Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 июля 2004 г. Дело N КГ-А40/6215-04
Открытое акционерное общество "Новая инвестиционная инициатива "Дельта" (ОАО "НИИ "Дельта") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Регионального отделения ФКЦБ России в Центральном федеральном округе (РО ФКЦБ РФ в ЦФО) N 1803 от 17.12.2003.
Заявление мотивировано тем, что оспоренным распоряжением РО ФКЦБ РФ в ЦФО приняло необоснованное решение об отказе в регистрации отчета об итогах выпуска акций ОАО "НИИ "Дельта", признании несостоявшейся и аннулировании государственной регистрации выпуска акций Общества, ошибочно посчитав, что пакет акций (30,5%) ОАО "НИИ "Дельта" является закрепленным в собственности государства, и в связи с уменьшением доли государства нарушаются требования статьи 40 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" об обязательном сохранении доли государства в уставном капитале акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 марта 2004 года в удовлетворении заявления отказано.
Решение мотивировано тем, что распоряжение принято правомерно, поскольку ОАО "НИИ "Дельта" создано в процессе приватизации, на дату принятия решения о дополнительном выпуске акций путем открытой подписки в государственной собственности находилось 30,5% уставного капитала этого Общества, выпуск акций и его государственная регистрация приводят к уменьшению доли государства до 24,53%, что недопустимо в силу прямого указания норм статьи 40 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Кроме того, суд указал на допущенное при регистрации выпуска акций нарушение положений "Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" в связи с образованием дробных акций.
Постановлением апелляционной инстанции от 28 мая 2004 года вынесенное по делу решение оставлено без изменений.
Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу, что оспоренное распоряжение РО ФКЦБ РФ в ЦФО является законным, как направленное на сохранение доли государства в уставном капитале созданного в процессе приватизации ОАО "НИИ "Дельта".
В кассационной жалобе ОАО "НИИ Дельта" просит решение и постановление отменить, как принятые с нарушением норм материального права, выразившемся в неправильном, по мнению заявителя, толковании судом обеих инстанций положений статьи 40 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", и просит принять новое решение об удовлетворении заявления.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд обеих инстанций не учел, что ОАО "НИИ "Дельта" предприняло необходимые действия с целью недопущения уменьшения доли государства в уставном капитале Общества: в частности, уведомило лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительно размещаемых акций, а также направило Минимуществу России, как лицу, уполномоченному на управление федеральной государственной собственностью, письмо с предложением докупить необходимое для сохранения доли государства количество акций ОАО "НИИ "Дельта". В ответ на письмо Минимущество России предложений по покупке акций не направило, из чего следует, что государство в лице уполномоченного органа отказалось от сохранения своей доли уставного капитала; законодательством не предусмотрена обязанность по сохранению доли государства за счет других акционеров или самого Общества.
В заседании кассационной инстанции заявитель доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель РО ФКЦБ РФ в ЦФО, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, для участия в судебном разбирательстве не явился.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и норм процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими оставлению без изменения исходя из следующего.
Предметом заявленного по настоящему делу заявления является требование о признании недействительным распоряжения РО ФКЦБ РФ в ЦФО, как ненормативного акта государственного органа.
При рассмотрении дела суд обеих инстанций правильно руководствовался положениями статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым ненормативный акт государственного органа может быть признан в судебном порядке недействительным в случае, если суд установит наличие одновременно следующих обстоятельств: обжалованный акт противоречит закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права или законные интересы заявителя.
Как установлено судом обеих инстанций и следует из материалов дела, на основании распоряжения РО ФКЦБ РФ в ЦФО от 15.08.2003 N 1122 осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска 55000 штук обыкновенных акций ОАО "НИИ "Дельта" за N 1-02-00831-A-001D. После размещения акций выпуска ОАО "НИИ "Дельта" направило в РО ФКЦБ РФ в ЦФО отчет об итогах выпуска ценных бумаг для его государственной регистрации.
РО ФКЦБ РФ в ЦФО распоряжением от 17.12.2003 N 1803 приняло решение отказать в регистрации отчета об итогах выпуска указанных ценных бумаг, признало сам выпуск несостоявшимся и приняло решение об аннулировании его государственной регистрации, мотивировав свои решения тем, что в результате размещения дополнительных акций уменьшается до 24,53% доля государства в уставном капитале эмитента - ОАО "НИИ "Дельта" (л. д. 6, 7).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что указанное распоряжение не противоречит закону, а напротив, направлено на соблюдение его императивных указаний о необходимости сохранения доли государства в уставах акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
Кассационная инстанция считает данный вывод обоснованным, как соответствующий закону.
Так, в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" при наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих более 25 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций осуществляется с сохранением доли государства или муниципального образования и обеспечивается внесением в уставный капитал этого общества государственного или муниципального имущества либо средств соответствующего бюджета для оплаты дополнительно выпускаемых акций.
Суд обеих инстанций правильно основывался на буквальном толковании положений данной нормы и исходил из того, что в ней содержится императивное, ничем не обусловленное и, в частности, не зависящее от позиции конкретных уполномоченных органов власти требование о недопустимости уменьшения доли государства в уставном капитале открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
В этой связи то обстоятельство, что Минимущество России не воспользовалось своим преимущественным правом покупки дополнительно размещаемых акций ОАО "НИИ "Дельта", о наличии которого его известил заявитель, и не представило заявки на выкуп ценных бумаг, не может исключить действие названной императивной нормы Федерального закона.
Доводы кассационной жалобы об обратном отклоняются.
Ссылка заявителя на то, что в результате отказа в государственной регистрации выпуска акций нарушается закрепленный в Федеральном законе от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" принцип равноправия всех акционеров, притом что остальные (помимо государства) акционеры затратили значительные средства на приобретение дополнительных акций, также не может быть признана состоятельной.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" увеличение уставного капитала общества путем выпуска дополнительных акций при наличии пакета акций, предоставляющего более 25 процентов голосов на общем собрании акционеров и закрепленного в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о приватизации в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в течение срока закрепления только в случае, если при таком увеличении сохраняется размер доли государства или муниципального образования.
Согласно положениям статьи 5 того же Федерального закона особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция"), определяются Федеральным законом "О приватизации государственных и муниципальных предприятий".
ОАО "НИИ "Дельта" создано в процессе приватизации, поэтому правовое положение данного Общества определяется не только общими нормами гражданского и в частности акционерного законодательства, основанного на принципе равенства субъектов регулируемых им отношений, но также должно соответствовать требованиям законодательства о приватизации, содержащего ограничения указанного принципа равенства субъектов, обусловленные наличием публичного (общественного) интереса.
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в новой редакции предусматривает возможность увеличения уставного капитала за счет имущества общества. В этом случае акции распределяются среди всех акционеров пропорционально тому количеству акций, которым уже обладают акционеры и, соответственно, сохраняется неизменной доля государства.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция пришла к выводу, что решение и постановление приняты при правильном применении норм материального и норм процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для их отмены по доводам кассационной жалобы, основанным на неверном толковании закона.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение от 29 марта 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 28 мая 2004 года по делу N А40-3720/04-122-47 Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "НИИ "Дельта" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 16.07.2004 N КГ-А40/6215-04
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 16 июля 2004 г. Дело N КГ-А40/6215-04
Открытое акционерное общество "Новая инвестиционная инициатива "Дельта" (ОАО "НИИ "Дельта") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Регионального отделения ФКЦБ России в Центральном федеральном округе (РО ФКЦБ РФ в ЦФО) N 1803 от 17.12.2003.
Заявление мотивировано тем, что оспоренным распоряжением РО ФКЦБ РФ в ЦФО приняло необоснованное решение об отказе в регистрации отчета об итогах выпуска акций ОАО "НИИ "Дельта", признании несостоявшейся и аннулировании государственной регистрации выпуска акций Общества, ошибочно посчитав, что пакет акций (30,5%) ОАО "НИИ "Дельта" является закрепленным в собственности государства, и в связи с уменьшением доли государства нарушаются требования статьи 40 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" об обязательном сохранении доли государства в уставном капитале акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29 марта 2004 года в удовлетворении заявления отказано.
Решение мотивировано тем, что распоряжение принято правомерно, поскольку ОАО "НИИ "Дельта" создано в процессе приватизации, на дату принятия решения о дополнительном выпуске акций путем открытой подписки в государственной собственности находилось 30,5% уставного капитала этого Общества, выпуск акций и его государственная регистрация приводят к уменьшению доли государства до 24,53%, что недопустимо в силу прямого указания норм статьи 40 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Кроме того, суд указал на допущенное при регистрации выпуска акций нарушение положений "Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг" в связи с образованием дробных акций.
Постановлением апелляционной инстанции от 28 мая 2004 года вынесенное по делу решение оставлено без изменений.
Суд апелляционной инстанции также пришел к выводу, что оспоренное распоряжение РО ФКЦБ РФ в ЦФО является законным, как направленное на сохранение доли государства в уставном капитале созданного в процессе приватизации ОАО "НИИ "Дельта".
В кассационной жалобе ОАО "НИИ Дельта" просит решение и постановление отменить, как принятые с нарушением норм материального права, выразившемся в неправильном, по мнению заявителя, толковании судом обеих инстанций положений статьи 40 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", и просит принять новое решение об удовлетворении заявления.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд обеих инстанций не учел, что ОАО "НИИ "Дельта" предприняло необходимые действия с целью недопущения уменьшения доли государства в уставном капитале Общества: в частности, уведомило лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительно размещаемых акций, а также направило Минимуществу России, как лицу, уполномоченному на управление федеральной государственной собственностью, письмо с предложением докупить необходимое для сохранения доли государства количество акций ОАО "НИИ "Дельта". В ответ на письмо Минимущество России предложений по покупке акций не направило, из чего следует, что государство в лице уполномоченного органа отказалось от сохранения своей доли уставного капитала; законодательством не предусмотрена обязанность по сохранению доли государства за счет других акционеров или самого Общества.
В заседании кассационной инстанции заявитель доводы кассационной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель РО ФКЦБ РФ в ЦФО, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, для участия в судебном разбирательстве не явился.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя заявителя, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и норм процессуального права, кассационная инстанция находит решение и постановление подлежащими оставлению без изменения исходя из следующего.
Предметом заявленного по настоящему делу заявления является требование о признании недействительным распоряжения РО ФКЦБ РФ в ЦФО, как ненормативного акта государственного органа.
При рассмотрении дела суд обеих инстанций правильно руководствовался положениями статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым ненормативный акт государственного органа может быть признан в судебном порядке недействительным в случае, если суд установит наличие одновременно следующих обстоятельств: обжалованный акт противоречит закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права или законные интересы заявителя.
Как установлено судом обеих инстанций и следует из материалов дела, на основании распоряжения РО ФКЦБ РФ в ЦФО от 15.08.2003 N 1122 осуществлена государственная регистрация дополнительного выпуска 55000 штук обыкновенных акций ОАО "НИИ "Дельта" за N 1-02-00831-A-001D. После размещения акций выпуска ОАО "НИИ "Дельта" направило в РО ФКЦБ РФ в ЦФО отчет об итогах выпуска ценных бумаг для его государственной регистрации.
РО ФКЦБ РФ в ЦФО распоряжением от 17.12.2003 N 1803 приняло решение отказать в регистрации отчета об итогах выпуска указанных ценных бумаг, признало сам выпуск несостоявшимся и приняло решение об аннулировании его государственной регистрации, мотивировав свои решения тем, что в результате размещения дополнительных акций уменьшается до 24,53% доля государства в уставном капитале эмитента - ОАО "НИИ "Дельта" (л. д. 6, 7).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что указанное распоряжение не противоречит закону, а напротив, направлено на соблюдение его императивных указаний о необходимости сохранения доли государства в уставах акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
Кассационная инстанция считает данный вывод обоснованным, как соответствующий закону.
Так, в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" при наличии в государственной или муниципальной собственности акций созданного в процессе приватизации открытого акционерного общества, предоставляющих более 25 процентов голосов на общем собрании акционеров, увеличение уставного капитала указанного общества путем дополнительного выпуска акций осуществляется с сохранением доли государства или муниципального образования и обеспечивается внесением в уставный капитал этого общества государственного или муниципального имущества либо средств соответствующего бюджета для оплаты дополнительно выпускаемых акций.
Суд обеих инстанций правильно основывался на буквальном толковании положений данной нормы и исходил из того, что в ней содержится императивное, ничем не обусловленное и, в частности, не зависящее от позиции конкретных уполномоченных органов власти требование о недопустимости уменьшения доли государства в уставном капитале открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
В этой связи то обстоятельство, что Минимущество России не воспользовалось своим преимущественным правом покупки дополнительно размещаемых акций ОАО "НИИ "Дельта", о наличии которого его известил заявитель, и не представило заявки на выкуп ценных бумаг, не может исключить действие названной императивной нормы Федерального закона.
Доводы кассационной жалобы об обратном отклоняются.
Ссылка заявителя на то, что в результате отказа в государственной регистрации выпуска акций нарушается закрепленный в Федеральном законе от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" принцип равноправия всех акционеров, притом что остальные (помимо государства) акционеры затратили значительные средства на приобретение дополнительных акций, также не может быть признана состоятельной.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" увеличение уставного капитала общества путем выпуска дополнительных акций при наличии пакета акций, предоставляющего более 25 процентов голосов на общем собрании акционеров и закрепленного в соответствии с правовыми актами Российской Федерации о приватизации в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться в течение срока закрепления только в случае, если при таком увеличении сохраняется размер доли государства или муниципального образования.
Согласно положениям статьи 5 того же Федерального закона особенности правового положения акционерных обществ, созданных при приватизации государственных и муниципальных предприятий, более 25 процентов акций которых закреплено в государственной или муниципальной собственности или в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении указанными акционерными обществами ("золотая акция"), определяются Федеральным законом "О приватизации государственных и муниципальных предприятий".
ОАО "НИИ "Дельта" создано в процессе приватизации, поэтому правовое положение данного Общества определяется не только общими нормами гражданского и в частности акционерного законодательства, основанного на принципе равенства субъектов регулируемых им отношений, но также должно соответствовать требованиям законодательства о приватизации, содержащего ограничения указанного принципа равенства субъектов, обусловленные наличием публичного (общественного) интереса.
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в новой редакции предусматривает возможность увеличения уставного капитала за счет имущества общества. В этом случае акции распределяются среди всех акционеров пропорционально тому количеству акций, которым уже обладают акционеры и, соответственно, сохраняется неизменной доля государства.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция пришла к выводу, что решение и постановление приняты при правильном применении норм материального и норм процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для их отмены по доводам кассационной жалобы, основанным на неверном толковании закона.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 29 марта 2004 года и постановление апелляционной инстанции от 28 мая 2004 года по делу N А40-3720/04-122-47 Арбитражного суда города Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "НИИ "Дельта" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)