Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2007, 03.09.2007 N 09АП-10064/2007-АК ПО ДЕЛУ N А40-9423/07-108-12

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


27 августа 2007 г. Дело N 09АП-10064/2007-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 27.08.2007.
Постановление в полном объеме изготовлено 03.09.2007.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего К., судей Я., П.П., при ведении протокола судебного заседания председательствующим, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России N 17 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2007 по делу N А40-9423/07-108-12, принятое судьей Г. по иску/заявлению ООО "ПМД Сервис" к Инспекции ФНС России N 17 по г. Москве о признании недействительным решения налогового органа, при участии: от истца (заявителя) - П.К. по доверенности от 30.10.2006, паспорт 4505 N 861235 выдан 23.05.2003, от ответчика (заинтересованного лица) - П.Л. по доверенности от 29.12.2006 N 01-20/21677, удостоверение УР N 18177 выдано 14.04.2006
УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2007 удовлетворено заявление ООО "ПМД Сервис" (далее - заявитель, общество) к Инспекции ФНС России N 17 по г. Москве (далее - налоговый орган, Инспекция, ответчик) о признании незаконным решения от 19.10.2006 N 01-14/960 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
При этом Арбитражный суд г. Москвы исходил из того, что решение Инспекции является незаконным, нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Не согласившись с принятым решением, ответчик по делу - Инспекция ФНС России N 17 по г. Москве - обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, в связи с нарушением судом норм материального права.
В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на то, что обществом в нарушение абз. 7, 8 статьи 1 Закона г. Москвы от 05.03.2003 N 12 "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов" применена пониженная ставка 14% при налогообложении прибыли, полученной от операций по реализации ценных бумаг, что привело к занижению и неуплате налога в бюджет субъекта Российской Федерации.
Заявитель по делу - ООО "ПМД Сервис" - представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителя Инспекции ФНС России N 17 по г. Москве, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, представителя ООО "ПМД Сервис", просившего оставить решение без изменения, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела, Инспекцией ФНС России N 17 по г. Москве по результатам камеральной проверки представленной обществом 19.07.2006 уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль вынесено решение от 19.10.2006 N 01-14/960, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 37046 руб.; налогоплательщику предложено уплатить неуплаченный (не полностью уплаченный) налог на прибыль в размере 185230 руб., уменьшить на исчисленные в завышенных размерах суммы налога на прибыль в размере 452887 руб., а также внести соответствующие исправления в бухгалтерский учет.
Суд апелляционной инстанции считает оспариваемое по делу решение Инспекции незаконным по следующим основаниям.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что ООО "ПМД Сервис" в 2003 году осуществляло деятельность, связанную, в том числе, с реализацией ценных бумаг, привлекая при этом труд инвалидов.
В налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 год организацией на листе 06 отражена налоговая база по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами в размере 3163665 руб.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" государством гарантируется система экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2).
Согласно пункту 1 статьи 284 НК РФ (в редакции, действующей в проверяемый период) законами субъектов Российской Федерации предусмотренная настоящим пунктом налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 12 процентов.
При исчислении налога обществом была использована пониженная ставка налога на прибыль в размере 14% в соответствии с Законом города Москвы от 05.03.2003 N 12 "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов".
При этом, размер налоговой базы для исчисления налога на прибыль организации, включающей в себя, в том числе и налоговую базу по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отражен на листе 02 налоговой декларации с указанием применения 14-процентной ставки налога, установленной Законом г. Москвы.
Налоговый орган в оспариваемом решении ссылается на то, что пониженная ставка налога на прибыль в отношении операций с ценными бумагами применена заявителем с нарушением требований абзацев 7, 8 статьи 1 Закона г. Москвы от 05.03.2003 N 12.
Данный довод налогового органа не может быть признан правомерным в связи со следующим.
Нормативное регулирование применения пониженной ставки налога на прибыль в части налога, подлежащего зачислению в бюджет г. Москвы, для общественных организаций инвалидов, организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и организаций, использующих труд инвалидов, в период 2003 года осуществлялось в соответствии с Законом г. Москвы от 05.03.2003 N 12 "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов", принятым в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год".
В соответствии со статьей 1 Закона г. Москвы от 05.03.2003 N 12 "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов" ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет города Москвы, в размере 14 процентов установлена для:
- - общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) в течение отчетного (налогового) периода составляют не менее 80 процентов;
- - организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, указанных в пункте 1 настоящей части;
- - организаций, использующих труд инвалидов.
Учитывая, что положения названного Закона распространяются на деятельность общества, заявителем правомерно, в соответствии с действующим законодательством в период 2003 года применялась пониженная ставка налога на прибыль в размере 14%.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованной ссылку налогового органа в обоснование своей правовой позиции о неправомерном применении обществом пониженной ставки налога на прибыль на Перечень товаров, производимых и (или) реализуемых общественными организациями инвалидов, учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, и организациями, использующими труд инвалидов (в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов общего числа работников и доля их заработной платы в расходах на оплату труда - не менее 25 процентов), в расходы на производство и (или) реализацию которых для определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль не могут быть включены средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности общественных организаций инвалидов, утвержденный Правительством РФ от 29.12.2001 N 920 (далее - Перечень).
Из наименования и текста Постановления Правительства РФ от 29.12.2001 N 920 следует, что Перечень утверждает список товаров, в расходы на производство и (или) реализацию которых для определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль не могут быть включены средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности общественных организаций инвалидов.
Суд апелляционной инстанции считает, что указанный Инспекцией нормативный акт не подлежит применению к правоотношениям, возникшим в связи с применением обществом пониженной ставки налога на прибыль, по следующим основаниям.




В соответствии с положениями главы 26 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль выступает прибыль, определяемая как доход организации за вычетом произведенных расходов.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг общество отразило расходы, связанные с приобретением и реализацией (выбытием, в т.ч. погашением) ценных бумаг.
Указанные данные отражены заявителем в строке 030, лист 06 налоговой декларации по налогу на прибыль за 2003 год.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Таким образом, общество надлежащим образом исполнило обязанности, возложенные на налогоплательщиков статьей 23 НК РФ, в частности по уплате законно установленных налогов и сборов; по ведению в установленном порядке учета своих доходов (расходов) и объектов налогообложения; по представлению в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые организация обязана уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерской отчетности.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что Инспекцией не верно квалифицированы расходы налогоплательщика, поскольку, как указано выше, обществом отражены в налоговой декларации фактически понесенные расходы, связанные с приобретением и реализацией (выбытием, в т.ч. погашением) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в то время, как Перечень, на который ссылается налоговый орган относится к иным правоотношениям, поскольку содержит в себе наименования товаров, производимых и (или) реализуемых организациями, использующими труд инвалидов, в расходы на производство и (или) реализацию которых для определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль не могут быть включены средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности общественных организаций инвалидов.
При определении налоговой базы при исчислении налога на прибыль общество не включало в расходы на производство и (или) реализацию ценных бумаг средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности общественных организаций инвалидов, в связи с чем применение Перечня является неправомерным.
Кроме того, указанный Перечень принят в соответствии с подпунктами 38 и 39 пункта 1 статьи 264 НК РФ "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией". Указанные нормы регулируют отнесение к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, расходов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.
Таким образом, обществом правомерно применена пониженная ставка налога на прибыль в размере 14%, установленная Законом г. Москвы от 05.03.2003 N 12 "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов", в связи с чем, выводы налогового органа о нарушении налогоплательщиком абзацев 7, 8 статьи 1 Закона г. Москвы от 05.03.2003 N 12 необоснованны и противоречат нормам действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции также учитывает, что ООО "ПМД Сервис" расходы, отраженные в налоговой декларации квалифицируются, как расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав), нормативно закрепленных в подпункте 1 пункта 1 статьи 253 НК РФ.
Запрета в отношении уменьшения доходов, полученных от операций с ценными бумагами, налоговое законодательство (статья 280 НК РФ) не содержит.
Расходы, к которым применяется Перечень от 29.12.2001 N 920, относятся к иным видам расходов - прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, и отражены в подпункте 6 пункта 1 статьи 253 НК РФ.
Помимо этого, правильность исчисления налоговой базы по налогу на прибыль за период 2003 года ранее была предметом выездной налоговой проверки, проведенной Инспекцией в 2005 году в отношении ООО "ПМД Сервис" (акт N 124 от 19.05.2005, решение N 118 от 03.06.2005).
Нарушений по исчислению налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, указанной проверкой не выявлено.
В оспариваемом решении Инспекция также приводит доводы о неправомерном уменьшении обществом прибыли от операций с ценными бумагами на сумму убытка от основной деятельности.
Данный довод налогового органа отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом для налогоплательщиков - российских организаций прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Статьей 249 НК установлено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
При этом статьей 38 НК РФ предусмотрено, что товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 315 НК РФ при составлении расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций выручка от реализации ценных бумаг учитывается при расчете показателя "Сумма доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде", а расходы, понесенные от реализации ценных бумаг, - при расчете показателя "Сумма расходов, произведенных в отчетном (налоговом) периоде, уменьшающих сумму доходов от реализации".
Пунктом 3 статьи 249 НК РФ установлено, что особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Кодекса (24 процента), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 Кодекса предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Согласно пункту 8 статьи 280 НК РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется непрофессиональными участниками рынка ценных бумаг отдельно, за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумагами определяемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Порядок заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций определен Инструкцией по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций (далее - Инструкция), утвержденной Приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585, действующей в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 13 указанной Инструкции, определяющей порядок заполнения листа 06 налоговой декларации "Расчет налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг", данный расчет осуществляется по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, с учетом особенностей, установленных статьями 280 и 281 НК РФ, в порядке, предусмотренном статьей 329 НК РФ.
Расчет налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, произведен организацией на листе 06 налоговой декларации в соответствии с пунктом 8 статьи 280 НК РФ.
Окончательный расчет налога, подлежащего уплате в бюджет, производится налогоплательщиком в листе 02 декларации в соответствии с утвержденной Инструкцией.
По строке 140 листа 02 рассчитывается налоговая база исходя из показателей строки 050 и строк с 060 по 130. Поскольку строки 060 - 130 имеют нулевое значение, строка 140 равна строке 050.
Строка 140 листа 02 не является базой для исчисления налога, поскольку в строке 140 листа 02 декларации указывается налоговая база, рассчитанная по результатам основной деятельности и внереализационных операций организации в 2003 году.
В соответствии с Инструкцией, налоговая база для расчета налога рассчитывается в строках 180 - 200, в которых определяется налоговая база в целом по результатам всей деятельности налогоплательщика.
Учитывая изложенное, доводы налогового органа со ссылкой на пункт 8 статьи 274 НК РФ о необходимости указания в строке 140 листа 02 нулевого значения, неправомерны.
В соответствии с пунктом 3 Инструкции, устанавливающей порядок заполнения листа 02, декларации "Расчет налога на прибыль организаций", при определении общей налоговой базы для исчисления налога на прибыль налоговая база по операциям с ценными бумагами, отраженная в листе 06 стр. 120 налоговой декларации, показанная в листе 02 строки 180, 190, 191 и 200 (в разрезе бюджета), суммируется с налоговой базой по основному виду деятельности, отраженному в листе 02 стр. 140 налоговой декларации.
В соответствии с алгоритмом исчисления налоговой базы, изложенным в Инструкции и строках 180 - 200 декларации, налоговая база для исчисления налога равна налоговой базе по основной деятельности (стр. 140 лист 02) + налоговая база по операциям с ценными бумагами (стр. 120 лист 06).
Таким образом, если от операций с ценными бумагами получена прибыль, то эта прибыль включается по строкам 180 - 200 листа 02 налоговой декларации по налогу на прибыль в общую налоговую базу налогоплательщика, в том числе, если он занимается несколькими видами деятельности, на основании статьи 249 НК РФ.
В том случае, если от операций с ценными бумагами получена прибыль, а по другим видам деятельности убыток, то при определении общей налоговой базы по налогу на прибыль убыток от основной деятельности уменьшается за счет прибыли по операциям с ценными бумагами (письмо УМНС РФ по г. Москве от 16.06.2003 N 26-12/31441).
Аналогичная правовая позиция изложена в письме УМНС РФ по г. Москве от 16.01.2003 N 26-12/3592, в соответствии с которым если организация в одном отчетном (налоговом) периоде получила одновременно и прибыль по ценным бумагам, то убыток, полученный налогоплательщиком по основной деятельности, уменьшает общую налоговую базу по налогу на прибыль.
Кроме того, Налоговый кодекс не ограничивает возможность уменьшения прибыли, полученной при совершении операций с ценными бумагами, на сумму убытка, полученного от основной деятельности.
Аналогичные выводы содержатся в Письме Минфина РФ от 21.02.2006 N 03-03-04/1/135, Письме Минфина РФ от 06.10.2006 N 03-03-04/4/154.
Из материалов дела усматривается, что в 2003 году обществом получена прибыль по операциям с ценными бумагами, которая включена согласно Инструкции, в строки 180 - 200 листа 02 декларации, при определении общей налоговой базы по указанным строкам прибыль от операций с ценными бумагами уменьшена на сумму убытка от основной деятельности организации, отраженную в строке 140 - листа 02 декларации.
Таким образом, налоговая база для исчисления налога составила 605815 руб. (согласно Инструкции стр. 140 листа 02 (-2557850) + стр. 120 листа 06 (3163665).
Сумма исчисленного налога на прибыль, отраженная в строке 250 листа 02 декларации, рассчитана ООО "ПМД Сервис" следующим образом:
Налоговая база для исчисления налога (стр. 180 - 200 лист 02) x 20% (в т.ч. 6% - ставка налога на прибыль в федеральный бюджет; 14% - ставка налога на прибыль в бюджет субъекта РФ).
605815 руб. x 20% = 121163 руб. - сумма исчисленного налога на прибыль (всего), в том числе:
- 36349 руб. - сумма исчисленного налога на прибыль в федеральный бюджет по ставке 6% (стр. 260 лист 02);
- 84814 руб. - сумма исчисленного налога на прибыль в бюджет субъекта РФ по ставке 14% (стр. 270 лист 02).
Кроме того, в соответствии с Законом города Москвы от 05.03.2003 N 12 "Об установлении ставки налога на прибыль для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов" при исчислении налога организацией была использована пониженная ставка налога на прибыль в размере 14% в отношении всей налогооблагаемой прибыли.
В проверяемый период ООО "ПМД Сервис" имело переплату по налогу на прибыль в размере 452887 руб., что подтверждается налоговым органом в оспариваемом решении.
Таким образом, даже в случае признания доводов налогового органа о неправомерности уменьшения ООО "ПМД Сервис" прибыли от операций с ценными бумагами на сумму убытка от основной деятельности, обоснованными, расчет налога должен производиться следующим образом (3163665 руб. - 605815 руб.) x 14%.
Сумма исчисленного налога на прибыль по ставке 14%, отражаемая в стр. 250, листа 02 декларации, составляет 358099 руб.
ООО "ПМД Сервис" исчислило налог в сумме 121163 руб. (стр. 250, лист 02 декларации).
Сумма неуплаченного налога составляет 236936 руб. (358099 руб. - 121163 руб.).
Учитывая, что у ООО "ПМД Сервис" имеется переплата по налогу на прибыль в размере 452887 руб., факт неуплаты налога в рассматриваемый период (2003 г.) отсутствует.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что судебное решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и взыскиваются арбитражным судом со стороны, поскольку при подаче апелляционной жалобы госпошлина не была уплачена, а НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение налоговых органов от уплаты госпошлины по делам, по которым налоговый орган выступал ответчиком.
На основании изложенного и ст. ст. 137, 246, 247, 252, 253, 274, 280, 284, 286 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.05.2007 по делу N А40-9423/07-108-12 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции ФНС России N 17 по г. Москве в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. по апелляционной жалобе.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)