Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
15 февраля 2007 г. Дело N А40-71320/06-107-443
Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 21 марта 2007 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Л., единолично, при ведении протокола судебного заседания судьей Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ОАО "НК "РуссНефть" к МИФНС России по КН N 1 о признании недействительным решения N 52/1440 от 22.09.2006 в части, при участии представителя заявителя: М., дов. N МГ-10422 от 08.11.2006, паспорт N 46 03 063288 от 13.07.2002, З., дов. N Д-7 от 16.01.2007, паспорт N 46 01 860139 от 14.08.2001, представителя заинтересованного лица: Д., дов. N 69 от 04.09.2006, удостоверение УР N 193114 от 11.04.2006,
ОАО "НК "РуссНефть" обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения N 52/1440 от 22.09.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в подтверждении обоснованности освобождения от уплаты акциза по дизельному топливу в размере 3235140 руб., бензину прямогонному в размере 0 руб., предложения уплатить сумму акциза по дизельному топливу в размере 3235140 руб. и пени в сумме 219769 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 646744 руб.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения требований заявителя по доводам отзыва от 18.12.2006 N 52-08/ (том 5 л.д. 3 - 8).
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив, имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела МИФНС России по КН N 1 (далее - налоговый орган, Инспекция) в отношении ОАО "НК "РуссНефть" (далее - заявитель, налогоплательщик) проведена камеральная проверка налоговой декларации по акцизам на нефтепродукты за ноябрь 2005 года, по результатам которой вынесено решение N 52/1440 от 22.09.2006 (том 1 л.д. 32 - 49).
Указанными решением налоговый орган: предложил уплатить акциз по дизельному топливу в сумме 3235140 руб. (пункт 2.1 "б"), пени за несвоевременную уплату акциза в размере 245650 руб. (пункт 2.1 "в"), привлек заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 646744 руб. (пункт 1), подтвердил обоснованность освобождения от уплаты акциза по дизельному топливу в размере 35026538 руб., отказал в подтверждении освобождения от уплаты акциза по дизельному топливу в размере 3235140 руб., бензину прямогонному в размере 0 руб. (пункт 4).
Согласно материалам дела ОАО "НК "РуссНефть" 25.01.2006 представил в МИФНС России по КН N 1 налоговую декларацию по акцизам на нефтепродукты за ноябрь 2005 года (том 1 л.д. 85 - 107), с указанием: суммы акциза, начисленного по операциям признаваемым объектом налогообложения по видам нефтепродуктов по дизельному топливу - 61468200 руб. (строка 030), по прямогонному бензину - 0 руб. (строка 050); суммы акциза, по реализованным на территории Российской Федерации нефтепродуктам, лицами, имеющими свидетельство, факт получения которых покупателем документально подтвержден по дизельному топливу - 993492 руб. (строка 180); суммы акциза, начисленной налогоплательщиком по подакцизным нефтепродуктам реализованным на экспорт, по которым представлены поручительство банка или банковская гарантия по дизельному топливу - 38261678 руб. (строка 280), по прямогонному бензину - 0 руб. (строка 300); общая сумма акциза подлежащая вычету по дизельному топливу (строка 180 + строка 280) - 39255170 руб. (строка 330), по прямогонному бензину (строка 300) - 0 руб. (строка 350); сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по дизельному топливу (строка 030 - строка 330) - 22213030 руб. (строка 380), по бензину прямогонному (строка 050 - строка 350) - 0 руб. (строка 400).
Справочно в декларации указано: реализация нефтепродуктов на экспорт по дизельному топливу - 35427,480 тонн (строка 480), по бензину прямогонному - 7372,989 тонн (строка 500); экспорт нефтепродуктов в Республику Беларусь по дизельному топливу - 2995,500 тонн (строка 530).
Налогоплательщик одновременно с налоговой декларацией за ноябрь 2005 года на основании пункта 2 статьи 184 НК РФ предоставил банковскую гарантию ОАО "Банк Уралсиб" (том 1 л.д. 109) на выплату налоговому органу сумму акциза в размер 38261678 руб. и пеней в размере 2054346 руб., в случае не предоставлении в течение 180 дней с даты отгрузки в Инспекцию документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 НК РФ для освобождения от уплаты акциза при экспорте нефтепродуктов.
Документы, предусмотренные пунктом 7 статьи 198 НК РФ для освобождения от уплаты акциза при экспорте нефтепродуктов, были предоставлены заявителем в налоговый орган сопроводительными письмами N МГ-1537 от 26.02.2006 (подтверждение экспорта дизельного топлива в Республику Беларусь, том 1 л.д. 50 - 51), N МГ-4567 от 24.05.2006 (подтверждение экспорта бензина прямогонного и дизельного топлива в страны дальнего зарубежья, том 2 л.д. 10, 14).
Налоговый орган отказал в освобождении от уплаты акциза при экспорте нефтепродуктов: по бензину прямогонному в размере 7372,989 тонн (сумма акциза - 0 руб.) в страны дальнего зарубежья, по дизельному топливу в размере 2995,500 тонн (сумма акциза - 3235140 руб.) в Республику Беларусь, именно отказ в данной сумме и оспаривается налогоплательщиком, в связи с чем суд исследует законность и обоснованность решения N 52/1440 от 22.09.2006 только в части отказа в освобождении от уплаты акциза по дизельному топливу в размере 3235140 руб. и прямогонному бензину в размере 0 руб.
Согласно представленным документам, заявитель по договору купли-продажи нефтепродуктов N 33960-10/05-308 от 01.07.2005 заключенного с ООО "Старко" (том 1 л.д. 111 - 119) приобрел в ноябре 2005 года дизельное топливо в количестве 56915 тонн, бензин прямогонный в количестве 6853 тонны по актам приемки-передачи нефтепродуктов (том 1 л.д. 120 - 134) и счетам-фактурам, отраженным в реестре за ноябрь 2005 года (том 1 л.д. 108).
Приобретенный бензин прямогонный (в количестве 7372,989 тонн) заявитель в ноябре 2005 года реализовал на экспорт в Великобританию иностранной компании "Russneft (UK) Limited" по контракту N 33960-10/05-173 от 24.03.2005 (том 1 л.д. 35 - 43).
Отгрузка производилась по ГТД N 10417010/151105/0002347 (том 2 л.д. 65 - 67), 10417010/161105/0002351 (том 2 л.д. 70 - 72), 10417010/171105/0002357 (том 2 л.д. 76 - 78), 10417010/151105/0002344 (том 2 л.д. 82 - 84), 10417010/191105/0002385 (том 2 л.д. 111 - 113), 10417010/181105/0002381 (том 2 л.д. 136 - 138), поручению на отгрузку N 86-2 БП, коносаменту N 2 от 05.12.2005 (том 2 л.д. 87 - 90), по ГТД N 10417010/261105/0002431 (том 2 л.д. 99 - 101), 10417010/231105/0002407 (том 2 л.д. 105 - 107), 10417010/241105/0002414 (том 2 л.д. 116 - 118), 10417010/271105/0002433 (том 2 л.д. 122 - 124), 10417010/281105/0002441 (том 2 л.д. 128 - 130), поручение на погрузку N 96 БП, коносамент N 1 от 23.12.2005 (том 2 л.д. 91 - 95), ГТД N 10417010/181005/0002229 (том 3 л.д. 142 - 144), 10417010/241005/0002230 (том 3 л.д. 136 - 138), 10417010/101105/0002320 (том 4 л.д. 30 - 32), 10417010/121105/0002335 (том 4 л.д. 86 - 88), 10417010/101105/0002325 (том 4 л.д. 42 - 44), 10417010/081105/0002312 (том 4 л.д. 55 - 57), поручение на погрузку N 81 БП, коносамент N 1 от 23.11.2005 (том 4 л.д. 9 - 10, 14 - 16).
Поступление валютной выручки подтверждается выписками банка и SWIFT-сообщениями (том 2 л.д. 52 - 55, 58 - 61, том 3 л.д. 14 - 25, 78 - 81, 127 - 130, том 4 л.д. 21 - 28, 85 - 100, 130 - 133).
Налоговый орган, отказывая в освобождении от уплаты акциза по прямогонному бензину, реализованному на экспорт в количестве 7372,989 тонн (ставка акциза - 0 руб.) указал, что представленные заявителем коносаменты N 1 от 23.11.2005, N 2 от 05.12.2005, N 1 от 23.12.2005, содержащие оговорку капитана судна, что "ему (капитану) не известен вес, количество и качество товара погруженного на танкер", не подтверждают факт вывоза товаров в режиме экспорта.
Суд, рассмотрев указанный довод Инспекции, считает его противоречащим статье 198 НК РФ, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) и Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте, принятой 25.08.1924 (далее - Конвенция о коносаменте) ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 198 НК РФ при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров: 1) контракт (копию) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров, 2) платежные документы и выписки банка (их копии), подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу, 3) грузовые таможенные декларации (копии) с отметками таможенных органов "выпуск разрешен" и "товар вывезен полностью", 4) копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов "товар вывезен полностью".
При этом, при вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через морские порты налогоплательщиком в качестве транспортных документов представляется: поручение на отгрузку экспортируемых нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничного таможенного органа, коносамент на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.
НК РФ не содержит такого основания для подтверждения правомерности освобождения от уплаты акциза при реализации нефтепродуктов на экспорт морским транспортом, как наличие каких-либо оговорок капитана судна на коносаменте.
Согласно статье 142 КТМ РФ коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, который должен содержать данные, указанные в подпунктах 3 - 8 пункта 1 статьи 144 настоящего Кодекса, в том числе: наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем (подпункт 6 пункта 1 статьи 144 КТМ РФ).
Статьей 145 КТМ РФ предусмотрено, что в случае, если в коносаменте содержатся данные, которые касаются наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза и в отношении которых перевозчик или выдающее коносамент от его имени другое лицо знают или имеют достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу или погруженному грузу при выдаче бортового коносамента либо у перевозчика или другого такого лица не было разумной возможности проверить указанные данные, перевозчик или другое такое лицо должны внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки указанных данных.
При этом, за исключением данных, в отношении которых внесена оговорка, допустимая в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, коносамент удостоверяет, если не доказано иное, прием перевозчиком груза для перевозки, как он описан в коносаменте. Доказывание перевозчиком иного не допускается, если коносамент передан третьему лицу, которое, исходя из содержащегося в коносаменте описания груза, действовало добросовестно.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 3, 4 статьи 3 Конвенции о коносаменте.
Следовательно, наличие в коносаментах, представленных заявителем, оговорки капитана судна "вес качество и количество мне не известны", в силу положений пункта 3 статьи 145 КТМ РФ, а также пункта 3, 4 статьи 3 Конвенции о коносаменте не означают, как это указывает налоговый орган, недостоверность сведений о "весе товара (бензина прямогонного) и количестве", а лишь указывают, что капитан судна фактически не имеет разумной возможности проверить точный вес и количество имеющихся нефтепродуктов на борту танкера (пункт 1 статьи 145 КТМ РФ).
При этом, такая оговорка не лишает коносамент силы документа, удостоверяющего перевозку груза морским транспортом, а также на основании пункта 3 статьи 145 КТМ РФ и пункта 4 статьи 3 Конвенции о коносаменте не является основанием для того, что бы считать данные о наименовании, весе и количестве товара, погруженного на борт судна, указанные в коносаменте недостоверными.
Таким образом, суд, учитывая, что налоговый орган не предоставил суду доказательств того, что фактически на экспорт было отгружено товара (бензина прямогонного) меньше, чем указано в коносаментах N 1 от 23.11.2005, N 2 от 05.12.2005, N 1 от 23.12.2005, считает, что отраженная в них оговорка капитана судна не влияет на достоверность сведений о грузе в этих коносаментах и не может являться в силу статьи 198 НК РФ, статьи 145 КТМ РФ, статьи 3 Конвенции о коносаменте основанием для отказа в правомерности освобождения от уплаты акциза при экспорте нефтепродуктов.
Приобретенное заявителем дизельное топливо в размере 2995,500 тонн было реализовано в Республику Беларусь ИП "Славнефтехим" по контракту N 33960-10/05-391 от 03.10.2005 (том 1 л.д. 52 - 58). Отгрузка производилась трубопроводным транспортом на основании актов N 1886 от 07.11.2005, N 335 от 21.10.2005, 336 от 22.10.2005 о приемке (сдаче) нефтепродуктов между структурными подразделениями АК "Транснефть" (том 1 л.д. 76 - 78). Товар (дизельное топливо) был передан белорусскому покупателю по акту приемки-передачи нефтепродуктов N 1 от 07.11.2005 (том 1 л.д. 75).
Уплата акциза белорусским покупателем подтверждается заявлением о ввозе товара и уплате косвенных налогов N 16 (11951) от 16.12.2005 (том 1 л.д. 81), с отметкой белорусских налоговых органов. Поступление валютной выручки подтверждается выписками банка, SWIFT-сообщениями (том 1 л.д. 60 - 70).
Налоговый орган, отказывая в освобождении от уплаты акциза по дизельному топливу, реализованному на экспорт в Республику Беларусь в количестве 2995,500 тонн (ставка акциза - 1080 руб.) указала, что заявитель в нарушение пункта 3 раздела 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров от 15.09.2004 (далее - Соглашение) предоставил документы, указанные в пункте 2 раздела 2 Соглашения позже установленного срока (90 дней с даты отгрузки товара - 06.02.2006).
Суд, рассмотрев указанный довод налогового органа, считает, что он противоречит Соглашению и не является основанием для отказа в освобождении от уплаты акциза при реализации нефтепродуктов в Республику Беларусь по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 разделом 2 Соглашения для освобождения от уплаты акциза при экспорте нефтепродуктов в Республику Беларусь налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы: 1) договору (копии), на основании которых осуществляется реализация товаров, 2) выписка банка (копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товар на счет российского налогоплательщика, 3) третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме, 4) копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортированного товара, 5) иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств Сторон.
Указанные документы в силу пункта 3 данного раздела представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
При непредставлении этих документов суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров (пункт 4).
В случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов, уплаты таких налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными настоящим Соглашением, налоговые органы вправе взыскивать косвенные налоги и пени, в размере, устанавливаемом национальным законодательством государств Сторон.
После представления налогоплательщиком документов, предусмотренных пунктом 2 настоящего раздела, по истечении срока, установленного настоящим пунктом (но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате косвенных налогов в соответствии с настоящим пунктом), уплаченные суммы косвенных налогов подлежат возврату в порядке, установленном национальным законодательством государств Сторон. Суммы пени, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат.
Таким образом, Соглашение не предусматривает такое основание для отказа в освобождении от уплаты акциза при экспорте нефтепродуктов в Республику Беларусь, как нарушение 90-дневного срока предоставления документов, подтверждающих обоснованность освобождения, перечисленных в пункте 3. При этом, в случае такого нарушения, налогоплательщик обязан предоставить налоговую декларацию по акцизам с указанием суммы акциза, начисленной к уплате в бюджет за период отгрузки товара.
Единственной мерой ответственности для налогоплательщика при нарушении этого срока (90 дней с даты отгрузки товаров), непредставлении соответствующей декларации и неуплате налога (акциза) является начисление пени, которые после предоставления соответствующих подтверждающих обоснованность освобождения от уплаты акциза документов налогоплательщику не возвращаются.
Заявитель действительно нарушил 90-дневный срок предоставления документов, подтверждающих освобождение от уплаты акциза по нефтепродуктам реализованным в Республику Беларусь, предоставив эти документы 26 февраля 2006 года (письмо - том 1 л.д. 50 - 51), в то время как отгрузка произведена согласно акту 7 ноября 2005 года.
Следовательно, учитывая требование пункта 4 Соглашения, заявитель должен был предоставить в налоговый орган налоговую декларацию по акцизам на нефтепродукты за ноябрь 2005 года (период отгрузки), с указанием суммы начисленного акциза по дизельному топливу в размере 3235140 руб. по сроку, установленному пунктом 5 статьи 204 НК РФ (не позднее 25 числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом), а также перечислить эту сумму начисленного акциза в бюджет.
Заявитель 26 января 2006 года, в срок установленный пунктом 5 статьи 204 НК РФ, предоставил в налоговый орган налоговую декларацию по акцизам на нефтепродукты за ноябрь 2005 года (том 1 л.д. 85 - 107), однако, сумму начисленного акциза по дизельному топливу в размере 3235140 руб. в бюджет в срок до 06.02.2006 (90 дней с даты отгрузки) не перечислил, поскольку 26 февраля 2006 года предоставил документы, подтверждающие освобождение от уплаты акциза по дизельному топливу, реализуемому в ноябре 2005 года в Республику Беларусь.
Поскольку, налоговый орган ни одного замечания по представленным документам в решении не указал, то суд, проверив эти документы, установил, что они полностью соответствуют требованиям, установленным в пункте 3 раздела 2 Соглашения, то есть подтверждают правомерность освобождения налогоплательщика от уплаты акциза при реализации дизельного топлива в количестве 2995,500 тонн в Республику Беларусь.
Таким образом, учитывая подтверждение заявителем правомерности освобождения от уплаты акциза по дизельному топливу в размере 3235140 руб., отказ налогового органа в этом освобождении является неправомерным, противоречащим положениям пункта 3, 4 раздела 2 Соглашения, так же как и начисление суммы акциза в размере 3235140 руб.
В отношении начисления пени за неуплату акциза по дизельному топливу в размере 245650 руб. суд соглашается с налоговым органом о правомерности такого начисления только в размере 25881 руб. (с 06.02.2006 - 90 дней с даты отгрузки по 25.02.2006 - день, предшествующий представлению документов по освобождению от уплаты акциза).
Указанный размер пеней (25881 руб.) соответствует положениям пункта 4 раздела 2 Соглашения, статье 75 НК РФ.
Поскольку заявитель, уточнил предмет иска (том 5 л.д. 40) и просит признать недействительным решение налогового органа в части начисления и уплаты пеней по акцизу на дизельное топливо в размере 219769 руб. (245650 руб. по решению - 25881 руб. правомерно начисленных пеней), то суд, учитывая такое уточнение, считает, что начисление налоговым органом пеней по акцизу на дизельное топливо в размере 219769 руб. является незаконным, противоречащим пункту 4 раздела 2 Соглашения и статье 75 НК РФ.
Учитывая изложенное, судом установлено, что доводы налогового органа в отношении отказа в освобождении от уплаты акциза по экспорту прямогонного бензина в количестве 7372,989 тонн в Великобританию, а также дизельного топлива в количестве 2995,500 тонн в Республику Беларусь противоречат статье 198 НК РФ, статьям 142, 144, 145 КТМ РФ, пунктам 3, 4 Соглашения.
Таким образом, решение N 52/1440 от 22.09.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения является незаконным, противоречащим НК РФ, КТМ РФ, Соглашению, за исключением подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза по дизельному топливу в размере 35026538 руб. и начисление пеней в размере 25881 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
признать недействительным решения N 52/1440 от 22.09.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить сумму акциза по дизельному топливу в сумме 3235140 руб. (пункт 2.1 "б" резолютивной части решения), пени за несвоевременную уплату акциза по дизельному топливу в размере 219769 руб. (пункт 2.1 "в" резолютивной части решения), привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 646744 руб. (пункт 1 резолютивной части решения), предложения уплатить налоговые санкции в размере 646744 руб. (пункт 2.1 "а" резолютивной части решения), отказа ОАО "НК "РуссНефть" в подтверждении обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов по дизельному топливу в размере 3235140 руб., по бензину прямогонному 0 руб. (пункт 4 резолютивной части решения), как не соответствующее статьям 75, 122, 198, 203, 204 НК РФ, Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров от 15.09.2004.
Возвратить заявителю государственную пошлину из федерального бюджета в размере 2000 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 15.02.2007, 21.03.2007 ПО ДЕЛУ N А40-71320/06-107-443
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
15 февраля 2007 г. Дело N А40-71320/06-107-443
Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 21 марта 2007 года.
Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Л., единолично, при ведении протокола судебного заседания судьей Л., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ОАО "НК "РуссНефть" к МИФНС России по КН N 1 о признании недействительным решения N 52/1440 от 22.09.2006 в части, при участии представителя заявителя: М., дов. N МГ-10422 от 08.11.2006, паспорт N 46 03 063288 от 13.07.2002, З., дов. N Д-7 от 16.01.2007, паспорт N 46 01 860139 от 14.08.2001, представителя заинтересованного лица: Д., дов. N 69 от 04.09.2006, удостоверение УР N 193114 от 11.04.2006,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "НК "РуссНефть" обратилось в суд с требованием о признании недействительным решения N 52/1440 от 22.09.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в подтверждении обоснованности освобождения от уплаты акциза по дизельному топливу в размере 3235140 руб., бензину прямогонному в размере 0 руб., предложения уплатить сумму акциза по дизельному топливу в размере 3235140 руб. и пени в сумме 219769 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в сумме 646744 руб.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения требований заявителя по доводам отзыва от 18.12.2006 N 52-08/ (том 5 л.д. 3 - 8).
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив, имеющиеся в деле документы, суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела МИФНС России по КН N 1 (далее - налоговый орган, Инспекция) в отношении ОАО "НК "РуссНефть" (далее - заявитель, налогоплательщик) проведена камеральная проверка налоговой декларации по акцизам на нефтепродукты за ноябрь 2005 года, по результатам которой вынесено решение N 52/1440 от 22.09.2006 (том 1 л.д. 32 - 49).
Указанными решением налоговый орган: предложил уплатить акциз по дизельному топливу в сумме 3235140 руб. (пункт 2.1 "б"), пени за несвоевременную уплату акциза в размере 245650 руб. (пункт 2.1 "в"), привлек заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде штрафа в размере 646744 руб. (пункт 1), подтвердил обоснованность освобождения от уплаты акциза по дизельному топливу в размере 35026538 руб., отказал в подтверждении освобождения от уплаты акциза по дизельному топливу в размере 3235140 руб., бензину прямогонному в размере 0 руб. (пункт 4).
Согласно материалам дела ОАО "НК "РуссНефть" 25.01.2006 представил в МИФНС России по КН N 1 налоговую декларацию по акцизам на нефтепродукты за ноябрь 2005 года (том 1 л.д. 85 - 107), с указанием: суммы акциза, начисленного по операциям признаваемым объектом налогообложения по видам нефтепродуктов по дизельному топливу - 61468200 руб. (строка 030), по прямогонному бензину - 0 руб. (строка 050); суммы акциза, по реализованным на территории Российской Федерации нефтепродуктам, лицами, имеющими свидетельство, факт получения которых покупателем документально подтвержден по дизельному топливу - 993492 руб. (строка 180); суммы акциза, начисленной налогоплательщиком по подакцизным нефтепродуктам реализованным на экспорт, по которым представлены поручительство банка или банковская гарантия по дизельному топливу - 38261678 руб. (строка 280), по прямогонному бензину - 0 руб. (строка 300); общая сумма акциза подлежащая вычету по дизельному топливу (строка 180 + строка 280) - 39255170 руб. (строка 330), по прямогонному бензину (строка 300) - 0 руб. (строка 350); сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет по дизельному топливу (строка 030 - строка 330) - 22213030 руб. (строка 380), по бензину прямогонному (строка 050 - строка 350) - 0 руб. (строка 400).
Справочно в декларации указано: реализация нефтепродуктов на экспорт по дизельному топливу - 35427,480 тонн (строка 480), по бензину прямогонному - 7372,989 тонн (строка 500); экспорт нефтепродуктов в Республику Беларусь по дизельному топливу - 2995,500 тонн (строка 530).
Налогоплательщик одновременно с налоговой декларацией за ноябрь 2005 года на основании пункта 2 статьи 184 НК РФ предоставил банковскую гарантию ОАО "Банк Уралсиб" (том 1 л.д. 109) на выплату налоговому органу сумму акциза в размер 38261678 руб. и пеней в размере 2054346 руб., в случае не предоставлении в течение 180 дней с даты отгрузки в Инспекцию документов, предусмотренных пунктом 7 статьи 198 НК РФ для освобождения от уплаты акциза при экспорте нефтепродуктов.
Документы, предусмотренные пунктом 7 статьи 198 НК РФ для освобождения от уплаты акциза при экспорте нефтепродуктов, были предоставлены заявителем в налоговый орган сопроводительными письмами N МГ-1537 от 26.02.2006 (подтверждение экспорта дизельного топлива в Республику Беларусь, том 1 л.д. 50 - 51), N МГ-4567 от 24.05.2006 (подтверждение экспорта бензина прямогонного и дизельного топлива в страны дальнего зарубежья, том 2 л.д. 10, 14).
Налоговый орган отказал в освобождении от уплаты акциза при экспорте нефтепродуктов: по бензину прямогонному в размере 7372,989 тонн (сумма акциза - 0 руб.) в страны дальнего зарубежья, по дизельному топливу в размере 2995,500 тонн (сумма акциза - 3235140 руб.) в Республику Беларусь, именно отказ в данной сумме и оспаривается налогоплательщиком, в связи с чем суд исследует законность и обоснованность решения N 52/1440 от 22.09.2006 только в части отказа в освобождении от уплаты акциза по дизельному топливу в размере 3235140 руб. и прямогонному бензину в размере 0 руб.
Согласно представленным документам, заявитель по договору купли-продажи нефтепродуктов N 33960-10/05-308 от 01.07.2005 заключенного с ООО "Старко" (том 1 л.д. 111 - 119) приобрел в ноябре 2005 года дизельное топливо в количестве 56915 тонн, бензин прямогонный в количестве 6853 тонны по актам приемки-передачи нефтепродуктов (том 1 л.д. 120 - 134) и счетам-фактурам, отраженным в реестре за ноябрь 2005 года (том 1 л.д. 108).
Приобретенный бензин прямогонный (в количестве 7372,989 тонн) заявитель в ноябре 2005 года реализовал на экспорт в Великобританию иностранной компании "Russneft (UK) Limited" по контракту N 33960-10/05-173 от 24.03.2005 (том 1 л.д. 35 - 43).
Отгрузка производилась по ГТД N 10417010/151105/0002347 (том 2 л.д. 65 - 67), 10417010/161105/0002351 (том 2 л.д. 70 - 72), 10417010/171105/0002357 (том 2 л.д. 76 - 78), 10417010/151105/0002344 (том 2 л.д. 82 - 84), 10417010/191105/0002385 (том 2 л.д. 111 - 113), 10417010/181105/0002381 (том 2 л.д. 136 - 138), поручению на отгрузку N 86-2 БП, коносаменту N 2 от 05.12.2005 (том 2 л.д. 87 - 90), по ГТД N 10417010/261105/0002431 (том 2 л.д. 99 - 101), 10417010/231105/0002407 (том 2 л.д. 105 - 107), 10417010/241105/0002414 (том 2 л.д. 116 - 118), 10417010/271105/0002433 (том 2 л.д. 122 - 124), 10417010/281105/0002441 (том 2 л.д. 128 - 130), поручение на погрузку N 96 БП, коносамент N 1 от 23.12.2005 (том 2 л.д. 91 - 95), ГТД N 10417010/181005/0002229 (том 3 л.д. 142 - 144), 10417010/241005/0002230 (том 3 л.д. 136 - 138), 10417010/101105/0002320 (том 4 л.д. 30 - 32), 10417010/121105/0002335 (том 4 л.д. 86 - 88), 10417010/101105/0002325 (том 4 л.д. 42 - 44), 10417010/081105/0002312 (том 4 л.д. 55 - 57), поручение на погрузку N 81 БП, коносамент N 1 от 23.11.2005 (том 4 л.д. 9 - 10, 14 - 16).
Поступление валютной выручки подтверждается выписками банка и SWIFT-сообщениями (том 2 л.д. 52 - 55, 58 - 61, том 3 л.д. 14 - 25, 78 - 81, 127 - 130, том 4 л.д. 21 - 28, 85 - 100, 130 - 133).
Налоговый орган, отказывая в освобождении от уплаты акциза по прямогонному бензину, реализованному на экспорт в количестве 7372,989 тонн (ставка акциза - 0 руб.) указал, что представленные заявителем коносаменты N 1 от 23.11.2005, N 2 от 05.12.2005, N 1 от 23.12.2005, содержащие оговорку капитана судна, что "ему (капитану) не известен вес, количество и качество товара погруженного на танкер", не подтверждают факт вывоза товаров в режиме экспорта.
Суд, рассмотрев указанный довод Инспекции, считает его противоречащим статье 198 НК РФ, Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) и Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте, принятой 25.08.1924 (далее - Конвенция о коносаменте) ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 198 НК РФ при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров: 1) контракт (копию) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров, 2) платежные документы и выписки банка (их копии), подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу, 3) грузовые таможенные декларации (копии) с отметками таможенных органов "выпуск разрешен" и "товар вывезен полностью", 4) копии транспортных или товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов "товар вывезен полностью".
При этом, при вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через морские порты налогоплательщиком в качестве транспортных документов представляется: поручение на отгрузку экспортируемых нефтепродуктов с указанием порта разгрузки с отметкой "Погрузка разрешена" пограничного таможенного органа, коносамент на перевозку экспортируемых нефтепродуктов, в котором в графе "Порт разгрузки" указано место, находящееся за пределами территории Российской Федерации.
НК РФ не содержит такого основания для подтверждения правомерности освобождения от уплаты акциза при реализации нефтепродуктов на экспорт морским транспортом, как наличие каких-либо оговорок капитана судна на коносаменте.
Согласно статье 142 КТМ РФ коносамент составляется на основании подписанного отправителем документа, который должен содержать данные, указанные в подпунктах 3 - 8 пункта 1 статьи 144 настоящего Кодекса, в том числе: наименование груза, необходимые для идентификации груза основные марки, указание в соответствующих случаях на опасный характер или особые свойства груза, число мест или предметов и масса груза или обозначенное иным образом его количество. При этом все данные указываются так, как они представлены отправителем (подпункт 6 пункта 1 статьи 144 КТМ РФ).
Статьей 145 КТМ РФ предусмотрено, что в случае, если в коносаменте содержатся данные, которые касаются наименования груза, его основных марок, числа мест или предметов, массы или количества груза и в отношении которых перевозчик или выдающее коносамент от его имени другое лицо знают или имеют достаточные основания считать, что такие данные не соответствуют фактически принятому грузу или погруженному грузу при выдаче бортового коносамента либо у перевозчика или другого такого лица не было разумной возможности проверить указанные данные, перевозчик или другое такое лицо должны внести в коносамент оговорку, конкретно указывающую на неточности, основания для предположений или отсутствие разумной возможности проверки указанных данных.
При этом, за исключением данных, в отношении которых внесена оговорка, допустимая в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, коносамент удостоверяет, если не доказано иное, прием перевозчиком груза для перевозки, как он описан в коносаменте. Доказывание перевозчиком иного не допускается, если коносамент передан третьему лицу, которое, исходя из содержащегося в коносаменте описания груза, действовало добросовестно.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 3, 4 статьи 3 Конвенции о коносаменте.
Следовательно, наличие в коносаментах, представленных заявителем, оговорки капитана судна "вес качество и количество мне не известны", в силу положений пункта 3 статьи 145 КТМ РФ, а также пункта 3, 4 статьи 3 Конвенции о коносаменте не означают, как это указывает налоговый орган, недостоверность сведений о "весе товара (бензина прямогонного) и количестве", а лишь указывают, что капитан судна фактически не имеет разумной возможности проверить точный вес и количество имеющихся нефтепродуктов на борту танкера (пункт 1 статьи 145 КТМ РФ).
При этом, такая оговорка не лишает коносамент силы документа, удостоверяющего перевозку груза морским транспортом, а также на основании пункта 3 статьи 145 КТМ РФ и пункта 4 статьи 3 Конвенции о коносаменте не является основанием для того, что бы считать данные о наименовании, весе и количестве товара, погруженного на борт судна, указанные в коносаменте недостоверными.
Таким образом, суд, учитывая, что налоговый орган не предоставил суду доказательств того, что фактически на экспорт было отгружено товара (бензина прямогонного) меньше, чем указано в коносаментах N 1 от 23.11.2005, N 2 от 05.12.2005, N 1 от 23.12.2005, считает, что отраженная в них оговорка капитана судна не влияет на достоверность сведений о грузе в этих коносаментах и не может являться в силу статьи 198 НК РФ, статьи 145 КТМ РФ, статьи 3 Конвенции о коносаменте основанием для отказа в правомерности освобождения от уплаты акциза при экспорте нефтепродуктов.
Приобретенное заявителем дизельное топливо в размере 2995,500 тонн было реализовано в Республику Беларусь ИП "Славнефтехим" по контракту N 33960-10/05-391 от 03.10.2005 (том 1 л.д. 52 - 58). Отгрузка производилась трубопроводным транспортом на основании актов N 1886 от 07.11.2005, N 335 от 21.10.2005, 336 от 22.10.2005 о приемке (сдаче) нефтепродуктов между структурными подразделениями АК "Транснефть" (том 1 л.д. 76 - 78). Товар (дизельное топливо) был передан белорусскому покупателю по акту приемки-передачи нефтепродуктов N 1 от 07.11.2005 (том 1 л.д. 75).
Уплата акциза белорусским покупателем подтверждается заявлением о ввозе товара и уплате косвенных налогов N 16 (11951) от 16.12.2005 (том 1 л.д. 81), с отметкой белорусских налоговых органов. Поступление валютной выручки подтверждается выписками банка, SWIFT-сообщениями (том 1 л.д. 60 - 70).
Налоговый орган, отказывая в освобождении от уплаты акциза по дизельному топливу, реализованному на экспорт в Республику Беларусь в количестве 2995,500 тонн (ставка акциза - 1080 руб.) указала, что заявитель в нарушение пункта 3 раздела 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров от 15.09.2004 (далее - Соглашение) предоставил документы, указанные в пункте 2 раздела 2 Соглашения позже установленного срока (90 дней с даты отгрузки товара - 06.02.2006).
Суд, рассмотрев указанный довод налогового органа, считает, что он противоречит Соглашению и не является основанием для отказа в освобождении от уплаты акциза при реализации нефтепродуктов в Республику Беларусь по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 разделом 2 Соглашения для освобождения от уплаты акциза при экспорте нефтепродуктов в Республику Беларусь налогоплательщику необходимо представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы: 1) договору (копии), на основании которых осуществляется реализация товаров, 2) выписка банка (копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от покупателя указанного товар на счет российского налогоплательщика, 3) третий экземпляр заявления о ввозе товара, экспортированного с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, с отметкой налогового органа другой Стороны, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме, 4) копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортированного товара, 5) иные документы, предусмотренные национальным законодательством государств Сторон.
Указанные документы в силу пункта 3 данного раздела представляются в налоговые органы в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров.
При непредставлении этих документов суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров (пункт 4).
В случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов, уплаты таких налогов в более поздние сроки по сравнению с установленными настоящим Соглашением, налоговые органы вправе взыскивать косвенные налоги и пени, в размере, устанавливаемом национальным законодательством государств Сторон.
После представления налогоплательщиком документов, предусмотренных пунктом 2 настоящего раздела, по истечении срока, установленного настоящим пунктом (но не более трех лет со дня возникновения обязательства по уплате косвенных налогов в соответствии с настоящим пунктом), уплаченные суммы косвенных налогов подлежат возврату в порядке, установленном национальным законодательством государств Сторон. Суммы пени, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат.
Таким образом, Соглашение не предусматривает такое основание для отказа в освобождении от уплаты акциза при экспорте нефтепродуктов в Республику Беларусь, как нарушение 90-дневного срока предоставления документов, подтверждающих обоснованность освобождения, перечисленных в пункте 3. При этом, в случае такого нарушения, налогоплательщик обязан предоставить налоговую декларацию по акцизам с указанием суммы акциза, начисленной к уплате в бюджет за период отгрузки товара.
Единственной мерой ответственности для налогоплательщика при нарушении этого срока (90 дней с даты отгрузки товаров), непредставлении соответствующей декларации и неуплате налога (акциза) является начисление пени, которые после предоставления соответствующих подтверждающих обоснованность освобождения от уплаты акциза документов налогоплательщику не возвращаются.
Заявитель действительно нарушил 90-дневный срок предоставления документов, подтверждающих освобождение от уплаты акциза по нефтепродуктам реализованным в Республику Беларусь, предоставив эти документы 26 февраля 2006 года (письмо - том 1 л.д. 50 - 51), в то время как отгрузка произведена согласно акту 7 ноября 2005 года.
Следовательно, учитывая требование пункта 4 Соглашения, заявитель должен был предоставить в налоговый орган налоговую декларацию по акцизам на нефтепродукты за ноябрь 2005 года (период отгрузки), с указанием суммы начисленного акциза по дизельному топливу в размере 3235140 руб. по сроку, установленному пунктом 5 статьи 204 НК РФ (не позднее 25 числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом), а также перечислить эту сумму начисленного акциза в бюджет.
Заявитель 26 января 2006 года, в срок установленный пунктом 5 статьи 204 НК РФ, предоставил в налоговый орган налоговую декларацию по акцизам на нефтепродукты за ноябрь 2005 года (том 1 л.д. 85 - 107), однако, сумму начисленного акциза по дизельному топливу в размере 3235140 руб. в бюджет в срок до 06.02.2006 (90 дней с даты отгрузки) не перечислил, поскольку 26 февраля 2006 года предоставил документы, подтверждающие освобождение от уплаты акциза по дизельному топливу, реализуемому в ноябре 2005 года в Республику Беларусь.
Поскольку, налоговый орган ни одного замечания по представленным документам в решении не указал, то суд, проверив эти документы, установил, что они полностью соответствуют требованиям, установленным в пункте 3 раздела 2 Соглашения, то есть подтверждают правомерность освобождения налогоплательщика от уплаты акциза при реализации дизельного топлива в количестве 2995,500 тонн в Республику Беларусь.
Таким образом, учитывая подтверждение заявителем правомерности освобождения от уплаты акциза по дизельному топливу в размере 3235140 руб., отказ налогового органа в этом освобождении является неправомерным, противоречащим положениям пункта 3, 4 раздела 2 Соглашения, так же как и начисление суммы акциза в размере 3235140 руб.
В отношении начисления пени за неуплату акциза по дизельному топливу в размере 245650 руб. суд соглашается с налоговым органом о правомерности такого начисления только в размере 25881 руб. (с 06.02.2006 - 90 дней с даты отгрузки по 25.02.2006 - день, предшествующий представлению документов по освобождению от уплаты акциза).
Указанный размер пеней (25881 руб.) соответствует положениям пункта 4 раздела 2 Соглашения, статье 75 НК РФ.
Поскольку заявитель, уточнил предмет иска (том 5 л.д. 40) и просит признать недействительным решение налогового органа в части начисления и уплаты пеней по акцизу на дизельное топливо в размере 219769 руб. (245650 руб. по решению - 25881 руб. правомерно начисленных пеней), то суд, учитывая такое уточнение, считает, что начисление налоговым органом пеней по акцизу на дизельное топливо в размере 219769 руб. является незаконным, противоречащим пункту 4 раздела 2 Соглашения и статье 75 НК РФ.
Учитывая изложенное, судом установлено, что доводы налогового органа в отношении отказа в освобождении от уплаты акциза по экспорту прямогонного бензина в количестве 7372,989 тонн в Великобританию, а также дизельного топлива в количестве 2995,500 тонн в Республику Беларусь противоречат статье 198 НК РФ, статьям 142, 144, 145 КТМ РФ, пунктам 3, 4 Соглашения.
Таким образом, решение N 52/1440 от 22.09.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения является незаконным, противоречащим НК РФ, КТМ РФ, Соглашению, за исключением подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза по дизельному топливу в размере 35026538 руб. и начисление пеней в размере 25881 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 110, 167, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
признать недействительным решения N 52/1440 от 22.09.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить сумму акциза по дизельному топливу в сумме 3235140 руб. (пункт 2.1 "б" резолютивной части решения), пени за несвоевременную уплату акциза по дизельному топливу в размере 219769 руб. (пункт 2.1 "в" резолютивной части решения), привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 646744 руб. (пункт 1 резолютивной части решения), предложения уплатить налоговые санкции в размере 646744 руб. (пункт 2.1 "а" резолютивной части решения), отказа ОАО "НК "РуссНефть" в подтверждении обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов по дизельному топливу в размере 3235140 руб., по бензину прямогонному 0 руб. (пункт 4 резолютивной части решения), как не соответствующее статьям 75, 122, 198, 203, 204 НК РФ, Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров от 15.09.2004.
Возвратить заявителю государственную пошлину из федерального бюджета в размере 2000 руб.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)