховский лицей" (далее - ответчик) о взыскании 703840,54 руб.,
налоговая инспекция области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с ответчика 703840,54 руб. недоимки по налогам, пеней и налоговых санкций.
В связи с преобразованием налоговой инспекции в соответствии со ст. 48 АПК РФ суд произвел замену истца на его правопреемника - МИФНС РФ N 1 по Иркутской области и УОБАО.
Заявитель в судебном заседании требования поддерживает полностью. Ответчик в судебном заседании заявленные требования признал частично, свою позицию изложил в отзыве на заявление.
Суд выслушал представителей сторон, исследовал представленные документы и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка по вопросам учета доходов физических лиц и полноты отражения их в представленных в налоговые органы сведениях, проверки правильности исчисления, удержания, своевременности уплаты и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В ходе проведения проверки было установлено следующее.
При проверке налоговых карточек за 2002 - 2004 годы выявлено, что организацией в нарушение подпунктов 3, 4 п. 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ - налоговым агентом предоставлен налоговый вычет в размере 400 рублей на работника и 300 рублей на каждого ребенка в отношении дохода, превышающего 20000 рублей.
В соответствии с вышеуказанной нормой, начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20000 рублей, налоговый вычет не применяется. В результате проверки выявлен недобор налога на доходы физических лиц за 2003 год в трех налоговых карточках в сумме 312 рублей.
Организацией в нарушение п. 3 ст. 218 Налогового кодекса РФ - налоговым агентом предоставлен стандартный налоговый вычет без представления налогоплательщиком письменного заявления. Установленные настоящей статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на налоговые вычеты. При проверке выявлен недобор (неуплата) налога на доходы физических лиц за 2003 год в одной налоговой карточке в сумме 156 рублей.
Итого в результате проверки доначислено НДФЛ за 2003 год в сумме 468 рублей.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ за неуплату НДФЛ начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате НДФЛ в сумме 72,55 рубля. При проверке первичных кассовых и банковских документов за период с 01.12.2001 по 01.08.2004 выявлено, что организацией нарушены порядок и сроки уплаты налога на доходы физических лиц в бюджет, установленные статьей 45 и п. 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ, в которой установлено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. За проверяемый период выявлены нарушения в перечислении налога на доходы физических лиц, т.е. налог перечислен в более поздние сроки.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в сумме 4494,56 рубля.
Таким образом, налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, за которое предусмотрена налоговая ответственность в соответствии с п. 1 ст. 123 НК РФ, а именно невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет.
При проверке индивидуальных карточек выявлено, что организацией в нарушение статьи 237 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учтены не все выплаты и вознаграждения, т.е. не включены в налоговую базу для исчисления ЕСН не принятые к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов по государственному социальному страхованию по решению от 01.10.2003 N 20 в сумме 2580 рублей, в том числе: февраль 2001 г. - 713,00 руб., май 2001 г. - 583,00 руб., октябрь 2001 г. - 69,00 руб., декабрь 2001 г. - 677,00 руб., март 2002 г. - 172,00 руб., апрель 2002 г. - 269,00 руб., март 2003 г. - 77,00 руб., июнь 2003 г. - 20,00 руб.
В результате проверки доначислено ЕСН в сумме 918,48 рубля, в том числе:
а) ЕСН в федеральный бюджет - 722,40 руб.;
б) ЕСН в ФСС РФ - 103,20 руб.;
в) ЕСН в ФФОМС - 5,16 руб.;
г) ЕСН в ТФОМС - 87,72 руб.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ за невыполнение налогоплательщиком обязанности по уплате единого социального налога начислена пеня в сумме 632,46 руб., в том числе:
а) ЕСН в федеральный бюджет - 496,88 руб.;
б) ЕСН в ФСС РФ - 71,36 руб.;
в) ЕСН в ФФОМС - 3,57 руб.;
г) ЕСН в ТФОМС - 60,65 руб.
Кроме того, МОУ "Шелеховский лицей" при исчислении ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет за 2002 - 2003 год, согласно налоговой декларации по ЕСН, применен налоговый вычет в размере начисленных страховых взносов на обязательное страхование - 1255232,12 рубля, в том числе за 2002 год - 6184489,12 руб., за 2003 год - 636743 руб. (код строки 0500, лист 05 налоговой декларации по ЕСН за 2002, 2003 год).
Сумма фактически уплаченных страховых взносов за 2002, 2003 год по состоянию на 14.04.2004 составила 783177,19 рубля, в том числе за 2002 год - 146471,34 руб., за 2003 год - 636705,85 рубля.
Сумма налогового вычета, установленная в ходе проверки, составила 783177,19 рубля. Таким образом, сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса на 472054,93 рубля и является занижением суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет. Налоговым органом было доначислено в федеральный бюджет 472054,93 рубля, в том числе: за 2002 год - 472017,78 рубля, за 2003 год - 37,15 рубля.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса за неисполнение обязанности по уплате налога начислена пеня в сумме 130511,28 рубля.
Таким образом, по мнению налогового органа, налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, а именно неуплата ЕСН в результате занижения налогооблагаемой базы, и он привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 94594,68 руб. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки заместителем руководителя Межрайонной ИМНС РФ N 18 по Иркутской области было принято решение N 11-1301 от 19.10.2004 о привлечении МОУ "Шелеховский лицей" к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 123 НК РФ и п. 1 ст. 122 НК РФ.
Решение N 11-1301 и требования N 3025 и N 08-114 были вручены ответчику лично, однако налог, пени и штраф в добровольном порядке до настоящего времени не уплачены. В соответствии со ст. 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Ответчик лишь оспаривает законность наложения штрафа в сумме 94594,68 руб. и начисления пеней в сумме 130511,28 руб.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования налогового органа не подлежат удовлетворению в части наложения штрафа в сумме 94594,68 руб. по следующим основаниям.
Как установлено п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.
В соответствии со ст. 24 указанного Закона, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 данного Закона.
Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
С учетом изложенного ответчик был вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период, и даже в случае отсутствия фактической уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма примененного вычета может быть признана занижением суммы налога только с 15-го числа месяца следующего отчетного (налогового) периода, но не в отчетном (налоговом) периоде, за который произведены вычеты.
Правильность определения ответчиком суммы вычета за 2003 г. в соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" налоговым органом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Как видно из материалов дела, исчисленная ответчиком сумма страховых взносов, по которой применен налоговый вычет, фактически уплачена в бюджет частично, т.е. речь может идти только о неполной уплате страховых взносов. Однако налоговый орган необоснованно отождествляет недоимку, возникшую в результате неполной уплаты правильно исчисленного налога, с задолженностью, возникшей в результате занижения налога из-за занижения налоговой базы либо иного неправильного исчисления налога.
Таким образом, налоговым органом не доказано наличие в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично, а именно с ответчика надлежит взыскать:
- налог на доходы физических лиц в размере 468 руб.;
- единый социальный налог в размере 472973,41 руб.;
- пени за несвоевременную уплату налогов в размере 135710,85 руб., в том числе НДФЛ - 4567,11 руб., ЕСН - 131143,74 руб.;
- штраф в соответствии с п. 1 ст. 123 НК РФ по НДФЛ в размере 93,60 руб.
Всего надлежит взыскать 609245,86 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 110 АПК РФ на ответчика возлагаются расходы по уплате госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 212 - 216 АПК РФ, арбитражный суд
заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образовательного учреждения "Шелеховский лицей" (находящегося по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Орловских комсомольцев, а/я 29, свидетельство о государственной регистрации N 193 от 10.03.2000, выданное администрацией г. Шелехова) 609245,86 руб. недоимки по налогам, пеней и налоговых санкций с зачислением в соответствующие бюджеты.
И в доход федерального бюджета в уплату расходов по госпошлине 12592,46 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 24.02.2005 ПО ДЕЛУ N А19-29958/04-44
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2005 г. Дело N А19-29958/04-44
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Скубаевым А.И.,
при участии в заседании:
от заявителя: Прокопьевой А.В. - дов. от 14.07.2004,
от ответчика: директора,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МИМНС РФ N 18 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) к МОУ "Шелеховский лицей" (далее - ответчик) о взыскании 703840,54 руб.,
УСТАНОВИЛ:
налоговая инспекция области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с ответчика 703840,54 руб. недоимки по налогам, пеней и налоговых санкций.
В связи с преобразованием налоговой инспекции в соответствии со ст. 48 АПК РФ суд произвел замену истца на его правопреемника - МИФНС РФ N 1 по Иркутской области и УОБАО.
Заявитель в судебном заседании требования поддерживает полностью. Ответчик в судебном заседании заявленные требования признал частично, свою позицию изложил в отзыве на заявление.
Суд выслушал представителей сторон, исследовал представленные документы и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка по вопросам учета доходов физических лиц и полноты отражения их в представленных в налоговые органы сведениях, проверки правильности исчисления, удержания, своевременности уплаты и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В ходе проведения проверки было установлено следующее.
При проверке налоговых карточек за 2002 - 2004 годы выявлено, что организацией в нарушение подпунктов 3, 4 п. 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ - налоговым агентом предоставлен налоговый вычет в размере 400 рублей на работника и 300 рублей на каждого ребенка в отношении дохода, превышающего 20000 рублей.
В соответствии с вышеуказанной нормой, начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20000 рублей, налоговый вычет не применяется. В результате проверки выявлен недобор налога на доходы физических лиц за 2003 год в трех налоговых карточках в сумме 312 рублей.
Организацией в нарушение п. 3 ст. 218 Налогового кодекса РФ - налоговым агентом предоставлен стандартный налоговый вычет без представления налогоплательщиком письменного заявления. Установленные настоящей статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на налоговые вычеты. При проверке выявлен недобор (неуплата) налога на доходы физических лиц за 2003 год в одной налоговой карточке в сумме 156 рублей.
Итого в результате проверки доначислено НДФЛ за 2003 год в сумме 468 рублей.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ за неуплату НДФЛ начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате НДФЛ в сумме 72,55 рубля. При проверке первичных кассовых и банковских документов за период с 01.12.2001 по 01.08.2004 выявлено, что организацией нарушены порядок и сроки уплаты налога на доходы физических лиц в бюджет, установленные статьей 45 и п. 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ, в которой установлено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. За проверяемый период выявлены нарушения в перечислении налога на доходы физических лиц, т.е. налог перечислен в более поздние сроки.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в сумме 4494,56 рубля.
Таким образом, налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, за которое предусмотрена налоговая ответственность в соответствии с п. 1 ст. 123 НК РФ, а именно невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет.
При проверке индивидуальных карточек выявлено, что организацией в нарушение статьи 237 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учтены не все выплаты и вознаграждения, т.е. не включены в налоговую базу для исчисления ЕСН не принятые к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов по государственному социальному страхованию по решению от 01.10.2003 N 20 в сумме 2580 рублей, в том числе: февраль 2001 г. - 713,00 руб., май 2001 г. - 583,00 руб., октябрь 2001 г. - 69,00 руб., декабрь 2001 г. - 677,00 руб., март 2002 г. - 172,00 руб., апрель 2002 г. - 269,00 руб., март 2003 г. - 77,00 руб., июнь 2003 г. - 20,00 руб.
В результате проверки доначислено ЕСН в сумме 918,48 рубля, в том числе:
а) ЕСН в федеральный бюджет - 722,40 руб.;
б) ЕСН в ФСС РФ - 103,20 руб.;
в) ЕСН в ФФОМС - 5,16 руб.;
г) ЕСН в ТФОМС - 87,72 руб.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ за невыполнение налогоплательщиком обязанности по уплате единого социального налога начислена пеня в сумме 632,46 руб., в том числе:
а) ЕСН в федеральный бюджет - 496,88 руб.;
б) ЕСН в ФСС РФ - 71,36 руб.;
в) ЕСН в ФФОМС - 3,57 руб.;
г) ЕСН в ТФОМС - 60,65 руб.
Кроме того, МОУ "Шелеховский лицей" при исчислении ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет за 2002 - 2003 год, согласно налоговой декларации по ЕСН, применен налоговый вычет в размере начисленных страховых взносов на обязательное страхование - 1255232,12 рубля, в том числе за 2002 год - 6184489,12 руб., за 2003 год - 636743 руб. (код строки 0500, лист 05 налоговой декларации по ЕСН за 2002, 2003 год).
Сумма фактически уплаченных страховых взносов за 2002, 2003 год по состоянию на 14.04.2004 составила 783177,19 рубля, в том числе за 2002 год - 146471,34 руб., за 2003 год - 636705,85 рубля.
Сумма налогового вычета, установленная в ходе проверки, составила 783177,19 рубля. Таким образом, сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса на 472054,93 рубля и является занижением суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет. Налоговым органом было доначислено в федеральный бюджет 472054,93 рубля, в том числе: за 2002 год - 472017,78 рубля, за 2003 год - 37,15 рубля.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса за неисполнение обязанности по уплате налога начислена пеня в сумме 130511,28 рубля.
Таким образом, по мнению налогового органа, налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, а именно неуплата ЕСН в результате занижения налогооблагаемой базы, и он привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 94594,68 руб. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки заместителем руководителя Межрайонной ИМНС РФ N 18 по Иркутской области было принято решение N 11-1301 от 19.10.2004 о привлечении МОУ "Шелеховский лицей" к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 123 НК РФ и п. 1 ст. 122 НК РФ.
Решение N 11-1301 и требования N 3025 и N 08-114 были вручены ответчику лично, однако налог, пени и штраф в добровольном порядке до настоящего времени не уплачены. В соответствии со ст. 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Ответчик лишь оспаривает законность наложения штрафа в сумме 94594,68 руб. и начисления пеней в сумме 130511,28 руб.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования налогового органа не подлежат удовлетворению в части наложения штрафа в сумме 94594,68 руб. по следующим основаниям.
Как установлено п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.
В соответствии со ст. 24 указанного Закона, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 данного Закона.
Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
С учетом изложенного ответчик был вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период, и даже в случае отсутствия фактической уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма примененного вычета может быть признана занижением суммы налога только с 15-го числа месяца следующего отчетного (налогового) периода, но не в отчетном (налоговом) периоде, за который произведены вычеты.
Правильность определения ответчиком суммы вычета за 2003 г. в соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" налоговым органом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Как видно из материалов дела, исчисленная ответчиком сумма страховых взносов, по которой применен налоговый вычет, фактически уплачена в бюджет частично, т.е. речь может идти только о неполной уплате страховых взносов. Однако налоговый орган необоснованно отождествляет недоимку, возникшую в результате неполной уплаты правильно исчисленного налога, с задолженностью, возникшей в результате занижения налога из-за занижения налоговой базы либо иного неправильного исчисления налога.
Таким образом, налоговым органом не доказано наличие в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично, а именно с ответчика надлежит взыскать:
- налог на доходы физических лиц в размере 468 руб.;
- единый социальный налог в размере 472973,41 руб.;
- пени за несвоевременную уплату налогов в размере 135710,85 руб., в том числе НДФЛ - 4567,11 руб., ЕСН - 131143,74 руб.;
- штраф в соответствии с п. 1 ст. 123 НК РФ по НДФЛ в размере 93,60 руб.
Всего надлежит взыскать 609245,86 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 110 АПК РФ на ответчика возлагаются расходы по уплате госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 212 - 216 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образовательного учреждения "Шелеховский лицей" (находящегося по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Орловских комсомольцев, а/я 29, свидетельство о государственной регистрации N 193 от 10.03.2000, выданное администрацией г. Шелехова) 609245,86 руб. недоимки по налогам, пеней и налоговых санкций с зачислением в соответствующие бюджеты.
И в доход федерального бюджета в уплату расходов по госпошлине 12592,46 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
А.И.СКУБАЕВ
А.И.СКУБАЕВ
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 февраля 2005 г. Дело N А19-29958/04-44
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Скубаевым А.И.,
при участии в заседании:
от заявителя: Прокопьевой А.В. - дов. от 14.07.2004,
от ответчика: директора,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МИМНС РФ N 18 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция) к МОУ "Шелеховский лицей" (далее - ответчик) о взыскании 703840,54 руб.,
УСТАНОВИЛ:
налоговая инспекция области обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с ответчика 703840,54 руб. недоимки по налогам, пеней и налоговых санкций.
В связи с преобразованием налоговой инспекции в соответствии со ст. 48 АПК РФ суд произвел замену истца на его правопреемника - МИФНС РФ N 1 по Иркутской области и УОБАО.
Заявитель в судебном заседании требования поддерживает полностью. Ответчик в судебном заседании заявленные требования признал частично, свою позицию изложил в отзыве на заявление.
Суд выслушал представителей сторон, исследовал представленные документы и пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка по вопросам учета доходов физических лиц и полноты отражения их в представленных в налоговые органы сведениях, проверки правильности исчисления, удержания, своевременности уплаты и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В ходе проведения проверки было установлено следующее.
При проверке налоговых карточек за 2002 - 2004 годы выявлено, что организацией в нарушение подпунктов 3, 4 п. 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ - налоговым агентом предоставлен налоговый вычет в размере 400 рублей на работника и 300 рублей на каждого ребенка в отношении дохода, превышающего 20000 рублей.
В соответствии с вышеуказанной нормой, начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 20000 рублей, налоговый вычет не применяется. В результате проверки выявлен недобор налога на доходы физических лиц за 2003 год в трех налоговых карточках в сумме 312 рублей.
Организацией в нарушение п. 3 ст. 218 Налогового кодекса РФ - налоговым агентом предоставлен стандартный налоговый вычет без представления налогоплательщиком письменного заявления. Установленные настоящей статьей стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на налоговые вычеты. При проверке выявлен недобор (неуплата) налога на доходы физических лиц за 2003 год в одной налоговой карточке в сумме 156 рублей.
Итого в результате проверки доначислено НДФЛ за 2003 год в сумме 468 рублей.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ за неуплату НДФЛ начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате НДФЛ в сумме 72,55 рубля. При проверке первичных кассовых и банковских документов за период с 01.12.2001 по 01.08.2004 выявлено, что организацией нарушены порядок и сроки уплаты налога на доходы физических лиц в бюджет, установленные статьей 45 и п. 6 статьи 226 Налогового кодекса РФ, в которой установлено, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода. За проверяемый период выявлены нарушения в перечислении налога на доходы физических лиц, т.е. налог перечислен в более поздние сроки.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога в сумме 4494,56 рубля.
Таким образом, налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, за которое предусмотрена налоговая ответственность в соответствии с п. 1 ст. 123 НК РФ, а именно невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет.
При проверке индивидуальных карточек выявлено, что организацией в нарушение статьи 237 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учтены не все выплаты и вознаграждения, т.е. не включены в налоговую базу для исчисления ЕСН не принятые к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных актов по государственному социальному страхованию по решению от 01.10.2003 N 20 в сумме 2580 рублей, в том числе: февраль 2001 г. - 713,00 руб., май 2001 г. - 583,00 руб., октябрь 2001 г. - 69,00 руб., декабрь 2001 г. - 677,00 руб., март 2002 г. - 172,00 руб., апрель 2002 г. - 269,00 руб., март 2003 г. - 77,00 руб., июнь 2003 г. - 20,00 руб.
В результате проверки доначислено ЕСН в сумме 918,48 рубля, в том числе:
а) ЕСН в федеральный бюджет - 722,40 руб.;
б) ЕСН в ФСС РФ - 103,20 руб.;
в) ЕСН в ФФОМС - 5,16 руб.;
г) ЕСН в ТФОМС - 87,72 руб.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ за невыполнение налогоплательщиком обязанности по уплате единого социального налога начислена пеня в сумме 632,46 руб., в том числе:
а) ЕСН в федеральный бюджет - 496,88 руб.;
б) ЕСН в ФСС РФ - 71,36 руб.;
в) ЕСН в ФФОМС - 3,57 руб.;
г) ЕСН в ТФОМС - 60,65 руб.
Кроме того, МОУ "Шелеховский лицей" при исчислении ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет за 2002 - 2003 год, согласно налоговой декларации по ЕСН, применен налоговый вычет в размере начисленных страховых взносов на обязательное страхование - 1255232,12 рубля, в том числе за 2002 год - 6184489,12 руб., за 2003 год - 636743 руб. (код строки 0500, лист 05 налоговой декларации по ЕСН за 2002, 2003 год).
Сумма фактически уплаченных страховых взносов за 2002, 2003 год по состоянию на 14.04.2004 составила 783177,19 рубля, в том числе за 2002 год - 146471,34 руб., за 2003 год - 636705,85 рубля.
Сумма налогового вычета, установленная в ходе проверки, составила 783177,19 рубля. Таким образом, сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса на 472054,93 рубля и является занижением суммы налога, подлежащей уплате в федеральный бюджет. Налоговым органом было доначислено в федеральный бюджет 472054,93 рубля, в том числе: за 2002 год - 472017,78 рубля, за 2003 год - 37,15 рубля.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса за неисполнение обязанности по уплате налога начислена пеня в сумме 130511,28 рубля.
Таким образом, по мнению налогового органа, налогоплательщиком совершено налоговое правонарушение, предусмотренное ст. 122 НК РФ, а именно неуплата ЕСН в результате занижения налогооблагаемой базы, и он привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 94594,68 руб. По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки заместителем руководителя Межрайонной ИМНС РФ N 18 по Иркутской области было принято решение N 11-1301 от 19.10.2004 о привлечении МОУ "Шелеховский лицей" к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных п. 1 ст. 123 НК РФ и п. 1 ст. 122 НК РФ.
Решение N 11-1301 и требования N 3025 и N 08-114 были вручены ответчику лично, однако налог, пени и штраф в добровольном порядке до настоящего времени не уплачены. В соответствии со ст. 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Ответчик лишь оспаривает законность наложения штрафа в сумме 94594,68 руб. и начисления пеней в сумме 130511,28 руб.
Исследовав материалы дела, суд полагает, что требования налогового органа не подлежат удовлетворению в части наложения штрафа в сумме 94594,68 руб. по следующим основаниям.
Как установлено п. 3 ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ.
В соответствии со ст. 24 указанного Закона, регулирующей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов страхователями, сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 данного Закона.
Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 данного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.
Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.
По окончании расчетного периода страхователь представляет страховщику расчет с отметкой налогового органа или с иными документами, подтверждающими факт представления расчета в налоговый орган.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующего органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователи обязаны вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, составляющих базу для начисления страховых взносов и сумм страховых взносов, относящихся к указанной базе, по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) осуществляется отдельными платежными поручениями по каждой из частей страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ст. 243 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
С учетом изложенного ответчик был вправе производить вычеты из суммы единого социального налога сумм страховых взносов, начисленных за тот же период, и даже в случае отсутствия фактической уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сумма примененного вычета может быть признана занижением суммы налога только с 15-го числа месяца следующего отчетного (налогового) периода, но не в отчетном (налоговом) периоде, за который произведены вычеты.
Правильность определения ответчиком суммы вычета за 2003 г. в соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" налоговым органом не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Как видно из материалов дела, исчисленная ответчиком сумма страховых взносов, по которой применен налоговый вычет, фактически уплачена в бюджет частично, т.е. речь может идти только о неполной уплате страховых взносов. Однако налоговый орган необоснованно отождествляет недоимку, возникшую в результате неполной уплаты правильно исчисленного налога, с задолженностью, возникшей в результате занижения налога из-за занижения налоговой базы либо иного неправильного исчисления налога.
Таким образом, налоговым органом не доказано наличие в действиях налогоплательщика состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично, а именно с ответчика надлежит взыскать:
- налог на доходы физических лиц в размере 468 руб.;
- единый социальный налог в размере 472973,41 руб.;
- пени за несвоевременную уплату налогов в размере 135710,85 руб., в том числе НДФЛ - 4567,11 руб., ЕСН - 131143,74 руб.;
- штраф в соответствии с п. 1 ст. 123 НК РФ по НДФЛ в размере 93,60 руб.
Всего надлежит взыскать 609245,86 руб.
В соответствии с пунктом 3 статьи 110 АПК РФ на ответчика возлагаются расходы по уплате госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 212 - 216 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
заявленные требования удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образовательного учреждения "Шелеховский лицей" (находящегося по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, ул. Орловских комсомольцев, а/я 29, свидетельство о государственной регистрации N 193 от 10.03.2000, выданное администрацией г. Шелехова) 609245,86 руб. недоимки по налогам, пеней и налоговых санкций с зачислением в соответствующие бюджеты.
И в доход федерального бюджета в уплату расходов по госпошлине 12592,46 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
А.И.СКУБАЕВ
А.И.СКУБАЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)