Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 29 июня 2006 года Дело N А42-9696/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего М.А.Шестаковой, судей И.Г.Савицкой, О.Р.Старовойтовой, при ведении протокола судебного заседания В.И.Агеевой, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4848/2006) МИ ФНС России N 5 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03 марта 2006 года по делу N А42-9696/2005 (судья Н.В.Сачкова) по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Мурманской области к ОАО "Ковдорслюда" о взыскании налоговой санкции в сумме 58393 рублей, при участии: от заявителя - представитель не явился (извещен); от ответчика - представитель не явился (извещен),
Межрайонная инспекция ФНС России N 5 по Мурманской области обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к ОАО "Ковдорслюда" о взыскании налоговой санкции в размере 58393 рублей.
Решением суда от 03 марта 2006 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МИ ФНС России N 5 по Мурманской области подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Стороны надлежащим образом уведомлены о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились. В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МИ ФНС России N 5 по Мурманской области проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на имущество за 2001 - 2003 годы, о чем составлен акт N 171 дсп от 17 марта 2005 года.
При проверке установлено, что обществом завышена стоимость льготируемого имущества по налогу на имущество организаций на стоимость объекта незавершенного строительства "жилой 3-секционный дом", расположенный в г. Ковдор, ул. Слюдяная. В результате завышения стоимости льготируемого имущества занижена налоговая база - среднегодовая стоимость имущества, облагаемого указанным налогом.
По результатам проверки налоговым органом принято решение N 462 от 15.04.2005 о привлечении ОАО "Ковдорслюда" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 58393 рублей, предложено уплатить не полностью уплаченный налог на имущество и пени.
На основании принятого решения налоговый орган направил обществу требование от 19.04.2005 N 137 об уплате налоговой санкции, в связи с неисполнением которого в установленный срок обществом в добровольном порядке налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции подтвердил правильность уплаты предприятием налога на имущество за 2002 и 2003 годы. Принимая такое решение, суд исходил из правомерного использования налогоплательщиком льготы, предусмотренной пунктом "а" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий". Суд указал, что налогом на имущество облагаются не только основные средства, нематериальные активы и запасы, но и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Письме, согласованном с Министерством финансов Российской Федерации, от 27.04.2001 N ВТ-6-04/350 разъяснило, что если объекты, не законченные строительством в срок (не принятые в эксплуатацию и (или) права собственника на которые не зарегистрированы в установленном порядке), относятся к льготируемому имуществу в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", то затраты, учитываемые в бухгалтерском учете заказчика (покупателя) на счете 08 "Капитальные вложения" по указанным объектам, не включаются в налоговую базу по налогу на имущество предприятий.
Апелляционная инстанция считает такие выводы суда законными и обоснованными.
В пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ указано, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Льготами по налогам и сборам, как следует из статьи 56 НК РФ, признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", действовавшего в проверяемый период, налогом на имущество облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия (статья 3 Закона).
Таким образом, статьей 2 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" прямо предусмотрено, что затраты (в том числе и затраты на незавершенное строительство) являются объектом налогообложения.
Согласно п. 4 раздела 2 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 (с учетом дополнений, внесенных в Инструкцию Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.11.2000 N БГ-3-04/389) налоговая база по налогу на имущество предприятий определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса, в том числе по бухгалтерскому счету 08 "Капитальные вложения" (за исключением субсчетов: 08-1, 08-2, 08-5, 08-7, 08-8, 08-9).
При этом указано, что расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества организации по состоянию на 1-е число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно-сметной документацией (проектом организации строительства).
Следовательно, затраты предприятий на строительство объектов основных средств подлежат включению в налоговую базу, облагаемую налогом на имущество.
Приведенные положения Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 разъяснены в Письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.04.2001 N ВТ-6-04/350 "О разъяснениях по применению изменений и дополнений N 5 в инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".
Как следует из раздела 2 названного письма, если объекты, не законченные строительством в срок (не принятые в эксплуатацию и (или) права собственника на которые не зарегистрированы в установленном порядке), относятся к льготируемому имуществу в соответствии с Законом РФ "О налоге на имущество предприятий", например, объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, то затраты, учитываемые в бухгалтерском учете заказчика (покупателя) на счете 08 "Капитальные вложения" по указанным объектам, не включаются в налоговую базу по налогу на имущество предприятий.
Пунктом "а" статьи 5 Закона о налоге на имущество предусмотрено, что стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
Судом первой инстанции установлено, что затраты предприятия по незавершенному строительству отражены в бухгалтерском учете на счете 08 "Капитальные вложения", на субсчете учета затрат по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимости переданного в монтаж оборудования и других расходов, предусмотренных сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от способа строительства).
Таким образом, исключение затрат налогоплательщика на строительство данного объекта из налоговой базы по налогу на имущество является правомерным.
То обстоятельство, что объект является объектом жилищно-коммунальной сферы, как указано в решении суда и не оспаривается налоговым органом, подтверждено представленными в дело документами: рабочим проектом, программой работ, постановлением администрации Ковдорского района от 27.04.99, планом застройки, перечнем объектов, строящихся в незавершенном строительстве на территории Ковдорского района по состоянию на 01.10.2005.
Учитывая изложенное, предприятие правомерно уменьшило стоимость имущества, исчисленного для целей налогообложения, на затраты по незавершенному строительству жилого дома, отраженные на счете 08 "Капитальные вложения".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.03.2006 по делу N А42-9696/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу МИ ФНС РФ N 5 по Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ШЕСТАКОВА М.А.
Судьи
САВИЦКАЯ И.Г.
СТАРОВОЙТОВА О.Р.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.06.2006 ПО ДЕЛУ N А42-9696/2005
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
от 29 июня 2006 года Дело N А42-9696/2005
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2006 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего М.А.Шестаковой, судей И.Г.Савицкой, О.Р.Старовойтовой, при ведении протокола судебного заседания В.И.Агеевой, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4848/2006) МИ ФНС России N 5 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 03 марта 2006 года по делу N А42-9696/2005 (судья Н.В.Сачкова) по заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Мурманской области к ОАО "Ковдорслюда" о взыскании налоговой санкции в сумме 58393 рублей, при участии: от заявителя - представитель не явился (извещен); от ответчика - представитель не явился (извещен),
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России N 5 по Мурманской области обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к ОАО "Ковдорслюда" о взыскании налоговой санкции в размере 58393 рублей.
Решением суда от 03 марта 2006 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, МИ ФНС России N 5 по Мурманской области подала апелляционную жалобу, в которой просила отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Стороны надлежащим образом уведомлены о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились. В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, суд установил, что апелляционная жалоба подлежит отклонению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МИ ФНС России N 5 по Мурманской области проведена выездная налоговая проверка соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на имущество за 2001 - 2003 годы, о чем составлен акт N 171 дсп от 17 марта 2005 года.
При проверке установлено, что обществом завышена стоимость льготируемого имущества по налогу на имущество организаций на стоимость объекта незавершенного строительства "жилой 3-секционный дом", расположенный в г. Ковдор, ул. Слюдяная. В результате завышения стоимости льготируемого имущества занижена налоговая база - среднегодовая стоимость имущества, облагаемого указанным налогом.
По результатам проверки налоговым органом принято решение N 462 от 15.04.2005 о привлечении ОАО "Ковдорслюда" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 58393 рублей, предложено уплатить не полностью уплаченный налог на имущество и пени.
На основании принятого решения налоговый орган направил обществу требование от 19.04.2005 N 137 об уплате налоговой санкции, в связи с неисполнением которого в установленный срок обществом в добровольном порядке налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции подтвердил правильность уплаты предприятием налога на имущество за 2002 и 2003 годы. Принимая такое решение, суд исходил из правомерного использования налогоплательщиком льготы, предусмотренной пунктом "а" статьи 5 Закона Российской Федерации от 13.12.91 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий". Суд указал, что налогом на имущество облагаются не только основные средства, нематериальные активы и запасы, но и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика.
Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в Письме, согласованном с Министерством финансов Российской Федерации, от 27.04.2001 N ВТ-6-04/350 разъяснило, что если объекты, не законченные строительством в срок (не принятые в эксплуатацию и (или) права собственника на которые не зарегистрированы в установленном порядке), относятся к льготируемому имуществу в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на имущество предприятий", то затраты, учитываемые в бухгалтерском учете заказчика (покупателя) на счете 08 "Капитальные вложения" по указанным объектам, не включаются в налоговую базу по налогу на имущество предприятий.
Апелляционная инстанция считает такие выводы суда законными и обоснованными.
В пп. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ указано, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Льготами по налогам и сборам, как следует из статьи 56 НК РФ, признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", действовавшего в проверяемый период, налогом на имущество облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы учитываются по остаточной стоимости. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия (статья 3 Закона).
Таким образом, статьей 2 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" прямо предусмотрено, что затраты (в том числе и затраты на незавершенное строительство) являются объектом налогообложения.
Согласно п. 4 раздела 2 Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 (с учетом дополнений, внесенных в Инструкцию Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 15.11.2000 N БГ-3-04/389) налоговая база по налогу на имущество предприятий определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса, в том числе по бухгалтерскому счету 08 "Капитальные вложения" (за исключением субсчетов: 08-1, 08-2, 08-5, 08-7, 08-8, 08-9).
При этом указано, что расходы организации по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимость переданного в монтаж оборудования и другие расходы, предусмотренные сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство, включаются в расчет среднегодовой стоимости имущества организации по состоянию на 1-е число месяца квартала, следующего за истечением срока строительства (монтажа), установленного договором подряда в соответствии с проектно-сметной документацией (проектом организации строительства).
Следовательно, затраты предприятий на строительство объектов основных средств подлежат включению в налоговую базу, облагаемую налогом на имущество.
Приведенные положения Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 разъяснены в Письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.04.2001 N ВТ-6-04/350 "О разъяснениях по применению изменений и дополнений N 5 в инструкцию Госналогслужбы России от 08.06.95 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий".
Как следует из раздела 2 названного письма, если объекты, не законченные строительством в срок (не принятые в эксплуатацию и (или) права собственника на которые не зарегистрированы в установленном порядке), относятся к льготируемому имуществу в соответствии с Законом РФ "О налоге на имущество предприятий", например, объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, то затраты, учитываемые в бухгалтерском учете заказчика (покупателя) на счете 08 "Капитальные вложения" по указанным объектам, не включаются в налоговую базу по налогу на имущество предприятий.
Пунктом "а" статьи 5 Закона о налоге на имущество предусмотрено, что стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
Судом первой инстанции установлено, что затраты предприятия по незавершенному строительству отражены в бухгалтерском учете на счете 08 "Капитальные вложения", на субсчете учета затрат по возведению зданий и сооружений, монтажу оборудования, стоимости переданного в монтаж оборудования и других расходов, предусмотренных сметами, сметно-финансовыми расчетами и титульными списками на капитальное строительство (независимо от способа строительства).
Таким образом, исключение затрат налогоплательщика на строительство данного объекта из налоговой базы по налогу на имущество является правомерным.
То обстоятельство, что объект является объектом жилищно-коммунальной сферы, как указано в решении суда и не оспаривается налоговым органом, подтверждено представленными в дело документами: рабочим проектом, программой работ, постановлением администрации Ковдорского района от 27.04.99, планом застройки, перечнем объектов, строящихся в незавершенном строительстве на территории Ковдорского района по состоянию на 01.10.2005.
Учитывая изложенное, предприятие правомерно уменьшило стоимость имущества, исчисленного для целей налогообложения, на затраты по незавершенному строительству жилого дома, отраженные на счете 08 "Капитальные вложения".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 03.03.2006 по делу N А42-9696/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу МИ ФНС РФ N 5 по Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
ШЕСТАКОВА М.А.
Судьи
САВИЦКАЯ И.Г.
СТАРОВОЙТОВА О.Р.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)