Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 15.03.2004 N А14-5914-03/238/24

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 15 марта 2004 г. Дело N А14-5914-03/238/24

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Воронежа на Решение от 31.10.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 18.12.2003 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-5914-03/238/24,
УСТАНОВИЛ:

ООО "Уралхолдинг-М" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Воронежа (далее - Инспекция) от 21.07.2003 N 439-08 и обязании Инспекции принять к возмещению НДС в сумме 2363536 руб., уплаченный Обществом в 4-м квартале 2002 г. (уточненные требования).
Решением суда от 31.10.2003 заявленные требования были удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.12.2003 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение, постановление суда и направить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Инспекции, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, по представленной Обществом в налоговый орган уточненной декларации за 4 квартал 2002 г. предъявлен к возмещению НДС по оприходованным и оплаченным основным фондам в сумме 2725653 руб.
По результатам проверки налоговым органом принято Решение от 21.07.2003 N 439-08 с предложением уплатить Обществом НДС в сумме 2363536 руб., а затем направлено требование N 27608 об уплате этого налога.
Основанием для вынесения вышеназванного решения послужило то, что в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения Обществом не восстановлены суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам в доле недоамортизированной стоимости, принятые к вычету до перехода на упрощенную систему налогообложения.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в суд с вышеуказанными требованиями.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со ст. 163, п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода и подлежит уменьшению на сумму вычетов, которая определяется также по итогам каждого налогового периода отдельно.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты (в числе прочих) НДС уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период. При этом в силу п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год. В связи с этим при переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2002 г., считаются прекращенными. Одновременно с этим считаются прекращенными обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, порядок исчисления и уплаты НДС, установленный гл. 21 НК РФ, не связывает возможность принятия его к зачету с порядком амортизации основных средств или МБП.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ. К такому исключению относится приобретение товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Если на момент приобретения товаров (работ, услуг) они использовались для указанных операций, независимо от срока такого использования, то последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для каких-либо перерасчетов НДС за истекшие налоговые периоды, поскольку это право не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, обязанность по восстановлению сумм НДС в порядке, предусмотренном ст. 170 НК РФ, не может применяться к налогоплательщику, перешедшему с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения, т.к. она возникла после внесения изменений в ст. 170 НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
Поскольку Обществом были соблюдены требования п. 2 ст. 170 НК РФ, что исключает для него наступление последствий, предусмотренных п. 3 ст. 170 НК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 31.10.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 18.12.2003 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-5914-03/238/24 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 15 марта 2004 г. Дело N А14-5914-03/238/24

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Воронежа на Решение от 31.10.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 18.12.2003 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-5914-03/238/24,
УСТАНОВИЛ:

ООО "Уралхолдинг-М" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Железнодорожному району г. Воронежа (далее - Инспекция) от 21.07.2003 N 439-08 и обязании Инспекции принять к возмещению НДС в сумме 2363536 руб., уплаченный Обществом в 4-м квартале 2002 г. (уточненные требования).
Решением суда от 31.10.2003 заявленные требования были удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.12.2003 решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение, постановление суда и направить дело на новое рассмотрение.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения представителя Инспекции, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, по представленной Обществом в налоговый орган уточненной декларации за 4 квартал 2002 г. предъявлен к возмещению НДС по оприходованным и оплаченным основным фондам в сумме 2725653 руб.
По результатам проверки налоговым органом принято Решение от 21.07.2003 N 439-08 с предложением уплатить Обществом НДС в сумме 2363536 руб., а затем направлено требование N 27608 об уплате этого налога.
Основанием для вынесения вышеназванного решения послужило то, что в связи с переходом на упрощенную систему налогообложения Обществом не восстановлены суммы налога на добавленную стоимость по основным средствам в доле недоамортизированной стоимости, принятые к вычету до перехода на упрощенную систему налогообложения.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в суд с вышеуказанными требованиями.
При рассмотрении настоящего дела судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
В соответствии со ст. 163, п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода и подлежит уменьшению на сумму вычетов, которая определяется также по итогам каждого налогового периода отдельно.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения предусматривает замену уплаты (в числе прочих) НДС уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период. При этом в силу п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу при применении упрощенной системы налогообложения признается календарный год. В связи с этим при переходе на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2003 налоговые периоды по всем налогам, исчисленным и уплаченным в 2002 г., считаются прекращенными. Одновременно с этим считаются прекращенными обязанности налогоплательщика по указанным налогам, поскольку иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Кроме того, порядок исчисления и уплаты НДС, установленный гл. 21 НК РФ, не связывает возможность принятия его к зачету с порядком амортизации основных средств или МБП.
В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ. К такому исключению относится приобретение товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).
Если на момент приобретения товаров (работ, услуг) они использовались для указанных операций, независимо от срока такого использования, то последующее изменение режима налогообложения не может являться основанием для каких-либо перерасчетов НДС за истекшие налоговые периоды, поскольку это право не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.
Таким образом, обязанность по восстановлению сумм НДС в порядке, предусмотренном ст. 170 НК РФ, не может применяться к налогоплательщику, перешедшему с 01.01.2003 на упрощенную систему налогообложения, т.к. она возникла после внесения изменений в ст. 170 НК РФ Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ.
Поскольку Обществом были соблюдены требования п. 2 ст. 170 НК РФ, что исключает для него наступление последствий, предусмотренных п. 3 ст. 170 НК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 31.10.2003 и Постановление апелляционной инстанции от 18.12.2003 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-5914-03/238/24 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)