Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2009 N 18АП-11011/2009 ПО ДЕЛУ N А07-16776/2009

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2009 г. N 18АП-11011/2009

Дело N А07-16776/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2009 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Толкунова В.М., судей Дмитриевой Н.Н., Кузнецова Ю.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Дементьевым Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 октября 2009 г. по делу N А07-16776/2009 (судья Безденежных Л.В.),
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Каменный век" (далее - заявитель, налогоплательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения (уведомления от 15.05.2009 N 355) об отказе в применении упрощенной системы налогообложения (с учетом уточнения предмета заявленного требования, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - л.д. 47).
Решением суда от 14.10.2009 требования налогоплательщика удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, заинтересованное лицо обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.
По мнению подателя апелляционной жалобы, вновь созданные организации, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, согласно пункту 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе. В этом случае, указывает инспекция, организации вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента своего создания. Поскольку заявитель зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и поставлен на налоговый учет 08.04.2009, а заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе представил 30.04.2009, уведомлением от 15.05.2009 N 355 Обществу правомерно отказано в применении упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, инспекция обращает внимание на письмо от 22.07.2009 N 20-18/12236, которым она фактически отменила указанное уведомление и дала Обществу разрешение на переход на упрощенную систему налогообложения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Дело в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в отсутствие представителей сторон.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель ссылается на то, что применение упрощенной системы налогообложения носит заявительный характер, не зависит от решения налогового органа, срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения для вновь созданных организаций не является пресекательным, подача заявления по истечении пяти дней с момента постановки на учет в налоговом органе не может служить основанием для отказа организации в выборе данного режима налогообложения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован в ЕГРЮЛ и поставлен на налоговый учет 08.04.2009.
30.04.2009 налогоплательщиком в инспекцию представлено заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе (л.д. 22).
Поскольку заявление подано с нарушением пятидневного срока с даты постановки на учет в налоговом органе, заявителю уведомлением от 15.05.2009 N 355 отказано в применении упрощенной системы налогообложения (л.д. 23).
Полагая, что указанное уведомление незаконно, налогоплательщик обратился с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя заявленное требование, исходил из отсутствия оснований, препятствующих применению заявителем упрощенной системы налогообложения. Мотивируя принятое решение, суд указал, что выбор данной системы налогообложения носит уведомительный характер, срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения для вновь созданных организаций не является пресекательным, подача заявления по истечении пяти дней с момента постановки на учет в налоговом органе не может служить основанием для отказа организации в выборе специального режима налогообложения.
Выводы суда являются правильными, соответствующими конкретным обстоятельствам, материалам дела и законодательству.
Право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения установлено нормами главы 26.2 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном указанной главой НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.
Так же в соответствии с абзацем 2 пунктом 2 статьи 84 НК РФ налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким образом, заявление на упрощенную систему налогообложения вновь созданной организации в силу вышесказанного носит уведомительный характер, срок подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения в таком случае не является пресекательным.
При этом вновь созданные организации, как верно отмечено судом первой инстанции, заявляют не о переходе на упрощенную систему налогообложения, а о приобретении статуса налогоплательщика, начавшего осуществлять свою деятельность с применением упрощенной системы налогообложения. При этом реализация права на применение данного режима налогообложения не зависит от решения налогового органа и не связана с ним.
Статья 346.13 НК РФ не содержит возможности отказа налогового органа в применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения по основанию пропуска срока на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. Более того, положения главы 26.2 НК РФ не предусматривают принятие налоговым органом каких-либо решений по указанному заявлению. Соответственно, у налогового органа нет оснований для направления налогоплательщику уведомления о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
В силу вышесказанного, а также, поскольку отсутствуют основания, свидетельствующие о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения, решение суда первой инстанции является правильным.
Учитывая предмет и основание заявленных налогоплательщиком требований, судом правомерно принят судебный акт о признании недействительным решения (уведомления от 15.05.2009 N 355) налогового органа об отказе в применении упрощенной системы налогообложения для заявителя.
Письмо налогового органа от 22.07.2009 N 20-18/12236, на которое обращает внимание инспекция в апелляционной жалобе (л.д. 25), не отменяет решение налогового органа, изложенное в указанном уведомлении, более того, по сути, пересматривает в пользу налогоплательщика позицию в спорном вопросе.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является правильным.
При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, материалам дела и законодательству. При разрешении настоящего спора судом первой инстанции установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, имеющимся по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Доводы апелляционной жалобы отклоняются как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Взыскание госпошлины с налогового органа по апелляционной жалобе не производится ввиду освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 14 октября 2009 г. по делу N А07-16776/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 33 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
В.М.ТОЛКУНОВ
Судьи
Н.Н.ДМИТРИЕВА
Ю.А.КУЗНЕЦОВ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)