Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.03.2009 ПО ДЕЛУ N А19-4916/09-57

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2009 г. по делу N А19-4916/09-57


Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 25 марта 2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30 марта 2009 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Назарьевой Л.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гришиной О.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области
о признании недействительным решения от 5 февраля 2009 года N 25,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Домбровская О.Л. (доверенность, паспорт),
от ответчика: Антипина Е.М. (доверенность, удостоверение), Толмачева М.С. (доверенность, удостоверение),
установил:

Открытое акционерное общество "Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота" (далее - налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 5 февраля 2009 года N 25.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, в обоснование которых указал, что оспариваемым решением произведено взыскание налогов (сборов), обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства в отношении должника - ОАО "Киренская РЭБ флота", в связи с чем требования об уплате обязательных платежей удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. По мнению заявителя, налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию данной задолженности, в связи с чем оспариваемый ненормативный правовой акт является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Представители ответчика в судебном заседании требования не признали, ссылаясь на законность оспариваемого решения, в обоснование своих возражений привели доводы, изложенные в отзыве на заявление, и пояснили, что в адрес общества были направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в суммах, исчисленных к уплате в бюджет, в соответствии с представленными налогоплательщиком соответствующих расчетов и деклараций по налогам, неисполнение требований послужило основанием для принятия оспариваемого решения. При этом налоговый орган полагает, что осуществление принудительного взыскания текущей задолженности по обязательным платежам за счет имущества должника путем вынесения соответствующего решения допускается в любой процедуре банкротства. Кроме того, требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, в связи с чем вопрос о взыскании данных платежей решается инспекцией в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области в адрес ОАО "Киренская РЭБ флота" направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 24 октября 2008 года N 17611, от 10 ноября 2008 года N 21775, N 21776, от 1 декабря 2008 года N 25685, N 25686, от 29 декабря 2008 года N 31878, согласно которым общество извещено об обязанности уплатить в срок соответственно до 3 ноября 2008 года, 20 ноября 2008 года, 11 декабря 2008 года, 14 января 2009 года неуплаченные суммы налогов.
Основанием для направления указанных требований послужило ненадлежащее исполнение обществом обязанности по уплате сумм авансовых платежей и налогов, исчисленных согласно представленным в налоговый орган по месту учета налоговым декларациям и расчетам по налогам, в частности, обществом 20 октября 2008 года представлен расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам за девять месяцев 2008 года, 20 октября 2008 года - налоговая декларация по водному налогу за третий квартал 2008 года, 20 октября 2008 года - налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2008 года, 30 октября 2008 года - расчет по авансовым платежам по земельному налогу за третий квартал 2008 года, 30 октября 2008 года - уточненные расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу за первый, второй и третий кварталы 2008 года, 30 апреля 2008 года - расчет по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за первый квартал 2008 года, 17 ноября 2008 года - уточненные расчеты по авансовым платежам по транспортному налогу за первый, второй и третий кварталы 2008 года.
В связи неисполнением к установленным срокам указанных требований, инспекцией приняты решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках от 17 декабря 2008 года N 1970, N 1971, N 1972, N 1973, N 1974, от 15 января 2009 года N 117.
Недостаточность (отсутствие денежных средств) на счетах налогоплательщика послужило основанием для принятия налоговым органом решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя от 5 февраля 2009 года N 25.
Не согласившись с решением налогового органа о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав представленные сторонами в материалы дела документы, выслушав доводы и возражения представителей сторон, суд установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ОАО "Киренская РЭБ флота" 30 мая 2006 года обратилось в арбитражный суд в порядке статьи 9 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с заявлением о признании несостоятельным (банкротом).
Определением от 11 сентября 2006 года по делу N А19-14692/06-38-29 в отношении общества возбуждено производство о несостоятельности (банкротстве), введена процедура наблюдения.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 октября 2007 года по тому же делу ОАО "Киренская РЭБ флота" признано несостоятельным (банкротом) и в отношении указанного должника введено конкурсное производство. Определением арбитражного суда от 23 октября 2008 года срок конкурсного производства продлен до 28 апреля 2009 года.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 30 декабря 2008 года N 296-ФЗ Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 296-ФЗ) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. К делам о банкротстве, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, до момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве (финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства или мирового соглашения) и введенной до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, применяются положения Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 296-ФЗ.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 30 декабря 2008 года N 296-ФЗ данный документ вступил в законную силу со дня официального опубликования (31 декабря 2008 года опубликован в "Российской газете").
Таким образом, изменения, внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 296-ФЗ, применяются к правоотношениям, возникающим с 31 декабря 2008 года.
Представленными в материалы дела документами подтверждается, что производство о несостоятельности (банкротстве) в отношении общества возбуждено 11 сентября 2006 года, процедура конкурсного производства введена 29 октября 2007 года (данная процедура банкротства на момент рассмотрения настоящего спора не завершена), то есть до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", следовательно, к данным правоотношениям подлежит применению Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" без учета внесенных изменений.
Из материалов дела следует, что налоговым органом произведено взыскание налогов в общей сумме 27 086 097 руб. за счет имущества ОАО "Киренская РЭБ флота" в пределах сумм, указанных в требованиях от 24 октября 2008 года N 17611, от 10 ноября 2008 года N 21775, N 21776, от 1 декабря 2008 года N 25685, N 25686, от 29 декабря 2008 года N 31878 об уплате единого социального налога, налога на имущество организаций, водного налога, налога на добавленную стоимость и транспортного налога за указанные периоды.
Судом установлено, что обязанность заявителя по уплате данных налогов возникла после признания общества несостоятельным (банкротом) и открытия в отношении него конкурсного производства.
В соответствии со статьей 126 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Статьей 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ определено, что обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 3, 4 Постановления от 15 декабря 2004 года N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснил, что требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно пункту 1 статьи 134 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, удовлетворяются за счет конкурсной массы вне очереди.
В соответствии с пунктом 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
При этом в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" также разъяснено, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с пунктом 4 статьи 142 Закона о банкротстве после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. В силу этой нормы налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию указанной задолженности. Названные требования не признаются внеочередными и устанавливаются судом, рассматривающим дело о банкротстве, в порядке, предусмотренном статьей 100 Закона о банкротстве, с последующим включением в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди. При рассмотрении этих требований уполномоченные органы пользуются правами и обязанностями лица, участвующего в деле о банкротстве.
Таким образом, требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат включению в реестр требований кредиторов в качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди, с предоставлением уполномоченным органам прав и обязанностей лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Как следует из материалов дела, налоговый орган обратился в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов обязательных платежей в сумме 14 943 540 руб. по требованиям об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 24 октября 2008 года N 17611, от 10 ноября 2008 года N 21775, 21776, в сумме 6 072 876 руб. по требованиям от 1 декабря 2008 года N 25685, N 25686, в сумме 6 069 878 руб. по требованию от 29 декабря 2008 года N 31878.
Определениями суда от 26 января 2009 года, 10 февраля 2009 года, от 5 марта 2009 года по делу N А19-14692/06-38-49 требования налоговой инспекции признаны обоснованными, указанные суммы включены в третью очередь реестра требований кредиторов с порядком удовлетворения, предусмотренным пунктом 4 статьи 142 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суд приходит к выводу, что налоговый орган, воспользовавшись предоставленным Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ правом предъявлять соответствующие требования к должнику ОАО "Киренская РЭБ флота" в порядке, предусмотренном статьей 100 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", в нарушение пункта 4 статьи 142 Закона и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принял меры по принудительному взысканию задолженности, включенной в реестр требований кредиторов качестве требований, удовлетворяемых после требований кредиторов третьей очереди, что подтверждает доводы заявителя о незаконности оспариваемого ненормативного правового акта и нарушении прав и законных интересов общества.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины в связи с чем, уплаченная заявителем по платежному поручению от 27 февраля 2009 года N 91 государственная пошлина подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области от 5 февраля 2009 года N 25 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя, как не соответствующее Налоговому кодексу РФ.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 13 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Открытого акционерного общества "Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота".
Возвратить Открытому акционерному обществу "Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению от 27 февраля 2009 года N 91.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Л.В.НАЗАРЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)