Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 01.08.2005 ПО ДЕЛУ N А19-3/05-30

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции


от 1 августа 2005 г. Дело N А19-3/05-30
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Дягилевой И.П.,
судей: Сорока Т.Г., Ибрагимовой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дягилевой И.П.,
при участии:
от заявителя - Дворового А.В. (доверенность от 11.05.2005 N 29/05),
от ответчика - не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС РФ N 14 по Иркутской области и УОБАО на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.05.2005 по делу N А19-3/05-30, принятое Верзаковым Е.И. по заявлению ФГУП "Тыретский солерудник" к Межрайонной инспекции ФНС РФ N 14 по Иркутской области о признании незаконным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Тыретский солерудник" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения МИМНС РФ N 14 по Иркутской области (преобразована в МИФНС N 14 по Иркутской области и УОБАО) N 02-41/4113 от 24.11.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, МИФНС РФ N 14 по Иркутской области и УОБАО обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права.
МИФНС РФ N 14 по Иркутской области и УОБАО, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения спора (увед. N 32421), в судебное заседание не направила своего представителя, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в соответствии со ст.ст. 123, 200 АПК РФ в отсутствие представителя налогового органа.
Представитель ФГУП "Тыретский солерудник" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, - несостоятельными.
Выслушав представителя ФГУП "Тыретский солерудник", исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленного налогоплательщиком расчета по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г.
В ходе проведения указанной проверки налоговым органом было установлено неправомерное применение налоговой ставки 0 процентов в отношении нормативных потерь полезных ископаемых в размере 59039244 руб., что повлекло неисчисление налога на добычу полезных ископаемых в сумме 3247158 руб.
По результатам проведения указанной проверки налоговым органом было вынесено решение N 02-41/4113 от 24.11.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату суммы налога в результате неправильного исчисления в виде взыскания штрафа в размере 649432 руб. Также указанным решением налогоплательщику предложено уплатить в добровольном порядке сумму штрафа в размере 3247158 руб., пеню в размере 127061 руб.
Не согласившись с указанным решением, ФГУП "Тыретский солерудник" обратилось в суд с настоящим заявлением.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из отсутствия вины в действиях ФГУП "Тыретский солерудник", так как неутверждение нормативов не может нарушать право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов.
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов.
Нормативными потерями полезных ископаемых в целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения".
Пунктом 2 указанных Правил установлено, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
В соответствии с пунктом 4 указанных выше Правил при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Из приведенных правовых норм следует, что применение нулевой ставки по налогу возможно только в пределах нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденных в строго определенном порядке и рассчитываемых по конкретным местам образования потерь.
Из материалов дела усматривается, что нормативы технологических потерь на 2004 год, разработанные ФГУП "Тыретский солерудник" на основании плана, были рассмотрены Управлением Иркутского округа Госгортехнадзора России, о чем был составлен протокол N 17 от 19.11.2003, направленный на согласование в МПР РФ, в свою очередь, данные нормативы были утверждены только 19.01.2005 Приказом МПР РФ N 15 и подлежали применению с 01.01.2004 по 31.12.2004.
Таким образом, предоставление льготы по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, право на которую имело ФГУП "Тыретский солерудник", было поставлено в зависимость от действий соответствующих государственных органов исполнительной власти.
Однако нормативы потерь в отношении налогоплательщика не были утверждены в силу объективных причин, поскольку согласно существующему порядку после представления в территориальные органы МПР России всех необходимых документов заявитель не имел возможности влияния на процесс утверждения нормативов потерь, равно как и не мог располагать информацией об их неутверждении. При этом неиздание МПР России нормативно-правового акта не может служить основанием для признания незаконным применения налогоплательщиком льготной налоговой ставки, поскольку это прямо нарушает конституционные права и законные интересы налогоплательщика.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что положения пункта 4 Правил, в соответствии с которым все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь, не могут быть применены к обществу, в связи с чем обоснованно признал неправомерным доначисление обществу налога, пени и штрафных санкций за июль 2004 года.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.05.2005 по делу N А19-3/05-30 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
И.П.ДЯГИЛЕВА

Судьи:
Т.Г.СОРОКА
С.Ю.ИБРАГИМОВА







АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 1 августа 2005 г. Дело N А19-3/05-30
Арбитражный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Дягилевой И.П.,
судей: Сорока Т.Г., Ибрагимовой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Дягилевой И.П.,
при участии:
от заявителя - Дворового А.В. (доверенность от 11.05.2005 N 29/05),
от ответчика - не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МИФНС РФ N 14 по Иркутской области и УОБАО на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.05.2005 по делу N А19-3/05-30, принятое Верзаковым Е.И. по заявлению ФГУП "Тыретский солерудник" к Межрайонной инспекции ФНС РФ N 14 по Иркутской области о признании незаконным решения налогового органа,
УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Тыретский солерудник" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения МИМНС РФ N 14 по Иркутской области (преобразована в МИФНС N 14 по Иркутской области и УОБАО) N 02-41/4113 от 24.11.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, МИФНС РФ N 14 по Иркутской области и УОБАО обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить как принятое с нарушением норм материального права.
МИФНС РФ N 14 по Иркутской области и УОБАО, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения спора (увед. N 32421), в судебное заседание не направила своего представителя, в связи с чем дело подлежит рассмотрению в соответствии со ст.ст. 123, 200 АПК РФ в отсутствие представителя налогового органа.
Представитель ФГУП "Тыретский солерудник" считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, - несостоятельными.
Выслушав представителя ФГУП "Тыретский солерудник", исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка представленного налогоплательщиком расчета по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г.
В ходе проведения указанной проверки налоговым органом было установлено неправомерное применение налоговой ставки 0 процентов в отношении нормативных потерь полезных ископаемых в размере 59039244 руб., что повлекло неисчисление налога на добычу полезных ископаемых в сумме 3247158 руб.
По результатам проведения указанной проверки налоговым органом было вынесено решение N 02-41/4113 от 24.11.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату суммы налога в результате неправильного исчисления в виде взыскания штрафа в размере 649432 руб. Также указанным решением налогоплательщику предложено уплатить в добровольном порядке сумму штрафа в размере 3247158 руб., пеню в размере 127061 руб.
Не согласившись с указанным решением, ФГУП "Тыретский солерудник" обратилось в суд с настоящим заявлением.
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из отсутствия вины в действиях ФГУП "Тыретский солерудник", так как неутверждение нормативов не может нарушать право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов.
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых производится по налоговой ставке 0 процентов.
Нормативными потерями полезных ископаемых в целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения".
Пунктом 2 указанных Правил установлено, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
В соответствии с пунктом 4 указанных выше Правил при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
Из приведенных правовых норм следует, что применение нулевой ставки по налогу возможно только в пределах нормативов потерь полезных ископаемых, утвержденных в строго определенном порядке и рассчитываемых по конкретным местам образования потерь.
Из материалов дела усматривается, что нормативы технологических потерь на 2004 год, разработанные ФГУП "Тыретский солерудник" на основании плана, были рассмотрены Управлением Иркутского округа Госгортехнадзора России, о чем был составлен протокол N 17 от 19.11.2003, направленный на согласование в МПР РФ, в свою очередь, данные нормативы были утверждены только 19.01.2005 Приказом МПР РФ N 15 и подлежали применению с 01.01.2004 по 31.12.2004.
Таким образом, предоставление льготы по налогу на добычу полезных ископаемых, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, право на которую имело ФГУП "Тыретский солерудник", было поставлено в зависимость от действий соответствующих государственных органов исполнительной власти.
Однако нормативы потерь в отношении налогоплательщика не были утверждены в силу объективных причин, поскольку согласно существующему порядку после представления в территориальные органы МПР России всех необходимых документов заявитель не имел возможности влияния на процесс утверждения нормативов потерь, равно как и не мог располагать информацией об их неутверждении. При этом неиздание МПР России нормативно-правового акта не может служить основанием для признания незаконным применения налогоплательщиком льготной налоговой ставки, поскольку это прямо нарушает конституционные права и законные интересы налогоплательщика.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу, что положения пункта 4 Правил, в соответствии с которым все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь, не могут быть применены к обществу, в связи с чем обоснованно признал неправомерным доначисление обществу налога, пени и штрафных санкций за июль 2004 года.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 269 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 03.05.2005 по делу N А19-3/05-30 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий
И.П.ДЯГИЛЕВА

Судьи:
Т.Г.СОРОКА
С.Ю.ИБРАГИМОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)