Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
17 августа 2005 г. Дело N А40-19314/05-90-169
Резолютивная часть решения объявлена 16.08.2005.
Решение в полном объеме изготовлено 17.08.2005.
Арбитражный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи П.И., при ведении протокола судебного заседания судьей П.И., рассмотрел дело по заявлению ООО "Цептер Интернациональ" к МИ ФНС России N 48 по г. Москве о признании недействительным решения N 07-42/4 от 19.01.2005, при участии: от заявителя - Л., дов. от 11.04.2005, П.Т., дов. от 11.04.2005, от МИ ФНС России N 48 по г. Москве - Н., дов. от 20.04.2005,
ООО "Цептер Интернациональ" обратилось в суд с заявлением о признании решения МИ ФНС России N 48 по г. Москве N 07-42/4 недействительным.
Свое требование заявитель обосновывает тем, что оспариваемый им ненормативный акт налогового органа принят в нарушение норм действующего законодательства и нарушает его права.
МИ ФНС России N 48 по г. Москве требование заявителя не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что МИ ФНС РФ N 48 по г. Москве проведена камеральная налоговая проверка ООО "Цептер Интернациональ" по налогу на добавленную стоимость за август 2004 года.
По результатам проверки руководителем Межрайонной инспекции ФНС РФ N 48 по г. Москве вынесено решение от 19.01.05 N 07-42/4 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. д. 1, л. д. 13 - 15).
Как следует из п. 1 резолютивной части оспариваемого решения, руководителем Межрайонной инспекции ФНС РФ N 48 по г. Москве ООО "Цептер Интернациональ" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату суммы налога, в виде штрафа в размере 134019 руб.
В соответствии с п. 2 резолютивной части оспариваемого решения ООО "Цептер Интернациональ" предлагается уплатить в срок, указанный в требовании, суммы:
- - налоговых санкций в размере 134019 руб.;
- - неуплаченного налога в размере 670096 руб.;
- внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Как следует из п. 2 оспариваемого решения, налоговым органом сделан вывод о том, что ООО "Цептер Интернациональ" необоснованно завысило общую сумму НДС, принимаемую к вычету (отраженную в декларации в разделе 2.1 по коду строки 380) на сумму - 670096 руб., что привело к необоснованному занижению НДС, исчисленного к уплате в бюджет.
Налоговый орган определил, что общая сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет за август 2004 г., должна составить 22436259 руб. (21766163 руб. + 670096 руб.)
Суд считает решение МИ ФНС России N 48 по г. Москве от 19.01.05 N 07-42/4 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" не соответствующим п. 1, п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, пп. 1 п. 5 ст. 173, п. 6 ст. 108 НК РФ, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в силу чего подлежащим признанию недействительным в соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ.
Как следует из п. 2 мотивировочной части оспариваемого решения, руководствуясь статьей 87 Налогового кодекса, по физическим лицам - поставщикам товаров (работ, услуг) инспекция направила запросы в налоговые органы по месту их постановки на учет о предоставлении сведений о физических лицах - индивидуальных предпринимателях, уплачивающих налог на добавленную стоимость.
Из инспекций поступила информация о том, что предприниматели без образования юридического лица применяют упрощенную систему налогообложения, либо являются плательщиками единого налога на вмененный доход, либо не представляют декларации в налоговую инспекцию и налог, соответственно, не уплачивают.
По мнению налогового органа, изложенному в п. 2 мотивировочной части оспариваемого решения, налог на добавленную стоимость, неправомерно выставленный таким (переведенным на упрощенную систему налогообложения или на уплату ЕНВД) хозяйствующим субъектом в счете-фактуре в адрес покупателей, к вычету у покупателя не принимается.
При этом налоговый орган ссылается на п. 3 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ, из которых следует, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, как и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Таким образом, налоговым органом при наличии у заявителя всех документов, предусмотренных налоговым законодательством для принятия к вычету НДС, факт предоставления которых зафиксирован в последнем абзаце вводной части оспариваемого решения, из суммы заявленных вычетов исключены суммы НДС, предъявленные заявителю поставщиками - физическими лицами, переведенными на упрощенную систему налогообложения и уплату ЕНВД.
Однако приведенные налоговым органом ссылки на обстоятельства и положения нормативных актов несостоятельны, поскольку не имеют отношения к правильности принятия к вычету заявителем НДС.
При этом вывод налогового органа не основан на каких-либо доказательствах и не соответствует действующему налоговому законодательству.
Во-первых, ссылки налогового органа на положения статей 346.11 и 346.26 НК РФ несостоятельны, поскольку налоговые вычеты по НДС и порядок их применения определены статьями 171 и 172 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, а не статьей 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" или ст. 346.26 главы 26.3 "Система налогообложения в виде ЕНВД" НК РФ, на которые ссылается ответчик.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с п. 2 указанной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Из изложенного следует, что суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат (вне зависимости от желания налогоплательщика или налогового органа) вычету при обязательном наличии следующих условий:
- - если указанные суммы предъявлены налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг), что в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ должно подтверждаться счетом-фактурой, выставленной поставщиком;
- - если указанные суммы уплачены налогоплательщиком продавцу товаров (работ, услуг), о чем в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ должен свидетельствовать документ, подтверждающий фактическую уплату сумм налога поставщику;
- - если эти товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС или для перепродажи, что должно подтверждаться соответствующими данными бухгалтерского учета.
Налоговый орган в обоснование своего вывода о необоснованном завышении заявителем вычетов на сумму 670096 руб. не приводит ни одного доказательства, свидетельствующего о невыполнении заявителем при принятии им к вычету НДС в указанной сумме хотя бы одного из установленных статьями 171 и 172 НК РФ условий:
- - налоговым органом не приведены доказательства того, что заявителю не предъявлены к уплате поставщиками товаров (работ, услуг) суммы НДС;
- - налоговым органом не приведены доказательства того, что заявителем не был уплачен НДС поставщикам товаров (работ, услуг);
- - налоговым органом не приведены доказательства того, что товары (работы, услуги) приобретались с целью, отличной от осуществления операций, облагаемых НДС.
Более того, налоговый орган не оспаривает того, что все три указанные условия были соблюдены заявителем при принятии им суммы НДС в размере 670096 руб. к вычету и все документы, являющиеся основанием для принятия НДС к вычету, налоговому органу были представлены (последний абзац вводной части оспариваемого решения).
Как следует из изложенного в п. 2 мотивировочной части оспариваемого решения, вывод налогового органа о необоснованном завышении заявителем вычетов на сумму 670096 руб. основан исключительно на его собственном мнении о том, что налог на добавленную стоимость, неправомерно выставленный таким (переведенным на упрощенную систему налогообложения или на уплату ЕНВД) хозяйствующим субъектом в счете-фактуре в адрес покупателей, к вычету у покупателя не принимается.
Однако указанное мнение налогового органа не основано на нормах законодательства, устанавливающих право и порядок принятия НДС к вычету.
Статья 171 НК РФ не содержит таких условий для принятия к вычету НДС, уплаченного поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), как условие о приобретении товара у лица, являющегося плательщиком НДС, и условие об уплате этим лицом НДС, полученного им при реализации продаваемого налогоплательщику товара, в бюджет.
Более того, ст. 172 НК РФ, определяющая порядок принятия НДС к вычету, не предусматривает таких оснований для принятия покупателем товара суммы НДС к вычету, как документы, подтверждающих факты того, что продавец товара является плательщиком НДС и полученные им от покупателя суммы НДС были им уплачены в бюджет.
В соответствии с положениями ст. 172 НК РФ для покупателя документом, подтверждающим то, что поставщик является плательщиком НДС, является выставленный этим поставщиком счет-фактура.
При указанных обстоятельствах ссылки налогового органа на положения статей 346.11 и 346.26 НК РФ, а также на то обстоятельство, что поставщики товаров (работ, услуг) якобы не уплачивают НДС в бюджет, несостоятельны.
Положения указанных статей, как и указанное налоговым органом обстоятельство, не имеют никакого значения при решении вопроса о правомерности принятия заявителем НДС к вычету.
Имея в наличии выставленные предпринимателями - поставщиками товаров (работ, услуг) счета-фактуры с предъявленной к оплате суммой НДС и произведя уплату этим предпринимателям указанных ими в счетах-фактурах сумм НДС (подтверждается представленными налоговому органу платежными документами), заявитель имел все основания, предусмотренные подпунктами 1, 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, для принятия к вычету НДС в сумме 670096 руб.
Во-вторых, несостоятельно и не соответствует действующему законодательству само мнение налогового органа о том, что предприниматели без образования юридического лица, применяющие упрощенную систему налогообложения или уплачивающие единый налог на вмененный доход, не несут обязанности по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость.
Порядок исчисления и уплаты в бюджет НДС определен главой 21 НК РФ, а не главами 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Из п. 3 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ действительно следует, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, как и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Однако указанные статьи распространяют свое действие исключительно на предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход, и не имеют никакого отношения к правильности исчисления налогов их контрагентами, в том числе и покупателями товаров (работ, услуг), реализуемых этими предпринимателями.
Покупатели в принципе не обязаны знать, какую систему налогообложения применяют продавцы приобретаемых ими товаров (работ, услуг).
В частности, при решении вопроса о принятии к вычету НДС налогоплательщик обязан руководствоваться указанными выше положениями статей 171 и 172 НК РФ, то есть документами, фактически полученными им от продавца товаров (работ, услуг), а не какими-либо иными сведениями о налоговом статусе этого продавца.
Исходя из изложенного, мнение налогового органа о том, что предприниматели без образования юридического лица, применяющие упрощенную систему налогообложения или уплачивающие единый налог на вмененный доход, не несут обязанности по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость, не имеет значения при решении вопроса о правомерности принятия к вычету НДС контрагентами - покупателями этих лиц.
Более того, пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога лицами, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
Это означает, что у предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками НДС в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения и/или на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, возникает обязанность по исчислению и уплате в бюджет суммы НДС, если указанная сумма выделена в выставленном ими при продаже товара (работы, услуги) счете-фактуре.
При этом контрагент-покупатель на основании положений ст. 171 и в соответствии со ст. 172 НК РФ обязан принять указанные суммы к вычету.
Именно такой порядок исчисления и уплаты налога полностью соответствует положениям, изложенным в Определении Конституционного Суда РФ от 08.04.04 N 169-О, которые (в искажающей их содержание форме) приведены налоговым органом в п. 1 оспариваемого решения.
В п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 08.04.04 N 169-О указано, что согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 данного Кодекса, на установленные законом налоговые вычеты (пункт 1); вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (пункт 2). При этом в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и обеспечения экономической обоснованности принимаемых к вычету сумм налога налогоплательщик вправе принять к вычету только те суммы налога, которые им фактически уплачены поставщикам. Тем самым обеспечиваются условия для движения эквивалентных по стоимости, хотя и различных по направлению потоков денежных средств, одного - от налогоплательщика к поставщику в виде фактически уплаченных сумм налога, а другого - к налогоплательщику из бюджета в виде предоставленного законом налогового вычета, приводящего либо к уменьшению итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, либо к возмещению суммы налога из бюджета.
Очевидно, что смысл указанного состоит в том, что налогоплательщик вправе принять к вычету только те суммы налога, которые им фактически уплачены поставщикам, а не в том, что право покупателя на налоговый вычет подтверждается только в случае уплаты налога поставщиком в бюджет, как это указано налоговым органом в последнем абзаце п. 1 оспариваемого решения.
Мнение о том, что право покупателя на налоговый вычет подтверждается только в случае уплаты налога поставщиком в бюджет, налоговый орган сформировал, исказив фактическое содержание указанного выше положения п. 3 Определения Конституционного Суда от 08.04.04 N 169-О.
В отличие от фактического текста п. 3 Определения Конституционного Суда от 08.04.04 N 169-О, налоговый орган указал, что обеспечение условия движения эквивалентных по стоимости, хотя и различных по направлению потоков денежных средств, одного - от налогоплательщика к поставщику в виде фактически уплаченных сумм налога, а другого - к налогоплательщику из бюджета в виде предоставленного законом налогового вычета, приводящего либо к уменьшению итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, либо к возмещению суммы налога из бюджета, возможно только в случае уплаты налога поставщиком в бюджет.
Факт же того, что сумма налога предпринимателем, выставившим счет-фактуру с выделенной суммой НДС, не исчислена и/или не уплачена, будет (в случае его установления) являться налоговым нарушением, совершенным этим предпринимателем, но никак не покупателем его товара (работ, услуг).
В оспариваемом решении отсутствуют сведения о том, что заявителем был принят к вычету НДС, который не выделялся в счетах-фактурах, выставляемых продавцами товаров (работ, услуг), являющимися предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения и/или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и/или не был оплачен заявителем указанным предпринимателям.
Кроме того, оспариваемое решение вынесено без учета положений пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, предусматривающих корреспондирующую с правом заявителя на вычет обязанность физических лиц - предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС, исчислять и уплачивать налог в случае выставления ими покупателю счетов-фактур с выделением суммы налога.
При указанных обстоятельствах выводы налогового органа о необоснованном завышении заявителем сумм НДС, принимаемых к вычету, на 670096 руб. противоречат действующему налоговому законодательству, а именно статьям 171, 172, 173 НК РФ.
В-третьих, налоговым органом не приведено ни одного доказательства того, что заявителем действительно был принят к вычету НДС при приобретении каких-либо товаров (работ, услуг) у предпринимателей без образования юридического лица.
В указанном подпункте отсутствуют сведения (ссылки на полученные в ходе проверки сведения, счета-фактуры, позиции в книге покупок), из которых бы следовало, что заявителем в проверяемом периоде действительно приобретались какие-либо товары (работы, услуги) у каких-либо предпринимателей без образования юридического лица, применяющих упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде ЕНВД, и при этом принимался к вычету НДС в сумме, составляющей 670096 руб.
Ссылаясь в п. 2 на то, что из инспекций поступила информация о том, что предприниматели без образования юридического лица применяют упрощенную систему налогообложения, либо являются плательщиками единого налога на вмененный доход, либо не представляют декларации в налоговую инспекцию и налог соответственно не уплачивают, налоговый орган не приводит никаких данных, о каких именно предпринимателях и какая информация получена.
Более того, в решении налоговым органом не приведено никаких доказательств, что какая-либо информация действительно была им получена именно на момент вынесения оспариваемого решения.
Таким образом, вывод налогового органа о том, что заявителем на 670096 руб. необоснованно завышена сумма НДС, принимаемая к вычету, не основан на каких-либо доказательствах, что является нарушением п. 6 ст. 108 НК РФ, в соответствии с которым обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Учитывая изложенное, выводы налогового органа о завышении ООО "Цептер Интернациональ" суммы НДС, принимаемой к вычету по декларации за август 2004 г. на 670096 руб., незаконны, в связи с чем незаконны и предложения ответчика об уплате в бюджет суммы НДС в размере 670096 руб. и о внесении необходимых изменений в бухгалтерский учет.
Кроме того, необоснованно привлечение ООО "Цептер Интернациональ" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.
Согласно ст. 109 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае отсутствия события налогового правонарушения.
Так как, исходя из изложенного в настоящем заявлении, событие налогового правонарушения, установленное п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, а именно неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), отсутствует, то привлечение ООО "Цептер Интернациональ" к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога, что составляет 134019 руб., неправомерно.
С учетом изложенного суд считает, что оснований к отказу в удовлетворении требования заявителя не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 137 - 138 НК РФ, в соответствии со ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, суд
признать решение МИ ФНС России N 48 по г. Москве N 07-42/4 от 19.01.2005 недействительным, как не соответствующее требованиям НК РФ.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Возвратить ООО "Цептер Интернациональ" из федерального бюджета 2000 руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение 1-го месяца после принятия, в кассационную инстанцию - ФАС МО в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 17.08.2005, 16.08.2005 ПО ДЕЛУ N А40-19314/05-90-169
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
17 августа 2005 г. Дело N А40-19314/05-90-169
Резолютивная часть решения объявлена 16.08.2005.
Решение в полном объеме изготовлено 17.08.2005.
Арбитражный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи П.И., при ведении протокола судебного заседания судьей П.И., рассмотрел дело по заявлению ООО "Цептер Интернациональ" к МИ ФНС России N 48 по г. Москве о признании недействительным решения N 07-42/4 от 19.01.2005, при участии: от заявителя - Л., дов. от 11.04.2005, П.Т., дов. от 11.04.2005, от МИ ФНС России N 48 по г. Москве - Н., дов. от 20.04.2005,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Цептер Интернациональ" обратилось в суд с заявлением о признании решения МИ ФНС России N 48 по г. Москве N 07-42/4 недействительным.
Свое требование заявитель обосновывает тем, что оспариваемый им ненормативный акт налогового органа принят в нарушение норм действующего законодательства и нарушает его права.
МИ ФНС России N 48 по г. Москве требование заявителя не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве на заявление.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что МИ ФНС РФ N 48 по г. Москве проведена камеральная налоговая проверка ООО "Цептер Интернациональ" по налогу на добавленную стоимость за август 2004 года.
По результатам проверки руководителем Межрайонной инспекции ФНС РФ N 48 по г. Москве вынесено решение от 19.01.05 N 07-42/4 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т. д. 1, л. д. 13 - 15).
Как следует из п. 1 резолютивной части оспариваемого решения, руководителем Межрайонной инспекции ФНС РФ N 48 по г. Москве ООО "Цептер Интернациональ" привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату суммы налога, в виде штрафа в размере 134019 руб.
В соответствии с п. 2 резолютивной части оспариваемого решения ООО "Цептер Интернациональ" предлагается уплатить в срок, указанный в требовании, суммы:
- - налоговых санкций в размере 134019 руб.;
- - неуплаченного налога в размере 670096 руб.;
- внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Как следует из п. 2 оспариваемого решения, налоговым органом сделан вывод о том, что ООО "Цептер Интернациональ" необоснованно завысило общую сумму НДС, принимаемую к вычету (отраженную в декларации в разделе 2.1 по коду строки 380) на сумму - 670096 руб., что привело к необоснованному занижению НДС, исчисленного к уплате в бюджет.
Налоговый орган определил, что общая сумма НДС, исчисленная к уплате в бюджет за август 2004 г., должна составить 22436259 руб. (21766163 руб. + 670096 руб.)
Суд считает решение МИ ФНС России N 48 по г. Москве от 19.01.05 N 07-42/4 "О привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения" не соответствующим п. 1, п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172, пп. 1 п. 5 ст. 173, п. 6 ст. 108 НК РФ, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в силу чего подлежащим признанию недействительным в соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ.
Как следует из п. 2 мотивировочной части оспариваемого решения, руководствуясь статьей 87 Налогового кодекса, по физическим лицам - поставщикам товаров (работ, услуг) инспекция направила запросы в налоговые органы по месту их постановки на учет о предоставлении сведений о физических лицах - индивидуальных предпринимателях, уплачивающих налог на добавленную стоимость.
Из инспекций поступила информация о том, что предприниматели без образования юридического лица применяют упрощенную систему налогообложения, либо являются плательщиками единого налога на вмененный доход, либо не представляют декларации в налоговую инспекцию и налог, соответственно, не уплачивают.
По мнению налогового органа, изложенному в п. 2 мотивировочной части оспариваемого решения, налог на добавленную стоимость, неправомерно выставленный таким (переведенным на упрощенную систему налогообложения или на уплату ЕНВД) хозяйствующим субъектом в счете-фактуре в адрес покупателей, к вычету у покупателя не принимается.
При этом налоговый орган ссылается на п. 3 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ, из которых следует, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, как и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость.
Таким образом, налоговым органом при наличии у заявителя всех документов, предусмотренных налоговым законодательством для принятия к вычету НДС, факт предоставления которых зафиксирован в последнем абзаце вводной части оспариваемого решения, из суммы заявленных вычетов исключены суммы НДС, предъявленные заявителю поставщиками - физическими лицами, переведенными на упрощенную систему налогообложения и уплату ЕНВД.
Однако приведенные налоговым органом ссылки на обстоятельства и положения нормативных актов несостоятельны, поскольку не имеют отношения к правильности принятия к вычету заявителем НДС.
При этом вывод налогового органа не основан на каких-либо доказательствах и не соответствует действующему налоговому законодательству.
Во-первых, ссылки налогового органа на положения статей 346.11 и 346.26 НК РФ несостоятельны, поскольку налоговые вычеты по НДС и порядок их применения определены статьями 171 и 172 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, а не статьей 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" или ст. 346.26 главы 26.3 "Система налогообложения в виде ЕНВД" НК РФ, на которые ссылается ответчик.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В соответствии с п. 2 указанной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении:
1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса;
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Из изложенного следует, что суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) подлежат (вне зависимости от желания налогоплательщика или налогового органа) вычету при обязательном наличии следующих условий:
- - если указанные суммы предъявлены налогоплательщику продавцом товаров (работ, услуг), что в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ должно подтверждаться счетом-фактурой, выставленной поставщиком;
- - если указанные суммы уплачены налогоплательщиком продавцу товаров (работ, услуг), о чем в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ должен свидетельствовать документ, подтверждающий фактическую уплату сумм налога поставщику;
- - если эти товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС или для перепродажи, что должно подтверждаться соответствующими данными бухгалтерского учета.
Налоговый орган в обоснование своего вывода о необоснованном завышении заявителем вычетов на сумму 670096 руб. не приводит ни одного доказательства, свидетельствующего о невыполнении заявителем при принятии им к вычету НДС в указанной сумме хотя бы одного из установленных статьями 171 и 172 НК РФ условий:
- - налоговым органом не приведены доказательства того, что заявителю не предъявлены к уплате поставщиками товаров (работ, услуг) суммы НДС;
- - налоговым органом не приведены доказательства того, что заявителем не был уплачен НДС поставщикам товаров (работ, услуг);
- - налоговым органом не приведены доказательства того, что товары (работы, услуги) приобретались с целью, отличной от осуществления операций, облагаемых НДС.
Более того, налоговый орган не оспаривает того, что все три указанные условия были соблюдены заявителем при принятии им суммы НДС в размере 670096 руб. к вычету и все документы, являющиеся основанием для принятия НДС к вычету, налоговому органу были представлены (последний абзац вводной части оспариваемого решения).
Как следует из изложенного в п. 2 мотивировочной части оспариваемого решения, вывод налогового органа о необоснованном завышении заявителем вычетов на сумму 670096 руб. основан исключительно на его собственном мнении о том, что налог на добавленную стоимость, неправомерно выставленный таким (переведенным на упрощенную систему налогообложения или на уплату ЕНВД) хозяйствующим субъектом в счете-фактуре в адрес покупателей, к вычету у покупателя не принимается.
Однако указанное мнение налогового органа не основано на нормах законодательства, устанавливающих право и порядок принятия НДС к вычету.
Статья 171 НК РФ не содержит таких условий для принятия к вычету НДС, уплаченного поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), как условие о приобретении товара у лица, являющегося плательщиком НДС, и условие об уплате этим лицом НДС, полученного им при реализации продаваемого налогоплательщику товара, в бюджет.
Более того, ст. 172 НК РФ, определяющая порядок принятия НДС к вычету, не предусматривает таких оснований для принятия покупателем товара суммы НДС к вычету, как документы, подтверждающих факты того, что продавец товара является плательщиком НДС и полученные им от покупателя суммы НДС были им уплачены в бюджет.
В соответствии с положениями ст. 172 НК РФ для покупателя документом, подтверждающим то, что поставщик является плательщиком НДС, является выставленный этим поставщиком счет-фактура.
При указанных обстоятельствах ссылки налогового органа на положения статей 346.11 и 346.26 НК РФ, а также на то обстоятельство, что поставщики товаров (работ, услуг) якобы не уплачивают НДС в бюджет, несостоятельны.
Положения указанных статей, как и указанное налоговым органом обстоятельство, не имеют никакого значения при решении вопроса о правомерности принятия заявителем НДС к вычету.
Имея в наличии выставленные предпринимателями - поставщиками товаров (работ, услуг) счета-фактуры с предъявленной к оплате суммой НДС и произведя уплату этим предпринимателям указанных ими в счетах-фактурах сумм НДС (подтверждается представленными налоговому органу платежными документами), заявитель имел все основания, предусмотренные подпунктами 1, 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ, для принятия к вычету НДС в сумме 670096 руб.
Во-вторых, несостоятельно и не соответствует действующему законодательству само мнение налогового органа о том, что предприниматели без образования юридического лица, применяющие упрощенную систему налогообложения или уплачивающие единый налог на вмененный доход, не несут обязанности по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость.
Порядок исчисления и уплаты в бюджет НДС определен главой 21 НК РФ, а не главами 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Из п. 3 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ действительно следует, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, как и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Однако указанные статьи распространяют свое действие исключительно на предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и являющихся плательщиками единого налога на вмененный доход, и не имеют никакого отношения к правильности исчисления налогов их контрагентами, в том числе и покупателями товаров (работ, услуг), реализуемых этими предпринимателями.
Покупатели в принципе не обязаны знать, какую систему налогообложения применяют продавцы приобретаемых ими товаров (работ, услуг).
В частности, при решении вопроса о принятии к вычету НДС налогоплательщик обязан руководствоваться указанными выше положениями статей 171 и 172 НК РФ, то есть документами, фактически полученными им от продавца товаров (работ, услуг), а не какими-либо иными сведениями о налоговом статусе этого продавца.
Исходя из изложенного, мнение налогового органа о том, что предприниматели без образования юридического лица, применяющие упрощенную систему налогообложения или уплачивающие единый налог на вмененный доход, не несут обязанности по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость, не имеет значения при решении вопроса о правомерности принятия к вычету НДС контрагентами - покупателями этих лиц.
Более того, пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ предусмотрено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога лицами, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога.
Это означает, что у предпринимателей, не являющихся налогоплательщиками НДС в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения и/или на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, возникает обязанность по исчислению и уплате в бюджет суммы НДС, если указанная сумма выделена в выставленном ими при продаже товара (работы, услуги) счете-фактуре.
При этом контрагент-покупатель на основании положений ст. 171 и в соответствии со ст. 172 НК РФ обязан принять указанные суммы к вычету.
Именно такой порядок исчисления и уплаты налога полностью соответствует положениям, изложенным в Определении Конституционного Суда РФ от 08.04.04 N 169-О, которые (в искажающей их содержание форме) приведены налоговым органом в п. 1 оспариваемого решения.
В п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 08.04.04 N 169-О указано, что согласно статье 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 данного Кодекса, на установленные законом налоговые вычеты (пункт 1); вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (пункт 2). При этом в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения и обеспечения экономической обоснованности принимаемых к вычету сумм налога налогоплательщик вправе принять к вычету только те суммы налога, которые им фактически уплачены поставщикам. Тем самым обеспечиваются условия для движения эквивалентных по стоимости, хотя и различных по направлению потоков денежных средств, одного - от налогоплательщика к поставщику в виде фактически уплаченных сумм налога, а другого - к налогоплательщику из бюджета в виде предоставленного законом налогового вычета, приводящего либо к уменьшению итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, либо к возмещению суммы налога из бюджета.
Очевидно, что смысл указанного состоит в том, что налогоплательщик вправе принять к вычету только те суммы налога, которые им фактически уплачены поставщикам, а не в том, что право покупателя на налоговый вычет подтверждается только в случае уплаты налога поставщиком в бюджет, как это указано налоговым органом в последнем абзаце п. 1 оспариваемого решения.
Мнение о том, что право покупателя на налоговый вычет подтверждается только в случае уплаты налога поставщиком в бюджет, налоговый орган сформировал, исказив фактическое содержание указанного выше положения п. 3 Определения Конституционного Суда от 08.04.04 N 169-О.
В отличие от фактического текста п. 3 Определения Конституционного Суда от 08.04.04 N 169-О, налоговый орган указал, что обеспечение условия движения эквивалентных по стоимости, хотя и различных по направлению потоков денежных средств, одного - от налогоплательщика к поставщику в виде фактически уплаченных сумм налога, а другого - к налогоплательщику из бюджета в виде предоставленного законом налогового вычета, приводящего либо к уменьшению итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, либо к возмещению суммы налога из бюджета, возможно только в случае уплаты налога поставщиком в бюджет.
Факт же того, что сумма налога предпринимателем, выставившим счет-фактуру с выделенной суммой НДС, не исчислена и/или не уплачена, будет (в случае его установления) являться налоговым нарушением, совершенным этим предпринимателем, но никак не покупателем его товара (работ, услуг).
В оспариваемом решении отсутствуют сведения о том, что заявителем был принят к вычету НДС, который не выделялся в счетах-фактурах, выставляемых продавцами товаров (работ, услуг), являющимися предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения и/или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, и/или не был оплачен заявителем указанным предпринимателям.
Кроме того, оспариваемое решение вынесено без учета положений пп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ, предусматривающих корреспондирующую с правом заявителя на вычет обязанность физических лиц - предпринимателей, не являющихся плательщиками НДС, исчислять и уплачивать налог в случае выставления ими покупателю счетов-фактур с выделением суммы налога.
При указанных обстоятельствах выводы налогового органа о необоснованном завышении заявителем сумм НДС, принимаемых к вычету, на 670096 руб. противоречат действующему налоговому законодательству, а именно статьям 171, 172, 173 НК РФ.
В-третьих, налоговым органом не приведено ни одного доказательства того, что заявителем действительно был принят к вычету НДС при приобретении каких-либо товаров (работ, услуг) у предпринимателей без образования юридического лица.
В указанном подпункте отсутствуют сведения (ссылки на полученные в ходе проверки сведения, счета-фактуры, позиции в книге покупок), из которых бы следовало, что заявителем в проверяемом периоде действительно приобретались какие-либо товары (работы, услуги) у каких-либо предпринимателей без образования юридического лица, применяющих упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде ЕНВД, и при этом принимался к вычету НДС в сумме, составляющей 670096 руб.
Ссылаясь в п. 2 на то, что из инспекций поступила информация о том, что предприниматели без образования юридического лица применяют упрощенную систему налогообложения, либо являются плательщиками единого налога на вмененный доход, либо не представляют декларации в налоговую инспекцию и налог соответственно не уплачивают, налоговый орган не приводит никаких данных, о каких именно предпринимателях и какая информация получена.
Более того, в решении налоговым органом не приведено никаких доказательств, что какая-либо информация действительно была им получена именно на момент вынесения оспариваемого решения.
Таким образом, вывод налогового органа о том, что заявителем на 670096 руб. необоснованно завышена сумма НДС, принимаемая к вычету, не основан на каких-либо доказательствах, что является нарушением п. 6 ст. 108 НК РФ, в соответствии с которым обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Учитывая изложенное, выводы налогового органа о завышении ООО "Цептер Интернациональ" суммы НДС, принимаемой к вычету по декларации за август 2004 г. на 670096 руб., незаконны, в связи с чем незаконны и предложения ответчика об уплате в бюджет суммы НДС в размере 670096 руб. и о внесении необходимых изменений в бухгалтерский учет.
Кроме того, необоснованно привлечение ООО "Цептер Интернациональ" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ.
Согласно ст. 109 Налогового кодекса РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае отсутствия события налогового правонарушения.
Так как, исходя из изложенного в настоящем заявлении, событие налогового правонарушения, установленное п. 1 ст. 122 Налогового кодекса РФ, а именно неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), отсутствует, то привлечение ООО "Цептер Интернациональ" к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога, что составляет 134019 руб., неправомерно.
С учетом изложенного суд считает, что оснований к отказу в удовлетворении требования заявителя не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 137 - 138 НК РФ, в соответствии со ст. ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать решение МИ ФНС России N 48 по г. Москве N 07-42/4 от 19.01.2005 недействительным, как не соответствующее требованиям НК РФ.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Возвратить ООО "Цептер Интернациональ" из федерального бюджета 2000 руб. госпошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию в течение 1-го месяца после принятия, в кассационную инстанцию - ФАС МО в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)